МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
М.Н. ПРИКУЛЕ,
учитель школы № 19,
г. Чита,
Блоковое планирование по русскому
языку для 6-го класса по программе М.В. Панова
Блоковое планирование по русскому
языку для 6-го класса построено по тому же
принципу, что и блоковое планирование по
русскому языку для 5-го класса (В.В. Дибобес.
Русский язык № 30, 32/1998), с некоторыми
дополнениями.
1. В первой графе обозначен
порядковый номер урока.
2. Общее количество часов,
отведенное на овладение программой по русскому
языку в 6-м классе, разделено по четвертям
соответственно количеству учебных недель в
каждой четверти. Всего 204 часа (6 часов в неделю):
1-я четверть – 52 ч. (из них 6 р/р);
2-я четверть – 46 ч. (из них 6 р/р);
3-я четверть – 62 ч. (из них 4 р/р);
4-я четверть – 44 ч. (из них 4 р/р).
Таким образом, на традиционные уроки
развития речи (р/р) отводится в 6-м классе 20 часов.
Учитель вправе сам выбрать тексты, с которыми
будет работать на уроках, поэтому в планировании
уроки обозначены, но не описаны.
3. В графе «Примечания» отмечены
тексты для анализа, которые можно использовать
на уроке. В некоторых случаях после номера текста
в скобках указан и рекомендуемый номер вопроса.
Все предлагаемые тексты взяты из одной книги:
«Художественные тексты с вопросами и заданиями.
Дидактические материалы к учебникам 5–9-х
классов по русскому языку под редакцией
А.А. Луховицкой, В.В. Луховицкого». М.: Реал, 1998.
Можно заметить, что один и тот же текст
используется несколько раз на разных уроках.
Неоднократное возвращение к тексту, но уже с
другими вопросами, позволяет увидеть богатство и
выразительность языковых средств в данном
тексте.
4. Не всегда в учебнике
предлагается достаточное количество заданий,
чтобы хорошо закрепить теоретические, речевые,
правописные умения и навыки. Поэтому в
«Примечании» отмечены темы, где необходимо будет
воспользоваться дополнительным дидактическим
материалом из других источников. Такие материалы
часто печатаются и на страницах газеты «Русский
язык».
5. Как правило, в классе находятся
ученики, стремящиеся к более глубоким знаниям по
предмету. Таким детям можно предложить провести
исследовательскую работу по определенной теме
(или проблеме). Некоторые из подобных работ
указаны в «Примечании». Доклады учащихся
заслушиваются на последующих уроках,
обсуждаются классом, редактируются.
Самостоятельное изучение языковых фактов
активизирует мыслительную деятельность ученика,
позволяет глубже познать законы языка, формирует
личность.
6. Хотя программа и учебники не
предполагают повторения в начале учебного года,
но целесообразно начать учебный процесс с уже
изученного, т.к. после летних каникул сразу
приступить к изучению серьезных тем раздела
«Словообразование» дети не готовы
психологически. Может быть, это будет не 8 уроков,
а 2–3, но тем не менее они нужны, чтобы подготовить
детей и организовать работу перед изучением
нового материала.
|