Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2003

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

С.Е.ЯНОВСКАЯ,
г. Москва


Лингвистическая игра по теме «Словообразование»

I. РАЗМИНКА

1. Прочитайте пары слов. Обратите внимание, что начальные части совпадают у них по написанию. Является ли одинаковым морфемный состав начала слов в каждой паре?

2. Чем отличается морфемный состав русского слова снежок и английского слова snowball, русского слова школьница и английского слова schoolgirl, заимствованного русским языком слова митинг и английского слова meeting?

3. Чередование звуков в корнях слов часто «затемняет» этимологическое родство слов. Так, например, слово звук произошло от слова звякнуть, а слово узы образовалось от слова вязать. От каких глаголов образовались слова пружина, трус, супруги?

напрягать ---> пружина
трястись ---> трус
супруги <--- сопрягать

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИГРАЮЩИХ КОМАНД

1. Являются ли родственниками следующие слова: зеркало, заря, узреть, зоркий, зрачок, (говорить) зря (напрасно), прозрачный, позор, презирать?

Все слова, кроме слова заря, по происхождению родственные. В зеркало смотрятся; узреть – значит увидеть; зоркий – хорошо видящий; зря (наречие) – изначально назря – наобум, не глядя; прозрачный – не мешающий видеть сквозь; позор – острый стыд провинившегося, которого раньше выставляли на всеобщее обозрение, чтобы все на него могли позирати, т.е. смотреть; слово презирать первоначально означало «смотреть свысока, сверху вниз», т.е. с чувством превосходства.

2. Восстановите словообразовательную цепочку, написав недостающие слова на листах бумаги, и постройтесь с этими листами в ряд так, чтобы каждый участник, держащий лист со словом, мог назвать способ, которым образовалось от предыдущего его слово.

1-я команда: судить – безрассудно
2-я команда: сухой – засушливость

3. Слова скатерть, тунеядец в древнерусском языке были сложными. Выдвините свои версии об их происхождении.
Слово скатерть образовалось от слова дъскотерть, т.е. кусок ткани для вытирания стола (дъска, или доска, первоначально обозначала стол). В некоторых диалектах существует слово рукотерть – полотенце. Начальное стечение согласных дъск произносить было трудно, и звук [д] исчез, а звук [о] под влиянием аканья превратился в [а].
Древнерусское слово туне обозначало «даром» (ср.: втуне, т.е. напрасно), отсюда тунеядец – буквально дармоед.

4. Предлагаются шуточные рисунки, дающие неправильное толкование слова вследствие неверно подобранного однокоренного слова. Придумайте свое такое шуточное толкование и изобразите его (см. рисунки).

5. Всем, наверное, не раз приходилось отгадывать шарады, например:

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Сочините свою стихотворную шараду для команды соперника.

6. Суффиксы, как и слова, могут быть многозначными. Подберите по одному слову с суффиксом -ник- со значением названия:

7. Даны русские слова: болото, наволочка, провод, владыка, влажный, обод (наружная часть колеса в виде круга, опирающегося на спицы и обтягиваемая шиной), водяной, обладать, оболочка, поладить. Найдите среди них три пары слов, восходящих к одному и тому же древнему корню.
Наволочка – оболочка, провод – обод, владыка – обладать. Во втором слове каждой пары произошло выпадение начального в после приставки об-. Ср.: совет – обет, поворот – оборот, привычка – обычай.

8. Один из интересных художественных приемов, используемых в литературе, и особенно в поэзии, – словотворчество. У известного поэта XX века Велимира Хлебникова есть такое стихотворение:

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики!
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Сочините свое стихотворение, используя прием словотворчества.

III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

1. Образуйте от данных глаголов бессуффиксным способом имена существительные, например: выбирать – выбор.

Бить, рыть, умирать, шить, вызывать, собирать.

2. Назовите приставки в данных парах слов. Чем различаются эти слова по значению?

Охватить – обхватить, одернуть – отдернуть, подержанный – поддержанный, подергивать – поддергивать, подразнить – поддразнить, поделка – подделка.

3. Одинаковые ли приставки в словах: надробить – надрубить, подобрать – подобреть, вскормить – вскочить, отрядить – отрясти?

4. Как меняется значение слов в зависимости от суффиксов:

игрок – игрун, недоверие – недоверчивость, певец – певун, искусный – искусственный, хозяйский – хозяйственный, верткий – вертлявый?

5. Назовите слово, от которого образовалось данное слово, и способ словообразования.

Безвозмездный, прохожий, механизатор, Приуралье, новосел, предвечерний, критиковать, пищеблок, синь, четыреста.

6. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня, например: сумасшедший.

7. Дети часто образуют слова, которых нет в словаре русского языка. По какой словообразовательной модели у ребенка получились следующие слова: продавательница, вопюн, смеюн, спун? Что такое рогаться, конькей?

8. Продолжите ряд:

славяне, горожане – ...
грохот, ропот – ...
борьба, резьба – ...
жалоба, злоба – ...

9. Назовите слова, в которых сохранились корни устаревших слов: скора (шкура), пита (пища), тук (жир), ул (проход).

Использованы некоторые материалы из книги А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» (М.: Просвещение, 1995).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru