Я ИДУ НА УРОК
Т.Д. ФЕДОРИЩЕВА,
г. Москва
Фрагмент урока-повторения по теме:
«Сложноподчиненные предложения»
9 - 10 классы
1. Проверка знаний с элементами
пропедевтики (структура сложного предложения).
На доске:
Ученик у доски заполняет таблицу,
давая определение сложносочиненного (СС),
сложноподчиненного (СП) и бессоюзного (БС)
предложения. Учитель рассказывает о сложных
предложениях с различными видами связи. Далее
ученик определяет вид предложения по схемам:
1. [ ], [ ].
2. [ ], (что...).
3. [ ], однако [ ].
4. [ ], однако [ ], (что...).
Учитель показывает, что под номером 4
приведена схема сложного предложения с разными
видами связи – сочинительной и подчинительной.
2. Актуализация знаний (цифровой
диктант).
Детям предлагается ряд утверждений,
правильных или заведомо неверных. Если ученик
отвечает утвердительно – «да», он ставит «1»,
если же он с утверждением не согласен – «нет», он
ставит «0».
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет
именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть
неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения
отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить
спокойно первая часть – придаточное
предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного
предложения.
После выполнения задания у учеников
должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
3. Забавный числовой диктант
(интегративный подход).
Выполните следующие действия:
1. От количества простых предложений,
составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный
лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и
речка подо льдом блестит, – отнимите число
запятых в нем.
3 – 2 = 1
2. К числу букв имени (без отчества) няни
А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного
имени (без отчества) поэта.
5 + 2 = 7
3. К количеству н в слове ветреный
прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся,
полученную сумму умножьте на количество е
в слове длинношеее.
(1 + 2) х 3 = 9
4. Номер склонения существительного фальшь
умножьте на количество штилей, определенных
Ломоносовым, и прибавьте количество карт,
сыгравших роковую роль в судьбе главного героя
«Пиковой дамы» А.С. Пушкина.
3 х 3 + 3 = 12
5. Количество богатырей на картине
Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел.
3 х 3 = 9
6. Суммируйте полученные ответы.
Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С.
Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно
вам говорит?
1837 – 38 = 1799
4. Концентрация внимания.
1
7 |
11 |
8 |
15 |
6 |
17 |
3 |
13 |
1 |
19 |
10 |
20 |
9 |
14 |
5 |
16 |
18 |
2 |
21 |
4 |
12 |
2
ь |
у |
т |
а |
ш |
о |
е |
а |
п |
е |
к |
ш |
ы |
з |
е |
х |
ч |
л |
ь |
щ |
д |
Задание. Определите
закономерность, которая связывает эти таблицы.
Что у вас получилось? В таблицах зашифровано
предложение Плещешь ты куда захочешь.
Определите вид сложного предложения и тип
придаточного.
5. Задание на понимание терминов.
Дополните термины, используемые в
грамматике и фонетике. (В скобках даны ответы,
звездочками отмечены дополнительные вопросы.)
1. Второстепенные и главные (члены
предложения).
2. Самостоятельные и служебные (части речи).
3. Совершенный и несовершенный (вид).
4. Деепричастный и сравнительный (обороты).
* (Каким членом предложения являются?)
5. Дательный и предложный (падежи).
*(Какие существительные имеют окончание -и
в этих падежах?)
6. Односоставные и двусоставные (простые
предложения).
7. Гласный и согласный (звуки).
8. Краткие и полные (прилагательные, причастия).
9. Вопросительная и восклицательная (интонация).
10. Одиночные и распространенные (второстепенные
члены предложения).
6. Развиваем сообразительность.
На доске:
... кроет,
... крутя;
... завоет,
... дитя.
Ученики устно воспроизводят отрывок
из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Вопросы
1. Что вы можете сказать о склонении
существительного дитя?
2. К какому виду относится это предложение?
Докажите.
3. Чем осложнены простые предложения, входящие в
состав сложного?
7. Развиваем внимание.
Задание. Составьте предложения
из частей, данных вперемешку в двух столбиках;
запишите их; начертите схемы, определите тип
придаточных предложений.
8.
Вопросы на обобщение.
1. Какое определение вы можете дать
сложноподчиненным предложениям?
2. В чем состоит их отличие от сложносочиненных
предложений?
3. Какие виды придаточных вы можете назвать?
|