ПОДСПОРЬЕ
Маяковский о поэзии
Вот-вот начнется последний месяц лета – пора
задуматься о начале учебного года. В сентябре
очень хорошо работать с насыщенными, но не
слишком сложными текстами, которые пробуждают
мысли и желание поспорить. Один из них мы
предлагаем вышему вниманию. Его можно
использовать как диктант с грамматическими
заданиями; он может стать отправной точкой для
дискуссии о творчестве и трудолюбии.
Маяковский выступает на радио.
Кинокадр. 1929 г.
|
Как же делается стих?
Работа начинается задолго до получения, до
осознания социального заказа. Предшествующая
поэтическая работа ведется непрерывно. Хорошую
поэтическую вещь можно сделать к сроку, только
имея большой запас предварительных поэтических
заготовок.
Есть нравящийся мне размер какой-то американской
песенки. Есть крепко скроенные аллитерации по
поводу увиденной мельком афиши. Есть темы разной
ясности и мутности.
Все эти заготовки сложены в голове, особенно
трудные – записаны.
Способ грядущего их применения мне неведом, но я
знаю, что применено будет все.
На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я
трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда
что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом
объясняется пресловутая поэтическая
рассеянность.
Работа над этими заготовками проходит у меня с
таким напряжением, что я в девяноста из ста
случаев знаю даже место, где на протяжении моей
пятнадцатилетней работы пришли и получили
окончательное оформление те или иные рифмы,
аллитерации, образы и т.д.
Эта «записная книжка» – одно из главных условий
для делания настоящей вещи. У начинающих
поэтов эта «книжка», естественно, отсутствует,
отсутствуют практика и опыт. Сделанные
строки редки, и поэтому вся поэма водяниста,
длинна.
Начинающий ни при каких способностях не напишет
сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая
работа всегда «свежее», так как в нее вошли
заготовки всей предыдущей жизни.
Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое
событие при всех условиях расценивает только как
материал для словесного оформления.
Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся
высказывать слова и выражения, казавшиеся мне
нужными для будущих стихов, – становился
мрачным, скучным и неразговорчивым.
Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в
Москву, я в целях доказательства какой-то
вагонной спутнице своей лояльности сказал ей,
что я не мужчина, а облако в штанах. Сказав, я
сейчас же сообразил, что это может пригодиться
для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет
разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с
полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами
и успокоился, только убедившись, что мои слова
уже вылетели у нее из следующего уха.
Через два года облако в штанах понадобилось
мне для названия целой поэмы.
Из статьи:
Маяковский В.В. Как делать стихи? (Избранные
произведения в 2-х тт.
М.: Художественная литература, 1953.)
ЗАДАНИЯ
1. Какой корень в слове предшествующий?
2. Разберите по членам предложения
все три предложения, начинающиеся со слова есть.
3. Согласуется ли сказуемое есть
с подлежащим? Обоснуйте вашу точку зрения.
4. Подчеркните в тексте причастные
обороты вместе со словами, к которым они
относятся. Объясните расстановку знаков
препинания.
5. Определите, какой частью речи
является выделенное слово: аллитерации по
поводу афиши, на протяжении
пятнадцатилетней работы.
6. Прокомментируйте стилистические
особенности следующих выражений: крепко
скроенные аллитерации по поводу афиши; место, где
на протяжении моей пятнадцатилетней работы
пришли и получили окончательное оформление те
или иные рифмы; мои слова уже вылетели у нее из
следующего уха; допрашивал девушку наводящими
вопросами. |
|