Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.ЕВГРАФОВА

Продолжение. Начало в № 30/03


Школьная жизнь глазами писателей и повторение пройденного

10 - 11 классы

Отъявленный лентяй (По рассказу Ф.Искандера)

Словарный диктант № 1: смотрины, истощенный, блестящий, притащить, внимательный, отъявленный, кристальный, фиксированный, кристаллизоваться, стереть, растирание, увлечение, пятибалльный, будущий, сочетание.

№ 1. Одно из забавных свойств человеческой природы состоит в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а доигрывает. <...>
В тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. Все обратили внимание на то, как я держу носилки. Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
Это был первый кристалл, выпавший из раствора, и дальше уже шел деловитый процесс кристаллизации, которому я теперь сам помогал, чтобы окончательно докристаллизоваться в заданном направлении.
Теперь все работало на образ. Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
Чтобы оставаться в образе, я перестал исполнять обязанности дежурного. К этому привыкли настолько, что когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. Впрочем, приборов тогда не было, но кое-что тащить приходилось.
Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить, что он говорит. После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока.
Учителей это радовало, потому что льстило их педагогическому самолюбию. Получалось, что они так хорошо и доходчиво доносят свой предмет, что ученики, даже не пользуясь учебниками, все усваивают.
Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!».

(388 слов)

Задания к отрывку № 1

1. Сколько раз встречается звук [д] в слове доходчиво? Есть ли в этом слове звук [т]? Обоснуйте вашу точку зрения, расскажите, какой фонетический процесс (процессы) определил происшедшие изменения.

2. Сколько букв и сколько звуков в слове объяснение?

3. Найдите в тексте слова с корнями, которым свойственно чередование гласных.

4. От какой основы образовано слово усвоение? Какой в нем корень?

5. Исторически многие отглагольные существительные были образованы не непосредственно от глагола, а от причастия. Например, усвоен(ный) --> усвоение, прочтен(ный) --> прочтение, обещан(ный) --> обещание, взят(ый) --> взятие, шит(ый) --> шитье, мыл (бывшее перфектное причастие, сейчас – форма прошедшего времени) --> мыло, носил --> носилки, кадил --> кадило и др. Подумайте: почему в современном русском языке принято выделять суффиксы отглагольных существительных -ниj-, -тиj-, -л-? Может быть, ответить на этот вопрос вам помогут размышления над морфемным составом слов открытие, событие, здание, везение.

6. Каким членом предложения является выделенное слово в каждом из приведенных ниже выражений?

Забывал выполнять обязанности дежурного; заставляли меня стирать.

7. Из какой области знаний автор почерпнул сравнение «формирование образа лентяя» – «кристаллизация»? Допустимо ли в языке соответствующей науки употребление выражения выпавший из раствора кристалл? Проверьте, встречаются ли в соответствующем учебнике выражения: выпасть из раствора в осадок, выпасть в осадок, (в растворе) образуются кристаллы, (в растворе) происходит кристаллизация, кристаллизоваться в заданном направлении.
Что бы могло означать в нейтральном литературном языке, то есть понятое нетерминологически, выражение выпавший из раствора кристалл?
Подставьте какой-нибудь уместный в данном контексте глагол:

_______________________ в заданном направлении.

Какого стилистического эффекта достигает автор благодаря такому использованию терминологии? Какие особенности авторского стиля Фазиля Искандера можно наблюдать в обсуждаемом отрывке?

8. Найдите в тексте все причастные и деепричастные обороты и прокомментируйте расстановку знаков препинания при них.

Словарный диктант № 2: полгода, потому-то, вознаграждение, директриса, дефект, рассеянный, соблазнить, песчаный, пьеса, объяснение, о трамвае, пьедестал, порожденный, по идее, блистательный, позолоченный.

№ 2. Для полной точности надо сказать, что иногда, когда я, делая вид, что дремлю, лежал на парте, я и в самом деле погружался в дремоту, хотя голос учителя продолжал слышать. Гораздо позже я узнал, что таким – или почти таким – методом изучают языки. Я думаю, что не будет выглядеть слишком нескромным, если я сейчас скажу, что открытие его принадлежит мне. О случаях полного засыпания я не говорю, потому что они были редки.
Через некоторое время слухи об Отъявленном Лентяе дошли до директора школы, и он почему-то решил, что это именно я стащил подзорную трубу, которая полгода назад исчезла из географического кабинета. Не знаю, почему он так решил. Возможно, сама идея хотя бы зрительного сокращения расстояния, решил он, больше всего могла соблазнить лентяя. Другого объяснения я не нахожу. К счастью, подзорную трубу отыскали, но ко мне продолжали присматриваться, почему-то ожидая, что я собираюсь выкинуть какой-нибудь фокус. Вскоре выяснилось, что никаких фокусов я не собираюсь выкидывать, что я, напротив, очень послушный и добросовестный лентяй. Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
Идея метода заключалась в том, что после этого другие нерадивые ученики, завидуя ему Хорошей Завистью, будут сами подтягиваться до его уровня <...>.
Эффект достигался неожиданностью массированного нападения. В противном случае ученик мог ускользнуть или испакостить сам метод.
Как правило, опыт удавался. Не успевала мала куча, образованная массированным нападением, рассосаться, как преобразованный ученик стоял среди лучших, нагловато улыбаясь смущенной улыбкой обесчещенного.
В этом случае учителя, завидуя друг другу, может быть, не слишком Хорошей Завистью, ревниво по журналу следили, как он повышает успеваемость, и, уж конечно, каждый старался, чтобы кривая успеваемости на отрезке его предмета не нарушала победную крутизну.
То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой собственный приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.

(331 слово)

Задания к отрывку № 2

1. Найдите в тексте примеры слов, иллюстрирующих фонетический процесс упрощения группы согласных.

2. Сколько раз встречается звук [с] в слове обесчещенный – 0, 1, 2?
Сколькими звуками отличается произношение слов:
лежал – лягал?
Кире – к Ире?

3. Прокомментируйте случаи нестандартного употребления заглавных букв в данном отрывке.

4. Найдите в отрывке все вводные слова и конструкции. Прокомментируйте расстановку знаков препинания при них.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru