Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2003

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В.И.СЛУЦКИЙ,
г. Петрозаводск


Устный рассказ от имени героя

Работа со зрительной опорой на уроке развития речи

5 - 7 классы

О том, что такое работа со зрительной опорой, я рассказал в описании своей методики развития речи («Русский язык», № 9/2003). Мне представляется целесообразным использование в качестве зрительной опоры комиксов, так как их любят дети, они дают необходимый «костяк», на который можно наращивать самое разное содержание. Почти идеальны в этом смысле комиксы Херлуфа Бидструпа: они просты, остроумны, их фабула понятна и интересна детям, отсутствует текст (совершенно необходимое условие!), наконец, их можно ксерокопировать без существенной потери качества изображения. Можно добавить, что Х.Бидструп, несмотря на свою приверженность «низкому жанру» комикса, – это великолепный мастер, огромный талант, и работа с его комиксами поэтому – еще и воспитание вкуса к хорошему, тонкому юмору, к яркой, характерной детали.
Я сам использую в своей работе с 5–7-ми классами более 30 комиксов этого автора (комиксы Х.Бидструпа можно найти в Интернете).
Эта разработка предназначена для проведения урока по теме «Устный рассказ от имени героя», в качестве опоры предлагаются 4 комикса Х.Бидструпа. Комиксы «Начинающий художник» и «Рыбий жир» можно также использовать для работы по теме «Устный (письменный) рассказ от имени автора», а комиксы «Притягательная сила» и «Победитель» – для работы по теме «Диалог».

Главная цель урока по указанной теме состоит в том, чтобы дети учились видеть одни и те же события глазами разных людей, понимать, что всегда существуют разные точки зрения на одно и то же, и умели выражать точку зрения того героя, от имени которого рассказывают, передавая его видение, его психологию, индивидуализируя свою речь. Разумеется, всегда остается актуальной универсальная цель любого урока развития речи – учиться говорить ярко, интересно, увлекая слушателей, находя точные, нестандартные речевые средства для выражения заданного содержания.

Схема работы остается та же, независимо от того, какой комикс используется: можно использовать 2, можно все 4 – работа должна идти до достижения результата, который в данном случае состоит в умении детей увидеть ситуацию глазами одного из ее участников и передать это особое видение с помощью устной речи.
В качестве конкретного примера я беру комикс «Начинающий художник».

Первый этап работы (подготовительный)

Комикс раздается детям, затем учитель дает им возможность рассмотреть его (2–3 минуты) и посмеяться. Это важный этап, так как сразу появляется мотивация, – дети видят: это что-то интересное, смешное – поэтому то удовольствие, тот интерес, который испытывают дети, является достаточным педагогическим достижением: учителю лучше просто молчать и ждать, пока дети «проживут» комикс сами. Непосредственность первого восприятия имеет огромное значение, поэтому никакое «дидактическое» вмешательство учителя здесь не уместно.

Затем учитель говорит: «Как видите, название комикса – “Начинающий художник”. Как вам кажется: название серьезное или ироничное?.. А теперь давайте попробуем устно дать название каждой картинке комикса отдельно – их всего 10. Старайтесь придумать названия в стиле автора комикса – ироничные».

На одном из уроков я записал некоторые понравившиеся мне названия, придуманные детьми: Картинка 1. Утренний макияж. Ах, какая я красивая! 2. Похищение помады. 3. Поднос-мольберт. Поднос превращается в мольберт. Бабушка и внучек. 4. Фотомодель. Модель найдена! 5. Мастер за работой. 6. Последний штрих. 7. Презентация шедевра. 8. Достойная награда. Удар с правой. 9. “Моя помада!” 10. Возмездие». Разумеется, ваши дети придумают что-то другое, не хуже, и «мои» названия им сообщать не стоит, хотя вы тоже можете принять участие в этой творческой игре.

Затем учитель предлагает поставить карандашом номера под каждой картинкой и рассмотреть подробно и внимательно каждую в отдельности. Можно сначала спросить: «Так вы уже все все хорошо разглядели?». Разумеется, тут же выяснится, что не все и не всё: многого не заметили.

Картинка 1. Ваши впечатления: что можно сказать об этой женщине? Какого она мнения о своей внешности? Почему вы так думаете?

Дети должны увидеть детали: ее позу (чуть подавшись вперед), широко раскрытые глаза, поднятые брови, то, как она держит помаду.

Учитель: А как вы думаете, ее помада – это обыкновенная дешевая помада или какая-то особенная, редкая, дорогая?

Картинка 2. Как ведет себя мальчик? Правильно ли будет сказать: «Он вошел в комнату»? А как лучше? (Пробрался, прокрался.) Почему вы так считаете? Детали: полусогнутые ноги – чтобы мягче ступать, смотрит через плечо, глаза широко раскрыты, видимо, от возбуждения или испуга, левая рука поднята, как для сохранения равновесия – будто ему скользко идти, правая хватает помаду.

Картинка 3. Что он говорит бабушке: правду? Что же он мог сказать? Как вы догадались, что он соврал? Детали: быстро уходит, хитрое, неискреннее выражение лица.

Картинка 4. Что говорит мальчик, понятно. А что чувствует в этот момент девочка, как она к этому относится? Нужно, чтобы дети увидели: она и смущена, и польщена одновременно. Детали: улыбается (приятно!), но опустила глазки, потупилась, спрятала руки за спину.

Картинка 5. Посмотрите на нашего «художника»: правда, самый настоящий художник? Детали: стоит, отставив ногу, упер руку в бок, в другой держит помаду так торжественно, как будто это кисть, откинулся назад, как бы рассматривая свое произведение. Какое у него лицо? Как вам кажется, нравится ему быть художником?
А она? Правда, есть что-то общее с женщиной (видимо, мамой мальчика) на картинке 1? Так же широко открыты глаза, губки бантиком. Хочется ей получиться красивой на портрете?

Картинка 6. Нелегко быть натурщицей! А почему у него такое сердитое лицо? Почему он так нажимает рукой на «картину», будто дыру пробить хочет? (Помада кончилась!)

Картинка 7. Что чувствует он? Почему вы так решили? А она?.. А теперь опишите «оно» (т.е. портрет), но тоже иронично, смешно. Описывайте подробно: волосы, глаза, нос, рот, зубы, руки, платье, ноги.

Моя ученица Лена (6-й класс) описала «оно» так: «На картине было изображено какое-то пугало: лицо круглое, как шар, глаза выпученные, оно было зубастое, ноги как у страуса, а на голове растет какой-то куст. А рук совсем не было. Я даже не сразу поняла, что это я!» (Рассказывает от имени героини: диктофонная запись).

Картинка 8. Как вы думаете, почему «художник» упал от удара? Потому что «модель» так разъярилась? Но она все же не Майк Тайсон. Может быть, он упал от неожиданности? Почему же ее реакция для него так неожиданна?
А посмотрите на «оно»! Похоже, будто оно радуется – злорадствует, правда?

Картинка 9. Сравните нашего «художника» здесь и на картинке 10 или же на картинке 5. Там он такой солидный! А тут? Сколько ему лет, как вы думаете? Почему мама тоже на него взъярилась? И смотрите: «картина» тоже его наказала: упала ему прямо на голову.

Картинка 10. Здесь уже комментарии излишни.

В заключение можно попросить детей высказать свое мнение о том, злая ли ирония у Херлуфа Бидструпа или добрая.

Второй этап

Он может происходить уже на следующем уроке. Тогда, заканчивая работу на первом этапе, учитель говорит, что на следующем занятии все мальчики должны будут рассказать эту историю от имени «художника», а девочки – от имени «модели». Рассказать нужно так, чтобы всем было интересно слушать, чтобы были понятны чувства, переживания, мысли того, от чьего имени идет рассказ, чтобы было смешно. Нельзя говорить то, чего герой не мог видеть и знать: нужно попытаться все это увидеть его глазами.

Основное содержание второго этапа – слушание устных рассказов. После каждого рассказа учитель просит класс оценить этот рассказ по схеме: достоинства – недостатки. К основным достоинствам причисляются следующие: 1) было интересно слушать; 2) говорил увлеченно, свободно; 3) были найдены интересные, остроумные, оригинальные выражения, сравнения, слова; 4) не было ничего такого, чего этот герой не мог видеть, думать, чувствовать; 5) было понятно, какой этот герой по характеру, что он переживает, как относится к происходящему; 6) речь героя индивидуализирована в соответствии с его характером; 7) в некоторых местах рассказа было смешно, рассказ был ироничный, с юмором.

Учитель, если это необходимо, может принимать участие в анализе и оценивании, при этом, если рассказ не получился, оценку лучше не ставить, а вот все удачи, даже небольшие, должны поощряться хорошей или отличной отметкой.

Вот образец очень удачных рассказов мальчика (Боря, 5-й класс) и девочки (Даша, 5-й класс) (диктофонная запись).

Боря: Знаете, кем я хотел быть в детстве? Художником! Клево так: сидишь рисуешь, потом сразу знаменитым станешь, разбогатеешь, выставки можно всякие устраивать! В Америку поехать! Ну, я и думаю – стану художником. И решил потренироваться. Только у меня ничего не было: карандашей не было, фломастеров не было. Ну, я взял и стащил у мамы ее помаду: она такая яркая, красивая! А у бабушки взял гладкий полированный поднос, большой такой. Ну, думаю, кого же мне нарисовать? Вышел во двор, смотрю, идет соседская девчонка, Юлька. Я ей говорю: давай я твой портрет нарисую! Ну, она мялась, мялась – знаете, какие они, девчонки? Дуры! Уговорил ее все-таки! Ну, привел ее к себе в комнату и стал рисовать. Аж вспотел, честное слово! Оказывается, это трудно – рисовать: вот никогда бы не подумал! Наверное, целый час рисовал! Потом смотрю – а помада кончилась. Я еще даже руки нарисовать не успел. Ну, думаю, хрен с ними – и так сойдет! И так красиво вышло, очень клево получилось, вот честное слово!
Ну, я этой дуре показываю: посмотри, какая ты. А она, представляете, посмотрела – и, вместо того чтобы «спасибо» сказать, как даст мне по морде! В смысле по лицу. Ну, я от неожиданности бах на землю, а поднос сверху бах на меня. Больно! А тут еще мама с бабушкой прибежали, тоже на меня набросились. И что я им плохого сделал?
Нет, не хочу я больше быть художником!

Даша: Однажды я сидела дома и делала уроки. Вдруг пришел мой брат и говорит: «Давай я тебя нарисую». Я сначала даже не хотела, а потом он меня уговорил. Мне было интересно, какая я получусь. И я согласилась. Он меня рисовал-рисовал, я даже устала, чуть не заснула. Наконец он закончил. Я посмотрела – и глазам своим не поверила. И что это он такое нарисовал? Даже не похоже на человека: голова как колесо, ноги как бревна, вместо волос мочалка, а рук вообще нет. Разве это я? Ну кто бы тут не обиделся? Конечно, я немножко обиделась. И его немножко ударила. И ушла. А что – так ему и надо! Тоже мне художник, подумаешь!

Большое достоинство обоих рассказов – сохранение разговорного стиля речи, точная передача психологии «своего» персонажа и, конечно, то, что в обоих случаях класс смеялся. И у Бори, и у Даши есть их собственные удачные находки: он придумал «Клево!», «Девчонки дуры!», «Хрен с ним», а ее мы очень хвалили за слово немножко (немножко ударила). Правда, сначала дети это отметили как недостаток (неточность: ведь она и обиделась не немножко, а уж ударила!). Но после обсуждения все согласились, что девочка не могла сама о себе сказать я разъярилась, я его изо всех сил ударила – тем более что у Даши «художник» – ее брат: она именно должна была смягчить свой поступок, немножко слукавить – это признали и девочки.

Но всегда бывают и неудачные рассказы, когда, например, начинают так: «Однажды мама сидела и красила губы» – а ведь этого ни девочка, ни мальчик не видели; нередко дети 5-го класса передают только события, но ничего не говорят о переживаниях героя. Это рабочие моменты. Ошибки нужно отметить, но непременно добавить: со временем ты обязательно научишься.

Цель анализа и оценивания – учебная: важно, чтобы дети научились видеть и ценить достоинства рассказа и замечать его недостатки.

Третий этап

Его также можно вынести на отдельный урок. Это этап обобщения и осознания, а также закрепления достигнутого на первом и втором этапах. Еще раз нужно вспомнить все хорошее, все остроумные фразы, удачные находки. Поговорить о структуре рассказа: вступление – развитие действия – кульминация – развязка, вспомнить, кому удалось увлечь класс, постепенно подводя слушателей к кульминации, кому удалась сама кульминация. Пусть класс объяснит, какая сцена здесь кульминационная, почему.
То есть третий этап – это тоже анализ, но не отдельных рассказов, а всей работы класса в целом.

Если вы хотели бы пользоваться моей методикой развития речи и у вас есть вопросы ко мне, пишите: 185005, Петрозаводск, Кузьмина, 3 – 1. Слуцкому В.; или по e-mail: slutcki@yandex.ru .

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru