МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Предлагаем вашему вниманию очень полезный
цикл упражнений по работе с глаголом. Думаем, что
автора представлять не надо – вы его хорошо
знаете. Материал предназначен для всех, но в
особенности для тех, кто работает по учебнику М.Т.
Баранова и др. и по учебнику под редакцией В.В.
Бабайцевой (именно к последнему относятся
задания и вопросы, отмеченные значком ++).
Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва
Глагол
6 класс
Упражнение 1. Прочитайте
стихотворение. О словах какой части речи
говорится в нем? Выпишите их, добавьте 4–5 своих
примеров.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
(В.Кондрашов)
Упражнение 2. Подготовьтесь к
выразительному чтению текста и ответьте на
вопросы.
Небо на востоке зеленеет. Голубым
хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее
время суток. Еще все спит. Спит вода, спят
кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы,
спят птицы, и только совы летают около костра
медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
(К.Паустовский)
Слова какой части речи в данном
тексте несут основную смысловую нагрузку?
Почему?
Чем, по-вашему, вызвано повторение в последних
двух предложениях глагола спать? Уместно ли
это повторение? Нужна ли здесь синонимическая
замена?
Подберите синонимы к глаголу загорается.
Докажите уместность употребления в тексте
именно этого глагола.
++ Найдите в тексте метафоры, сравнения. С какой
целью использует их автор?
Какие «спящие» (глухие) звуки передают состояние
сна, покоя в природе? Можно ли этот текст читать
громко? Почему?
Упражнение 3. Прочитайте текст,
определите его основную мысль, озаглавьте.
Весна
голосов... Пригибаясь, ошалело кричит на
телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной
трепещет, заливается жаворонок. В светлых
березняках – теньканье, посвисты, невнятное
щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает
вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый
прутик березы. Я присел на пенек, слушаю звуки
весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в
светлых березняках свист, щебетанье и время от
времени шорох – оседает под солнцем последний
снег.
(По В.Пескову)
Найдите слова, которыми автор
передает музыку, звуки весны, и расположите их в
два столбика:
имена существительные: | глаголы:
Что общего в их значениях и в чем
разница? Какие из них обозначают действие, а
какие – действие, но как предмет? Докажите, что
это слова различных частей речи.
Выпишите из текста глаголы, обозначающие
динамику, движение пробуждающейся природы,
состояние человека.
Выделите в словах второго столбика окончания,
укажите спряжение глаголов. В каких случаях
спряжение определяется по окончанию? В каких для
определения спряжения глагол надо поставить в
начальную форму?
Упражнение 4. Спишите текст,
подчеркните главные члены предложений.
Весенняя вода взломала над рекой лед,
низины залила, ручьи превратила в реки. Она
кружит воронками, бурлит, клокочет, роет берега,
валит деревья, волочит сучки и коряги, громоздит
по берегам кучи мусора.
(По Н.Сладкову)
++ Как вы думаете, почему однородные
сказуемые в тексте связаны перечислительной
интонацией, а не союзами?
++ Какой художественный эффект достигается
благодаря использованию большого количества
глаголов, расположенных в порядке усиления
действия?
Упражнение 5. Спишите текст,
подчеркните главные члены предложений.
Ветер рвал серые полосы воды, мчал их
вдоль каменных оград, швырял на ржавые крыши, бил
мокрыми полотенцами и внезапно стихал. Тогда все
заполнял ровный водопад льющейся с неба воды.
(К.Паустовский)
++ Выпишите из первого предложения
глаголы в той последовательности, в какой они
расположены в тексте. Сделайте вывод о том, какое
средство выразительности языка использует здесь
автор и с какой целью.
Упражнение 6. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания, подчеркивая
главные члены. Какое средство выразительности
языка создает впечатление стремительности
движения дождя, ветра++?
1. Закапал дождь застучал по крышам
промчался над садом и умчался в поле. 2.
Порывистый ветер суетится вдоль улиц обшаривает
дома стучит ставнями швыряет снежные шапки с
деревьев. 3. Ветер бьет в лицо свистит в ушах
засыпает снегом прохожих заметает дома и дороги.
Выделите окончания в глаголах.
Упражнение 7. Прочитайте тексты.
Какие средства выразительности языка
использованы в них? Какова их роль? Выпишите
глаголы с приставками, выделите их.
а) Густо и шумно обрушился дождь. Он
плескал рядом с лодкой, вздрагивал, ежился,
короткой рысью припускал по черной воде.
(По Ф.Абрамову)
б) Скоро все стихло, насторожилось,
съежилось в ожидании сокрушительного удара. И
вот гром выкопался из-под земли, взревел и все
потряс. Дрогнула земля, качнулось небо. С ревом,
воем и треском накатился мутный ливневый вал.
(По Н.Сладкову)
Упражнение 8. Спишите предложения,
сделайте их синтаксический разбор. Надпишите над
словами, какими частями речи выражены члены
предложений. Сделайте вывод о синтаксической
роли глагола в предложении.
1. Утреннее солнце ярко освещало
зеленые вершины елей. 2. На деревьях шелестела
молодая листва, в кустах щебетали птицы. 3. На
лесных полянах ярко краснеют гроздья рябины. 4. В
зеленой листве кустов и деревьев появляются
желтые пряди. 5. На лесной поляне растет огромная
старая ель.
(Г.Скребицкий)
Выпишите из первого и четвертого
предложений глаголы, разберите их по составу;
приведите 3–4 слова различных частей речи с
такими же корнями. Обозначьте части речи
записанных однокоренных слов.
Упражнение 9. Прочитайте текст,
определите его тему, подберите заголовок. Какова
роль глаголов в описании природы и состояния
человека?
Весна в этот год задержалась. Потом все
вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело,
заговорило.
И вот уже разносится многоголосое пение птиц.
Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где
из-под снега пробивается прошлогодняя трава.
Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей.
Звенит капель.
Дышится легко. В такое время не хочется сидеть
дома.
Выпишите глаголы, с помощью которых 1)
передается движение пробуждающейся природы; 2)
создается звуковой образ весны; 3) передается
состояние и настроение человека.
Упражнение 10. Используя данные
слова и словосочетания, напишите
сочинение-миниатюру о дожде (по выбору): а)
«Летний дождь». б) «Осенний дождь». в) «Весенний
дождь».
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет,
капает, моросит, накрапывает, барабанит,
струится, льет, льет как из ведра, хлещет, стучит,
стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из
сита, прыгает, пляшет.
Упражнение 11. Спишите, распределяя
глаголы в два столбика:
с не пишутся раздельно | с не
пишутся слитно
(Не)забыл, (не)здоровилось,
(не)здоровался,
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышишь; (не)пробежал; (не)навидел;
(не)истовствовал; (не)терпел; (не)годовал.
Упражнение 12. Спишите, раскройте
скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Не)чу_ствуешь усталости;
(не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_;
(не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось;
ураган (не)исто_ствовал; (не)увидишь в здани_;
(не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.
Упражнение 13. Спишите текст,
расставьте недостающие знаки препинания,
вставьте пропущенные буквы. Выделите в глаголах
приставки.
Од_нокий лист покачивался на ветк_
вишн_ прощался с деревом но все (не)падал. Что-то
еще д_ржало его (не)отпускало. Все деревья на краю
деревн_ обр_нили листву приготовились встречать
зиму. Только вишня в саду (не)расст_валась с
последним листом, словно чего-то ждала.
(Г.Корольков)
Упражнение 14. Спишите предложения,
раскрывая скобки.
1. Ночью весенний лес (не)замолкает ни
на минуту. (Г.Скребицкий) 2. В летнюю жаркую
пору ребятишек (не)загонишь домой. (Ф.Абрамов) 3.
Листья на деревьях (не)шелохнутся. (Ф.Абрамов) 4.
Силу в лавке (не)купишь. (Пословица) 5. На
удочку кита (не)поймаешь. (Пословица) 6. Без
ножа хлеба (не)отрежешь. (Пословица) 7. В лес
(не)съездишь, так и на печи замерзнешь.
(Пословица)
Выпишите три глагола с одинаковыми
приставками.
++ Определите значение этих приставок.
Упражнение 15. Замените
существительные однокоренными глаголами,
поставив их в неопределенной форме. Три-четыре из
них запишите с суффиксом -ся. Подчеркните
окончания глаголов, выделите в них корни.
Увлечение, сожаление, сотрясение,
удивление, наслаждение, удаление, приложение,
раздражение, разочарование, нанесение (удара),
обретение (уверенности), пресечение, привлечение.
Упражнение 16. Распределите глаголы
в три столбика в зависимости от окончания
неопределенной формы:
Выделите окончания в глаголах.
Разжечь, сделать, унести, решить,
помочь, узнать, спрятать, везти, беречь, стеречь,
вынести, приползти, клеить, таять.
Упражнение 17. Заполните таблицу
данными ниже словами. Выделите в них окончания.
Сделайте вывод о написании мягкого знака в
словах с основой на шипящий.
Ь пишется: |
Ь не пишется: |
1. в существительных 3-го
склонения: |
1. в существительных 1-го и 2-го
склонения: |
2. в глаголах: |
2. в кратких прилагательных: |
Врач_; молодеж_; возле луж_; много задач_;
ландыш_ пахуч_; несеш_; убереч_; бережеш_; похож_;
прилеч_; карандаш_; из-за туч_; остров сокровищ_;
сторож_; строиш_.
Упражнение 18. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
Стереч_ дом, испеч_ пироги; помоч_ маме;
помощ_ другу; возле дач_; ветер свеж_; сбереч_
время; разжеч_ костер; убереч_ся от огня; достич_
цели; ценная вещ_; леч_ спать.
Упражнение 19. Распределите слова,
вставляя пропущенные буквы, в два столбика.
Деви_ улыбае_; кури_ несе_; сестри_
хмури_; красави_ кружи_; мельни_ крути_; пти_
заливае_.
Упражнение 20. Вспомните знакомые
вам строки из сказок А.Пушкина. Спишите их,
дописывая слова.
а) Петушок с высокой спи_
Стал стереч_ его грани_.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельне_, встрепене_,
К той сторонке оберне_...
б) Море вздуе_ бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разолье_ в шумном беге,
И очутя_ на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(А.Пушкин)
Упражнение 21. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
а) До самой этой мельни_
два лыжных следа стелю_,
у самой мельни_
дорога на две дели_.
б) А зима-то кончи_,
капелью лед источи_,
весна пролье_ балками,
распусти_ фиалками.
в) От ветра сосны клоня_,
от снега ветви ломя_.
(В.Тушнова)
Упражнение 22. Выпишите в два
столбика по образцу:
1. Легко подружит_ся – тяжело
разлучит_ся. 2. Тот труда не боит_ся, кто умеет
трудит_ся. 3. Человек по делу узнает_ся. 4. В умной
беседе – ума набрат_ся, в глупой – себя потерять.
5. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся. 6.
Обленит_ся – так и хлеба лишит_ся.
(Пословицы)
Упражнение 23. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
а) 1. Стало см_ркат_ся. 2. Вдруг в тишине
разд_ет_ся крик птицы. 3. Можно отпр_влят_ся на
рыбалку. 4. Все из рук валит_ся. 5. Возят_ся под
снегом лесные мыши. (И.Соколов-Микитов) 6. Снег
искрит_ся, сверкает на солнце. 7. Мгла спускает_ся
с гор и ложит_ся на лес, речку*.
б) 1. В прозрачном зеркале воды
отражают_ся звезды*. 2. Все выше поднимает_ся
солнце. 3. Жители больших городов редко любуют_ся
восходом солнца. 4. Рождает_ся новый день. 5. В
природе все пробуждает_ся. 6. Все вокруг внезапно
меняет_ся.
(По И.Соколову-Микитову)
Сделайте синтаксический разбор
отмеченных значком «*» предложений.
Упражнение 24. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки.
Морские львы питают_ся рыбой. Животные
гл_тают ее целиком, потому что у них ре_кие зубы.
Эти обитатели моря старают_ся гл_тать рыбу с
головы чтобы кости и плавники (не)поцарапали
пищевод.
Иногда морские львы выбирают_ся на сушу и
громадными стадами распол_гают_ся на берегу. Днем
они играют на со_нце а ночью положат голову друг
на друга и так спят.
(По В.Дурову)
Докажите, что перед вами текст.
Определите средства связи предложений в нем.
Являются ли однокоренными слова гл_тают,
гл_тать? Докажите. Приведите примеры слов с
таким же корнем.
Упражнение 25. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО...
Люди в разных странах здоровают_ся
по-разному. Японцы при встреч_ кланяют_ся. В Тунис_
принято при встреч_ поклонит_ся, затем поднести
правую руку ко лбу, затем к губам и сер_цу. Этот
жест как бы говорит: «Я думаю о тебе, я говорю о
тебе, я ув_жаю тебя».
(По Л.Лихачевой)
Составьте схему последнего
предложения.
Упражнение 26. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
а) Вечереет. По снегу проносит_ся тень.
Она движет_ся к сосне. Это сова. Охотники знают,
как охотит_ся она на зайцев*. Усядет_ся на ветках
или на пне и поджидает добычу.
(По Д.Зуеву)
Составьте схему отмеченного значком
«*» предложения.
Найдите глагол, строение которого соответствует
схеме: . Приведите 2
примера глаголов с таким же морфемным составом.
б) В сум_рках кр_дет_ся по лесной опушк_
рыжий зверь*. Это кумушка выходит на охоту. Вот
перебежала осинник, напала на снежн_ следы зайца
и несет_ся за ним**. А косой делает круги, путает
след и мчит_ся к чащ_бе. Здесь сп_сение.
(По Д.Зуеву)
Сделайте синтаксический разбор
отмеченного значком «*» предложения.
Составьте схему отмеченного значком «**»
предложения.
Выпишите глагол, строение которого
соответствует схеме: . Приведите 2 примера глаголов с таким же
составом.
Упражнение 27. Этикет – правила
поведения человека. Познакомьтесь с теми из
них, которые предлагает ребятам в своей книге
писательница Л.Лихачева.
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу
текста.
1. Неожиданное по_вление гостя может
причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше
заранее договорит_ся о вашем визит_.
2. Если вы дважды позвонили, но никто
(не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы
удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше
спокойно повернут_ся и уйти.
3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее.
Опоздание не должно превышать 15–20 минут.
4. В гостях советуем вести себя скромно: (не)бегать
с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и
кресла с ногами, (не)открывать ящики и
(не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется
брать без разрешения с полочек различные
украшения. (Не)берите с собой в гости своих
четвероногих друзей.
Найдите во втором пункте выражение,
характерное для разговорного стиля. Подберите к
нему синонимы.
Упражнение 28. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки. Прочитайте текст и ответьте на
вопросы.
По неизвес_ным причинам дельфины
иногда сами выбрасывают_ся на берег. Рыбаки
говорят что они увл_кают_ся погоней за рыбой и
садят_ся на мель. Дельфины погибнут если им
(не)помогут люди.
Но помоч_ дельфинам трудно. Они т_желые, сколь_кие,
сильно б_ют_ся. Многие из них так осл_бели, что
тонут, если их опустить в воду. Но самое т_желое
препятствие для спасения дельфина дельфинья
дружба. Если вы станете относить их в воду по
одному, то у вас ничего (не)получит_ся. Дельфин
вернет_ся и снова выбросит_ся на мель, если
услышит крики своих товарищей. Он беззаветно
бросит_ся к ним на помощ_ и товарища в беде
(не)оставит.
Докажите, что это текст. Какие
средства связи между предложениями здесь
использованы?
Определите тему и основную мысль текста.
Озаглавьте его.
Каково лексическое значение выделенного слова?
Подберите к нему синонимы.
Найдите предложение, в котором главные члены
выражены существительными. Подчеркните их.
Составьте схемы второго и третьего предложений
первого абзаца.
Найдите слова различных частей речи по их
структуре: имя существительное – ; имя прилагательное – ; глагол – .
Найдите слова различных частей речи по их
морфологическим признакам: а) обозначает
предмет, неодуш., нариц., 1-е скл., д.п., мн. ч.; б)
обозначает признак предмета, притяжат.,
согласуется с существительным, стоит в и.п., ед. ч.,
ж.р.
Упражнение 29. Перечертите в свою
тетрадь таблицу и заполните глаголами, взятыми
из текста, поставив их в начальной форме.
ВИДЫ ГЛАГОЛА
Совершенный вид
(обозначает законченное действие)
Что сделать? |
Несовершенный вид
(обозначает незаконченное действие)
Что делать? |
|
|
Однажды мой приятель-охотник подарил
мне волчонка. Я решил, что надо его научить
подчиняться моим приказам как можно раньше,
иначе с ним потом ничего не поделаешь. Волчонок
должен слушаться сигнала запрета. Но зверь долго
не хотел покоряться мне. Однажды обиделся он на
меня, громко заскулил, отворил мордой дверь и
помчался за помощью к моей маме на кухню. Она
долго гладила волчонка и ждала, когда он
успокоится.
Я терпеливо продолжал учить зверя, и теперь он по
моему требованию спокойно выпускал из пасти даже
самый лакомый кусочек.
(По Б.Житкову)
Упражнение 30. Выпишите из текста
глаголы в столбик, определите их вид, затем с
помощью приставок или суффиксов образуйте
видовые пары и запишите их. Подчеркните морфемы,
с помощью которых образуются видовые пары.
Я долго не решался вывести волчонка на
прогулку. Но однажды все-таки купил ошейник,
цепочку и пошел с ним по улице. Волчонок ковылял
рядом. Я думал, что нас никто не заметит, но нас
заметили собаки. Я никогда не предполагал, что
столько собак на нашей улице. Они выскакивали из
ворот и со злостью надвигались на волка, а тот
жмется к моей ноге и вертит своей лобастой
мордой. Я уже решил повернуть домой, пока собаки
не бросились на него, но они не решались ближе
трех шагов подходить к волку. Теперь и я не боялся
за него. Успокоился и волк. Он уже не вертел
головой, но и не отставал.
(По Б.Житкову)
Упражнение 31. Спишите, расставляя
знаки препинания. Укажите вид глаголов, выделите
в них приставки.
Тучка долго хмурилась капризничала и
наконец расплакалась. А солнышко уговаривало ее
не плакать. Послушалась тучка умного совета. Она
умылась легкими слезами и умчалась а слезы ее
остались и долго еще сверкали прозрачными
каплями на траве прятались глубоко во мхах.
(По А.Членову)
++ Какие сочетания слов иллюстрируют
прием олицетворения в тексте? С помощью какой
части речи строится олицетворение?
Упражнение 32. ++Допишите
фразеологизмы. С 3–4 из них составьте
предложения.
Арканом _________; _________баклуши; _________ быка
за рога; _______________ в ежовых рукавицах; _________ сложа
руки; _________ из мухи слона; _________ три шкуры; _________ на
носу; _________ рукава; _________ общий язык; _________ под
горячую руку; _________ в калошу (в лужу); _________ концы в
воду.
Упражнение 33. Запишите в два
столбика слова, обозначая графически выбор
гласной в корне.
Бл_стает, забл_стит; соб_рет, соб_рает;
зам_реть, зам_рает; расст_лю, расст_лается;
оп_реться, оп_раться; доб_раться, проб_русь;
раст_рать, раст_реть; заб_раю, приб_рет; зап_рать,
бл_снет уп_раться, перет_реть, зам_рло, отп_рать,
выб_рет.
Разберите по составу слово расст_лается.
Упражнение 34. Спишите слова,
подчеркните «лишнее» слово.
а) Замирать, миролюбивый, замер; б)
стирать, вытер, тир; в) приберет, бирюза,
прибирает; г) забирать, береза, заберу; д) блеснул,
заблестел, блестящий.
Упражнение 35. Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Объясните графически выбор
орфограммы – гласной в корне слов с пропущенными
буквами.
Укажите время глаголов.
1. В вечерней тишине (не)шевельнет_ся
лист, цветы бл_стят росой. (А.Апухтин) 2. Долина
уп_ралась в крутой откос плоскогорья. (К.Булычев)
3. Плоскогорье прост_ралось на несколько
километров и уп_ралось в стену гор. (К.Булычев) 4.
Бл_стит зернистая роса на траве. (Ф.Абрамов) 5.
Над рекой расст_лает_ся туман. 6. На вершине что-то
ослепительно бл_стело. 7. Вдали что-то бл_с_нуло. 8.
Низкий потолок подп_рали колонны. 9. В высокой
вазе астры ум_рали, холодный ветер плакал за
окном. (Г.Дешкин)
Найдите глагол, строение которого
соответствует схеме:
Какие средства выразительности
языка использованы в последнем предложении?
Упражнение 36. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
а) 1. Стонут толстые голуби глухо,
выб_рают из щелей овес. (С.Черный) 2. Темнело
небо. Зам_р старый дом. (Г.Дешкин) 3. Плотная
стена тумана заст_лала взор. (Ю.Кувалдин) 4.
Внизу расст_лалась цветущая д_лина. 5. Впереди
сразу в трех местах бл_с_нул свет. (Ю.Никитин) 6.
На дуб взб_ралась огромная толстая змея!
(Ю.Никитин) 7. Над трепещущей осиною легкий
месяц забл_стел. (А.Ахматова) 8. Сад словно
зам_р.
Укажите время глаголов.
б) 1. Над головами колыхалось бл_стающее
звез_ное небо. (Ю.Никитин) 2. Ч_рная стена
деревьев уп_ралась в небо. (Ю.Никитин) 3. Вокруг
расст_лался густой голубой туман. (Л.Соловьев) 4.
Закат уг_сал медленно. Воздух еще (не)остыл, а в
низинах уже ноч_ расст_лала белые холсты тумана. (Ф.Абрамов)
5. Соб_раю пуч_ки к_лючей травы и разжигаю
костер. Густой дым расст_лается вокруг. (Н.Сладков)
Упражнение 37. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
Начертите схемы предложений.
Я проб_рался скво(з,с)ь зар_сли высокой
травы и вдруг услышал злое ворчание. Тигровая
кошка уд_рала в сторону залива где долго еще
слышалось ее рычание.
(И.Акимушкин)
Разберите по составу глаголы. Укажите
их вид.
Упражнение 38. Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Графически объясните условия
выбора гласной в корне с чередованием.
ИЗ ИСТОРИИ САЛФЕТОК
Уже древн_ греки и римляне выт_рали
руки и губы во время еды спец_альными салфетками.
Их делали из огнеупорного материала – асбеста.
После обеда салфетки (не)ст_рали, а бр_сали на
несколько минут в огонь. После этого ими опять
можно было пользоват_ся. Салфетки гостям разд_вал
хозяин сам. Люди победнее прин_сили салфетки с
собой, чтобы незаметно сложить в них оставшиеся
после пира лакомые кусоч_ки.
(По Л.Лихачевой)
Подберите однокоренные слова
различных частей речи к выделенному слову.
Укажите части речи.
Упражнение 39. Выпишите глаголы в
два столбика: а) с ударными окончаниями; б) с
безударными окончаниями. Выделите окончания.
Укажите спряжение глаголов. Сделайте вывод о том,
в каком случае спряжение глагола определяется по
окончанию, в каком – по неопределенной форме.
1. Под ногами шуршит подсохшая за день
трава. (В.Шукшин) 2. В саду горит костер рябины
красной. (С.Есенин) 3. В эти воды смотрит
бледный серп луны. (К.Бальмонт) 4. Утром рано из
тумана солнце выглянет для нас. (К.Бальмонт) 5.
Брызгает, булькает, тешится апрель, грохает
сосульками прямо на панель. (В.Гордейчев) 6.
Жарко трещит огонь. (Ф.Абрамов) 7. Шумит
дождь. С еловых лап сочится вода, стекает за
ворот. (Ф.Абрамов) 8. Где-то над головой пищит
одинокий заблудившийся комар. (Ф.Абрамов) 9.
Тропинка ведет прямо к говорливому ручью. 10.
Ветер несет тучи пыли.
Найдите средства выразительности
языка, которые используют разные авторы, и
определите их роль.
Упражнение 40. Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Hапишите над глаголами
спряжение, выделите в них окончания.
Какой общий грамматический признак
объединяет все глаголы каждой части упражнения?
а) Мы смотр_м фильм; ветер гон_т тучи; он
легко дыш_т под водой; здесь вы увид_те много
интересного; (не)слыш_шь ш_рохов; он никогда
никого (не)обид_т; колеса верт_тся; спортсмены
держ_т знамя; слыш_тся песня; завис_ м от непогоды;
(не)навид_м лож_; вытерп_м боль.
б) Снега та_т; он ма_тся без дела; ве_т
теплом; знамена ре_т на ветру; собака ла_т;
искренне ка_тся матери; ягненок бле_т; наде_тся на
успех; они зате_т спор; с неба се_т дождь; она чу_т
опас_ность.
в) Туманы стел_тся; кол_т в боку;
садоводы бор_тся с вредителями; ед_м по дороге;
малыш_ ищ_т собаку; бормоч_т ручьи; снег раста_т;
во_т волки; трос_ники колыш_тся; капл_т с крыш_.
г) Небо хмур_тся; он закле_т конверт;
пч_лы жал_т; постав_ш_ букет; их наход_т в зар_слях;
грачи об_яв_т о приходе весны.
Упражнение 41. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Над глаголами надпишите
спряжение, выделите окончания.
Вы ед_те по степи; травы дремл_т;
трос_ники шепч_тся; ребята тащ_т ель; выро_шь ямку
в саду; они пил_т дрова; паруса колыш_тся;
кузнечики стрекоч_т; фигуристы бор_тся за победу;
стел_тся клубы дыма; ветер ве_т; снежинки кол_тся;
на окраине стро_тся новые дома.
Упражнение 42. Спишите, поставив
глаголы в 3-м лице мн. ч. в настоящем или в будущем
времени. Надпишите сверху спряжение глаголов.
Выделите в них окончания.
(Они) ре_т, пол_т, кол_т, чу_т, держ_т,
слуша_т, слыш_т, кле_т, пляш_т, стел_т, вид_т, леч_т,
ненавид_т, дыш_т, зате_т, отправ_т, бор_тся, жал_т,
провер_т, та_т, колыш_тся, съезд_т.
Упражнение 43. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Подчеркните сочетания слов, в
которых глагол употреблен в переносном значении.
Шепч_тся листья; гриб пряч_тся под
листиком; зап_х усилива_тся; снег сыпл_т с неба;
небо хмур_тся; лес темне_т; вид_шь на верш_не; чин_ш_
карандаш_; ветер трепл_т флаги; тучи рассе_тся;
плач_т иволга; ветер дремл_т.
Упражнение 44. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Надпишите над глаголами
спряжение.
Увл_ка_шься теннисом; насл_жда_ш_ся
красотой леса; волны плещ_т; уча_ству_ш_ в
соревновани_; прос_ш_ о помощ_; полежиш_ в постел_;
спуст_ш_ся на параш_те; дед бормоч_т во сне; поток
пен_тся; волны плещ_тся; осы жал_т; ш_повник
кол_тся; ветры ве_т; се_т рож_; они чу_т опас_ность;
отец ед_т
в город; снег не та_т; звери леч_тся травами;
ребята кле_т игрушки.
Упражнение 45. Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Надпишите над глаголами
спряжение.
а) 1. Золотой венок сплета_т бабье лето в
сентябре. (В.Ленцов) 2. Настан_т пора, и
закруж_т_ся листья из меди. (Р.Рождественский)
3. Хорошо скле_ш_, так и не раскле_т_ся. (Пословица)
4. Корабли о причалы трут_ся, словно прос_тся из
воды. (В.Ленцов) 5. В воздух_ долго держ_тся
полоска пыли. 6. Прозрач_ная л_жит_ся пелена на
свежий дерн и незаметно та_т. (А.Ахматова) 7.
Небо мелкий дождик се_т на зацветшую сирень.
(А.Ахматова)
б) 1. Отовсюду ве_т тишью и простором. (А.Апухтин)
2. В бледной синеве неба та_т пушистые облака.
3. Вот-вот вечерняя заря совсем во тьме ноч_ной
раста_т. (В.Ленцов) 4. Где-то д_леко слыш_т_ся
стук, и звук этот стел_т_ся над водой. 5. Она
прислушива_т_ся. Где-то д_леко ла_т собака, потом
замолка_т. (Ю.Кувалдин) 6. Глаз мал, да д_леко
вид_т. (Пословица)
Упражнение 46. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Укажите вид глаголов.
1. Ожили заговорили ключи на реч_ке. О
чем шепч_тся бормоч_т? (Ф.Абрамов) 2. Дремл_т на
стене моей ивы кружевная тень. (Н.Рубцов) 3.
Ве_т ветры плач_т ели в_ют_ся зимние метели. (П.Ершов)
4. Лениво дыш_т полдень мглистый лениво кат_т_ся
река в лазури пламенной и чистой лениво та_т
обл_ка. (Ф.Тютчев) 5. Звезды за горою блещ_т
средь тумана. (А.Фет) 6. Тройка мчит_ся тройка
скач_т в_ет_ся пыль из-под копыт колокольчик
громко плач_т... (П.Вяземский) 7. Туча скатертью
маш_т длинною. (Б.Олейник)
Найдите средства выразительности
языка, определите их роль.
Упражнение 47. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Укажите спряжение глаголов.
1. Чайки плещ_тся в пене набежавшей
волны. (Н.Рубцов) 2. Вдруг волна загрохоч_т у
бортов кораблей забурлит заклокоч_т. (Н.Рубцов) 3.
Во_т завыва_т ветер круж_т снег. 4. Летом кроты
снова выстро_т земляные башенки вдоль берега. 5. В
летн_ жаркую пору ребятишек (не)загон_ш_ домой. (Ф.Абрамов)
6. Ве_т осенние ветры в мрач_ной дубраве. (Н.Карамзин)
7. С шумом на землю вал_т_ся желтые листья. (Н.Карамзин)
8. В_ют_ся седые туманы в тихой д_лин_. (Н.Карамзин)
Выпишите четыре глагола с
одинаковыми приставками, выделите их. Попробуйте
определить значение этих приставок.
В первых трех предложениях укажите вид глаголов,
время.
Составьте схемы 1-го и 2-го предложений.
Какова синтаксическая роль глагола в последнем
предложении?
Упражнение 48. Спишите текст,
составленный по книге И.Акимушкина «Следы
невиданных зверей». Вставьте пропущенные буквы.
Надпишите над глаголами спряжение, выделите
окончания глаголов.
В водах Амазонк_ вод_т_ся уд_вительные
рыбы – электрические угри. Они пряч_т_ся на дне
тихих заводей. Если человек или зверь потревож_т
их, они выпускают электрические разряды. От такой
затрещины человек не сразу приход_ в себя, а
иногда даже погиба_т.
Выпишите два глагола разных видов,
образуйте видовые пары. Выделите те морфемы, с
помощью которых они образованы.
Упражнение 49. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.
1. Маленький жучок заб_ра_тся под кожу и
больно кол_т. 2. Жал_тся бе_численные осы. 3.
Изнурительный зной гон_т под сень реч_ной
прохлады об_тателей дебрей. 4. В водах Амазонк_
вод_тся ядовитые скаты-хвостоколы.
(И.Акимушкин)
Дайте объяснение выделенного слова.
В случае затруднения обратитесь к толковому
словарю.
Как вы думаете, почему скаты названы хвостоколами?
Сделайте синтаксический разбор первых трех
предложений.
Упражнение 50. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
Пирайя самая опас_ная рыба Амазонк_. Ни
один человек даже в самую нестерпимую жару
(не)р_скнет войти в воду где они вод_т_ся*.
Пирайя выр_ста_т до размеров крупного карася но
зубы у нее острые, как бритва. В один миг она
перекус_т палку толщиной в палец отхват_т палец
если человек неосторожно сун_т его в воду*.
На плывущего в воде животного пирайи
набрасывают_ся стаями за несколько минут
отд_рают от него куски мяса и обгладывают до
костей.
(По И.Акимушкину)
Составьте схемы отмеченных знаком «*»
предложений.
Упражнение 51. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, обозначьте суффиксы по
образцу.
Видел ц_гана, строил _дание; закле_л
книгу; ужал_л щенка; леле_л мечту; чист_л клюв;
езд_л в Москву; слыш_л речь; запут_лся в решени_
задачи; выкат_л боч_ку; выкач_л насосом; развеш_л
картины; взвес_л муку.
Упражнение 52. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы
глаголов.
Слыш_т – слыш_л; терп_т – терп_л;
ненавид_т – ненавид_л; се_т – се_л; кле_т – кле_л;
та_т – та_л; наде_тся – наде_лся; чу_т – чу_л; об_д_т
– об_д_л; завис_т – завис_л.
Упражнение 53. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Раскройте скобки.
1. Опять весна душистая пове_ла кругом. (А.Фет)
2. Когда ребята проснулись они увид_ли над
головой белесые обл_ка. (В.Мелентьев) 3. В
бледной синеве неба возникали и та_ли пушистые
сизые обл_ка. (К.Осипов) 4. Мелькнула падающая
звезда и раста_ла за гр_мадой леса. (К.Осипов) 5.
Была поз_няя ночь даже собаки (не)ла_ли. (К.Паустовский)
6. Туман к вечеру разве_лся. 7. Собака почу_ла
волка и завыла.
Упражнение 54. Спишите, сделайте
морфемный разбор глаголов.
Ветер утих. Чуть искрился снег. С неба
высыпались редкие ленивые снежинки и медленно,
плавно плыли в воздухе.
(В.Астафьев)
Какие средства выразительности
языка использует автор, чтобы подчеркнуть, что
снежинки ленивые?
Сделайте морфологический разбор глаголов
третьего предложения.
Упражнение 55. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
1. Я (не)вид_л и (не)слыш_л как улетели
журавли. (В.Фирсов) 2. Густой дым заволакивал
опушку все т_рялось та_ло в едком тумане. (Г.Корольков)
3. Осенний день пове_л над землей. (А.Апухтин) 4.
Кузьма зате_л точить косу. (Ф.Абрамов) 5. Щенок
зала_л еще громче. 6. Снег раста_л на ветвях и
весенней капелью падал на землю. 7. Я подняла
глаза и сквозь листву увид_ла звезды.
Сделайте морфологический разбор
двух любых глаголов.
Определите вид орфограммы – гласной в
выделенном слове. Докажите. Приведите 2–3 примера
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Упражнение 56. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания.
Почки раскрывают_ся и на каждом
зеленом клювик_ в_сит большая прозрач_ная капля.
Возьмеш_ одну поч_ку разотреш_ между пальцами и
потом долго все пахн_т ар_матной см_лой березы
тополя или черемух_. Понюха_ш_ черемуховую поч_ку
и сразу вспомн_ш_, как заб_рался наверх по дереву
за бл_стящими ягодками.
В теплой вышине леса иногда слыш_ш_, как шепч_т_ся
между собой деревья, как черемуха черемух_ под_ет
ветку с раскрывшимися поч_ками.
(По М.Пришвину)
Приведите к выделенному слову
однокоренные слова различных частей речи.
Упражнение 57. а) Запишите по два
примера, доказывающих, что по морфемам можно
определить форму глагола:
б) Запишите 3–4 примера глаголов с
нулевым окончанием. Укажите их формы.
Упражнение 58. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, раскройте скобки.
а) Откле_ла марку; ра_жеч_ костер;
разд_ют_ся вдалеке; ра(с,сс)т_ла(т,ть)ся по земле;
выб_ра(т,ть)ся из чащ_бы; раста_л на со_нце; разве_л
тучи; (не)дума_ш_ об опас_ност_; (не)навид_т лож_;
(не)был на собрани_; почу_ству_ш_ холод; они
бор_(т,ть)ся с ленью; вид_ш_ кусты крыж_вника;
заб_ра_ш_ся под одеяло; (не)услыш_л ш_роха; слыш_ш_
ш_пот.
Сделайте морфологический разбор
любых двух глаголов.
б) Надо соб_ра(т,ть)ся; картошка должна
испеч_ся; (не)было дождя; увид_л мыш_; постро_л дом;
почу_л зап_х; (не)убереч_ся от огня; зате_л ссору;
волны пен_(т,ть)ся; посе_ш_ рож_; (не)разве_л
сомнения; врачи леч_т; подыш_ш_ ароматом
цветов; туман ра(с,сс)т_ла(т,ть)ся над рекой; исправ_т
ошибку.
Разберите по составу выделенные
слова.
Упражнение 59. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите
окончания глаголов.
Я не новичок в горах, но такого
мрач_ного нагр_мождения скал мне (не)приходилось
встречать. Крикн_ш_ – из провалов и проп_стей
гаркн_т в ответ стоголосое эхо. В спину тебе
словно упорно смотр_т кто-то. Обернеш_ся – никого.
Глубоко внизу застыло холодное море обл_ков.
Напряженное ухо лов_т д_лекий рев водопадов.
(Из)за ч_рной скалы выл_за_т у_кий зеленый клык
месяца.
(По Н.Сладкову)
Сделайте синтаксический разбор
последнего предложения.
Какими средствами выразительности языка
пользуется автор, чтобы передать настроение от
увиденного им?
Упражнение 60. ++Прочитайте текст.
Выпишите из него глаголы, укажите их формы
(неопределенную, формы изъявительного,
сослагательного, повелительного наклонений, у
глаголов изъявительного наклонения укажите
время).
Никогда не забуду, как я один раз
испугался. Это случилось в конце лета. Мы с
Барсиком (барсучонок) возвращались из леса.
Смеркалось. Вдруг вижу: через дорогу переползает
гадюка. Гадюка – змея ядовитая. Укусит – и в
ранку каплю яда выпустит. От этого будешь долго
болеть и даже умереть можешь. Гадюку лучше не
трогай. Увидишь – отойди в сторону. Она первая на
тебя никогда не бросится.
Вот я и остановился, чтобы змея без помехи через
дорожку переползла. Она бы и перебралась, да
только откуда ни возьмись – Барсик. Выскочил на
дорожку. Я ему кричу: «Ко мне!». А он слушать не
хочет, прямо к змее бросился.
Гадюка зашипела, приостановилась, голову
приподняла.
(По Г.Скребицкому)
Продолжение этой истории вы узнаете,
если прочитаете рассказ Г.Скребицкого
«Барсучонок».
Определите тип речи. Чем объяснить употребление
глаголов разных наклонений в тексте?
Выпишите два разноспрягаемых глагола, безличный
глагол.
Упражнение 61. Подготовьте устный рассказ
на тему «Как я однажды испугался».
|