РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Л.В. ПОПКОВА,
гимназия № 11,
г. Королев, Московская обл.
Учить искусству короткого рассказа
Из опыта работы над
сочинением-повествованием
7 класс
1
Сочинения на
свободную тему и радуют, и огорчают. Огорчают
чаще. Мы предоставляем ученикам возможность
рассуждать о серьезных проблемах, открыто
высказывать свое мнение о важнейших вопросах
современности, а школьники повторяют избитые
фразы, твердят то, что растиражировано СМИ и
молодежной литературой. К тому же одни тексты
грешат излишней пафосностью, другие топят мысль
в потоке бытовых деталей. Конечно, в каждом
классе есть два-три человека, которые пишут очень
хорошо, даже замечательно; однако как помочь
остальным?
Об этом мы предложили подумать самим
старшеклассникам. Сначала дали задание написать
статью, которая убедила бы ребят беречь
находящийся рядом лесок, а затем спросили
учащихся разных возрастов, какая из этих статей
запомнилась и заставила хоть раз пожалеть
дерево, постыдиться мусорить, пугать белок.
Мнения совпали: всех заинтересовали те работы,
авторы которых, отталкиваясь от собственных
конкретных наблюдений, предваряли рассуждения
крохотными яркими рассказами. Далее
десятиклассники проанализировали ряд
телепередач об экологии и пришли к такому выводу:
сочувственное внимание аудитории обеспечено
тому, кто умеет выделить в потоке событий
какое-то значимое явление и сжато, убедительно
рассказать о нем. Истина, конечно, не новая, между
тем в системе развития речи повествованию
уделяется слишком мало внимания. А ведь работа
над ним развивает наблюдательность, учит
лаконичному слогу, активизирует логическое
мышление, так как требует постоянного выявления
причинно-следственных связей, лежащих в основе
любого события. И ученики посоветовали нам,
учителям, выстроить для каждой параллели
комплексы упражнений, которые из года в год учили
бы детей искусству короткого рассказа, открывали
бы им изобразительно-выразительные возможности
лексических и словообразовательных средств,
разнообразных синтаксических конструкций,
позволяли бы применять на уроках русского языка
знания литературы и истории, обращаться к
полюбившимся книгам.
Мы выясняли, какие из творческих
заданий остались в памяти наших воспитанников,
какие, наоборот, не затронули их, оказались для
них непосильными либо скучными. В результате
этой работы появилась одобренная школьниками
система упражнений для 7-го класса.
2
Всем известно: рассказ получается
интересным лишь тогда, когда его тема близка
пишущему. Казалось бы, у семиклашек самыми
яркими, живыми должны выходить сочинения о школе.
На деле все гораздо сложнее. Многие подростки
задание написать о своем поколении воспринимают
как вторжение в их мир взрослых, то есть чужих,
«непосвященных». Чувство протеста соединяется с
нежеланием трудиться, с неумением владеть словом
– и мы читаем скучные, невыразительные опусы,
напоминающие тексты в прописях.
Однако придумывание таких рассказов
окажется чрезвычайно полезным, если мы сумеем
подготовить к нему наших подопечных. Один из
способов такой подготовки – комплексный анализ
текстов о школах разных эпох.
«– Сети! Пора вставать, сынок!
Голос матери, тихий и ласковый, звучит над
головой спящего мальчика, мягкая рука гладит его
смуглое плечо. Сети чуть-чуть приоткрывает
черные глаза и сразу же крепко их зажмуривает. И
не выспался он, и в школу идти не хочется. Но рука
матери все так же ласково тормошит его.
– Вставай же, ленивый мальчик! Смотри, опоздаешь
– и попробуешь плетки учителя!
Эта угроза действует. Мальчик мгновенно
вскакивает, надевает свой легкий набедренник и
выбегает мыться во двор. У колодца уже стоит с
глиняным кувшином няня, седая, сгорбившаяся за
свою долгую трудовую жизнь, и ласково улыбается
любимому воспитаннику.
Перед тем как пройти завтракать на веранду, Сети
входит в главную комнату дома, чтобы
поздороваться с отцом и старшим братом. Отец его
– писец управления полями фараона, а
восемнадцатилетний Нахт оканчивает высшую
школу. Когда Сети входит, юноша показывает отцу
развернутую рукопись. Мальчик заглядывает в нее
и видит сидящего на земле человека, вокруг
которого нарисованы звезды».
Текст проецируется на доске, либо
раздаются его ксерокопии. Ученики находят и
подчеркивают слова с орфограммами, объясняют
написание н – нн, -тся – -ться, постановку
тире, указывают обращения, обособленные и
необособленные определения, предложения без
подлежащего. Затем определяются основная тема
повествования и микротемы, называются средства
связи между предложениями и контекстуальные
синонимы, помогающие избежать неоправданных
повторов. Мы напоминаем ребятам, что в египетских
семьях очень ласково относились к детям, и
предлагаем угадать, что произойдет дальше; затем
читаем:
«Сети так удивлен, что забывает все
правила приличия и, перебивая Нахта, вступает в
беседу взрослых:
– Что это такое?
Отец оборачивается к нему и недовольно поднимает
брови, но Нахт приходит на помощь брату:
– Не сердись на него, отец. Смотри, как ему
интересно! Это – изображение звезд на небе,
маленький. После школы я тебе расскажу об этом
побольше, а теперь беги и помни: когда старшие
беседуют, младшие молчат!»
Класс отыскивает обращения, глаголы (гладит,
тормошит, улыбается, приходит на помощь),
наречия и прилагательные (тихий и ласковый,
мягкая, ласково), которые передают отношение
старших к ребенку, отмечает и слова, рисующие
внешний облик маленького египтянина. А для
очередного разбора подбираем отрывок,
помогающий увидеть изобразительные возможности
синтаксических конструкций.
«Ворота, дорожка, поклон у алтаря, вход,
сени, где уже слышен легкий гул голосов, большая
комната... Слава Тоту, Сети пришел вовремя!
Учителя еще нет, и плетки, по крайней мере за опоздание,
сегодня не будет.
Комната, в которую вбежал Сети, большая, светлая.
Целых четыре колонны поддерживают
потолок. Пол устлан циновками: на них
сидят, поджав ноги, во время занятий ученики.
В комнате много мальчиков, они стоят, сидят, перебегают
друг к другу, то весело болтая, то торопливо
спрашивая о неясном в заданных уроках. Но
шум в комнате внезапно стихает, все мальчики
вскакивают и сгибаются в низком поклоне: в
комнату входит учитель, писец Шедсу».
Семиклассники самостоятельно делают
выводы о композиционной роли первого
предложения, своеобразии его построения; учитель
дополняет их наблюдения своим материалом о
назывных предложениях. Затем подробно
комментируются знаки препинания в первом абзаце:
многоточие отделяет описание дороги от того, что
увидит читатель в классе, и одновременно
помогает почувствовать, как запыхался бегущий
ребенок; восклицательный знак передает вздох
облегчения, а запятые выделяют уточнение, дающее
понять, что плетка постоянно грозила ученикам в
Древнем Египте. Метод же словесного эксперимента
хорошо объясняет, как с помощью глаголов
выявляется суть происходящего (перебегают –
переходят, болтая – разговаривая, вскакивают
– встают, поднимаются, сгибаются –
наклоняются, кланяются).
Далее, сообщив, что любимая поговорка
Шедсу – «уши мальчика на его спине»,
предлагаем составить портретную характеристику
учителя, а затем – для сравнения – читаем текст,
особо отмечая емкость каждого определения.
«Это невысокий человек лет сорока
пяти, с равнодушным лицом и холодным
взглядом серых глаз, которые, кажется, сразу
видят все, что происходит в комнате. На голове
учителя пышный завитой парик, в одной руке он
держит длинный посох, а в другой – плеть.
Шедсу кивает детям и садится в резное кресло
черного дерева. Под ноги ему раб подвигает
скамеечку».
3
Если за два-три месяца подобные тексты
будут несколько раз проанализированы, то на
одном из уроков развития речи классу окажется по
силам задание «Перенесемся в другую эпоху».
На доске записывается следующий текст:
«Если он не поторопится, то непременно
опоздает, а тогда... Нет уж, лучше поторопиться.
Наш герой прибавил ходу и через пять минут
подбегал к зданию школы.
Успел, ура! Оказавшись на своем привычном месте,
он перевел дух и огляделся по сторонам. Все было
как всегда...»
За восемь–десять минут первая группа
учащихся превращает эту запись в экспозицию
рассказа о школе XIV–XV столетий, вторая – о нашем
времени (хорошо бы при этом продемонстрировать
знаменитую миниатюру XIV века). После обсуждения
предложенных вариантов напоминаем детям, что деталь
может быть не только бытовой, но и
психологической, и превращаем описание
средневековой школы сперва в начало грустной
повести о судьбе сироты – сынишки сельского
священника, из милости взятого к себе
дядей-аббатом, а затем – в историю о детстве
будущего ученого, математика и
естествоиспытателя. При этом необходимо
спрогнозировать результаты работы: глаза ребят
сами подскажут, стоит ли ожидать глубоких
миниатюр или полезнее будет просто поговорить с
детьми, очень корректно исправляя их речевые
ошибки и вводя собственные штрихи в рисуемые
картины. В последнем случае многие услышат
одобрительное слово учителя, а главное, все
увидят, как, обретая конкретность, образ
становится полнокровным и выразительным.
Надо признать, что большинству
семиклассников нелегко создавать говорящие
детали. Трое-четверо схватывают материал и
буквально растут от сочинения к сочинению, но
ведь мы учим не только особо одаренных. Призывы
писать красиво и содержательно бесполезны:
цепкость взгляда вырабатывается постепенно,
соответствующими тренировками. Так, после
разбора текста об утре египетского мальчика на
одной из синтаксических пятиминуток учащиеся
составляют назывные предложения, рисующие их
путь в школу («входят» с главного крыльца, с
запасного входа, со стороны спортзала), к
близлежащему стадиону, Дворцу культуры и т.п.
Ежели класс теряется, читаем сделанную на всякий
случай заготовку помощников-старшеклассников и,
вводя в нее обособленные и необособленные
определения, учим внутренней музыкой фразы
передавать темп движения и настроения героя.
(«Ворота школы, длинный забор вокруг
производственного цеха. Так, аптека, поворот...
Вот и стадион! К ребятам!»; «Ворота школы, так и не
ставшей своей, длинный забор вокруг
производственного цеха. Аптека – большая,
роскошная. Противная. Вот и стадион, такой не
похожий на маленький уютный стадион у бывшей
школы».)
Подобные упражнения эффективны, если
даются не раз и, главное, как бы между прочим, если
они в игровой форме отражают текущую жизнь
школьников. (Сборы на экскурсию мальчишки,
живущего рок-музыкой, парня, ушедшего с головой в
компьютеры, любителя поесть, девочки-кокетки.
Сборы сумки перед футбольным матчем, перед
страшной контрольной по геометрии. Улица в
гололедицу.) С развитием же наблюдательности
закрепляется привычка концентрировать внимание
на сути происходящего, задумываться над тем, что
видишь и слышишь.
4
Не меньше внимания требует изучение композиции
рассказа. Дети неимоверно растягивают начало
(особенно при введении диалогов), к одному-двум
абзацам сводят развитие действия – и к
нескольким словам кульминацию. Повествование
лишается своего главного нерва, и с середины
текста интерес к нему пропадает не только у
читателей, но даже у самих авторов.
Изрядно помучившись над этим, мы
начали учить выстраивать сюжет «с конца»: стали
давать сочинения по последней фразе. Дело пошло.
Вот фрагмент коллективного обсуждения рассказа
с финалом «Она улыбнулась и вдруг поняла, что
рядом с ней настоящие друзья».
Во-первых, мы определяем, где будут
происходить события (общеобразовательная школа,
художественная, спортивная), точный возраст
героини (для учеников 5–7-е и 9-е классы – разные
эпохи) и, наконец, что нам известно об этой
героине (в результате какого-то события она
обрела друзей – значит, раньше их у нее не было).
Во-вторых, предполагаем, из-за чего не
было друзей, то есть сочиняем варианты
экспозиции («Она переехала в другой город, и все
было ей чужим»; «Ее обижали раньше, и она привыкла
не доверять людям»; «Она была не похожа на других
ребят, потому что ее не понимали и не принимали в
компанию»; «Она не умела ценить тех, кто рядом».)
Затем предлагаются разные варианты
сюжетных ходов, которые могли бы привести к
заданной развязке. («У новенькой на секции не
получались прыжки, а ребята показали ей приемы, и
она стала прыгать еще лучше других».)
–
Нет, в таком случае развязка говорила бы о
спортивных результатах, а не об обретении друзей.
Лучше так: у девочки ничего не получается, и она
чувствует себя несчастной и одинокой. У всех
выходит, а она в глазах других просто неудачница
– никому не нужная, не интересная. Тогда в основе
действия будут и внешний, и внутренний конфликты.
А потом... Потом две подружки увидят ее плачущей,
поймут, как ей тяжело. Она поверит, что в ней
разглядели человека, и сбросит свою замкнутость,
колючесть.
– Возьмем лучше другую линию. Дело
будет не в спортивных результатах, а в прошлом
девочки. Ее обижали в другой секции, и теперь она
никому не доверяет. Ребята общаются, смеются, она
же всегда в стороне – и ее привыкают не замечать.
Есть она рядом или нет, все равно. А когда зовут,
сама не идет, даже пытается уколоть любого: она
ведь привыкла, как еж, сворачиваться. Кульминация
– в секцию приходит новый мальчик.
– Нет, это финал сказки о принце. Ведь
тогда героиня не поймет, что и сама была виновата:
не умела ценить тех, кто рядом. Пусть тренер не
захочет взять ее на сборы, а ребята настоят на
том, что надо ехать всей командой: никого нельзя
оставлять за бортом.
– К ней могут пристать на улице. Все
логично: после дискотеки ребята вместе гуляют по
Москве, а она идет домой. Но, случайно увидев
происходящее, все бросаются ей на помощь. И
первым тот, с кем они всегда друг друга
«доставали».
В ходе такого обсуждения учащиеся
выясняют, какие причинно-следственные связи
могут лежать в основе действия рассказа. Само же
сочинение они пишут дома, причем непременно
подчеркивают предложение-завязку и
абзац-кульминацию. Если это задание не дать
заранее, причем в категоричной форме, вся
классная работа может оказаться забытой.
Впрочем, не исключено, что дети
«выговорятся» на занятии. В таком случае лучше
предложить новые финалы. («Он шел домой. Один.
Саднило разбитую губу, трудно было сдерживать
слезы. Но странное дело: с каждым шагом на душе
становилось все радостнее и радостнее». «Все
было как всегда. Только он знал: никогда не сможет
считать Бориса своим другом».)
5
Рассказы сдаются через 8–10 дней, и
привычка многих откладывать все на последний
вечер в данном случае оказывается полезной: в
течение недели мы пишем следующие диктанты:
вырвалось как-то нечаянно, огорченно
вздохнуть, все так же, как вчера, как позавчера,
неожиданно для себя, деланный смех, раздраженно
оглянуться, все раздражены, внутренне сжаться,
особенно обидно;
не раз, ни разу, в общем, вообще
говоря, не вправе, не под силу, неуклюже, неловко,
впопыхах, в открытую, втайне подсмеиваться, храня
в тайне, исподтишка, обдумав впоследствии;
отчаявшись, обидевшись, сжавшись, не
настроившись, не подав виду, чуть не заплакав, не
оборачиваясь, не спеша, не торопясь, чуть не упав,
не справившись, скрепя сердце.
Если соответствующие правила не
изучены, учитель сам записывает слова, класс
списывает их, а вызванный (лучше слабый) ученик
называет и подчеркивает все орфограммы. При этом
ребята непроизвольно «примеряют» запись к своим
будущим текстам, вспоминают урок развития речи и
очень неплохо запоминают правописание,
поскольку орфографическая пятиминутка
предстает не ловушкой для бедных детей, а
помощником в довольно интересном деле.
6
Еще один способ творческого освоения
повествовательных жанров был подсказан любовью
подростков к фэнтези и вообще приключенческой
литературе: учащиеся представляют кого-либо из
одноклассников героем другой эпохи и пишут о
событиях, которые могли бы произойти с этим
человеком. Но для этого требуется как
наблюдательность психолога, так и раскованность
воображения, а значит, необходим особый тренинг.
Естественно возникает вопрос: где взять время?
Хотя бы не часы – минуты? Мы включаем этот
тренинг в систему обучения портретной и
речевой характеристикам. Правда, приучая
подопечных всматриваться в тех, кто рядом,
необходимо следовать главному закону медиков: не
навреди! Слишком легко в наше время
спровоцировать человека на хлесткое,
безжалостное высказывание о ближнем, а значит,
поранить чью-то душу, вызвать конфликт в
коллективе. Поэтому на первом же уроке, уроке
экологии языка, говорим не только о богатстве
русской лексики, о необходимости соблюдения
речевых и грамматических норм, но и о механизме
воздействия слова на человека. Ребята
задумываются над принципами построения
выступления, ведения спора, а в заключение пишут
пожелания ведущим популярных передач или своим
одноклассникам, причем пишут очень мягко и
доброжелательно, ведь, обидев оппонента
неуважительным, язвительным тоном, невозможно
убедить его в своей правоте. («Дима, прежде всего
я хочу сказать, что тебя очень интересно слушать.
О спорте, особенно об экстриме, ты говоришь так,
что мы видим все события, а молодежный сленг твою
речь не портит, даже украшает. Да и на истории ты
не повторяешь учебник, а выдаешь что-то свое. Но
учителя часто прерывают тебя, морщатся – все
из-за слов-паразитов, повторов того, что уже
сказано. Избавься от них. Не спеши, не бойся пауз и
не думай, что грамотно – значит скучно». «Ира, ты,
конечно, молодец, что читаешь много
дополнительной литературы, даже учителей можешь
поправить. Но знаешь, иногда твои длинные книжные
фразы просто утомляют. Кажется, не девочку
слушаем, а учебник. Когда же ты своими словами
рассказываешь о том, чего никто из нас не читал,
выходит по-настоящему здорово. Не хуже, чем у
учителя!»)
Лучшие, то есть самые точные и в то же
время доброжелательные, миниатюры
перепечатываются и помещаются в специальном
выпуске стенгазеты – конечно, без подписей.
Так же поступаем и с работами «Доброе слово об
однокласснике». («На свете много хороших,
справедливых и умных людей. Один из них учится в
нашем классе. Его зовут Артем.
У Артема очень хороший характер – добрый,
отзывчивый, а эти качества нельзя не ценить.
Многие думают, что если ученик умный, то он
непременно слабый. Но наш Артем очень спортивный
– быстрый, ловкий. Другие хотели бы совмещать
спорт и науки, да у них не получается.
Если я в чем-то сомневаюсь, то всегда могу
спросить у него совета – по любому поводу, как,
впрочем, и любой человек в классе. И вообще с
Артемом интересно разговаривать: он знает много
того, о чем другие даже не слышали. У него много
друзей, это показывает, как приятно находиться в
его компании.
В заключение хотелось бы пожелать ему быть не
таким стеснительным. А в остальном оставайся,
Артем, каким ты был и есть».
«Мальчик этот невысокого роста, очень
энергичный. Лицо его усеяно веснушками. Думаю,
вам уже понятно, о ком идет речь. Учится он
неважно, но знаю: может много лучше. Всем, кто
общался с ним, известно, какой это активный
человек. Никто в классе не умеет так быстро всех
рассмешить, завести, развеселить. Однако не правы
те, кто считает его несерьезным. Он очень любит
читать, говорить о книгах, любит современную
музыку и хорошо ее знает. А главное – он очень
смелый, не случайно же обожает кататься на горных
лыжах и сноуборде. Он не терпит, когда его
обижают, сразу пытается отстоять свое
достоинство, чтобы ни перед кем не опозориться».)
Пишутся
и миниатюры «Его (ее) портрет»: подросток
описывается в разных ситуациях (увлеченный
любимым делом, заскучавший, ликующий,
раздраженный, на уроке, на перемене, в игре и т.п.).
Фамилия и имя не называются: учитель должен сам
угадать, о ком идет речь. «Узнаваемость»
персонажа становится главным критерием оценки.
Однако эти миниатюры не опубликовываются, даже
без подписи: реакцию семиклассников на слова об
их внешности предугадать практически
невозможно.
После таких сочинений мы читаем в
классе рассказ О.Генри «Дороги, которые мы
выбираем» и наконец даем задание представить
кого-либо из друзей в другой эпохе. Ограничение
делается следующее: рассказы не должны
заканчиваться трагически. Вот одна из этих работ
– текст о том самом мальчике-холерике, о котором
уже писалось в «Добром слове». Его темперамент и
неуемная энергия нравятся всем одноклассникам и,
признаться, изматывают всех учителей.
(«Эти события происходили тогда, когда
все решали хорошая шпага и надежный мушкет, – во
Франции XVII века. Именно тогда он, неизвестный
юноша из обычной деревушки, решил наконец-то
осуществить мечту своего детства – стать
мушкетером. Ему предстоял нелегкий путь, но цель
уже стояла перед нашим героем, а от заветных
целей он не отступал никогда.
Впрочем, путь до Парижа прошел без приключений.
Но столица встретила юношу не слишком
приветливо: кого без денег, без связей приветливо
встречают столицы! Что ж! Он пойдет наперекор
всему и станет мушкетером!
– Сколько же здесь разного сброда! А есть и такие,
которые шпагу на себя повесят и думают, что уже
мушкетеры!
Это было сказано господином, беседующим с двумя
гвардейцами. Последняя реплика более всего
взбесила юношу.
– Кого это
вы назвали разным сбродом? – произнес он
повышенным тоном, распаляясь с каждым словом.
– На кого ты повышаешь голос, юнец? – холодно
спросил незнакомец.
– Я не потерплю оскорблений ни от кого!
– Итак, дуэль? – Глаза незнакомца блеснули
холодным огнем.
– Будь уверен!
– Где и в котором часу?
– Прямо здесь!
– Тебе совсем жизнь не мила? – насмешливо
спросил мужчина.
– За честь я отдам и жизнь!
Юноша обнажил шпагу. Другая, холодно блеснув,
вырвалась из ножен человека в плаще.
С первых минут схватки наш герой начал наносить
удар за ударом, но незнакомец с презрительной
легкостью парировал их. В будущем мушкетере
начала просыпаться злость. Он уже не думал об
отражении выпадов противника и сделал много
ошибок, чуть не ставших роковыми. Соперник был
невозмутим. Его улыбка становилась с каждым
движением юноши все насмешливее, а шпага – все
опаснее.
«Успокойся! Победи свой гнев! Тебе нужно одолеть
врага внутри самого себя. Именно тогда ты
действительно победишь!» – услышал юноша голос
из прошлого – голос своего учителя-мечника. Но
успокоиться было трудно, ведь наш герой обладал
слишком горячим нравом. И тогда он начал бороться
– бороться с самим собой.
Вот он отвел шпагу противника и, точно рассчитав
движение, сделал глубокий выпад. На этот раз
незнакомец даже не успел увидеть мелькнувшую в
воздухе сталь. Смертельно побледнев, он
повалился на бок. Но и наш герой не мог выйти из
оцепенения. Он даже не обратил внимания на то,
куда и когда скрылись два гвардейца, и не понял,
откуда вдруг подбежала девушка. Прошептав:
“Скоро вернутся гвардейцы! Вам нужно
спрятаться!” – она потянула его за собой».)
(Артем Р.)
7
Как видим, семиклассник, разглядев в
задиристом приятеле душу Д’Артаньяна, поместил
его в мир всем известного романа, однако сумел
построить сюжет исходя из черт характера своего
героя – вспыльчивости, неумения держать себя в
руках и обостренного чувства собственного
достоинства.
Конечно, было бы наивным полагать, что
перечисленные выше упражнения станут школой
писательского мастерства: с талантом художника
надо родиться. Однако творческое освоение
законов жанра короткого рассказа, работа над
выстраиванием повествования, внимание к
значимости каждого слова приучают ребят к
глубокому восприятию самой разнообразной
информации и к грамотному построению
собственных высказываний.
1. Здесь и далее тексты даны по книге: М.Матье.
День египетского мальчика. История в
приключениях. Вып. 1. М.: Слог, 1993.
2. Если школьники не смогут соединить в своем
воображении добрую обстановку в семьях египтян и
жестокость школы, можно познакомить их с
выведенными М.Матье образами молодого учителя,
чуткого, мыслящего человека, и старого мудрого
писца. Лучше всего, конечно, рекомендовать эту
повесть для чтения в 5-м классе, а в 7-м –
возвращаться к ней на уроках развития речи.
|