ЖИЗНЬ ЯЗЫКА
ПОЭЗИЯ И НАУКА О ЯЗЫКЕ
Связь между развитием художественного слова –
литературы – и развитием науки о слове –
лингвистики, всегда сильная в русской культуре, в
конце XIX – начале XX вв. приобрела характер чуть ли
не мистической закономерности. У поэтов и
исследователей языка совпадают даже годы
рождения.
Вот и в 1893 году, подарившем миру Маяковского,
родились Виктор Шкловский, Борис Ларин, Алексей
Лосев. А 26 июля (по другим сведениям – июня) 1893 г. в
Суздале увидел свет Николай Иванович ЖИНКИН –
будущий психолог, эстетик, крупнейший
исследователь механизмов человеческой речи,
основоположник русского учебного кино. «Русский
язык» уже обращался к его классической работе
«Психология развития речи» (№ 3/99).
Сегодня мы помещаем маленький фрагмент его
доклада на Международной конференции по
вопросам поэтики (Варшава, 1960).
А фотография шуточной сценки, снятой в 20-е годы в
Коктебеле, с участием Н.И. Жинкина, Максимилиана
Волошина и художницы Натальи Северцевой пусть
напомнит вам о жарком лете и о том, что и поэзия, и
наука, и великое – совсем не всегда за облаками, а
тут, на земле, рядом с нами.
С.ГИНДИН
Н.И.ЖИНКИН
Интонация и смысл поэтического текста
Для расширения информационных
возможностей языка необходимо отбор конкретных
слов пропустить через такие ограничивающие
фильтры, которые задерживали бы узуальные
шаблоны и тем самым открывали доступ для
малоожидаемых словесных замен и сопоставлений.
Таким фильтром являются правила
поэтики. Известно, что повторение сигнала не
создает новой информации. Но это положение
относится только к сегментарному ряду. В
просодическом ряду в блоке уравнивания
конкретных слов в сообщаемом повторение
порождает информацию – иди, иди! иди! иди же! =
иди скорей; необходимо идти; это надо, хочу и
т.п. Возникающая специфическая информация
допускает множество разночтений, но остается все
же достаточно определенной в ее ядре. <...>
Можно повторить какой-нибудь сегмент
не полностью, а только его определенную
(конечноударную) часть (рифма). Тогда при отборе
конкретных слов отсеется множество узуальных
шаблонов и станет возможным появление крайне
редких, почти уникальных сопоставлений.
Березы от леса до хат
бегут, листами вороча,
и чист, как будто слушаешь МХАТ,
московский говорочек.
(В.Маяковский)
Но возможно еще более радикальное и
сильное повторение, а именно – гармоническое,
т.е. циклическое повторение интонации. <...>
Интонация, надстраиваясь над метром, путем
циклических повторений создает ритм. В этих
условиях интонация теряет информацию
разговорной и прозаической речи. <...> Циклы
интонации монотонно повторяются, их действие
состоит только в том, чтобы повернуть поток
отбора конкретных слов в область малоожидаемых
словесных замен и сопоставлений. В результате
появляются уникальные сопоставления, несущие
информацию, не поддающуюся переводу в
однозначный текст, а только в совокупность
интерпретирующих текстов. Узкий сегментарный
канал языка расширяется. Теперь через него
начинает проходить почти вся неповторимая
информация, непосредственно полученная по
каналам чувственного восприятия жизни. <...>
Интонация приобретает мелодию,
отсутствующую в прозаической речи. Она
информирует о коррелятивных ей воображаемых
ситуациях состояния, например – надежды, тоски о
потерянном, радости нового, ожидания,
предчувствия...
|