Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.Н. ПРИКУЛЕ,
учитель школы № 19,
г. Чита,


Блоковое планирование по русскому языку для 6-го класса по программе М.В. Панова

Блоковое планирование по русскому языку для 6-го класса построено по тому же принципу, что и блоковое планирование по русскому языку для 5-го класса (В.В. Дибобес. Русский язык № 30, 32/1998), с некоторыми дополнениями.

1. В первой графе обозначен порядковый номер урока.

2. Общее количество часов, отведенное на овладение программой по русскому языку в 6-м классе, разделено по четвертям соответственно количеству учебных недель в каждой четверти. Всего 204 часа (6 часов в неделю):

1-я четверть – 52 ч. (из них 6 р/р);
2-я четверть – 46 ч. (из них 6 р/р);
3-я четверть – 62 ч. (из них 4 р/р);
4-я четверть – 44 ч. (из них 4 р/р).

Таким образом, на традиционные уроки развития речи (р/р) отводится в 6-м классе 20 часов. Учитель вправе сам выбрать тексты, с которыми будет работать на уроках, поэтому в планировании уроки обозначены, но не описаны.

3. В графе «Примечания» отмечены тексты для анализа, которые можно использовать на уроке. В некоторых случаях после номера текста в скобках указан и рекомендуемый номер вопроса. Все предлагаемые тексты взяты из одной книги: «Художественные тексты с вопросами и заданиями. Дидактические материалы к учебникам 5–9-х классов по русскому языку под редакцией А.А. Луховицкой, В.В. Луховицкого». М.: Реал, 1998. Можно заметить, что один и тот же текст используется несколько раз на разных уроках. Неоднократное возвращение к тексту, но уже с другими вопросами, позволяет увидеть богатство и выразительность языковых средств в данном тексте.

4. Не всегда в учебнике предлагается достаточное количество заданий, чтобы хорошо закрепить теоретические, речевые, правописные умения и навыки. Поэтому в «Примечании» отмечены темы, где необходимо будет воспользоваться дополнительным дидактическим материалом из других источников. Такие материалы часто печатаются и на страницах газеты «Русский язык».

5. Как правило, в классе находятся ученики, стремящиеся к более глубоким знаниям по предмету. Таким детям можно предложить провести исследовательскую работу по определенной теме (или проблеме). Некоторые из подобных работ указаны в «Примечании». Доклады учащихся заслушиваются на последующих уроках, обсуждаются классом, редактируются. Самостоятельное изучение языковых фактов активизирует мыслительную деятельность ученика, позволяет глубже познать законы языка, формирует личность.

6. Хотя программа и учебники не предполагают повторения в начале учебного года, но целесообразно начать учебный процесс с уже изученного, т.к. после летних каникул сразу приступить к изучению серьезных тем раздела «Словообразование» дети не готовы психологически. Может быть, это будет не 8 уроков, а 2–3, но тем не менее они нужны, чтобы подготовить детей и организовать работу перед изучением нового материала.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru