Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2003

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Г.И. КИРИЧЕНКО,
учитель-методист,
школа № 1349,
Восточный округ,
г. Москва


Новый учебник для восьмиклассников

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8-й класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2002

Хочется начать с того, что школа наконец-то дождалась этого учебника!

Все, кто столько десятилетий считал учебники для 5–7-х классов Т.А. Ладыженской и др. лучшими при обучении русскому языку и работал по ним, испытывали некоторые трудности, переходя к другим учебникам в 8-м классе. Это нарушало преемственность. Учителю приходилось самому эту преемственность выстраивать. Именно поэтому я рада, что появился данный учебник для 8-го класса. Обновившийся авторский коллектив продолжает развивать традиции учебников для 5–7-х классов.

В новом учебнике сохраняется преемственность в разработке раздела «Развитие речи». Работа с текстом здесь занимает ведущее место почти на всех уроках, а не только на специальных уроках по развитию речи.

Представленный дидактический материал выполняет три важные задачи: обучения, воспитания и развития. Он интересен, расширяет кругозор учащихся, воспитывает личность, уважение к человеку, гражданину, учит любить свою Родину, быть достойным ее, знакомит с русской культурой. Есть ряд развивающих текстов, позволяющих как бы заглянуть в будущее. Удачно решение включить в учебник тексты из произведений, которые будут изучаться в 9-м классе («Горе от ума», «Борис Годунов», «Герой нашего времени). Широко используются стихотворные тексты (Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова, Полонского, Языкова, Никитина, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Бунина, Рубцова и др.). Узнают ученики и об известных лингвистах (А.А. Шахматове, А.М. Пешковском, В.В. Виноградове); есть рассказ о научном редакторе серии учебников по русскому языку Н.М. Шанском.

Система упражнений помогает уяснить, что такое текст, тема, основная мысль текста, опорные и ключевые слова. Вырабатывается умение формулировать основную мысль, либо выразить ее словами текста, записать тезисы, план, опорный конспект. Восьмиклассники учатся подробному или сжатому пересказу, устному или письменному.

В учебнике предлагается продуманная система уроков развития речи: рассматриваются разные виды изложений (подробные, сжатые, выборочные, с изменением лица рассказчика), изложение – пересказ картины, изложения с элементами сочинения.

Сочинения и другие творческие работы учат выбирать свою позицию, отстаивать ее. Для изложений предлагаются тексты Пушкина, Чехова, Ключевского, Куприна, А.Н.Толстого, Аверченко, Паустовского, Олеши, Яковлева.

С помощью учебника вырабатываются важные навыки и умения: составить характеристику и биографию человека; написать статью о выдающемся человеке в детскую энциклопедию; составить сравнительную характеристику двух героев или своих одноклассников; составить собственный текст на одну из тем; рецензию на свое сочинение или на сочинение одноклассника; уметь собрать рабочие материалы к сочинению.

Задания тесно связаны с изучаемым материалом. Например:

Расскажите о своих планах на ближайшее будущее (употребите составные глагольные сказуемые); расскажите о жизни Грибоедова, используя составные именные сказуемые; какие картины детства сохранила ваша память (употребите назывные предложения).

В учебнике можно найти необычные задания: узнать одноклассника (по описанию внешности, манеры говорить, каких-то ярких черт характера); составить «Памятку для спорщиков» (после сочинения по картине И.Ю. Пименова «Спор»), написать отзыв в книгу посетителей выставки (после описания картины
В.Е. Попкова «Осенние дожди»); в форме сочинения-рассуждения ответить писателю.

Это далеко не полный перечень того, как учебник учит детей рассуждать.

Много внимания уделяется не только правильному написанию, но и произношению, интонации (введен § 15 «Интонация»): как соблюдать и перечислительную, и пояснительную, и звательную, и предупредительную интонации. Широко используются интонационные схемы. Полезно задание (§ 50) понаблюдать в устной речи за интонацией, паузами, логическим ударением.

Нельзя не отметить большое разнообразие упражнений:

Найдите и исправьте ошибки – смысловые, синтаксические (в построении предложений), стилистические, орфографические и пунктуационные; ответьте на два вопроса: «Не допускаете ли вы этих ошибок?», «Какие правила вы посоветовали бы повторить?».

В новом учебнике предлагаются обновленные материалы для наблюдений. Они расширяют задания, разработанные в учебниках для 5–7-х классов; активнее используются таблицы. Проанализировав их, надо либо ответить на вопросы, либо связно растолковать их, либо сделать выводы, сформулировать правило, дополнив своими примерами. В материалы для наблюдений включены элементы анализа текста, задания на сообразительность, дается сопоставление с иностранным языком, который изучают восьмиклассники.

Стали более разнообразными и задания к упражнениям:

По выписанным словосочетаниям перескажите содержание текста, сформулируйте вопрос и дайте на него ответ, составьте вопросный план, восстановите авторский текст, выясните, почему слова с орфограммами размещены в разных группах.

Задания учат мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать. Есть задания-викторины. Они пробуждают или закрепляют интерес к филологическим знаниям: ответьте на вопрос: «Кто есть кто?». Знаете ли вы авторов стихов? Помните ли наизусть современные романсы? Из каких произведений отрывки?

Много внимания в учебнике уделено выразительному чтению текстов, умению донести не только основную мысль, но и чувства, которые вызвало то или иное произведение, объяснить, как будете читать и почему. Очень понравилось задание к упражнению 262: «Приведены предложения из произведения, знание которого говорит о принадлежности человека к отечественной культуре. Угадайте, из какого произведения эти предложения».

В раздел «Повторение и систематизация» введены тексты на грамматические темы, помогающие расширить знания о синтаксисе и пунктуации. Введен новый вид диктанта – интонационный.

Хочется надеяться, что к началу следующего учебного года восьмиклассники будут обеспечены этим учебником.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru