С новым учебным годом,
дорогие учителя!
Мы рады вновь встретиться с вами, отдохнувшими,
повеселевшими, готовыми отправиться со своими
учениками в нелегкое многомесячное путешествие
за новыми знаниями. Надеемся, что газета «Русский
язык» по-прежнему будет вам помощником и другом.
Учитель подобен не только путешественнику,
осваивающему новые пространства, но и
земледельцу, который возделывает почву, сеет,
поливает, борется с сорняками и непогодой и лишь
затем собирает урожай.
В первый день земледелец осматривает почву,
оценивает, насколько она плодородна,
прикидывает, какого труда она требует. Так и в
учительской работе: новый класс – неведомая
пашня. Но и прежних детей не узнать: за лето
выросли, изменились, хоть заново знакомься.
Мы задали находящимся в редакции учителям
вопрос: «Как вы планируете провести свой
первый урок в этом году? Будет ли он обычным
уроком, или вы считаете, что после летних каникул
дети не смогут сразу включиться в процесс
обучения и поэтому первый урок должен быть
особым, облегченным или развлекательным?».
Ответы были такие:
С.М. Евграфова. Первая встреча в новом
учебном году должна быть радостной и
праздничной, поэтому не грех минут 15–20 потратить
на доброжелательный разговор с ребятами о
прошедшем лете и планах на будущее. А уж потом,
чтобы год начался по-деловому, можно предложить
тест или диктант, и не простой, а серьезный.
Только оценки за него я выставляю тем, кто сам
этого захочет.
С.В. Волков. Перед началом учебного года
обязательно пролистываю газету и стараюсь
выбрать оттуда что-нибудь интересное. А на первом
уроке предлагаю ученикам написать сочинение: «Я
хочу вам рассказать о...» (о чем угодно).
Н.А. Шапиро. 1 сентября всегда приглашаю
на урок бывших выпускников. У детей к ним
множество вопросов. Спрашиваю также, что ученики
прочитали летом.
Нам интересно было бы узнать, как у вас прошел
первый урок. Пишите нам, рассказывайте об удачах
и трудностях, присылайте свои работы.
Поскольку этот номер выходит в День
знаний, предлагаем вам отрывок из
вступительной статьи Ю.М. Лотмана к книге
«Семиосфера». СПб.: Искусство-СПб., 2001.
О науке можно поговорить и с
восьмиклассниками, и со старшеклассниками.
Познакомив учеников с текстом, можно предложить
им разнообразные виды работы, например,
сочинение об их отношении к науке, изложение,
можно предложить записать текст в виде тезисов
или более развернуто – в виде конспекта. Ну а
если кто-то захочет, пусть напишет рецензию,
может быть, со своими добавлениями или
возражениями. Другой вариант – заняться
развитием речи и провести устную беседу по
тексту.
<О научном творчестве>
Наука занимает в наши дни все большее
место. Она вторгается в повседневный быт,
наводняя его механизмами, техникой, меняет строй
нашего мышления, самый характер речи. На всем
земном шаре миллионы людей с надеждой или же с
опаской обращают свои взоры к науке. Одни ждут от
нее заведомо большего, чем она может дать, –
всеобщего решения всех вопросов, мучающих
человечество; другие опасаются, не приведет ли
научно-технический прогресс к полному
исчезновению людей. Люди науки, их творчество,
склад мышления, условия жизни стали одной из
любимых тем писателей и кинематографистов.
Создалась специальная литература, посвященная
науке и ее будущим достижениям, – научная
фантастика. И то, что все эти произведения с
жадностью поглощаются читателем, несмотря на их
очевидную порой низкопробность, не случайно. В
этом сказывается стремление широких кругов
читателей понять, что такое научное творчество.
Но достаточно почитать научно-фантастические
романы, чтобы убедиться, что самая сущность
научного творчества представляется часто
писателям (а их представления переходят в
читательскую массу) в искаженном виде. Ученый
чаще всего предстает в виде Паганеля из
известного всем с детства романа Жюля Верна. Это
ходячая энциклопедия, сборник ответов на все
мыслимые вопросы. Такое обывательское
представление внушает читателю мысль: «Вот если
бы я мог выучить всю Большую советскую
энциклопедию, я был бы ученым, на все мог бы
ответить». В этих романах обыкновенные люди
сомневаются, а ученые (часто с помощью
таинственных машин, на изобретение которых так
щедры фантасты), знают: «простые» люди спрашивают
– ученые отвечают.
Соответственно с этим же обывательским
представлением о мире, непосредственно
окружающем человека, все ясно – над чем здесь
ломать голову! Поэтому если писатель стремится
изобразить научный поиск, то он пошлет своего
героя в далекие, недоступные горы, или – еще
лучше – в туманность Андромеды, или на
какую-нибудь звезду, обозначенную греческой
буквой и манящим звонким названием. Там-то и
произойдет великое открытие.
Подобные толкования труда ученого были бы только
смешны, если бы не причиняли непосредственного
вреда. Распространение ложного обывательского
взгляда на сущность научного творчества вредно,
во-первых, потому, что сбивает с толку молодежь, а
молодежи принадлежит в науке будущее. Во-вторых,
не следует забывать, что условия существования
науки – благоприятные или неблагоприятные –
создаются не учеными, а обществом. И для этого
общество должно понимать, что полезно для науки,
а что вредно. <...>
Наука далеко не всегда ищет неизвестного за
тридевять земель. Часто она берет то, что
казалось понятным и простым, и раскрывает в нем
непонятность и сложность. Наука далеко не всегда
превращает неизвестное в известное – часто
она поступает прямо противоположным образом.
Наконец, наука часто совсем не стремится дать как
можно больше ответов: она исходит из того, что
правильная постановка вопроса и правильный ход
рассуждения представляет большую ценность, чем
готовые, пусть даже истинные, но не поддающиеся
проверке ответы.
(М.Ю. Лотман. Люди и знаки. [Вместо
предисловия])
(419 слов)
|