Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2003

ПОДСПОРЬЕ

Т.Н.ЛЕОНТЬЕВА


Диктант из одного предложения

Старшеклассникам

Тонкие паутины плелись по темнеющему жнивью по лиловым мохрам репейника проступала почтенная седина дикие утки сторожко смотрели тихо двигаясь зарями по сонному пруду и резвая стрекоза пропев свою веселую пору безнадежно ползла скользя и обрываясь с каждого скошеного стебелечка а по небу низко-низко тащились разорванные полы широкого шлафора* в котором разгуливал северный волшебник ожидая пока ему позволено будет раскрыть старые мехи с холодным ветром и развязать заиндевевший мешок с белоснежной зимой.

(Н.Лесков)
(70 слов)

Задания

1. Расставьте знаки препинания, нарисуйте схему предложения, определите виды связи между предикативными частями.
2. Найдите в тексте Н.Лескова среди выделенных слов такие, которые написаны не по правилам современной орфографии.
3. Выпишите из текста: 1) просторечное слово, 2) устаревшее. (При затруднении воспользуйтесь толковым словарем.)
4. Дайте толкование слов жнивье, мехи (сравните мехи со словом мешок и сделайте вывод, родственные они или нет).
5. Выпишите из текста 5 слов (словосочетаний), употребленных в переносном значении, и столько же – в прямом.
6. Назовите художественный прием, использованный для создания образа северного волшебника.

Контрольный текст

Тонкие паутины плелись по темнеющему жнивью, по лиловым махрам репейника проступала почтенная седина, дикие утки сторожко смотрели, тихо двигаясь зарями по сонному пруду, и резвая стрекоза, пропев свою веселую пору, безнадежно ползла, скользя и обрываясь с каждого скошенного стебелечка, а по небу низко-низко тащились разорванные полы широкого шлафора, в котором разгуливал северный волшебник, ожидая, пока ему позволено будет раскрыть старые мехи с холодным ветром и развязать заиндевевший мешок с белоснежной зимой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru