НАШИ РЕЦЕНЗИИ
Г.И. КИРИЧЕНКО,
учитель-методист,
школа № 1349,
Восточный округ,
г. Москва
Новый учебник для восьмиклассников
Л.А. Тростенцова, Т.А.
Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Русский язык. 8-й класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. М.:
Просвещение, 2002
Хочется начать с того, что школа
наконец-то дождалась этого учебника!
Все, кто столько десятилетий считал
учебники для 5–7-х классов Т.А. Ладыженской и
др. лучшими при обучении русскому языку и работал
по ним, испытывали некоторые трудности, переходя
к другим учебникам в 8-м классе. Это нарушало
преемственность. Учителю приходилось самому эту
преемственность выстраивать. Именно поэтому я
рада, что появился данный учебник для 8-го класса.
Обновившийся авторский коллектив продолжает
развивать традиции учебников для 5–7-х классов.
В новом учебнике сохраняется
преемственность в разработке раздела «Развитие
речи». Работа с текстом здесь занимает ведущее
место почти на всех уроках, а не только на
специальных уроках по развитию речи.
Представленный дидактический
материал выполняет три важные задачи: обучения,
воспитания и развития. Он интересен, расширяет
кругозор учащихся, воспитывает личность,
уважение к человеку, гражданину, учит любить свою
Родину, быть достойным ее, знакомит с русской
культурой. Есть ряд развивающих текстов,
позволяющих как бы заглянуть в будущее. Удачно
решение включить в учебник тексты из
произведений, которые будут изучаться в 9-м
классе («Горе от ума», «Борис Годунов», «Герой
нашего времени). Широко используются
стихотворные тексты (Пушкина, Лермонтова, Фета,
Тютчева, Майкова, Полонского, Языкова, Никитина,
Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Бунина, Рубцова
и др.). Узнают ученики и об известных лингвистах
(А.А. Шахматове, А.М. Пешковском, В.В. Виноградове);
есть рассказ о научном редакторе серии учебников
по русскому языку Н.М. Шанском.
Система упражнений помогает уяснить,
что такое текст, тема, основная мысль текста,
опорные и ключевые слова. Вырабатывается умение
формулировать основную мысль, либо выразить ее
словами текста, записать тезисы, план, опорный
конспект. Восьмиклассники учатся подробному или
сжатому пересказу, устному или письменному.
В учебнике предлагается продуманная
система уроков развития речи: рассматриваются
разные виды изложений (подробные, сжатые,
выборочные, с изменением лица рассказчика),
изложение – пересказ картины, изложения с
элементами сочинения.
Сочинения и другие творческие работы
учат выбирать свою позицию, отстаивать ее. Для
изложений предлагаются тексты Пушкина, Чехова,
Ключевского, Куприна, А.Н.Толстого, Аверченко,
Паустовского, Олеши, Яковлева.
С помощью учебника вырабатываются
важные навыки и умения: составить характеристику
и биографию человека; написать статью о
выдающемся человеке в детскую энциклопедию;
составить сравнительную характеристику двух
героев или своих одноклассников; составить
собственный текст на одну из тем; рецензию на
свое сочинение или на сочинение одноклассника;
уметь собрать рабочие материалы к сочинению.
Задания тесно связаны с изучаемым
материалом. Например:
Расскажите о своих планах на
ближайшее будущее (употребите составные
глагольные сказуемые); расскажите о жизни
Грибоедова, используя составные именные
сказуемые; какие картины детства сохранила ваша
память (употребите назывные предложения).
В учебнике можно найти необычные
задания: узнать одноклассника (по описанию
внешности, манеры говорить, каких-то ярких черт
характера); составить «Памятку для спорщиков»
(после сочинения по картине И.Ю. Пименова «Спор»),
написать отзыв в книгу посетителей выставки
(после описания картины
В.Е. Попкова «Осенние дожди»); в форме
сочинения-рассуждения ответить писателю.
Это далеко не полный перечень того, как
учебник учит детей рассуждать.
Много внимания уделяется не только
правильному написанию, но и произношению,
интонации (введен § 15 «Интонация»): как соблюдать
и перечислительную, и пояснительную, и
звательную, и предупредительную интонации.
Широко используются интонационные схемы.
Полезно задание (§ 50) понаблюдать в устной речи
за интонацией, паузами, логическим ударением.
Нельзя не отметить большое
разнообразие упражнений:
Найдите и исправьте ошибки –
смысловые, синтаксические (в построении
предложений), стилистические, орфографические и
пунктуационные; ответьте на два вопроса: «Не
допускаете ли вы этих ошибок?», «Какие правила вы
посоветовали бы повторить?».
В новом учебнике предлагаются
обновленные материалы для наблюдений. Они
расширяют задания, разработанные в учебниках для
5–7-х классов; активнее используются таблицы.
Проанализировав их, надо либо ответить на
вопросы, либо связно растолковать их, либо
сделать выводы, сформулировать правило, дополнив
своими примерами. В материалы для наблюдений
включены элементы анализа текста, задания на
сообразительность, дается сопоставление с
иностранным языком, который изучают
восьмиклассники.
Стали более разнообразными и задания к
упражнениям:
По выписанным словосочетаниям
перескажите содержание текста, сформулируйте
вопрос и дайте на него ответ, составьте вопросный
план, восстановите авторский текст, выясните,
почему слова с орфограммами размещены в разных
группах.
Задания учат мыслить, анализировать,
доказывать, рассуждать. Есть задания-викторины.
Они пробуждают или закрепляют интерес к
филологическим знаниям: ответьте на вопрос: «Кто
есть кто?». Знаете ли вы авторов стихов? Помните
ли наизусть современные романсы? Из каких
произведений отрывки?
Много внимания в учебнике уделено
выразительному чтению текстов, умению донести не
только основную мысль, но и чувства, которые
вызвало то или иное произведение, объяснить, как
будете читать и почему. Очень понравилось
задание к упражнению 262: «Приведены предложения
из произведения, знание которого говорит о
принадлежности человека к отечественной
культуре. Угадайте, из какого произведения эти
предложения».
В раздел «Повторение и
систематизация» введены тексты на
грамматические темы, помогающие расширить
знания о синтаксисе и пунктуации. Введен новый
вид диктанта – интонационный.
Хочется надеяться, что к началу следующего
учебного года восьмиклассники будут обеспечены
этим учебником.
|