МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
О.А. КОРОТКИХ,
г. Воронеж
О форме контроля знаний по русскому
языку
Здравствуйте, уважаемая редакция
«Русского языка»!
Я – преподаватель русского языка и литературы
Воронежского энергетического техникума. С
большим интересом слежу за публикациями вашей
газеты. Преподавание гуманитарных предметов в
среднем специальном учебном заведении, конечно,
имеет свою специфику, но задачи и проблемы у
филологов школы и техникума в целом общие. Решила
поделиться с вашими читателями своими
наработками в области контроля знаний по
русскому языку. Надеюсь, что они помогут моим
коллегам в работе или хотя бы заинтересуют их.
Заранее благодарю вас за внимание к моей статье.
С каждого надо спрашивать то, что он
может дать.
А. де Сент-Экзюпери
Многолетний опыт преподавания
русского языка к Воронежском энергетическом
техникуме, участие в работе экзаменационной
комиссии, подготовке экзаменационных материалов
позволяет сделать вывод, что диктант как форма
контроля знаний во многом исчерпал себя, ибо не
дает реальной картины, объективного
представления о степени подготовленности
учащихся по предмету.
Общий низкий уровень грамотности
общества в целом наталкивает на мысль: не
завышаем ли мы требования к знаниям, умениям,
навыкам наших учащихся? Вполне логичен вопрос о
том, правильно ли мы выявляем знания по русскому
языку. Нам кажется, что способы проверки и нормы
оценки знаний требуют изменений. Они должны быть
ориентированы на потребности речевой практики,
приведены в соответствие с естественными
возможностями учащихся, а учитывая специфику,
например, среднего специального учебного
заведения, – и в соответствие с неодинаковыми
условиями изучения этого предмета в разных
школах.
Предлагаю вниманию
преподавателей-филологов одну из форм контроля
знаний, умений, навыков по русскому языку,
которая успешно применяется в Воронежском
энергетическом техникуме.
Каждый учащийся получает
индивидуальный тест с пятью заданиями:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки
препинания.
2. Разберите по составу слова из предложенного
текста.
3. Сделайте синтаксический разбор одного из
предложений текста.
4. Обозначьте части речи.
5. Объясните правописание или постановку знаков
препинания.
Например:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки
препинания.
Перейти вброд глубокую и быструю
горную речку не так(то) просто. (С)первых же ш_гов я
почу_ствовал что, (не)будь у меня котомк_
(за)плечами и (в)руках кре_кой палки, я (не)мог бы
справиться (с)течением. От быстро б_гущей воды
закружилась голова я пок_чнулся и едва (не)упал.
Скоро я заметил, что идти стало ле_че. Еще
несколько шагов, и мы вышли (на)мелк_водье. По
вздоху вырвавшемуся (у)моих спутников, я понял,
что мы действительно подв_ргались сер_езной
опасности... (По В.К. Арсеньеву)
2. Разберите по составу: речка,
закружилась, спутников.
3. Сделайте синтаксический разбор
предложения: От быстро б_гущей воды закружилась
голова я пок_чнулся и едва (не)упал.
4. Заполните таблицу, выписывая из
текста примеры:
Существительные |
Прилагательные |
Местоимения |
Глаголы |
|
|
|
|
5. Объясните постановку знаков
препинания в предложении:
Скоро я заметил, что идти стало ле_че.
Сложность заданий, их объем
варьируются в зависимости от индивидуального
уровня каждого учащегося.
Что позволяют оценить эти задания?
Степень внимательности, словарный запас, уровень
грамотности, умение применить на практике
теоретические знания, умение выделять главное в
отдельном предложении, а значит, и в тексте в
целом, сообразительность, наконец. Пятое задание
позволяет судить о навыках речевой практики, о
способности правильно строить высказывание на
лингвистическую тему.
Как показывает практика, подобная
форма контроля знаний, умений, навыков находит
успешное применение в учебном процессе.
|