ФАКУЛЬТАТИВ
Татьяна СИТНИКОВА,
11-й класс, школа № 1,
с. Кулунда,
Алтайский край
Диалектные слова из школьной
картотеки
Изучая русские говоры Алтая в течение
нескольких лет, мы собрали картотеку.
Остановимся на самых интересных и древних
примерах диалектных слов из нашей картотеки. Так
как диалекты – реликты (остатки) древнерусской (в
большинстве случаев) языковой системы, нас
интересовали мотивация и этимология некоторых
лексем.
I. В говорах нам встретились слова,
которые сохранили значения, характерные для
древнерусского языка. Например, слово неделя
мы записали в значении «воскресенье» (неделя –
ничего не делать, день отдыха).
Древним значением лексемы наречие
является «слово» (наречие – речь – ректи –
«говорить, глаголати», то есть современное
наречие = наглаголие).
II. Множество слов, собранных в школьной
картотеке, имеет «прозрачную» этимологию
(довольно ясную мотивацию). Например:
1) Сквозняко'м, нар. – «сплошь,
везде, всюду», от сквозь – «везде, всюду» (Сквозняком
завозят навоз мужики).
2) Серя'нки, сущ. мн. ч. – «спички», от сера
– вещество, используемое в качестве горючего
материала (Я купила серянки).
3) Мгы'чка, сущ. ж. р. – «небольшая мгла» (На
улице мгычка). (Отметим чередование: миг //
мигать).
4) Глы'бный, прилаг. мн. ч., от глыба –
«куча, что-то, нечетко оформившееся».
5) Бугри'ться, глаг. – «кипеть», от бугор
– «возвышенность, приподнятость, нарушение
ровной поверхности» (Вода в котле бугрится).
6) Жме'ня, сущ. ж. р. – «рука, сложенная в
кулак (от жать, сжимать) или наполнение такой
руки» (Я взяла жменю семечек).
7) Погры'зть, глаг. – «заговорить от грыжи»
(Я пошептала, погрызла, и ребенок заснул).
8) Ло'жничек, сущ. – «вместо простыни»,
«простыня» (для ложа, лежания).
III. Изучение диалектного материала
помогает решать орфографические задачи, то есть
облегчает усвоение и сознательное написание
«трудных» слов.
Рассмотрим несколько случаев:
1) Доли'вка, сущ. – в значении
«земляной пол». Возможно, близко и к украинизму. (Нужно
помазать доливку.) Это слово помогает
объяснить литературное слово долина. И , и восходят к дол – «низменное место».
2) Записанное нами слово (уже устаревшее в литературном
языке) в значении «палец», употребленное в
контексте Ажно персты' болели от работы,
объясняет правописание безударного гласного в
слове (ср. родственные
лексемы наперсток, перстень и др.).
3) Слово мо'рква облегчает
написание литературного морко'вь (в
древнерусском языке существовала группа слов,
образованных по одной модели: мо'ркы – морковь,
све'кры – свекровь, це'ркы – церковь и др.).
Закономерным является тот факт, что
определенная часть картотеки представлена
словами с «затемненной» мотивацией и
этимологией. Тем самым поле деятельности по
изучению таких явлений остается достаточно
широким.
Приведем несколько лексем:
1) Облоу'хий, прил. – «ушастый» (Какой
у него пес облоухий).
2) Мартану'ть, глаг. – «быстро убежать» (Как
увидели, сразу мартанули).
3) Га'чи, сущ. мн. ч. – «штаны».
4) Трошпа'нка, сущ. ж. р. – «типа кареты без
верха на колесах».
Работа по накоплению и классификации
диалектных слов вызывает огромный интерес как у
нас, собирателей диалектов, так и у информантов.
Таким образом осуществляется связь поколений,
передача народной мудрости через язык,
являющийся универсальным хранилищем опыта
человечества.
|