Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2003

ПОДСПОРЬЕ

Т.ЛЕОНТЬЕВА


Когда я снова стану маленьким

Изложения по Я.Корчаку

7-8 классы

1. Волшебство

Это было так.
Лежу я однажды в постели и не сплю. Вспоминаю, как в детстве я часто думал о том, что буду делать, когда вырасту.
Разные у меня были планы.
Вот вырасту большой – построю домик. И сад у меня будет. Посажу в саду деревья разные: груши, яблони, сливы. И цветы. Одни отцветут – распустятся другие.
Накуплю книжек, с картинками и без картинок, лишь бы интересные были...
Красок накуплю, цветных карандашей, стану рисовать и раскрашивать. Что вижу, то и нарисую.
И кролики у нас будут.
Будет у меня сорока, я ее говорить научу.
Будут у меня пони и три собаки...
Или возьму да опять придумаю все совсем по-другому.
Буду учителем. Соберу всех людей и скажу:
– Надо построить хорошую школу, чтобы не было так тесно, чтобы дети не толкались и не наступали друг другу на ноги.
То хочу стать большим навсегда, то только так, попробовать. Потому что... вдруг потом снова захочется стать маленьким?
Так я думал, думал, пока и в самом деле не вырос. У меня уже есть часы, усы, письменный стол с выдвижными ящиками – все как у взрослых. И я в самом деле учитель. И мне нехорошо...
Дети на уроках не слушаются, и я должен все время сердиться. Столько всяких огорчений. Отца с матерью уже нет.
Ну ладно.
Начну теперь думать наоборот.
Что бы я сделал, если бы снова стал маленьким? Не совсем маленьким, а таким, чтобы в школу ходить, опять играть с ребятами...
Я хотел бы, если бы снова стал маленьким, помнить, знать и уметь все, что умею и знаю теперь. Только чтобы никто не догадался, что я уже был большим...
Ребенку во сто раз лучше. Взрослые – несчастные. Неправда, будто они делают что хотят. Нам еще меньше разрешено, чем детям. У нас больше обязанностей, больше огорчений. Мы уже не плачем... Мы только тяжело вздыхаем.
И я вздохнул тяжело, глубоко. Никогда уж больше я не буду маленьким.
Но только я вздохнул, как стало совсем темно. Ничего не вижу.
Скрипнула дверь. Я вздрогнул. Показался какой-то крошечный огонек, как звездочка.
– Кто это?
А звездочка движется в темноте – все ближе и ближе. Гляжу – а это фонарик. На подушке стоит маленький человечек... На голове у него высокий красный колпак. Седая борода. Гном. Только совсем маленький – с палец.
Помахивает фонариком и головой покачивает. А я даже шевельнуться боюсь.
Гном говорит:
– Ну, назови какое-нибудь желание... Ты меня вызвал Вздохом Тоски. Многие думают, что заклятье – это обязательно слова. Да нет же, нет!
А мне и хочется назвать желание, да не могу. Видно, так уж заведено на свете, что говорить легко, только когда тебе чего-нибудь не особенно хочется, а вот когда чего-нибудь очень хочешь, то трудно.
Вижу, что гном огорчился.
– Ну, прощай, – говорит. – А жаль...
И вот он уже уходит. Только тут я быстро прошептал:
– Хочу опять стать маленьким.
Он вернулся, завертелся волчком – и прямо мне в глаза фонариком. Не знаю, как гном ушел. Только когда я утром проснулся, я все помнил.

2. Первый день

Я никому не говорю, что был взрослым, делаю вид, что всегда был мальчиком, и жду, что из этого выйдет. Все мне как-то странно смешно. Смотрю и жду.
Жду, когда мама отрежет мне хлеба, будто я сам не могу. Мама спрашивает, сделал ли я уроки. Говорю, что да, сделал, а как на самом деле – не знаю.
Все как в сказке о Спящей царевне и даже хуже. Потому что царевна проспала сто лет, но и все спали вместе с ней, а потом вместе с ней проснулись: и повара, и мухи, и вся прислуга, и даже огонь в камине. Проснулись такими же, как были. А я проснулся совсем другим...
Интересно: что будет в школе, каких я там встречу товарищей? Заметят ли они что-нибудь или будут думать, что я уже давно хожу в школу? Странно, что я знаю, в какую мне школу идти, на какой она улице...
Иду, размахиваю руками, марширую. Легким шагом, выспавшийся. Совсем не так, как когда был учителем. Смотрю по сторонам. Ударил рукой по жестяной вывеске. Сам не знаю, зачем я это сделал. Холодно, даже пар изо рта идет. Нарочно дышу так, чтобы было побольше пара. Мне приходит в голову, что я могу засвистеть, как паровоз. И начал пускать пар и бежать, а не идти. Но я как-то стыжусь. Хотя для того я и хотел снова стать маленьким, чтобы мне было весело.
Но сразу как-то нельзя. Сначала надо ко всему присмотреться...
Иду я – и вдруг вижу большущий воз. А лошадь никак его с места не сдвинет. Видно, плохо подкована – ноги скользят. Стоят мальчишки, смотрят. Остановился и я.
Сдвинет или не сдвинет?
Растираю уши, топаю, а то ноги мерзнут, – скорей бы уже воз тронулся... А уходить, так ничего и не увидев, жалко. Лошадь, может быть, упадет, как тогда справится возчик? Если бы я был большой, то прошел бы равнодушно мимо; наверное, и вовсе бы не заметил. А раз я мальчик, мне все интересно.

С текстом Януша Корчака можно провести работу по трем вариантам: 1) изложение; 2) сочинение на заданную тему; 3) изложение-сочинение.

Примерные задания

1. Напишите краткое (сжатое) изложение 1-й части предложенного текста, а по 2-й части – либо также сжатый пересказ, либо сочинение. Вообразите, что подобная история случилась с вами и вы превратились в малыша-первоклассника; опишите, как вы провели бы свой первый день (утро) в этой роли.

2. Вообразите, что в один прекрасный день вы проснулись и обнаружили, что стали учителем. Напишите о том, что было дальше.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru