Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.ЕВГРАФОВА

Продолжение. Начало в № 30, 34/03


Школьная жизнь глазами писателей и повторение пройденного

10 - 11 классы

Отъявленный лентяй (По рассказу Ф.Искандера)

Словарный диктант № 3: серебряный, по прошествии трех дней, в постели, прикосновение, преставиться, в овраге, предположительно, подлинный, призвание, безотлагательно, украшения изысканны, дети хорошо воспитаны, позолоченный, думать о будущем.

№ 3. «На серебряную потянешь», – однажды объявила классная руководительница, тревожно заглядывая мне в глаза.
Это была маленькая самолюбивая каста неприкасаемых. Даже учителя слегка побаивались кандидатов в медалисты. Они были призваны защищать честь школы. Замахнуться на кандидата в медалисты было все равно что подставить под удар честь школы.
Каждый из кандидатов в свое время собственными силами добивался выдающихся успехов по какому-нибудь из основных предметов, а уже по остальным его дотягивали до нужного уровня. Включение меня в кандидаты было пока еще тихим триумфом метода массированного воспитания.
На выпускных экзаменах к нам были приставлены наиболее толковые учителя. Они подходили к нам и часто под видом разъяснения содержания билета тихо и сжато рассказывали содержание ответа. Это было как раз то, что нужно. Спринтерская усвояемость, отшлифованная во время исполнения роли Отъявленного Лентяя, помогала мне точно донести до стола комиссии благотворительный шепоток подстраховывающего преподавателя. Мне оставалось включить звук на полную мощность, что я и делал с неподдельным вдохновением.
Кончилось все это тем, что я вместо запланированной на меня серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал. <...> Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. Вернее, не на самом вечере, а перед вечером в раздевалке. «Негодяй, притворявшийся лентяем! <...> Мне серебро даром не надо, – прошипела она и, неожиданно вытянув руку, несколько раз мазанула мне по шее мокрым зонтиком. – Я три года проторчала в комитете!»
Так, доигрывая навязанный мне образ Отъявленного Лентяя, я пришел к золотой медали, хотя и получил мокрым зонтом по шее.

(251 слово)

Задания к отрывку № 3

1. Какой корень в форме прыгнешь?

2. Проанализируйте словосочетание спринтерская усвояемость:

– что должно означать слово усвояемость, если исходить из его словообразовательной модели (усвояемость < усвояемый, ср. легко усвояемый материал)?
– что оно означает в данном контексте?
– что означает в данном контексте слово спринтерский (ср. спринтерское многоборье, спринтерская скорость)?
– почему слово спринтерский вполне уместно в данном отрывке и даже является более выразительным, чем его нейтральный синоним?
– чем является данное словосочетание – тропом, или речевой ошибкой, или и тем и другим?
– допустимо ли употребить это словосочетание в нейтральном пересказе описанных в тексте событий?

3. Найдите в тексте предложения с прямой речью. Прокомментируйте расстановку знаков препинания. Вспомните все способы оформления прямой речи, проиллюстрируйте их.

4. Есть ли окончание в слове доигрывая, и если есть, то какое?

Разумеется, я привела только примерные вопросы, которые можно обсудить при работе с текстами. Любой учитель, увидев, что его ученики подзабыли, может легко добавить их сам – благо тексты достаточно разнообразны. А я могу лишь пожелать, чтобы не все, что было изучено прежде, оказалось за лето забыто.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru