ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
М.А. БОГОМОЛОВА,
г. Североморск
Начало урока
(О некоторых методических
приемах)
С большим интересом познакомилась с
планами редакции на ближайшее будущее и,
признаюсь, больше всего меня привлекла новая
рубрика «Другой взгляд». Конечно, меня не
оставляют равнодушной необычные уроки,
конспекты которых вы помещаете на страницах
газеты, мне и самой нравится придумывать
уроки-праздники. Но все же основную часть
учебного времени нужно отводить так называемым
рабочим урокам. Как создать интригу в начале
урока, если по обязательному и вполне резонному
требованию методического объединения школы урок
должен начинаться с упражнения в каллиграфии?
Нужное и полезное упражнение, однако интересным
для детей его никак не назовешь. Хочу рассказать
о тех методических приемах, которые я использую,
чтобы превратить «минуту каллиграфии» в
«спусковой крючок» урока.
1
Один из приемов – прописать части
загаданного слова.
Начало урока «Лексическое значение слова».
Предлагается прописать: гр, аф, эпи.
Задание. Какое слово можно составить из
данных буквосочетаний? Известно ли вам, что это
слово обозначает?
(Толкование слова ищет ученик, которому на уроке
выпало играть роль господина Словаря.)
У нашего урока тоже есть эпиграф. Это слова
французского философа Рене Декарта: «Определите
точно каждое слово, и вы избавитесь от половины
заблуждений». Пропустите строчку и запишите
эпиграф, соблюдая правила его оформления на
письме. Как вы понимаете это высказывание
французского философа? Как вы думаете, о чем
пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Запишите
тему урока: «Лексическое значение слова».
2
Упражнение в каллиграфии может быть
связано с игрой «Намеки», описанной в книге
Л.Петрановской «Игры на уроке русского языка» М.:
Мирос-Маик «Наука/Интерпериодика». С. 72–75.
Начало урока по теме «Имена существительные
собственные и нарицательные». Для
каллиграфической записи предлагаются прописные
буквы: А, Э, Н.
Задание. Попробуйте угадать слово,
первую букву которого вы записали, по намеку.
Например, Б – нос – Буратино; И – дурак –
Иван.
А – Страна чудес – ? (Алиса);
Э – Изумрудный город – ? (Элли);
Н – Солнечный город – ? (Незнайка).
Что общего между угаданными словами? (Это имена
героев сказочных повестей.)
(Произведения жанра «сказочная повесть»
изучаются в это время на уроках литературы.)
Записанные вами существительные – это имена
собственные или нарицательные? Чем собственные
существительные отличаются от нарицательных?
Запишите тему урока: «Имена существительные
собственные и нарицательные».
3
Можно предложить разгадывание
аббревиатур по аналогии. В начале урока по теме
«Морфологический разбор имени числительного»
ребята прописывают следующие буквосочетания: скт,
псд, спр. Затем ученикам сообщается, что эти
сочетания букв представляют собой
аббревиатуру-шифровку. Первое сочетание
означает составное, количественное, в творительном
падеже. Приведите пример такого числительного (семьюдесятью
пятью, ста сорока девятью и т.п.).
Расшифруйте второе сочетание (простое, собирательное,
в дательном падеже), приведите примеры (двоим,
четверым, семерым и т.п.). Расшифруйте третье
сочетание (сложное порядковое
числительное в родительном падеже).
Приведите примеры (пятидесятого, двухтысячного
и т.п.).
Числительные какого разряда мы не назвали?
Запишите примеры дробных числительных в
предложном падеже (о двух третьих, в пятидесяти
пяти тысячных и т.п.).
4
Слова, предложенные для упражнений в
каллиграфии, могут стать материалом для
аналитических игр-заданий «Третье лишнее» и «Что
общего?».
Начало второго урока по теме «Словосочетание».
Для записи предлагаются слова щи, ищи, щит.
Задание. Какое из слов лишнее и почему?
(Возможные варианты ответов: лишнее слово – щи,
так как в нем 2 звука, а в остальных 3; лишнее слово
– ищи, так как оно начинается с гласного
звука, а щи и щит – с согласного; лишнее
слово – ищи, так как в нем 2 слога, а в
словах щи и щит – 1; лишнее слово – ищи,
так как это глагол, а щи и щит – имена
существительные.)
Если мы составим предложение, где глагол ищи
будет выполнять роль сказуемого, каким будет это
предложение по цели высказывания?
Составьте со всеми записанными словами
словосочетание по схеме:(Например, свари щи, ищи смысл, возьми
щит.)
Повторение теоретических сведений:
Как определить строение словосочетания? (Чтобы
определить строение словосочетания, надо найти
главное и зависимое слово в словосочетании и
определить, какими частями речи они выражены.)
Как определить значение словосочетания? (Чтобы
определить значение словосочетания, надо
поставить от главного слова к зависимому
смысловой вопрос.)
Докажите, что составленные вами словосочетания
одинаковы по строению и значению.
5
Начало урока по теме «Члены
предложения». Для каллиграфической записи
предлагаются слова: в, вы, выл.
Задание
Какое из слов лишнее? Почему? (Лишнее – в,
так как это предлог, служебная часть речи, а вы
и выл – самостоятельные части речи.)
Какие из записанных слов смогут стать
полноправными членами предложения? В каком
случае это произойдет? (Слова вы и выл
станут членами предложения, если войдут в состав
предложения и будут связаны с другими словами.) Запишите
тему урока: «Члены предложения».
6
Начало урока по теме «Главные члены
предложения». Для каллиграфической записи
предлагаются слова: ел, ель, ели.
Задание
Какое из слов лишнее? Почему? Посмотрите на 2
варианта морфемного разбора слова ели: . В каком случае перед вами
глагол, а в каком – имя существительное? Почему?
Повторение изученного – задание на
конструирование: Составьте 2 предложения со
словами по
пунктуационным схемам [ ]? [ ]!
Охарактеризуйте эти предложения.
Переход к теме урока. Посмотрите на слова,
записанные на доске. Какие из них могут в
предложении выполнять роль подлежащего? А какие
выступать в роли сказуемого? Что общего между
подлежащим и сказуемым? Запишите тему «Главные
члены предложения».
7
Начало урока по теме «Обозначение
мягкости согласных с помощью мягкого знака».
Для каллиграфической записи предлагаются слова: мол,
моль, мёл.
Задание. Определите, какой одинаковый
звук есть в каждом из трех записанных слов.
Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – мёл,
так как это глагол, а остальные слова – имена
существительные; лишнее слово – моль, в нем
количество звуков и количество букв не
совпадает, а в двух других словах количество букв
равно количеству звуков; лишнее слово – мол,
в нем только твердые согласные звуки.)
Проблемный вопрос. Буквы эм и эль в этих
словах записаны одинаково. Как вы догадались, что
в одном случае согласный звук, обозначаемый
одной и той же буквой, твердый, а в другом –
мягкий?
Работа с текстом научного стиля речи.
Прочитайте текст и найдите в нем ответ на этот
вопрос.
В русском языке 36 согласных звуков. А букв для
обозначения этих согласных только 21. Почему так
мало? В русском письме нет особых букв для
обозначения твердых и мягких согласных. Парные
по твердости – мягкости согласные обозначаются
одной и той же буквой: [б] и [б’] – буквой б,
[п] и [п’] – буквой п, [д] и [д’] – буквой д
и т.д.
Как же мы узнаем, когда букве соответствует
твердый, а когда мягкий звук? Ключом к прочтению
букв для согласных служит следующая буква (или ее
отсутствие). Если мягкий согласный находится в
конце слова или перед другим согласным, его
мягкость передает мягкий знак. Эта буква не
случайно называется мягким знаком: сама по
себе она не передает никакого звука, но
сигнализирует о том, что перед ней стоит мягкий
согласный: конь, коньки, брось, бросьте,
мель, мельник.
Если же за мягкими согласными следует гласный, то
мягкий обозначается одной из букв я, ю, ё, е, и.
У них сразу две обязанности: они передают гласные
[а, у, о, э, и] и одновременно указывают на мягкость
предшествующего согласного: ряд, люк, тёр,
сел, пил. Твердость же парных согласных
обозначают либо следующие за согласными буквы а,
у, ы, о, э, либо отсутствие мягкого знака: дом,
волна.
Таким образом, лишние пять букв для гласных плюс
мягкий знак позволяют сэкономить 15 согласных
букв алфавита.
8
Начало урока по теме «Чередование
гласных в корне слова». Для каллиграфической
записи предлагаются слова: бить, бой, бью.
Задание
Какое слово лишнее? Почему?
Что общего между записанными на доске словами? (В
этих словах одинаковое количество звуков; это
односложные слова; это однокоренные слова.)
Выделите корни в этих словах: ,
, бью. Сделайте фонетическую запись последнего
слова:
Как называется такое явление? Запись темы урока
«Чередование звуков в корне слова».
9
В начале второго урока по теме
«Правописание о / ё после шипящих в корне
слова» для каллиграфической записи предлагаются
такие слова: шёл, шок, шёлк.
Задание
Что общего в этих словах с точки зрения фонетики?
Какое слово лишнее? Почему? Далее можно провести
распределительный диктант. распределите по 2
колонкам
слова шоссе, щетка, пришел, жокей,
челка, шов, решетка, шоколад, шепот, шорох,
щелкать, капюшон.
10
Слова для каллиграфической записи
могут послужить основой для аналитической игры
«Пропорции» (Л.Петрановская. Игры на уроках
русского языка. С. 50–56).
Начало урока «Род имен существительных». Слова
для упражнения в каллиграфии: Сеня, Сена, сено.
Решите пропорцию, для этого определите
постоянные морфологические признаки имен
существительных.
Сена (собственное, неодушевленное) /
сено (нарицательное, неодушевленное)
______________________________________________________
Сеня (собственное, одушевленное) / ?
(нарицательное, одушевленное)
Загаданное слово – соня.
Определите род существительных в нашей
пропорции. Какого рода существительное соня?
Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике
«Теория», параграф 73.
11
Предлагаемые для каллиграфической
записи слова могут содержать некую загадку.
Вот начало урока по теме «Чередование согласных
звуков в корне слова». Пропишите слова вага,
туга. Известны ли вам эти слова, можете ли вы
объяснить их значение? Эти слова употребляли
наши предки. Вага означало «вес», в
переносном значении «значимость», «ценность». Туга
означало «тяжесть», в переносном значении
«печаль», «тоска». Зато родственники этих слов
вам хорошо известны: важный (весомый), уважать
(ощущать весомость, испытывать чувство почтения),
отважиться (решиться на важный поступок); поднатужиться,
тужить. Запишите эти слова, обозначьте корни.
Что произошло в корнях этих слов? Запишите тему
урока: «Чередование согласных звуков в корне
слова».
12
Упражнение в каллиграфии может быть
связано со словарной работой.
Начало урока по теме «Второстепенные члены
предложения». Для каллиграфической записи
предлагаются корни: -раз-, -раж-.
Задание. Вы записали разные фонетические
варианты одной и той же морфемы. Что это за
морфема? (Это корень с чередованием звуков [з//ж].)
Запишите этот корень в наш словарик корней в
тетради-справочнике. В сборнике задач и
упражнений «Практика» на с. 65 найдите слова с
этим корнем, запишите их, выделяя корень. Какие
еще слова с этим корнем вы знаете?
Историческая справка.
Посмотрите на корень -раз-.
Можете ли вы назвать лексическое значение этого
корня? Действительно, в русском языке есть корни,
которые употребляются только в сочетании с
приставками и суффиксами. Такие корни называются
связанными. -Раз(ж)- – связанный
корень. Но имеет он очень древнюю историю.
Известен он еще в праславянском языке как rezь
– «порез», «удар». И поразить значило
«нанести оружием удар, обычно смертельный».
Сейчас более употребительно переносное значение
этого слова – «произвести сильное
впечатление».
Повторение изученного – задание на
конструирование. Составьте с одним из записанных
слов предложение, соответствующее такой
характеристике: по цели высказывания –
вопросительное, по эмоциональной окраске –
невосклицательное, по числу грамматических
основ – простое, по наличию второстепенных
членов – распространенное.
Теперь обратное задание – запишите 2 предложения
и устно охарактеризуйте их.
13
Переход к новой теме. Убедимся, что русские
загадки очень выразительны: прочитайте загадку
из упражнения № 193 и запишите ее. Подчеркните
главные члены предложения. Можно ли только по ним
отгадать загадку? Какие члены предложения важны
для выражения смысла высказывания? Как они
называются? Запишите тему сегодняшнего урока:
«Второстепенные члены предложения».
Конспект урока по теме «Служебные
части речи. Частицы»
(5-й класс)
Бывает, что «минута каллиграфии»
определяет весь ход урока, его логику.
Для упражнения в каллиграфии предложены слова: и,
ли, лил.
1. Задание. Пропишите по
строчке каждое из данных слов.
Определите, какое слово лишнее. Почему? (Лишнее
слово – лил, это глагол, самостоятельная
часть речи, а и и ли – служебные части
речи.)
2. Индивидуальное задание.
Докажите, что лил – это глагол. Сделайте его
морфологический разбор.
3. Проверка домашнего задания.
Проверим вашу внимательность: сколько раз в
домашнем упражнении вы записали союз и?
Какую роль играл этот союз в предложениях? Что
соединял? В каких предложениях вы поставили
запятую перед союзом и? Почему? Назовите
предложения, в которых нет запятой перед союзом и.
Почему она не нужна?
4. Проверка морфологического
разбора.
Обсуждаем разбор глагола лил, выполненный на
доске.
5. Конструирование.
Вы сказали, что в предложении глагол лил
будет выполнять роль сказуемого. Давайте
поместим этот глагол в «осеннее» предложение,
которое соответствует такой схеме: . Какое существительное,
по-вашему, станет подлежащим в этом предложении?
Об обстоятельстве известно, что оно выражено
наречием времени, которое отвечает на вопрос когда?
А так как глагол лил употреблен в форме
прошедшего времени, это будет наречие ____________.
Итак, предложение восстановлено: Вчера лил
дождь.
6. Объявление темы урока.
Мы много внимания уделили глаголу лил и союзу
и, но главной героиней сегодня станет
скромная ли, потому что тема нашего урока
– «Частицы». Настал черед этих частичек речи
показать, сколь важную роль они играют в русском
языке.
7. Наблюдение над языковыми
явлениями.
Прочитайте написанные на доске предложения.
Не лил вчера дождь.
Лил бы вчера дождь...
Лил ли вчера дождь?
Лил же вчера дождь.
Сравните их с записанным ранее
«осенним» предложением: Вчера лил дождь. Что
изменилось? (В каждом предложении появилась
своя частица.)
Прочитайте предложения парами: предложение без
частицы – предложение с частицей. Проследите,
как меняется смысл предложения.
1) Частица не привнесла в
предложение отрицательное значение.
2) Частица бы придала предложению
значение желательности.
3) Частица ли внесла вопросительное
значение.
4) Частица же добавила значение
утвердительности.
Сделайте вывод. Какую роль играют
частицы в языке? (Частицы придают предложению
различные оттенки значения.)
8. Орфографическая работа.
А обратили ли вы внимание на то, как пишутся
частицы бы, ли, же со словами? Откройте
тетради-справочники и запишите графическое
обозначение этой орфограммы.
9. Тренировочные упражнения.
Из упражнений № 124, 125, 126 выпишите по
2 предложения с частицами. Графически
обозначьте орфограмму.
Какие предложения из записанных вами звучат
вопросительно? утвердительно? мечтательно?
10. Чтение лингвистической сказки.
О разных по характеру частицах писатель Феликс
Кривин сочинил лингвистическую сказку.
Прочитайте ее в упражнении 127.
11. Творческая работа.
Создайте и вы свой маленький текст, началом
которого станет одно из предложений, записанных
на доске:
Не лил вчера дождь.
Лил бы вчера дождь...
Лил ли вчера дождь?
Лил же вчера дождь.
Думаю, вам удастся передать в своей
работе настроение в соответствии с характером
частицы.
* * *
В заключение хочу сказать, что ребята с
удовольствием принимают такие варианты начала
урока. Через некоторое время вопросы что бы это
значило? что общего? какое слово лишнее? задавать
не нужно, ребята, прописывая каллиграфическое
упражнение, пытаются угадать замысел учителя и
очень радуются, если им это удается. А с хорошим
настроением и новая тема лучше воспринимается, и
уже изученное закреплять не скучно.
|