УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ
Школьники г. Борисоглебска с
удовольствием участвуют в фольклорных
экспедициях клуба «Поэтика русской
словесности». Занятия там ведет Татьяна
Энгельсовна Жданкина. Представляем работу ее
ученицы-десятиклассницы Лены Хабаровой.
Т.Э. Жданкина в фольклорной экспедиции
Лена ХАБАРОВА,
10-й класс, школа № 12,
г. Борисоглебск.
Учитель – Т.Э. Жданкина
Голос памяти
От прабабушки к бабушке, от бабушки к
маме – из поколения в поколение по издавна
сложившейся на Руси традиции передают, завещают,
оставляют в подарок вещи, предметы быта. Они
прямо связаны с самыми близкими нам людьми и
словно хранят в себе тепло их рук, приветливость
их взгляда, ласковое слово. Нередко такие
предметы и вещи делались на память своими руками
с большим искусством. Вещи передаются, а имена
тех, кто делал их, стираются в короткой памяти
незадачливых потомков.
Любимым женским украшением в старину
считался платок, а одним из самых шикарных,
несомненно, была шаль. Девушки, носившие ее,
всегда выглядели красивей и богаче. Моя
прабабушка Дарья, когда была молодой, тоже не раз
щеголяла, набросив шаль на плечи или же на голову.
Но у нее была не обыкновенная шаль, а черная,
шелковая, формы прямой и длинной, словно
реченька. Этот головной убор превосходной работы
на коклюшках прабабушка подарила моей бабушке
Александре, а та, в свою очередь, – своим внукам,
то есть мне и моей сестре.
Передо мной уникальная энциклопедия в
одном томе под названием «Курс женских
рукоделий». Это обработанный репринт редкого
издания начала двадцатого века, Санкт-Петербург,
1902 год. Для того времени это было едва ли не самое
полное руководство по женским рукоделиям.
Из этой книги я узнала, что моя шаль
является русским кружевом, сплетенным из
шелковых ниток на деревянных коклюшках. Пестрые
шелковые кружева могут быть отнесены к
древнейшему искусству наших бабушек, не дальше
XVII, а может, XVIII века. В коклюшечной шали
присутствуют узоры сцепного кружева, которое не
плели за границей. Но большая часть шали, мне
кажется, сплетена численным кружевом, которое
плетется со многими парами коклюшек, но без
сколка, что очень усложняет работу кружевницам.
Весь узор совершенно зависит от фантазии,
произвола и расчета мастерицы. Невольно
преклоняешься перед искусством наших бабушек,
которые плели без узора и почти без булавок самые
разнообразные рисунки. Плести их должна очень
умелая, опытная рука.
В орнамент шали входят цветы. Мне
кажется, что один из них подсолнух – цветок
солнца. В Воронежской области любой красивый
цветок называли лазоревым. А может, цветок на
шали тоже является заветным лазоревым цветком?
Самое удивительное, что середина цветка сплетена
в виде сердца, внутри которого решетка
насновками, известная в Ельце под названием
«жучка». Но превосходна не так шаль, как
мастерица, которая сделала ее, вложив в кружево
часть своей души.
Другие русские кружева плелись в
старину из льняных и металлических ниток,
которые иногда перемешивались с жемчугом. Это
были прекрасные богатые кружева.
Рукоделие всегда считалось одним из
самых известных на Руси видов искусства. Даже
«Домострой» гласил: «В домашнем хозяйстве и
всюду всякому человеку, хозяину и хозяйке, или
сыну и дочери, ... и всякому мастеровому человеку,
старому и малому, и ученикам любое дело начинать
и рукодельничать».
Не думайте, что старинная шаль –
всего-навсего головной убор. Это ведь еще и
скрытый завет наших предков. Недаром коклюшечная
шаль сплетена из черных ниток. На Руси этот цвет
обозначает цвет земли и в особенности чернозема.
Издавна люди считают землю своей кормилицей, а
значит, и черный цвет праздничным. В Воронежской
области юбка у невесты была черная, а на паневах
– пестрая клетка. Чем крупнее клетка, тем богаче
будет у девушки земельный надел. Об этой
удивительной традиции поведала Филатова
Валентина Федоровна, доцент кафедры русского
языка БГПИ, кандидат филологических наук,
изучающая много лет народное искусство нашего
края.
Рождение и смерть человека считались
одинаково важными и торжественными событиями на
Руси. В старину очень ценили человеческую жизнь,
и поэтому, когда человек умирал, его провожали в
черном одеянии, которое считалось торжественным.
...Загадочны страницы истории славных
традиций прошлого. Может, суть главного завета,
который несут прекрасные вещи старинного
русского искусства, – жить с любовью и делать с
любовью все, что ты можешь. Любовь рождает
красоту, а красота – понимание, доброту и мир,
который так необходим нам всем.
Тихо скрипят оконца,
В душе притаилась печаль.
Ласковый лучик солнца
Вдруг осветил мою шаль.
Прошлого отголосок
Слышится в сердце моем.
Домик сколочен из досок,
В нем я и счастье живем.
Ребята из клуба «Поэтика русской
словесности»
|