ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
С.И.ГИНДИН
Поздравим друг друга с Пешковским
М.А. Волошин и А.М. Пешковский
На этой фотографии запечатлены два
молодых человека, товарищи по гимназии. Тот, что
на фотографии слева, стал поэтом, и теперь, когда
его поздние стихи и поэмы наконец опубликованы,
если не сами стихи, то хотя бы его имя и легенды о
нем известны всем, кому небезразличны русское
слово и русская культура. Это – Максимилиан
Александрович Волошин.
Второй из друзей избрал стезю ученого
и педагога – и потому сегодня известен куда
меньше. Дело педагога, как и дело артиста, не
оставляет «вещественного» следа, а наукой наше
общество всегда интересовалось куда меньше,
нежели литературой. Между тем и этому юноше было
суждено сделать никак не меньше, чем его другу, и
мы с полным правом можем относить его наследие к
нетленному достоянию российской культуры. Это –
Александр Матвеевич Пешковский. 23 августа
нынешнего года – 125 лет со дня его рождения.
Месяц назад, в № 27–28 наша газета
поместила фрагменты о языке Маяковского из книг
двух замечательных лингвистов ХХ в. – Р.О. Якобсона и Г.О.
Винокура. Эти книги разделены 20 годами, одна из
них создана за границей, другая – на родине, но и
все же их роднит не только любовь к Маяковскому,
но и общая научная опора: книга Пешковского
«Русский синтаксис в научном освещении», одна из
подлинно великих книг о русском языке.
Тем, кто преподает в школе, Пешковский
важен не только как исследователь, но и как
коллега: учитель и методист. Проблемами
школьного преподавания «болели» многие
крупнейшие языковеды XX в. – от Л.В. Щербы до М.В.
Панова. Но, пожалуй, только Пешковский входил в
частные, повседневные заботы учительской жизни,
посвящая работы учету ошибок,
предупредительному диктанту, особенностям
преподавания в семилетке или среди
малограмотных. А его огромная работа по
написанию учебников и учебных пособий для школы
– осмыслены ли нами ее достижения и просчеты?
И еще одно, может быть, самое важное.
Всю деятельность Пешковского пронизывал (хотя,
кажется, никогда им не декларировался)
последовательный и принципиальный демократизм.
Что бы он ни делал, какой бы специальной
проблемой ни занимался, он никогда не обращался
только к замкнутому кругу специалистов, но ко
всем заинтересованным читателям. Он никогда не
забывал, что язык – общее достояние, и умел, не
теряя профессионального уровня, писать о языке
занимательно, увлекательно и доступно (на
примере «Русского синтаксиса...…» это показано в
сегодняшнем номере Э.А. Флоренской). И тут всем
нам учиться и учиться у Пешковского.
«Русский синтаксис в научном
освещении» переиздан в 2001 г. сразу двумя
издательствами. Методические статьи Пешковского
не переиздавались с 1959 г., а работы по стилистике
и поэтике – вообще ни разу. С некоторыми из них
редакция надеется познакомить вас в рамках
открываемого сегодня «Года Пешковского».
А пока – поздравим друг друга.
|