Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2003

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

И.ТУМАРКИНА,
г. Москва


Учебники русского для иностранцев

The sights необъятного края:
Байкал, Ленинград и Ташкент,
Тоскливо слова подбирая,
Покажет толковый студент.

С.Гандлевский

Как-то раз одна моя знакомая попросила меня порекомендовать ей какие-нибудь учебники по русскому как иностранному. Ее в основном интересовали всякие разговорные курсы. Разумеется, я посоветовала ей лучшие из известных мне пособий и помню, что удивилась, насколько их оказалось немного. Преподавать РКИ (русский язык как иностранный) я тогда только начинала и, решив, что скорее всего просто не знакома с какой-то существенной частью печатной продукции в этой области, начала восполнять пробелы...

Я просмотрела все, что нашла из относительно современных (за период с 1983-го по 2002 год) пособий по РКИ разнообразной направленности, от вводно-фонетических курсов до различных профессионально ориентированных учебников. Какие-то из них были мне хорошо знакомы, а о существовании некоторых я узнала впервые. В числе последних оказалось и два очень хороших учебника.

Просматривая этот довольно существенный объем, я волей-неволей делала какие-то замечания. Не претендуя ни на какие обобщения, я хочу поделиться наблюдениями скорее частного характера, которые, возможно, покажутся интересными не только мне.

В первую очередь нельзя не отметить специфический круг тем, более или менее неизменно предлагаемый для освоения иностранному студенту. По моим подсчетам, самой популярной оказалась тема еды, в том числе национальной, и вообще столово-ресторанные темы, а также тема экскурсий по Москве и в некоторых случаях по Питеру. На втором месте, опять же по моим подсчетам, стоит здоровье и медицина. Далее следуют магазины и покупки, телефонные разговоры, семья и жилище. На четвертом месте – погода и климат. Чтобы не быть голословной, приведу список наиболее частых тем, выписанных из пяти разных учебников.

1. «Перспектива» И.С.Костина, Н.Н.Александрова и др. СПб.: Златоуст, 2000. (Продукты, рестораны; О Москве; Здоровье, спорт, медицина; Как писать письма; Семья; Квартира; Погода.)

2. «Русский язык для начинающих» Ю.Г.Овсиенко. М.: Русский язык, 2002. (Наша столовая; Город на Неве; В поликлинке; В универмаге; Семья; Новая квартира.)

3. «Путь к общению» Труфанова В.Я. М.: Русский язык, 2002. (Проблемы питания; По городу; Здоровый образ жизни; Покупки; Почта, телефон.)

4. «Россия 2000». Тексты и упражнения. Родимкина А., Ландсман Н. Спб.: Златоуст, 2000. (Национальная еда; Экскурсии по Москве; Здоровье; Семья; Квартира; Климат.)

5. «Русский язык в диалогах» Щукин А.Н. М.: Русский язык, 1983. (В ресторане; По Москве; Магазины; Телефонный разговор.)

Формулировки тем (то есть названия глав и разделов) переписывались из источника только в том случае, если адекватно и однозначно отражали суть озаглавленного. Так, например, раздел об учебе в школе и вузах назван Век живи, век учись («Перспектива», вып. 2). В таблице этот раздел назван Образование.

Видимо, тематика пособий по русскому как иностранному не очень зависит от времени. Вернее, зависит, но не только от него. Понятно, что в силу всем известных исторических причин разброс допустимых сюжетов в советских учебниках РКИ, как и вообще в советских учебниках, начинаясь примерно около «перекрывания Енисея», заканчивался где-то «областью балета». Так, например, «Русский язык в монологах» А.Н. Щукина, вышедший в 1983 году, объединяет главы: По ленинским местам, По Стране Советов («На весь мир славятся туркменские кони – победители и призеры» (с. 39), Экскурсии по Москве, Литература и искусство («Юноша и девушка с серпом и молотом в поднятых руках устремились вперед в радостном порыве…» (с. 104); Наука, промышленность и сельское хозяйство и Спорт. Но учебник того же года и того же автора «Русский язык в диалогах», кроме Кремлевских башен, содержит все те же В ресторане, По Москве, Магазины, Телефонный разговор, а кроме того, В театре, В гостинице и В гостях.

В том, что базовый учебник любого языка строится вокруг небольшого числа «общечеловеческих» тем, таких, как Семья, Жилище, Погода, Здоровье, Еда и др., нет ничего удивительного. Логичным представляется и то, что эти темы рассматриваются с учетом национальной специфики. Заинтересовали меня в данном случае учебники, расширяющие привычный список, точнее, темы и разделы, выходящие за его пределы.

В интенсивном курсе речевой адаптации В.Я. Труфановой «Путь к общению», кроме актуальной темы учебы, есть не менее актуальная, но реже обсуждаемая в учебниках тема работы. Здесь моделируется речевое поведение в таких, например, важных ситуациях, как устройство на работу (см. рубрики Как расспросить (рассказать) о предприятии, фирме, компании (с. 29) и Что говорят при устройстве (приеме) на работу (с. 30). Кроме тематики, мое внимание привлекла стилистика текстов и диалогов. Многие диалоги в курсе В.Я. Труфановой кажутся зарисовками с реальных разговоров. Как приятно в одном из них было встретить «Чем вы занимаетесь? (с. 10)» вместо обычного «Кто вы по профессии?». Хочется отметить, что и учебная тема в этом курсе построена из обычных речевых ситуаций (см., например, рубрику Как выяснить (попросить изменить) расписание (с. 27), хотя, честно говоря, я никогда не видела, чтобы расписание меняли по просьбе студента). Для сравнения можно упомянуть диалоги из глав Встреча в ректорате и Экзамен в учебнике «Русский язык в диалогах». Не знаю, как иностранным студентам, а мне серьезно относиться к ним мешают такие, например, реплики, чем-то напоминающие анекдоты про Штирлица:

Вот мы и пришли. Видите тех студентов? Определенно здесь идет экзамен (с. 90).

Учебник А.Родимкиной и Н.Ландсмана «Россия-2000» целиком построен на текстах газетных публикаций, разумеется, несколько сокращенных и адаптированных, поэтому даже «стандартные» темы, отличаясь конкретностью, выглядят естественно (см., например, тексты Климат в России не самый худший или Русский блин накроет хот-доги).

Стандартный набор тем расширяется текстами, рассказывающими о какой-нибудь стороне современной экономической ситуации в России. Это: Дешевая Москва и очень дешевый Петербург – о том, как изменение места Москвы и Питера в рейтинге самых дорогих городов мира отразилось на москвичах и питерцах; Богач Витя – о перестроечном нуворише и пользе образования; Как я жила на прожиточный минимум – об одном эксперименте питерской журналистки. Есть тексты, которые, кроме своей актуальности, еще и просто очень интересные. Это Национальные традиции начинаются в школе – о еврейской школе в Санкт-Петербурге, Что нас ждет в будущем веке и некоторые другие.

Интересные тексты есть и в других учебниках. Например, во втором выпуске «Перспективы» текст «Татьянин день» рассказывает о студенческих празднованиях дня святой Татьяны в Москве (с. 48). В третьем выпуске есть текст «Погода» – ироничная зарисовка Фазиля Искандера о загадочной власти погоды над москвичами (с. 95), в пятом выпуске – отрывок из рассказа М.Зощенко «Воры» (с. 66), комичный и грустный, как и все рассказы Зощенко, но не очень трудный для чтения на уроках. Вместе с тем разработка некоторых тем в этом учебнике меня несколько озадачила. Например, в теме Семья в числе прочего серьезно обсуждается: «Хорошо ли, когда мама и папа приходят только в гости [к своему ребенку]?» (вып. 1., с. 35), а в теме, посвященной внешности и характеру, предлагается подумать над вопросом: «Что для вас важнее в человеке – его внешность или душа?» (вып. 3).

Признаться, меня совсем поставил в тупик пятый выпуск «Перспективы». Он почти целиком состоит из так называемых нестандартных тем. Это, безусловно, логично – пройдя первые четыре уровня, студент получает языковые навыки, достаточные для того, чтобы поговорить о чем-нибудь серьезном и интересном. О чем же предлагает поговорить «Перспектива»? О преступлениях, смертной казни, службе в российской армии и о религии (точнее, о церкви). Раздел о религии называется Не хлебом единым жив человек; большое внимание в нем уделяется сектам – «Аум синрике» и «Белому братству» (с. 25). Вообще же Не хлебом единым посвящено православию: очевидно, терпеливые студенты осваивают соответствующую лексику – единосущный, животворящий, триединый (с. 8), читают тексты, а в качестве упражнений отвечают на вопросы: «Как описывается конец света в Священном Писании?», «Что такое рай и ад по Библии?» и другие подобные.

В главе Преступление и наказание иностранный студент узнает, что «гражданин России, который передавал иностранной разведке секретные сведения, может быть осужден по статье 276» (с. 55), а показателем того, что тема усвоена, будут правильные ответы на вопрос, например, о том, какие преступления наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (с. 54). Не знаю, кого как, а меня перспектива работы над этими темами обрадовала бы не сильно. Впрочем, здесь, очевидно, существуют разные мнения.

Последний учебник, о котором я хотела бы рассказать, – это «Русский язык по-новому» в двух частях М.П. Аксеновой. В данном случае мои наблюдения касаются скорее стилистики, чем тематики текстов. Точнее, то, что привлекло мое внимание, нельзя в строгом смысле слова назвать особенностью стиля. Попробую пояснить. Вот, например, можно ли себе представить такой разговор?

– У Веры есть брат?
– Да, у нее есть брат.
– Какой у Веры брат, старший или младший? (с. 354)

Или, например, как относиться к такой исповеди учащегося: В четверг мы будем самостоятельно работать над ошибками. Мы должны понять, почему мы ошиблись. Обычно Анна Петровна не исправляет ошибки, а только подчеркивает их. Мы сами должны исправить свои ошибки, сделать вывод из своих ошибок…. В пятницу А.П. проверит, правильно ли мы исправили ошибки (с. 407).

При этом нельзя сказать, что учебник написан без чувства юмора. Иначе как относиться к таким, например, вопросам:

– Что вы пьете утром?
– А что пьют утром ваши товарищи?
– А что пьют ваши соседи? (с. 391)

В заключение следует сказать о существовании различных специализированных и профессионально ориентированных курсов. Это «Русский язык для бизнесменов», «Русский язык для гостиниц и ресторанов», «Новые книги для студентов инженерно-технического профиля» («Мир русского слова». № 1/2000) и другие.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru