Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2003

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКУ

Н.ШАПИРО


Предложения для синтаксического разбора

9 - 10 классы

Предлагаю коллегам комплекты предложений для синтаксического разбора и составления схем при изучении и повторении сложноподчиненных предложений и предложений с разными типами связи. Внутри каждого комплекта предложения расположены от более простых к более сложным; и каждый следующий комплект сложнее предыдущего. Если ученик последовательно «прорешал» все эти задания, правильно расставляет пропущенные знаки препинания и составляет схемы, мне кажется, можно считать, что самая трудная тема школьного синтаксиса успешно им усвоена.
Если у учителя есть время и желание, стоит прочитать ученикам стихотворения или хотя бы отрывки из использованных в заданиях произведений, предложить определить стихотворный размер, расставить значки «/», обозначающие границу между стихотворными строками. Список сокращений: А. – А.А. Ахматова. Б. – И.А. Бродский. З. – Н.А. Заболоцкий М. – О.Э. Мандельштам. П. – А.С.Пушкин. Ц. – М.И. Цветаева.

М.Цветаева

М.Цветаева

Н.Заболоцкий

Н.Заболоцкий

А.Ахматова

А.Ахматова

I

1. Я должен жить, хотя я дважды умер. (М.)
2. Чужие люди, верно, знают, куда везут они меня. (М.)
3. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (П.)
4. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья. (П.)
5. Смотрите как на мне топорщится пиджак, как я ступать и говорить умею! (М.)
6. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу бл_госл_вил, когда мой двор уединенный, печальн_м снегом занесенный, твой колокольчик огл_сил. (П.)
7. И нет рассказчиков для жен в порочных длинных платьях что проводили дни как сон в пленительных занятьях... (М.)
8. На каменных отрогах Пиэрии водили музы первый хоровод чтобы, как пчелы, лирники слепые нам подарили ионийский мед. (М.)
9. Мне совершенно все равно, где, совершенно одинокой, жить, по каким камням домой брести с кошелкою базарной в дом, и не знающий, что мой... (Ц.)
10. Уведи меня в ночь где течет Енисей и сосна до звезды достает потому что не волк я по крови своей и меня только равный убьет. (М.)
11. Идем туда, где разные науки и ремесло – шашлык и чебуреки, где вывеска, изображая брюки, дает понятье нам о человеке. (М.)

II

1. В Россию дальный путь ведет, в страну, где пламенную младость он гордо начал без забот, где перв_ю познал он радость, где много милого любил... (П.)
2. Склонясь главой на камень он ждет чтоб с сумр_чной з_рей погас печальной жизни пламень и жажд_т сени гробовой. (П.)
3. Когда же рог луны сребристой блеснет за мрачною горой черкешенка тропой тенистой приносит пленнику вино кумыс и ульев сот душистый и белоснежное пшено. (П.)
4. И грустно было ему в ту ночь и он желал чтоб ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито. (П.)
5. Евгений стремглав, не видя ничего бежит туда где ждет его судьба с неведомым известьем как с запечатанным письмом. (П.)
6.Царскосельский воздух был создан, чтобы песни повторять. (А.)
7. И тихо, так, Господи, тихо, что слышно, как время идет. (А.)
8. По той дороге, где Донской вел рать великую когда-то, где ветер помнит супостата, где месяц желтый и рогатый, я шла, как в глубине морской. (А.)
9. И ты пришел ко мне, как бы звездой ведом, по осени трагической ступая, в тот навсегда опустошенный дом, откуда унеслась стихов сожженных стая. (А.)
10. И если вернется та ночь и к тебе в твоей для меня непонятной судьбе, ты знай, что приснилась кому-то священная эта минута. (А.)
11. Что ж вы все убегаете вместе, словно каждый нашел по невесте, оставляя с глазу на глаз меня в сумраке с черной рамой, из которой глядит тот самый, ставший наигорчайшей драмой и еще не оплаканный час? (А.)

III

1. Вода как матушка поет когда на нас тихонько льет. (З.)
2. Пр_мудрый волк уму (не)пост_жим тот мир который (не) подвиж_н и так (же) просто мы бежим как вылетает дым из хижин. (З.)
3. Если растенье посадить в банку и в трубочку железную подуть животным воздухом наполнится растенье, появятся на нем головка, ручки, ножки, а листики отсохнут навсегда. (З.)
4. Подумай сам возможно ли растенье в животное мечтою обратить возможно ль полететь земли произведенью и тем себе бессмертие купить. (З.)
5. Когда обед был подан и на стол положен был в воде варенный вол и сто бокалов словно сто подруг вокруг вола образовали круг тогда Бомбеев вышел на крыльцо и поднял кверху светлое лицо и руки протянув туда где были рощи так произнес... (З.)
6. Лист клена словно медь звенит ударившись о маленький сучок и мы должны понять что это есть значок который посылает нам природа вступившая в другое время года. (З.)
7. Теперь когда соперничая с тучей плоды мы вызвали вас к жизни наилучшей чтобы самих себя переборов вы не боялись северных ветров чтоб зерна в вас окрепли и созрели чтоб дивно увеличиваясь в теле не знали вы в развитии преград чтоб наша жизнь была сплошной плодовый сад скажите мне какой чудесный клад несете вы поведать человеку? (З.)
8. Так долго вместе прожили, что вновь второе января пришлось на вторник, что удивленно поднятая бровь, как со стекла автомобиля – дворник, с лица сгоняла смутную печаль, незамутненной оставляя даль. (Б.)
9. Так долго вместе прожили, что снег коль выпадал, то думалось – навеки, что, дабы не зажмуривать ей век, я прикрывал ладонью их, и веки, не веря, что их пробуют спасти, метались там, как бабочки в горсти. (Б.)

Публикация статьи произведена при поддержке компании «HipWay». Перейдя по ссылке http://hipway.ru/egypt, Вы не просто узнаете всю необходимую информацию об отдыхе в Египте, но и в считанные минуты закажете тур в страну фараонов и пирамид, а также получите консультацию от менеджера компании. «HipWay» поможет подобрать тур в более чем в 30 разнообразных стран по дате вылета, длительности и бюджету. Удобная поисковая система сайта поможет составить оптимальный маршрут по местам, которые Вы давно хотели посетить. Все это и многое другое Вы найдете здесь.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru