Я ИДУ НА УРОК
Л.В. БОРОЗДУНОВА,
пос. Эльдикан,
Республика Саха
Буквы о, е, ё после шипящих и ц
7 класс
Цель урока: сформировать и
закрепить навык выбора букв о, е, ё после
шипящих и ц в различных частях слова
разных частей речи.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей урока, установка на
восприятие материала
1. Многие говорят, что в наше
«компьютерное» время люди становятся все более и
более безграмотными. Кто-то из вас, наверное,
думает: «Ой, ну зачем я буду учить столько правил
по русскому. Компьютер мне все исправит». Но
представьте ситуацию: вам нужно написать письмо
или заявление – приятно ли вам будет обнаружить
свою неграмотность?
Ребята, сегодня я хочу вам показать,
что быть грамотным на самом деле не так уж трудно,
а уроки изучения орфографических правил – это не
самые скучные уроки в школе. Для этого я
приглашаю вас в лингвистическую лабораторию, в
которой мы будем заниматься научной работой. В
ходе этой работы мы:
1) встретимся с определенным
языковым явлением;
2) соберем о нем как можно больше
материала;
3) проанализируем собранный материал;
4) выработаем рекомендации поведения при
встрече с данным явлением в обычной жизни;
5) проверим рекомендации на практике.
2. Итак, явление, с которым нам
предстоит встретиться, называется орфограмма
«Буквы о, е, ё, после шипящих и ц».
(Запись темы урока в тетради.)
II. Объяснение темы урока
1.Сбор материала (подготовка к
построению алгоритма).
– Давайте вспомним, в каких частях
слова каких частей речи может встретиться
орфограмма «О, е, ё после шипящих и ц».
Каковы опознавательные признаки
данной орфограммы? Как вы узнаете ее «в лицо»?
Ключ: в речи – шипящий звук, на
письме – шипящая буква перед орфограммой.
– Значит, чтобы правильно решить
задачу по выбору верной буквы, вы должны знать
как минимум 8 правил. Но многие из этих правил
основаны на одинаковых условиях выбора букв.
Можно научиться быстро решать такие задачи.
Поможет нам в этом алгоритм, с помощью
которого мы объединим все 8 правил.
2. Анализ материала (удаление
лишней информации).
– Прочитайте слова в 1-м и 2-м столбиках:
стереж_т
калач_м
морж_вый |
блюдц_
певуч_
горош_к |
В словах какого столбика написание
буквы после шипящей не вызовет у вас затруднений?
(В словах 2-го столбика.)
Давайте вместе подумаем, почему это
происходит. Что общего в словах каждого столбика
и чем различаются слова двух столбиков?
Мы пришли к выводу, что в написании
слов, где гласная после шипящей безударная,
ошибиться трудно – эта гласная всегда е
(см. также «Список»). Значит, эти случаи мы с вами
можем не учитывать. Нас будут интересовать
только слова с ударной о или ё после
шипящей.
3. Выработка рекомендаций
(построение алгоритма).
СПРАВКА
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Ожог руки
Ожег руку |
III. Закрепление (проверка
рекомендаций на практике)
Задание 1. На доске
предварительно записаны слова с пропущенными
орфограммами. Каждый ученик устно по алгоритму
объясняет один пример. Все работают в тетрадях,
учитель на доске.
Беч_вка, туш_нка, врач_м, береж_ный,
выч_ркивать, горяч_, девч_нка, ш_рох, реш_тка,
прич_ска, крыж_вник, трещ_тка, ож_г (руку), деш_вка.
Задание 2. Найдите «четвертое
лишнее».
1) Этаж_м, плющ_м, зайц_м, лиц_м.
2) Беч_вка, реч_нка, печ_нка, деш_вка.
IV. Контрольный тест
Текст с графическими обозначениями
предварительно записывается на доске и
открывается только во время анализа ошибок. У
себя на листочках учащиеся записывают номер
словосочетания и букву после шипящей.
ХОД РАБОТЫ
Ключ:
1) о,
2) о,
3) е,
4) о,
5) е, |
6) о,
7) о,
8) е,
9) е,
10) е. |
2. Взаимопроверка.
3. Анализ ошибок (по
предварительной записи на доске).
4. Выставление оценок.
V. Итоги урока.
|