КОНКУРС
М.В. ХАЗОВА,
лицей № 40,
г. Петрозаводск
Лингвистический марафон
Материалы конкурса
8 класс
Предисловие
Как театр начинается с вешалки, так
познание начинается с интереса. Пробудить
интерес к учебному предмету – важная задача
современного образования. Одним из шагов на пути
ее решения был Лингвистический марафон,
проведенный в рамках Дней русского языка и
литературы в лицее № 40 города Петрозаводска.
Конкурс состоял из двух этапов:
«Лингвистические игры» и «Лингвистические
задачи». К участию в I туре приглашались команды
восьмиклассников по 10–12 человек. Они
одновременно получали двенадцать одинаковых
заданий, сдать решения которых следовало не
позднее чем через 2 часа после начала конкурса. Во
II тур вышли три команды, набравшие наибольшее
количество баллов.
Этап «Лингвистические задачи»
проводился по аналогичной схеме: команды
одновременно получали набор теперь уже из шести
(т.к. степень сложности возросла) заданий, решить
которые предлагалось за прежнее количество
времени – 2 часа. Время на решение каждой задачи и
принципы организации коллективной работы каждая
команда определяла для себя сама.
Подсчет результатов на каждом этапе
осуществлялся следующим образом: чем больше
команд решило задание, тем меньшее количество
баллов присваивалось за его выполнение. Так, если
из 10 команд задание выполнили все, то оно
оценивалось в 0,5 балла, если 9, то в 1 балл, если 8, то
в 1,5, если 7, то в 2, если 6, то в 2,5, если 5, то в 3, если 4,
то в 3,5, если 3, то в 4, если 2, то в 4,5, если 1 команда,
то в 5 баллов.
I тур
Лингвистические игры
Вероятно, почти каждому
учителю-словеснику приходилось слышать детский
вопрос: «А сколько слов в русском языке?».
Предполагается, что с начального этапа
формирования русского языка (тогда еще общего
для всех восточнославянских племен) каждый год в
среднем возникала почти тысяча новых слов или их
значений, но при этом часть из них оказывалась
неустойчивой и бесследно исчезала. Если
сосчитать все слова, которые постепенно
накапливались и составили в конце концов его
лексикон, их окажется много, почти миллион. Ведь
нужно сосчитать и собственно русские слова, и
заимствования, и диалектизмы, и научные термины,
и устаревшие слова, которые мы все-таки
используем иногда, и собственные имена и
прозвища, какими бы невероятными они нам ни
казались. Все это уже само по себе огромное
богатство. А каждое слово имеет свой оттенок
смысла, свое строение, свое звучание! Поэтому
было бы хорошо, если бы ученики не разочаровались
отсутствием точных цифр (хотя самых дотошных
можно адресовать к «Толковому словарю живого
великорусского языка» В.И. Даля или к 17-томному
академическому «Словарю современного русского
литературного языка»), а искренне
заинтересовались как словарным запасом всего
русского языка, так и своим собственным. Ведь
владение словом как инструментом общения –
неоценимое умение, а закладывается и развивается
оно с детства. Чем больше слов в словарном запасе
ребенка, тем легче ему устанавливать контакт с
людьми, приобщаться через книги к духовным
ценностям человечества, получать информацию и
познавать мир.
Игры со словами интересны и полезны,
поскольку они активизируют словарный запас,
пополняют его, открывают новые стороны, казалось
бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат
наблюдательности. Более того, школьников такие
игры настраивают на позитивное отношение к тому
предмету, который в расписании обозначен как
«русский язык». Подобные задания можно
использовать в режиме урока (как для
интеллектуальной зарядки, так и методически
связывая с изучаемым материалом). Так,
задание 1 – на опознание однокоренных слов
– может пригодиться при изучении
словообразования. В задании 3 заполнять таблицу
можно словами с заданным грамматическим
признаком, например склонением, и использовать
его при изучении морфологии существительных так
же, как и задание 8, где можно не просто
восстанавливать слова, а еще и распределять их по
типам склонения. Ниже приводятся лишь некоторые
игры из всего многообразия, которые учитель
может почерпнуть из литературы. Большую помощь
окажут в этом книги «Занимательные материалы по
русскому языку» А.Арсирия (М.: Просвещение, 1995), а
также «Подумаем вместе» Н.Винокуровой и
«Игры-потехи, забавы-утехи» С.Шмакова.
Хочется надеяться, что данные
материалы заинтересуют учителей и помогут им
попробовать свои силы в этом увлекательном
занятии – составлении таких игр!
Задания
Задание 1. Третье лишнее.
Из группы слов вычеркните одно,
неродственное двум другим.
Вода, водитель, наводнение.
Рисунок, рисовый, зарисовка.
Горец, горе, гористый.
Носилки, носатый, поднос.
Гора, гореть, загорелый.
Столик, застольная, столетие.
Задание 2. Чудесное колесо.
По каждому кругу написано 6 букв.
Сколько различных имен существительных (в ед. ч.
им. п.) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в
обратном направлении, если слова должны быть
образованы буквами, идущими подряд?
Задание 3. Таблицы.
Свободные клеточки прямоугольника
необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом
горизонтальном ряду получилось нарицательное
имя существительное в единственном числе,
именительном падеже.
Задание 4. Хочешь приз?
Вспомните слова, в которые
«вмонтировано» слово приз. Например,
каприз.
Задание 5. Лесенка.
Заполните клетки словами
(нарицательными сущ. в ед. ч. им. п.).
Задание 6. Анаграммы.
Анаграммы – слова, которые отличаются
друг от друга только порядком заключенных в них
букв, например, куст – стук.
Составьте цепочки из двух–четырех
слов-анаграмм:
КЛОУН, КРОТ, ДАВЛЕНИЕ, ПАРАДОКС,
СПАНИЕЛЬ.
Задание 7. Метаграммы.
Метаграммы – слова, получающиеся при
замене одной буквы другой.
Выполните цепочку превращений, меняя при
каждом ходе только одну букву. Все промежуточные
слова должны быть значимыми, например: мама –
Лама – лапа – папа.
ВОЛК...КОЗА
ЧАС...ГОД
ТЕСТО...БУЛКА
МУХА...СЛОН
МИГ...ЧАС...ГОД...ВЕК...ЭРА
Задание 8. Псевдоанаграммы.
Восстановите слова, в которых буквы
переставлены местами.
НЕАП
НАУЛ
ЛАГФ
ЛИОШ
РКАО |
НОКУС
СЕЛЬР
ЛОЕКЬ
МАНЕС
ЛУТЕР |
ФРАЖИ
ТРАНОК
БУРАЖД
ДРОВОП
РЕГОЦУ |
Задание 9. Палиндромы.
Составьте слова и фразы, которые
одинаково читаются слева направо и справа
налево.
Задание 10. Волшебный квадрат.
Расставьте в свободных клеточках
квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с
одинаковыми номерами были записаны одинаковые
слова.
Задание 11. Тест.
Вставьте слово, которое служило бы
окончанием первого слова и началом второго.
Например, обы(чай)ка.
МЕ( )ОЛАД
ФОР( )НИК
ЖЕЛ( )СИН
ТАМ( )КА
ВАМ( )АТ
ДРА( )УРА |
КИШ( )ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ
ВАМ( )АМИДА
ВОС( )АРЬ
ВОК( )ЕЖЬ
ПО( )ОТОК |
У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД
НА( )НЯ
ЗА( )ЕЦ
СВИР( )НИК
КАР( )НА |
ПО( )АТКА
АМ( )АК
ГО( )КОТ
КОВ( )НЯ
КАБ( )ОШКО |
Задание 12. Найдите слово.
Решите следующие задачи, пользуясь
ключом-примером.
Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.
Решение: зачеркнув буквы слова шишка,
получаем растение сосна. Так же решаются
остальные задачи.
1) Уберите одежду, а найдите монету.
ДСАРРААХФМАНА
2) Какие здесь родственники?
СПЛЕЕМСЯТННРИАК
3) Откуда выгнали маленького
мальчика?
ШНЕКОЗНЛАЙКА
4) Найдите числа, кратные двум.
ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ
5) Назовите день недели и месяц.
АСРВГЕДУАСТ
6) Какие оценки имеет нерадивый
ученик?
ДЛОВДЫОЙРКЬИ
7) Кто стучится в дверь ко мне?
ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН
8) Узнайте в охапке цветок.
БФЛУКОЕКТС
9) Кто съел весь сыр?
СЕМЫРШАКЯА
Ответы к заданиям
1. Водитель, рисовый, горе, носатый,
гора, столетие.
2. а) Сок, кол, село, сокол, лесок, лес,
колесо, око; б) сок, око, коса, осадок, оса, сад,
садок, ад, док, код, ода, кода;
3. 1) Корыто, корнет, король, корица,
корона, корова...
2) свеча, смена, сцена, суета, слеза... 3) водоворот,
поворот, колобок, колокол, хоровод...
4. Признательность, признак, призрачность,
призрак, капризный, капризничать, призадумался,
сюрприз, приземистый, приземление, приземляться...
6. Клоун – уклон – колун – кулон, крот
– корт, давление – владение, парадокс –
распадок, спаниель – апельсин.
8.
ПЕНА
ЛУНА
ФЛАГ
ШИЛО
КОРА |
СУКНО
РЕЛЬС
КОЛЬЕ
СМЕНА
РУЛЕТ |
ЖИРАФ
КАРТОН
ДРУЖБА
ПРОВОД
ОГУРЕЦ |
9. Варианты ответов: поп, кок, дед,
шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест
сено, знамо даже у ежа дома нз, у дуба буду, догу
год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень
не мера, искать такси, тут как тут...
10.
11.
МЕ(ШОК )ОЛАД
ФОР(ЕЛЬ )НИК
ЖЕЛ(ТОК )СИН
ТАМ(БУР )КА
ВАМ(ПИР )АТ
ДРА(КОН )УРА |
КИШ(ЛАК )ЕЙ
КАР(ТУЗ )ЕМЕЦ
ВАМ(ПИР )АМИДА
ВОС(ТОК )АРЬ
ВОК(ЗАЛ )ЕЖЬ
ПО(МОЛ )ОТОК |
У(ГОЛ )ОВА
ГОР(ШОК )ОЛАД
НА(РОД )НЯ
ЗА(БОР )ЕЦ
СВИР(ЕЛЬ )НИК
КАР(ТОН )НА |
ПО(РОГ )АТКА
АМ(БАР )АК
ГО(БОЙ )КОТ
КОВ(БОЙ )НЯ
КАБ(ЛУК )ОШКО |
12. 1) Драхма – сарафан; 2) сестра –
племянник; 3) школа – незнайка; 4) четыре –
восемь; 5) август – среда; 6) двойки – лодырь; 7)
добрый почтальон; 8) букет – флокс; 9) серая
мышка.
|