ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Попробуем их убедить...
«Описанием картин» занимается на своих
уроках учитель рисования одной из московских
школ Владимир Николаевич Батасов. Нам было
интересно узнать, что думает о такого рода
заданиях художник, хорошо знающий, как создаются
живописные полотна.
«Русский язык». Владимир Николаевич, в чем
разница между традиционным описанием картины и
тем, которому Вы пытаетесь научить ваших ребят?
Владимир Николаевич: Думаю, прежде всего в
том, что на моих уроках больше внимания уделяется
техническим приемам, которыми пользуется
художник, добиваясь того или иного эффекта.
Хотелось бы, чтобы ученик понимал и умел
объяснить, насколько важную роль играет, скажем,
освещение в картине «Иван Грозный и сын его
Иван».
«Р.Я.». А что, по-вашему, является главным в
описании картины?
В.Н. Главное, конечно же, не механическое
перечисление изображенных предметов и не
бездумное восхваление кого-либо из
прославленных живописцев. В идеале школьник
должен научиться смотреть картину, то есть
постигать мироощущение Ван Гога, Серова или
Малевича.
«Р.Я.». Как Вы считаете, можно ли научить
кого-то понимать красоту?
В.Н. О.Уайльд писал: «Красота выше Гения,
поскольку не требует понимания». И
действительно, как объяснить красоту? А ведь то,
что необъяснимо, не может быть понято. Но, с
другой стороны, подготовленный зритель имеет
возможность получить более полное представление
о картине. Он оценит нюансы колорита, заметит
детали, ускользающие от человека, чуждого
искусству. Так что, если нельзя научить понимать
красоту, можно помочь кому-то испытать более
глубокие и, следовательно, более высокие чувства
от соприкосновения с произведениями мастеров.
«Р.Я.». А что Вы можете сказать об
особенностях детского восприятия картины?
В.Н. Помню, на одном уроке я показывал детям
портрет какой-то знатной дамы. Рассказываю о
парадном портрете, об идеале красоты в XVIII веке.
Внезапно слышу, как девочка шепчет соседу по
парте: «Ф-фу, уродка какая-то!». И знаете, эта
эмоциональная искренняя реплика все-таки лучше
равнодушного: «Да-а, хорошая картинка». Ведь
зачастую ученик пытается схитрить, сказать или
написать то, чего от него ждут, а не то, что он
думает в действительности.
«Р.Я.». Все мы знаем, что школьники мало
читают, не ходят в музеи и т.д. Может быть, мы
прикладываем мало усилий, чтобы привить им
любовь к искусству?
В.Н. Мы слишком много прикладываем усилий,
чтобы заставить детей любить искусство.
Помните, в фильме Козинцева Дон Кихот кричит
каторжникам: «Я заставлю вас быть благодарными!».
Финал этой сцены, как Вы знаете, был весьма
плачевный. Мне кажется, лучше убедить ребенка
в том, что, изучая произведения литературы или
живописи, он открывает в себе нечто новое,
сокровенное, начинает тоньше чувствовать, более
осмысленно воспринимает жизнь... Дело за немногим
– нужно найти способ, как это сделать.
«Р.Я.»: Большое спасибо, Владимир
Николаевич. Хотим пожелать Вам, чтобы ваши поиски
увенчались успехом.
В.Н. Спасибо Вам. Не сомневаюсь, что ваша
газета поможет в этом мне и другим учителям.
|