АНАЛИЗ ТЕКСТА
Е.И. МЕТУШЕВСКАЯ,
школа № 3, пос. Нахабино,
Московская обл.
Интегрированные уроки:
русский язык и литература
Работа с текстом
5 класс
Говорят, что новое – это хорошо
забытое старое. На первый взгляд так
действительно кажется. В истории преподавания
русского языка, например, в 60–70-е годы работа с
текстом на уроке тоже имела место. Правда, этот
текст часто был рассредоточен и представлен в
виде отдельных предложений. Тематика текста
могла быть и общественно-политической, и
воспитательной, или это был отрывок из
художественного текста.
Однако работа с текстом не носила речеведческого
характера, внимание акцентировалось в основном
на вопросах правописания. Именно поэтому от
самостоятельного текста как отвлекающего
фактора отказывались.
Овладение языком на всех уровнях, изучение строя
языка, его структуры, речевая деятельность,
многосторонняя работа с текстом – задачи
сегодняшнего дня. Их решение позволяет вызвать у
учащихся глубокий интерес к изучению родного
языка, помогает им увидеть, что он действительно
«велик и могуч», дает возможность «дойти до самой
сути»... Кроме того, ученики овладевают умением
самостоятельно проводить лингвистический и
литературоведческий анализ, а в связи с этим
видеть контекст, стилистические приемы писателя,
строить свой текст, основываясь на образцах – от
подражания до собственного творческого поиска.
Невозможно не почувствовать, что в школу пришли
новые веяния. И теперь проблема в другом: как
сделать эту работу не эпизодической, а
целенаправленной и систематической? Над этим
работают многие учителя, заботясь о развитии
творческого воображения учеников, понимании ими
поставленных задач. Поэтому работа с текстом
проводится на многих уроках русского языка,
литературы, развития речи, словесности начиная с
5-го класса.
Так, например, на уроках литературы в 5-м классе
при изучении повести Н.В. Гоголя «Майская ночь,
или Утопленница» мы берем несколько строк из 1-й
главы, описывающих обстановку, в которой будет
протекать действие, и выясняем, с помощью каких
художественных средств создан этот текст.
Ученики уже знакомы со всеми частями речи и
глагольными формами, в основном умеют
распознавать их, видеть их роль в тексте.
Текст 1
Звонкая песня лилась рекою по улицам
села. Было то время, когда утомленные дневными
трудами и заботами парубки и девушки шумно
собирались в кружок, в блеске чистого вечера,
выливать свое веселье в звуки, всегда
неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер
мечтательно обнимал синее небо, превращая все в
неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни
все не утихали.
БЕСЕДА
Попытаемся увидеть картину вечера.
Смогли бы вы ее нарисовать?
Что вы можете сказать о месте, где
будет происходить действие? Какое оно?
Привлекательное или непривлекательное?
Что помогает вам «увидеть» это?
Ученики находят ключевые слова,
словосочетания, предложения: звонкая песня
лилась рекою, блеск чистого вечера, выливать
веселье в звуки, задумавшийся вечер, вечер
обнимал синее небо, сумерки.
Вывод. Зрительные образы создают
не только прилагательные: звонкая, чистый,
синее, – но и существительные: блеск, веселье,
вечер, небо, даль, сумерки, песни; причастие задумавшийся,
деепричастие преображая и глаголы лилась,
выливать, обнимал; эти слова дают возможность
угадать скрытую от поверхностного взгляда
читателя прелесть майского вечера. Объясняя
выбор слов писателем, сделаем попытку заменить
их синонимами (блеск – сияние, лилась –
неслась, задумавшийся – тихий...). Таким образом
обращаем внимание на значение каждой части речи
в описании. Ученики начинают понимать, что такое
контекст, видеть авторскую позицию (Гоголь
наслаждается этим дивным вечером), учатся
выразительно читать текст, находя для этого
нужные интонации.
Как ведут себя в тексте глаголы?
Все глаголы в данном отрывке
несовершенного вида и употреблены в прошедшем
времени; обозначая происходящее в настоящем, они
указывают не на мгновенное, а на длительное
протекание действия, процесс в его движении.
Отсюда живописность и изобразительность
глагольных форм. Выпишите все глаголы и
глагольные формы: лилась, утомленные,
собирались, выливать, задумавшийся, обнимал,
превращая, утихали. Кажется, что глаголов в
этом тексте больше, чем прилагательных.
Проверьте, так ли это.
Почему веселье выливается "в
звуки, всегда неразлучные с унынием"?
Пятиклассники находят ответ даже на
такой, казалось бы, непростой вопрос. В песне
изливается душа человека, а душа всегда
стремится к чему-то большему, чем мгновенность
веселья, тем более что и вечер задумавшийся, а
человек и природа – это гармония: человек не
может не думать о вечном, о своем бытии, иначе он
не ощутит и красоты мироздания.
О чем говорят прилагательные?
Для того чтобы лучше представить,
какие образы созданы автором при помощи
прилагательных, выпишите их вместе с
существительными.
Звонкая песня, чистого вечера, синее
небо.
Но песня не только звонкая, она в то же
время нежная, ведь она лилась...
Далее находим выразительные средства языка,
которые помогают автору вызвать у читателя
определенные чувства, настроить на нужное
восприятие. Это и эпитеты, и метафоры, и
олицетворение.
Объясняем и роль 1-го предложения: оно задает тон
всему произведению, создает лирический настрой,
готовит к поэтическому восприятию всего текста.
Вывод. Дети начинают понимать
взаимосвязь между содержанием и формой
произведения, убеждаются, что, создавая текст,
необходимо тщательно работать над словом,
словосочетанием и предложением, что
художественно-изобразительные средства языка
позволяют ярче выразить основную мысль
произведения.
Дома ученики просматривают заданный для чтения
текст, находят интересные места, составляют
вопросы для одноклассников «на засыпку», так они
учатся всматриваться и вдумываться в содержание
текста.
Полезно для развития творческого
воображения при изучении отрывка из II главы
этого же произведения («Знаете ли вы украинскую
ночь?») задавать вопросы
грамматико-стилистического содержания, таким
образом ребенок сможет глубже проникнуть в
поэтику произведений Н.В. Гоголя.
Работая на уроках русского языка по
учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А.
Леканта, особенно при изучении употребления
отдельных частей речи в тексте, ученики яснее
осознают взаимосвязь между содержанием и
языковыми средствами.
Текст 2
СИЛАЧ
Земля, разрыхленная муравьиной
работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой
зародился гриб и, мало-помалу напирая своей
упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый
свод с брусникой, и сам, совершенно белый,
показался на свет.
(М.М. Пришвин)
В тексте только одно
прилагательное, обозначающее цвет, – белый, а
мы видим яркую картину, потому что земля,
разрыхленная муравьями, черная, брусника
красная, а листья зеленые, хотя писатель и не
пишет об этом. А название «Силач» включает и
сравнение, и слегка ироническое любование: гриб,
который легко сломать в руке, может раздвинуть
крепкие корни, поднять вверх целый свод с
брусникой. Как не остановиться и не задуматься
над этой загадкой природы! Всего одно
предложение, – а это текст*, – и такой
простор для размышлений: чуть ли не каждое слово
будит мысль.
В разделе этого учебника «Речь» наряду
с другими помещен удивительный текст Ю.Казакова
(упражнение № 414). Дадим ему условное название «Август
на севере».
В заданиях к упражнению № 415 есть интересные
вопросы. Хочется остановиться на некоторых,
проясняющих авторскую позицию.
Любит ли автор бывать в северном
лесу?
Какими языковыми средствами
раскрывается отношение автора к предмету речи,
выражается его оценка окружающей среды?
Ищем ключевые слова, словосочетания,
предложения. И ученики понимают, что выходить
рано в лес не только охотиться и собирать грибы, а
просто переходить с поляны на поляну, смотреть
на белые ромашки, сидеть неподвижно на берегу
озера и следить за утками одними глазами, не
поворачивая головы, цепенеть и воспринимать все
как сквозь сон можно лишь тогда, когда ты
переполнен чувствами радостного общения с
природой.
Риторические восклицания, повторы, умение автора
задержать наше внимание на отдельных описаниях
будят воображение, и мы вместе с ним начинаем
любить то, что любит он.
Определяя поэтическую интонацию речи, учащиеся
решают, что читать нужно сдержанно, но вместе с
тем передавая восторг перед природой. И чтение их
товарища после такой беседы неожиданно удивляет
их всех, и сам он вдруг понимает, что сегодня его
внимательно слушают.
Учить детей удивляться, видеть
необычное в кажущемся обычном – значит учить их
процессу творчества, у детей развивается
воображение, они учатся ценить слово и
постепенно приобретают умение владеть им.
* Автор справедливо утверждает,
что и одно предложение может представлять собой
текст, вопреки распространенному школьному
подходу. – Ред.
|