ОЛИМПИАДА
«Русский медвежонок»-2002
14 ноября 2002 года в третий раз
состоялась игра-конкурс по русскому языку
«Русский медвежонок – языкознание для всех».
Зверь заметно подрос, собрав почти 424 000 учащихся
3–11-х классов из России, Украины, Белоруссии и
Латвии — на 165 000 больше, чем в 2001 году. Что
привлекло их? Что конкурс проводится прямо в
школах? Что длится он всего полтора часа? Что не
требует утомительной писанины: надо лишь в
каждом из 30 заданий выбрать один из пяти
предложенных ответов? Что формой напоминает ЕГЭ
и потому служит полезной тренировкой? Что дает
возможность сравнить свой результат с
результатами десятков тысяч соперников? Да,
наверное. Но главное, мы надеемся, все-таки то, о
чем написала петербургская учительница русского
языка и литературы Ю.В. Алексеева в городской
газете «Час пик»:
«Русский язык многим кажется
предметом скучным, слишком сухим, с вечными
правилами, которые надо учить и которых ужасно
много. А “Русский медвежонок” — игра полезная и
интересная. Задания к ней составляет Институт
лингвистики РГГУ, и они не только прививают
интерес и любовь к языку, но и заставляют мыслить
логически, сравнивать, рассуждать. И — к
удивлению педагогов — зачастую выше
оказывается результат вовсе не у самого
прилежного, а у самого мыслящего ученика. А
если что-то решить не удалось, то можно потом
попросить помочь друга, учителя, родителей —
ведь задания после олимпиады остаются у
участника. Выполнять задания “Медвежонка”
интересно и взрослым, а еще интереснее — всей
семьей. Мы все совершаем важное открытие: хотя
уроки русского бывают и скучноваты, но сам
русский язык — это увлекательно, это здорово!..
…Между прочим, многие догадливые учителя
используют задания из “Медвежонка” прямо на
уроках. Вот и получается, что от гриппа и других
болезней нас спасают витамины, а от скуки на
уроках — “Русский медвежонок”!»
Интересно — слово ключевое. Ведь
главная задача «Русского медвежонка», как и его
прототипа, международного математического
конкурса «Кенгуру», — повышение интереса к
предмету, агитация за него, если хотите — его
«пиар». Мы стараемся подбирать для вариантов
задания разной тематики и трудности,
занимательные и серьезные, с юмором и без, но
главное – чтобы большая часть из них требовала
не только и не столько эрудиции (хотя и для нее
есть место), сколько здравого смысла и
размышления. Именно это — связь с жизнью и
необходимость думать — и есть то, что, на наш
взгляд, должно привлекать к предмету в первую
очередь. Судя по результатам, что-то получилось.
Насколько хорошо — судить читателю.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «КПБ ИВАНОВО». В магазине представлен широкий ассортимент Ивановского текстиля – одеяла, подушки, женская, мужская и детская одежда, постельное бельё из бязи, поплина, перкали, сатина, жаккарда, полисатина, полипоплина, детское постельное белье из Иваново. Гарантия качества, доступные цены, скидки, доставка по всей России. Посмотреть каталог товаров, цены, условия доставки, контакты и оформить заказ Вы сможете на сайте магазина: https://kpbivanovo.ru.
«Русский медвежонок»-2003 состоится 13
ноября. Конкурс платный, но плата невелика — 20
рублей с участника. Провести его у себя может
любая школа. Для этого надо обратиться в
региональный оргкомитет конкурса. Они есть во
многих городах и регионах России (информация о
местных оргкомитетах помещена в Интернете по
адресу: http://www.rm.kirov.ru/contacts.htm). Если же оргкомитета
в вашем регионе нет (как, например, в Туле,
Иванове, Курске, Калуге, Чите и ряде других мест),
вы можете создать его сами, обратившись к
организатору конкурса — Кировскому центру
дополнительного образования одаренных
школьников (ЦДООШ). Его адрес: 610002, г. Киров, 2, а/я
2039; телефоны в г. Кирове: (8332) 35-15-03, 35-15-04;
электронный адрес: sms@ezmail.ru.
Е.В. МУРАВЕНКО,
доцент РГГУ, научный руководитель конкурса;
И.С. РУБАНОВ,
зам. директора ЦДООШ,
председатель Центрального оргкомитета конкурса
УСЛОВИЯ ЗАДАЧ КОНКУРСА
«Русский медвежонок»-2002
3 - 5 классы
1. Сколько гласных букв в русском
алфавите?
(А) 5; (Б) 6; (В) 9; (Г) 10; (Д) 12.
2. С утра кот Матроскин собрался
убрать дом, приготовить обед, постирать и
погладить белье, а потом сходить в баню. Но,
записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал.
Какое слово Матроскин выбрал неправильно?
(А) уборка; (Б) готовка; (В) стирка; (Г) глажка;
(Д) помойка.
3. Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и
Наф-Нафу приедет в гости Хрюша, то у волка
появится возможность съесть сразу четверых:
1) поросенков, 2) поросят, 3) поросенок,
4) поросяток, 5) поросятков.
Найдите правильные варианты:
(А) 1; (Б) 1, 3; (В) 4, 5; (Г) 1, 2, 5; (Д) 2, 4.
4. Какие слова нужно добавить к
слову проще, чтобы получилось устойчивое
словосочетание?
(А) парного молока; (Б) пареной репы; (В) вяленой
воблы; (Г) соленого огурца; (Д) вареной
картошки.
5. Вот три известных стихотворных
отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в
единственном или множественном числе):
Ночевала... … золотая на груди утеса-великана.
… ...небесные, вечные странники.
Я ...…, ...…, ...…, я вовсе не медведь.
Вспомните или догадайтесь, какое слово
пропущено:
(А) птичка; (Б) рыбка; (В) кучка; (Г) тучка;
(Д) штучка.
6. Воробей летает, но не мычит.
Корова, наоборот, мычит, но не летает. А для какого
существа характерны все три следующих действия:
рычит, охраняет, кусается?
(А) крыса; (Б) кошка; (В) собака; (Г) лев; (Д) сторож.
7. В каждом из данных ниже слов
спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один
целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;
(Г) поселок; (Д) укротитель.
8. В какое из слов вместо многоточия
нужно вставить букву т?
(А) прекрас_ный; (Б) искус_ный; (В) чудес_ный;
(Г) извес_ный; (Д) ужас_ный.
9. Кто бывает круглый: 1) дурак, 2)
отличник, 3) друг, 4) трус, 5) сирота?
(А) 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 2, 4, 5; (Г) 1, 3; (Д) 1, 2, 5.
10. «Тема подскочил к няне и, изо всех
сил колотя ее кулачками, закричал: “Отдай, отдай,
отдай лопатку!” — “Экий ты, Тема, задиристый,
настоящий ...…,” — сказал отец». С какой птицей
сравнил отец задиристого сына?
(А) с павлином; (Б) с индюком; (В) с петухом; (Г) с
орлом; (Д) с сычом.
11. Какой из этих глаголов по смыслу
заметно отличается от остальных?
(А) таращить; (Б) корчить; (В) пялить; (Г) выпучивать;
(Д) щурить.
12. Даны слова: 1) банка, 2) катится, 3)
плач, 4) полет, 5) сели. В какие из них
можно добавить букву ь так, чтобы снова
получились правильные слова?
(А) в 1, 2 и 4; (Б) в 1, 3 и 4; (В) в 1, 2, 3 и 4; (Г) в 1, 2, 4 и 5;
(Д) во все.
13. Какая существует разновидность
замка?
(А) висящий; (Б) висячий; (В) весящий; (Г) веский;
(Д) свисающий.
14. Вот отрывок из сочинения Вовочки:
Кондуктор ходил по автобусу взад-назад,
приговаривая: «Граждане, оплачивайте за проезд!».
Папа сказал: «Что касается до нас, то все
уплочено».
Сколько ошибок в этом отрывке?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
15. Как называют по-русски жителя
Парижа?
(А) парижанин; (Б) парижчанин; (В) парижец;
(Г) парижич; (Д) пария.
16. Сколько среди слов: горячий, обожженный,
яркий, красный, сгоревший – таких,
которые сочетаются со словом огонь?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
17. Расшифруйте ребусы и скажите, что не
растет на грядке.
18. Закончите русскую пословицу: На
воре шапка… ... .
(А) дрожит; (Б) горит; (В) краденая; (Г) дорогая;
(Д) по Сеньке.
19. Вот четыре пары слов: 1) вокруг …
... около, 2) тишь … ... гладь, 3) мал …
... удал, 4) Иван … ... Марья. Из
каждой можно получить устойчивое
словосочетание, если вставить в нее вместо
многоточия союз да. Дядя Федор утверждает,
что в одном из них у союза да не такой смысл,
как в остальных. В каком?
(А) в первом; (Б) во втором; (В) в третьем; (Г) в
четвертом; (Д) дядя Федор не прав.
20. Какие из этих названий русские по
происхождению:
1) простокваша, 2) сливки, 3) ряженка, 4) йогурт,
5) варенец?
(А) все; (Б) 1, 2, 3, 5; (В) 1, 3, 5; (Г) 1, 2;
(Д) 1, 2, 3.
21. Проводник объявил пассажирам: «Поезд
прибывает согласно ...». Как ему надо закончить
фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
22. Даны пары слов: 1) код — кот,
2) нос — нес, 3) был — бил, 4) пуд —
путь. В каких парах произношение слов
различается лишь одним звуком?
(А) в 1, 2; (Б) в 2, 3; (В) в 2, 4; (Г) в 2, 3, 4; (Д) во всех.
23. В каком из этих предложений есть
грамматическая ошибка?
(А) Сыщики охотились за вором.
(Б) Кошка охотилась на мышь.
(В) Коллекционер охотился на редкую книгу.
(Г) Лиса охотилась за зайцем.
(Д) Древний человек охотился на мамонтов.
24. Из пяти приведенных
существительных четыре образованы по общему
правилу, а пятое – с некоторым отклонением от
него. Какое существительное образовано с
отклонением?
(А) смотритель; (Б) учитель; (В) слушатель;
(Г) писатель; (Д) сеятель.
25. Даны существительные в форме
родительного падежа множественного числа. В
каком из них в зависимости от значения можно
по-разному выделить окончание?
(А) коров; (Б) домов; (В) столов; (Г) голов;
(Д) подков.
26. Что означает устойчивое выражение хоть
шаром покати?
(А) ‘хочется играть в кегли’; (Б) ‘пусто, ничего
нет’; (В) ‘ничего не понимаю’; (Г) ‘полное
изобилие’; (Д) такого устойчивого выражения нет.
27. Сколько среди приведенных слов
таких, которые можно отнести к разным частям
речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой,
простой?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
28. Какие слова из списка имеют ударение
на окончании:
1) свекла, 2) брюква, 3) скоба, 4) скула,
5) ампула?
(А) все; (Б) 1, 4; (В) 3, 4; (Г) 1, 3, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.
29. – Мы хотим есть! У вас есть белуга?
– Нет, сэр. Есть бельдюга!
– Что есть бельдюга?
– Тоже рыба, сэр!
– Ладно, несите.
– Есть, сэр!
В скольких разных смыслах в этом шуточном
диалоге использовано слово есть?
(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трех; (Г) в четырех; (Д) в
пяти.
30. Даны пять существительных.
Какое из них имеет грамматическое свойство,
которым не обладают остальные?
(А) брюки; (Б) перила; (В) ботинки; (Г) санки;
(Д) ворота.
6 - 7 классы
1. Что бывает круглым, зеленым, сладким?
(А) огурец; (Б) крокодил; (В) апельсин; (Г) арбуз; (Д)
перец.
2. Слово простокваша рассыпали на
буквы. Из этих букв пяти школьникам предложили
сложить два или три других слова так, чтобы
неиспользованных букв не осталось. Вот что у них
получилось: 1) ковш + пот + роса;
2) свора + штопка; 3) каша +
пост + ров; 4) квас + шар +
пот; 5) остров + шапка. Сколько
школьников выполнили задание правильно?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
3. Петя сказал: «На вешалке висели пять
...» — и задумался.
Помогите ему выбрать нужное окончание
предложения:
(А) польт; (Б) пальто; (В) пальтов; (Г) пальт;
(Д) пальтей.
4. С каким из данных существительных
прилагательное круглый имеет не такое
значение, как с остальными?
(А) отличник; (Б) сирота; (В) дурак; (Г) год;
(Д) поднос.
5. В каких словах на месте многоточия
нужно вставить е: 1) тр_угольник, 2) тр_листник,
3) тр_зубец, 4) тр_волнение, 5) тр_десятое
(царство)?
(А) везде; (Б) везде, кроме 5; (В) в 1, 2, 4; (Г) везде,
кроме 2; (Д) в 1, 3, 4.
6. Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло...
Сколько в нем слов с окончанием -о?
(А) 10; (Б) 9; (В) 8; (Г) 7; (Д) 5.
7. «Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет
сама собой...» А какой член предложения сама
собой?
(А) подлежащее; (Б) часть сказуемого; (В)
определение; (Г) дополнение; (Д) обстоятельство.
8. Сколько из глаголов повелительного
наклонения мели, пряди, соли, окуни, запой,
попугай пишутся так же, как и существительные,
но имеют другое ударение?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
9. Даны польские слова и их переводы на
русский:
droga – дорога, proch – порох, strona – сторона.
Как переводится на русский язык польское слово
sroka?
(А) строка; (Б) сорока; (В) сорок; (Г) срок;
(Д) все переводы (А) – (Г) неверны.
10. В ребусах зашифрованы названия
животных. Какое из этих животных выше всех?
11. Семь бед – один ... .
(А) совет; (Б) ответ; (В) привет; (Г) завет;
(Д) кювет.
12. Найдите лишнее с точки зрения
словообразования слово:
(А) директор; (Б) завуч; (В) завхоз; (Г) пятиклассник;
(Д) второгодник.
13. В каких существительных
представлено окончание -и:
1) в Сочи, 2) в тетради, 3) в
аудитории, 4) о матери?
(А) во всех; (Б) в 2, 3, 4; (В) в 2, 4; (Г) в 1, 2, 4; (Д) в 2, 3.
14. В каком из глаголов ударение стоит
не на том же месте, что у остальных?
(А) редактировать; (Б) регистрировать; (В) сортировать;
(Г) корректировать; (Д) транспортировать.
15. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед!
Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» —
прокричала мачеха. В скольких разных грехах она
обвинила пасынка?
(А) в трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в
семи.
16. Какого рода существительное сани
в русском языке?
(А) мужского; (Б) женского; (В) среднего;
(Г) общего; (Д) у этого существительного род
определить нельзя.
17. Только одно из этих пяти предложений
правильно. Какое?
(А) Списывать здесь неукого, да и незачем.
(Б) Списывать здесь не у кого, да и не зачем.
(В) Списывать здесь не у кого, да и незачем.
(Г) Списывать здесь неукого, да и не зачем.
(Д) Списывать здесь не у кого, да и не за чем.
18. Какое из перечисленных предложений
содержит грамматическую ошибку?
(А) Вася заплатил за вход и вошел в музей.
(Б) За курение в неположенном месте Вася уплатил
штраф.
(В) Нужно срочно оплатить за телефон, иначе его
отключат.
(Г) Издательство недоплатило мне за перевод сто
долларов.
(Д) Если ты отдал за эту книгу сто рублей, то явно
переплатил.
19. Какое из перечисленных слов по
составу отличается от остальных?
(А) клеймо; (Б) кино; (В) ярмо; (Г) пшено;
(Д) руно.
20. В каком из этих выражений слово виновник
употреблено в необычном значении?
(А) виновник аварии; (Б) виновник
беспорядков; (В) виновник недоразумения;
(Г) виновник поражения; (Д) виновник
торжества.
21. В словах рыба и рыбка
корень рыб- представлен в двух фонетических
вариантах: [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических
вариантах представлен корень -вод- в словах подвода,
перевод, переводной, проводит, заводить?
(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трех; (Г) в четырех; (Д) в
пяти.
22. Известно, что фамилии нередко
отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников,
2) Скорняков, 3) Сыромятников, 4) Пономарев,
5) Гончаров. Чей предок служил в церкви, чей
выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки,
чей рубил избы? Расставьте фамилии по порядку.
(А) 1, 2, 3, 4, 5; (Б) 4, 2, 3, 5, 1;
(В) 4, 3, 2, 5, 1; (Г) 5, 2, 3, 4,
1; (Д) 5, 1, 2, 3, 4.
23. В каком из слов нет окончания?
(А) степной; (Б) стеной; (В) герой; (Г) долой;
(Д) второй.
24. Укажите антоним для слова одеть:
(А) снять; (Б) надеть; (В) раздеть; (Г) одеться;
(Д) обуть.
25. Какое из имен латинского
происхождения в точности соответствует по
значению древнему русскому имени Малой?
(А) Павел; (Б) Максим; (В) Валерий; (Г) Константин;
(Д) Виктор.
26. Каждое из слов: рука, имя, бок,
муха, каблук, замок — можно включить в
устойчивое словосочетание так, чтобы все эти
слова оказались в одной и той же падежной форме. В
какой?
(А) в родительном падеже; (Б) в дательном падеже; (В)
в винительном падеже; (Г) в творительном падеже;
(Д) в предложном падеже.
27. Какое существительное образовано не
так, как все остальные?
(А) льдинка; (Б) пылинка; (В) бусинка; (Г) соломинка;
(Д) изюминка.
28. Даны существительные: яблоко,
абрикос, вишня, черешня, слива, айва, виноград,
крыжовник. Какое из них существенно отличается
от остальных по значению?
(А) яблоко; (Б) абрикос; (В) вишня; (Г) слива;
(Д) айва.
29. В словаре Владимира Даля
встречается ныне забытое слово колоземица.
Каким заимствованным словом оно вытеснено в наши
дни?
(А) циклон; (Б) космос; (В) атмосфера; (Г) вьюга;
(Д) катакомба.
30. Какое из следующих утверждений
правильно?
(А) В русском алфавите все шипящие согласные идут
подряд.
(Б) В русском алфавите все звонкие парные
согласные предшествуют всем глухим.
(В) В русском алфавите все звонкие непарные
согласные предшествуют всем глухим.
(Г) В русском алфавите все только твердые
согласные идут подряд.
(Д) Все утверждения (А) – (Г) неверны.
8 - 9 классы
1. Как называется предназначенный
для питья цилиндрический сосуд с ручкой?
(А) стакан; (Б) чашка; (В) ведро; (Г) ковш;
(Д) кружка.
2. У какого из этих существительных
форма множественного числа образуется не так,
как у остальных?
(А) гусеница; (Б) курица; (В) синица; (Г) улица;
(Д) столица.
3. В «Горестном романсе» Михаила
Щербакова есть такие строки:
Поржавело наше ...,
Наше семя не взошло.
Поредело наше племя,
Наше время истекло.
Что же поржавело?
(А) темя; (Б) стремя; (В) бремя; (Г) знамя;
(Д) вымя.
4. Названия детенышей животных
часто образуются с помощью суффикса -енок,
например: тигренок, совенок. Среди данных
ниже пяти слов одно образовано по общему правилу,
а другие — с некоторым отклонением, общим для
всех четырех слов. Укажите слово, образованное по
общему правилу.
(А) ягненок; (Б) теленок; (В) поросенок; (Г)
цыпленок; (Д) гусенок.
5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед!
Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» —
прокричала мачеха. В скольких разных грехах она
обвинила пасынка?
(А) в трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в
семи.
6. Все перечисленные ниже слова
означают противоборство. Но одно из них по
значению существенно отличается от остальных.
Что это за слово?
(А) бой; (Б) битва; (В) дуэль; (Г) сражение;
(Д) баталия.
7. Даны пары синонимов. В какой из
пар различие между ее членами не такое, как в
остальных случаях?
(А) щека — ланита; (Б) глаз — око; (В) лоб —
чело; (Г) голова — башка; (Д) палец — перст.
8. Где нужно вставить вместо
черточки букву е?
(А) пр_слушаться; (Б) пр_нюхаться; (В)
пр_сытиться; (Г) пр_смотреться; (Д) пр_глядеться.
9. Какой из предметов, названия
которых зашифрованы в ребусах, мы не встретим на
стене в картинной галерее?
10. Известно, что русским словам черта
и смерть в сербском языке (родственном
русскому) соответствуют црта и смрт.
Как перевести на сербский слово червь?
(А) черв; (Б) чрв; (В) церв; (Г) црв; (Д) црвь.
11. Мост, по которому одна дорога
проходит над другой, называется как понятным
русским словом путепровод, так и другим, не
столь понятным. Каким?
(А) эскапада; (Б) эспада; (В) эспланада;
(Г) эстакада; (Д) эспадрон.
12. Русское имя Марина
заимствовано из латинского языка. А что оно
означает по-латыни?
(А) ‘мирная’; (Б) ‘морская’; (В) ‘родная’;
(Г) ‘кислая’; (Д) ‘маленькая’.
13. Сколько из перечисленных слов
содержат двойные согласные?
артил_ерия, гал_ерея, гум_анизм, драм_атический,
интел_ект, кавал_ерия, кол_ичество, пьес_а.
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
14. Какое из перечисленных слов
управляет предложным падежом?
(А) вера; (Б) уверенность; (В) стремление;
(Г) надежда; (Д) желание.
15. В каких парах слов произношение
второго слова отличается от произношения
первого только смягчением одного из согласных: 1)
перенос — перенес, 2) ожог — ожег,
3) туш — тушь, 4) уснут — уснуть, 5) снится
— сниться, 6) лом — льем?
(А) в 1, 4; (Б) в 1, 4, 5; (В) в 3, 4, 5; (Г) в 3, 4, 5, 6; (Д) во всех.
16. В каком из этих прилагательных
корень прост- употреблен в необычном
значении?
(А) простонародный; (Б) простодушный; (В) просторечный;
(Г) простоволосый; (Д) простосердечный.
17. В четырех из этих пяти глаголов
одна и та же приставка, а в оставшемся — другая. В
каком?
(А) встроить; (Б) встряхнуть; (В) вскормить;
(Г) взлететь; (Д) вспорхнуть.
18. Лодка причалила к берегу. Четыре
пассажира описали это так:
Попов: Мы подплыли к берегу. Смирнов: Мы
добрались до берега. Кузнецов: Мы достигли до
берега. Иванов: Мы пристали к берегу.
Кто из них сделал грамматическую ошибку?
(А) Попов; (Б) Смирнов; (В) Кузнецов; (Г) Иванов; (Д)
никто.
19. В каком из этих слов нет
окончания?
(А) вдвоем; (Б) город; (В) комнат; (Г) добр;
(Д) пять.
20. Даны пары слов: надеть и одеть,
невежа и невежда, скрытый и скрытный.
Как называются слова в каждой паре?
(А) омонимы; (Б) антонимы; (В) полные синонимы; (Г)
стилистические синонимы; (Д) паронимы.
21. Сколько из перечисленных слов
имеют окончание -а (а не -е)?
бородищ…, голосищ…, лапищ…, носищ…, ручищ…,
силищ…, умищ…
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
22. Какое из этих выражений означает
то же, что метр с кепкой?
(А) под стол пешком ходит;
(Б) в три обхвата не возьмешь;
(В) от земли не видно;
(Г) мелкая сошка;
(Д) верста коломенская.
23. В скольких словах из приведенных
встречаются звуки [ч’], [ш–’], [ж]: мужчина,
женщина, счет, яичница?
(А) [ч’] – 0, [ш–’] – 3, [ж] – 1;
(Б) [ч’] – 1, [ш–’] – 2, [ж] – 2;
(В) [ч’] – 2, [ш–’] – 1, [ж] – 2;
(Г) [ч’] – 1, [ш–’] – 2, [ж] – 1;
(Д) [ч’] – 1, [ш–’] – 3, [ж] – 1.
24. В русском языке прилагательные
часто образуются от существительных с помощью
суффикса -н(ый), например: вред —
вредный, дорога — дорожный, корабль —
корабельный. Даны прилагательные: годный,
горный, скверный, сочный, темный. Какие из них
не образованы от существительных с помощью
суффикса -н(ый)?
(А) сочный и темный; (Б) годный и
скверный; (В) горный и темный; (Г) скверный,
сочный и темный; (Д) годный, горный
и сочный.
25. Какие из этих слов написаны с
ошибкой: 1) иван-да-марья; 2) мать-и-мачеха; 3)
бок-о-бок; 4) точь-в-точь; 5) мало-по-малу?
(А) 1, 3, 5; (Б) 3, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1; (Д) 5.
26. Есть ли среди существительных первоклассник,
второклассник, третьеклассник, четвероклассник
слово, устроенное иначе, чем остальные?
(А) нет; (Б) да, первоклассник; (В) да, второклассник;
(Г) да, третьеклассник; (Д) да, четвероклассник.
27. Даны пары омонимичных
существительных:
1) колода (кусок дерева) — колода (карт);
2) ласка (зверек) — ласка (нежность);
3) косяк (двери) — косяк (птиц);
4) кол (заостренная палка) — кол (оценка).
В каких из этих пар между омонимами имеются
различия в склонении?
(А) в 1 и 3; (Б) в 2 и 4; (В) в 1, 2 и 3; (Г) в 1, 2 и 4; (Д) во всех.
28. Даны буквы русского алфавита: й,
е, ь, ъ.
Какое из следующих утверждений верно:
(А) ни одна из этих букв не может писаться после
любой из трех других;
(Б) ни одна из этих букв не встречается в начале
слова;
(В) ни одна из этих букв не может писаться
удвоенно;
(Г) ни одна из этих букв не встречается перед
буквой о;
(Д) ни одно из утверждений (А) – (Г) не верно?
29. Русское прилагательное тополиный
значительно отличается от остальных
прилагательных с суффиксом -ин(ый). В этом
прилагательном не было бы ничего необычного,
если бы
(А) слово тополь относилось к женскому роду;
(Б) слово тополь было односложным;
(В) слово тополь оканчивалось на два
согласных звука;
(Г) слово тополь было названием животного;
(Д) слово тополь было несклоняемым.
30. В старину в России была такая
профессия — стряпчий. А чем он занимался?
(А) кулинарией; (Б) торговлей; (В) юриспруденцией;
(Г) военным делом; (Д) сельским хозяйством.
10 - 11 классы
1. Согласно толковому словарю
Ожегова ФОРТ — это отдельное долговременное
укрепление в системе крепостных сооружений. А
сколько разных осмысленных русских слов (включая
исходное) можно получить, переставляя буквы в
слове ФОРТ?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
2. Слова сутки и сутолока в
свое время были образованы с помощью редкой для
современного русского языка приставки су-.
Укажите еще одно слово, возникшее таким же
образом:
(А) субординация; (Б) сушки; (В) сумерки;
(Г) супермен; (Д) сумасшествие.
3. В ребусах зашифрованы
географические названия. Какое из них лишнее по
смыслу?
4. Вот грузинские слова и их
переводы на русский язык: movdivar ‘я прихожу’, midixart
‘вы уходите’, modixar ‘ты приходишь’, midis
‘он уходит’, modian ‘они приходят’. Как будет
по-грузински: ‘мы уходим’, ‘он приходит’, ‘они
уходят’?
(А) mivdivar, midis, midian; (B) midivart, modis, modian; (Б) mivdivart,
modis, midian; (Г) modivar, modis, midian; (Д) mivdivart, midis, midian.
5. Как в соответствии с исторической
традицией можно назвать сына королевы
Великобритании Елизаветы Чарльза?
(А) принц крови; (Б) кровный принц; (В) кровавый
принц; (Г) кровяной принц; (Д) ни одно из
словосочетаний (А) – (Г).
6. В каком из следующих слов при
словообразовании не происходит чередования
гласных букв в основе: (А) партия; (Б) армия;
(В) милиция; (Г) линия; (Д) оружие.
7. Какое из перечисленных названий
животных по смыслу устроено иначе, чем остальные?
(А) морской еж; (Б) морская корова; (В) морской
лев; (Г) морской слон; (Д) морская черепаха.
8. Даны пары синонимов. В какой из
пар отношения между синонимами не такие, как в
остальных?
(А) вывоз – экспорт; (Б) словарь – лексикон;
(В) подъемник – лифт; (Г) сражение – битва;
(Д) промышленность – индустрия.
9. Во фразе «На берегу доярка доила
корову, а в воде отражалось все наоборот»
(А) нет ошибок; (Б) есть орфографическая ошибка; (В)
есть пунктуационная ошибка; (Г) есть
стилистическая ошибка; (Д) есть смысловая ошибка.
10. Сколько слов стоит в форме
предложного падежа: гулять в лесу, стоять
в углу, прогуливаться по саду, рассказывать
о кенгуру, стукнуться о доску, купить
по рублю за штуку?
(А) 7; (Б) 6; (В) 5; (Г) 4; (Д) 3.
11. Конкурс «Русский медвежонок»
начнется в школе в 10.30. Что должен сделать Петя,
чтобы не опоздать на конкурс?
(А) прийти в школу не позже пол-одиннадцатого;
(Б) придти в школу не позже пол-одиннадцатого;
(В) прийти в школу не позже пол одиннадцатого;
(Г) придти в школу не позже пол одиннадцатого;
(Д) прийти в школу не позже полодиннадцатого.
12. Решите «звуковую пропорцию»: [м] :
[п’] = [н] : ?
(А) [т’]; (Б) [б’]; (В) [д’]; (Г) [п]; (Д) [т].
13. В русской поэзии XIX века
тогдашняя столица России могла называться
Петербургом, Петроградом или Петрополем. Эти
слова передают одно и то же значение (‘город
Петра’) на трех разных языках. Каких?
(А) Петербург — по-русски, Петроград —
по-церковнославянски, Петрополь — по-гречески.
(Б) Петербург — по-немецки, Петроград — по-русски,
Петрополь — по-гречески.
(В) Петербург — по-немецки, Петроград —
по-церковнославянски, Петрополь — по-гречески.
(Г) Петербург — по-немецки, Петроград —
по-церковнославянски, Петрополь — по-латыни.
(Д) Петербург — по-латыни, Петроград —
по-гречески, Петрополь — по-русски.
14. Как выглядит творительный падеж от
слова дитя?
(А) дитятей; (Б) дитятем; (В) дитятью;
(Г) дитем; (Д) слово дитя не склоняется.
15. Написание одного из
перечисленных ниже слов изменилось в процессе
развития языка под влиянием произношения. Что
это за слово?
(А) ходьба; (Б) косьба; (В) судьба; (Г) просьба;
(Д) свадьба.
16. В каких словах из перечисленных
пропущена буква ы (а не а):
1) глашат_й; 2) пернат_й; 3) завсегдат_й;
4) соглядат_й; 5) провожат_й; 6) ходат_й?
(А) 1, 2, 5; (Б) 2, 5; (В) 1, 3, 4, 5; (Г) во всех, кроме 6; (Д)
Варианты (А) – (Г) не содержат правильного ответа.
17. Кто лишний в компании музыкантов?
(А) флейтист; (Б) роялист; (В) виолончелист;
(Г) альтист; (Д) лишних нет, все они —
музыканты.
18. Какое слово пропущено во фразе «В
... праздника в магазине раскупили все
шампанское»?
(А) преддверие; (Б) предверии; (В) преддверии;
(Г) предверие; (Д) преддверьи.
19. Даны пары глаголов: катиться —
кататься, бросить — бросать, идти — ходить, нести
— носить, тащить — таскать. В скольких из
этих пар глаголы различаются видом (один —
совершенного вида, другой — несовершенного)?
(А) в одной; (Б) в двух; (В) в трех; (Г) в четырех; (Д) в
пяти.
20. Эти слова, кроме одного,
объединены общим значением иноязычной основы порт-.
Найдите лишнее:
(А) портупея; (Б) портфель; (В) портмоне;
(Г) портвейн; (Д) портсигар.
21. Какое из этих шуточных выражений
построено не по тому принципу, что все остальные?
(А) Не плюй в колодец: вылетит — не поймаешь.
(Б) На чужой каравай не садись.
(В) В огороде бузина, а дома лучше.
(Г) Стреляный воробей с луны свалился.
(Д) Любишь кататься — дальше будешь.
22. В каких словах ударение падает на
последний слог:
1) жалюзи; 2) газопровод; 3) ворожея; 4)
позвонит?
(А) в 1, 2, 4; (Б) в 2, 4; (В) в 1, 3, 4; (Г) ни в одном; (Д) во
всех.
23. Какие предложения содержат прямое
дополнение?
1) Он разговаривал по телефону одну минуту.
2) Ничто не нарушало тишины.
3) Налейте мне еще чаю.
4) Я с интересом прочитал эту книгу.
(А) 4; (Б) 1, 4; (В) все; (Г) 3, 4; (Д) 2, 3, 4.
24. Вспомним строки из «Пророка»
А. С. Пушкина:
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
.....................................
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
вложил десницею кровавой.
А что такое десница?
(А) ‘ладонь’; (Б) ‘крыло’; (В) ‘рука’; (Г) ‘правая
рука’; (Д) ‘левая рука’.
25. Хотя слово брезг —
диалектное, слова, производные от этого корня,
есть и в литературном русском языке. Что же
означает это слово?
(А) ‘рассвет’; (Б) ‘ворчание’; (В) ‘брызги’; (Г)
‘берег’; (Д) ‘брезент’.
26. В однокоренных словах книга и
книжка корень представлен в двух
орфографических вариантах: книг- и книж-.
А в скольких орфографических вариантах
представлен корень в следующих однокоренных
словах: здоровый, выздороветь, выздоравливать,
оздоровление, здравница?
(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трех; (Г) в четырех; (Д) в
пяти.
27. Сложные слова образуются на
основе сочетаний слов, связанных друг с другом по
определенной модели (напр.: утконос — ‘тот, у
кого нос как у утки’). К какой группе слов по
модели словообразования относится слово пустозвон?
(А) сухофрукты, гололед; (Б) светотень, лесостепь;
(В) лизоблюд, скалозуб; (Г) зубоскал, блюдолиз;
(Д) дармоед, верхолаз.
28. Многие имена славянского
происхождения, скажем, Святослав, Владимир,
являются сложными словами. Имя греческого
происхождения Филипп — тоже сложное.
Вспомните русские слова с соответствующими
греческими корнями и скажите, что означает это
имя.
(А) ‘певец коней’; (Б) ‘любвеобильный’; (В)
‘певец природы’; (Г) ‘любящий коней’; (Д)
‘любящий природу’.
29. Какие из приведенных сложных
предложений содержат придаточное следствия?
1) Началась гроза, так что пришлось отложить
прогулку.
2) Поднялся такой ветер, что мы боялись выйти из
дома.
3) Погода испортилась, поэтому прогулку
отложили на завтра.
4) Ветер усилился, что привело к похолоданию.
(А) 1; (Б) 1, 3; (В) 1, 4; (Г) 1, 3, 4; (Д) все.
30. Какое из следующих утверждений
справедливо?
(А) Все русские существительные, в словарной
форме оканчивающиеся на -о, склоняются.
(Б) Все русские существительные, в словарной
форме оканчивающиеся на -о, не склоняются.
(В) Все русские существительные, в словарной
форме оканчивающиеся на -и, склоняются.
(Г) Все русские существительные, в словарной
форме оканчивающиеся на -и, не склоняются.
(Д) Ни одно из утверждений (А) – (Г) не верно.
АВТОРЫ ЗАДАЧ
Оргкомитет конкурса – 1 (3–5-е кл.).
П.Аркадьев – 11, 26–28 (3–5-е кл.), 14 (6–7-е кл.), 30 (8–9-е
кл.), 4 (10–11-е кл.).
С.Бурлак – 17 (6–7-е кл.).
Н.Валеева –18, 23 (3–5-е кл.), 18, 19 (6–7-е кл.), 11, 13, 14, 18, 21,
22 (8–9-е кл.), 7, 16 (10–11-е кл.).
Н.Валеева и И.Рубанов – 10 (3–5-е кл.).
Л.Григорян и Р. Кудимов – 2, 3, 7, 9, 13 (3–5-е кл.), 6, 11
(6–7-е кл.), 17, 18, 20 (10–11-е кл.).
И.Иткин – 12, 24 (3–5-е кл.), 9, 20, 30 (6–7-е кл.), 16, 24, 27–29
(8–9-е кл.), 6, 13, 14, 21, 30 (10–11-е кл.).
К.Кноп – 8, 29 (6–7-е кл.), 3 (8–9-е кл.), 2 (10–11-е кл.).
М.Кронгауз – 5, 6 (3–5-е кл.), 1 (6–7-е кл.).
Е.Муравенко – 4, 8, 17, 22, 25 (3–5-е кл.), 2, 4, 10, 13, 16, 21,
23–25, 27, 28 (6–7-е кл.), 4, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 17, 19, 20, 23 (8–9-е кл.),
3, 8, 11, 12, 15, 19, 23–26, 28, 29 (10–11-е кл.).
Н.Муравенко – 2, 25 (8–9-е кл.), 22 (10–11-е кл.).
И.Рубанов – 14, 15, 16, 29 (3–5-е кл.), 3 (6–7-е кл.),
1 (8–9-е кл.), 1, 5, 9 (10–11-е кл.).
И.Рубанов и Л.Федорова – 15 (6–7-е кл.), 5 (8–9-е кл.).
Л.Федорова – 19–21 (3–5-е кл.), 5, 7, 12, 22, 26 (6–7-е кл.), 8, 26
(8–9-е кл.), 10, 27 (10–11-е кл.).
И.Шаронов – 30 (3–5-е кл.).
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНКУРСА
«Русский медвежонок»-2002
3 - 5 классы
1. В русском алфавите 10 гласных букв: а,
е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Ответ: (Г).
Хотя задача кажется простой, верный
ответ дали только 2/3 участников. Типичные
неверные ответы — (В) (видимо, участники, давшие
такой ответ, не учли букву ё) и (Б) (похоже, те,
кто выбрал этот ответ, подсчитали количество
гласных звуков, а не букв). Интересно, что
процент верных ответов от третьеклассников к
пятиклассникам падает, а процент выбравших
неверный ответ (В) — заметно (с 14 до 24%) растет.
Неужели школьников с возрастом отучают от буквы ё?
2. Матроскин выбрал неправильно
слово помойка. Видимо, он имел в виду мытье.
Ответ: (Д).
3. В слове поросенок выделяется
суффикс -енок, обозначающий детеныша. Во
множественном числе этот суффикс заменяется на
суффикс -ят- — поросята (ср. тигренок —
тигрята, лисенок — лисята и т. п).
Единственному числу поросеночек
соответствует множественное число поросятки (здесь
к исходному слову добавлен еще уменьшительный
суффикс -к- с возможной беглой гласной). Таким
образом, годятся варианты поросят и поросяток
(вин. падеж от поросята и поросятки
соответственно). Ответ: (Д).
Многие участники выбрали варианты с
«поросенками». Кого-то подвели диалектные
особенности: так, в Кировской области, где
носители местного говора действительно зачастую
называют так поросят, ответы с «поросенками» (А),
(Б) и (Г) выбрали 37% участников, а среди всех
участников конкурса — только 29,5%. Других,
возможно, сбило с толку название известной
сказки «Три поросенка». Но в этом названии
числительное три стоит в именительном падеже
и по правилам русского языка требует постановки
существительного в форме родительного падежа единственного
числа.
4. В русском языке есть устойчивое
словосочетание проще пареной репы, имеющее
значение ‘очень просто’. Ответ: (Б).
До появления картофеля репа была в
России самым распространенным овощем. Чаще всего
ее парили, то есть пекли в русской печи в
закрытом глиняном горшке. Сделать это совсем
просто, что и объясняет происхождение
словосочетания.
5. Конечно, проще всего выбрать
правильный ответ, если помнить эти стихи. Первая
и вторая строчки взяты из разных стихотворений
Михаила Лермонтова, третью строчку произносит
известный медвежонок Винни-Пух, герой сказки
Алена Милна, переведенной на русский язык
Борисом Заходером.
А как быть тем, кто эти стихи не помнит или не
знает? Приходится рассуждать. Винни-Пух, который
пытался обмануть пчел, мог в принципе выдавать
себя за что угодно. Годится и Я птичка, птичка,
птичка, я вовсе не медведь. Рыбка и тучка
сюда, в общем, тоже подходят. Несколько более
странно выглядят Я кучка, кучка, кучка, я вовсе
не медведь и Я штучка, штучка, штучка, я вовсе
не медведь, просто в силу большей
абстрактности этих слов их нелепо подозревать в
сходстве с медведем (про кучку вообще желательно
указывать, о кучке чего идет речь). Оба эти слова
не сочетаются по смыслу и с первыми двумя
строчками: ср. Ночевала штучка золотая на груди
утеса-великана или Кучки небесные, вечные
странники. Со второй строчкой плохо сочетается
и рыбка, неясно, кто такие рыбки небесные.
Выбор на основании смысла между тучкой и птичкой
гораздо более сложен. Но все-таки, если
внимательно прочесть вторую строчку, кажется,
что слова вечные странники больше подходят
для тучек, чем для птиц. Именно так и писал
М.Ю. Лермонтов.
Итак, правильный ответ — (Г):
Ночевала тучка золотая на груди
утеса-великана.
Тучки небесные, вечные странники.
Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь.
Учитесь логически рассуждать. Или читайте
книжки. А лучше — и то, и другое.
6. Чтобы решить эту задачу, достаточно
просто приложить данные действия к данным
существам.
Крыса, безусловно, кусается, как правило, ничего
не охраняет (разве что свою еду) и уж точно не
рычит (крысы пищат). Не годится.
Кошка может кусаться, но, как и крыса, едва ли
что-то охраняет и не умеет рычать (она мяукает). Не
годится.
Лев, в отличие от крысы и кошки, замечательно
рычит. Вряд ли можно сказать, что лев охраняет,
хотя в его жизни могут быть и такие случаи. Но вот
сказать, что лев кусается, просто невозможно. Лев,
если кусает, сразу откусывает. Лев тоже не
годится.
Сторож, конечно же, охраняет. Таково его
предназначение. Однако он не рычит и не кусается.
Наверное, какой-нибудь сумасшедший человек может
себя так вести, например, если он вообразил себя
собакой. Но вот обычный сторож так никогда не
делает. Сторожам как профессии это не
свойственно. Не годится.
А вот собаки замечательно охраняют и часто рычат
и кусаются. Такой у них собачий характер.
Ответ: (В).
7. В слове палисадник
спряталась лиса, в слове заслонка — слон,
в поселке — осел, в укротителе —
крот. А вот в слове камыш хотела
спрятаться мышь, да мягкий знак не
поместился. Ответ: (Б).
8. Букву т следует вставить в
слово известный (проверочные слова известен,
известие). В остальных словах нет
непроизносимой буквы т (прекрасный —
прекрасен; искусный — искусен; чудесный —
чудесен, чудеса; ужасный — ужасен,
ужасаться). Ответ: (Г).
Многие выбрали неправильный ответ (Б)
— искусТный. Видимо, такой выбор обусловлен
наличием слова искусство. Чтобы правильно
писать эти слова, стоит обратиться к морфемному
разбору. Корень в словах искусный и искусство
один и тот же — искус-, а вот суффиксы разные.
Прилагательное искусный образовано с
помощью распространенного суффикса -н- (см.
все слова выше), а в существительном искусство
выделяется суффикс -ств-, часто
использующийся для образования абстрактных
существительных (ср. родство, мастерство,
сходство и т. п.). От этого существительного
можно образовать прилагательное с суффиксом -енн-:
искус-ств-енн-ый.
9. Слово круглый может иметь
значение ‘полный, совершенный’, сочетаясь со
словами дурак, отличник, сирота (круглый
отличник — ‘тот, кто получает только отличные
оценки’; круглый сирота — ‘тот, у кого нет ни
отца, ни матери’). Со словами друг и трус прилагательное
круглый не сочетается. Ответ: (Д).
10. Павлином называют не в меру пышно
разодетого человека, индюком — человека
заносчивого, напыщенного и при этом не особенно
умного; смелого и сильного красавца могут
назвать орлом, а угрюмого чудаковатого нелюдима
— сычом. Драчуна же и задиру принято сравнивать с
петухом. Ответ: (В).
11. Все слова, кроме корчить,
связаны с особыми движениями глаз, в то время как корчить
обозначает движение всего лица или даже всего
тела. Ответ: (Б).
12. Банка — банька, катится —
катиться, плач — плачь, полет — польет.
Ответ: (В).
Более трети участников выбрали
вариант (А), еще около 14% — вариант (Г). Получается,
что около половины младшеклассников не опознали
в слове плачь повелительного наклонения
глагола плакать. Те, кто выбрал ответ (Г) или
(Д) (около1/6 участников), не видят разницы между ъ
и ь.
13. Замок может быть висящим, весящим и
свисающим. Однако слова висящий, весящий и свисающий
— причастия настоящего времени, они обозначают
не разновидность замка, а его состояние:
один и тот же замок будет висящим, если его
подвесить, и лежащим, если положить. Слово веский
в современном русском языке обычно
употребляется в значении ‘убедительный,
серьезный, значительный’, напр.: веский довод.
В этом значении прилагательное веский не
сочетается с существительным замок. Правда,
есть другое, устаревшее, значение слова веский:
‘имеющий большой вес при малом объеме, тяжелый’.
Но и в этом случае речь идет не о разновидности
чего-л., а о свойстве. А вот висячий — это
действительно разновидность замка (в отличие,
скажем, от врезного). Ответ: (Б).
14. В данном отрывке 4 ошибки: 1) взад-назад
— лексическая ошибка, следует говорить взад-вперед
или вперед-назад; 2) оплачивайте за проезд —
ошибка в управлении глагола, следует говорить оплачивайте
проезд или платите за проезд; 3) касается
до нас — ошибка в управлении глагола, следует
говорить касается нас; 4) уплочено —
орфоэпическая ошибка (ошибка в произношении
слова), следует говорить уплачено. Ответ: (Д).
15. Жителя Парижа по-русски называют
парижанин. Ответ: (А).
Типичный неверный ответ: парижец.
Эта задача — одна из немногих, где верный
ответ не находится логическим путем — его надо
просто знать. Конечно, преимущество тут получают
те, кто больше читает, — и это вполне справедливо.
16. Огонь может быть горячим, ярким,
красным. А вот сгоревшим или обожженным может
быть предмет, но не сам огонь. Ответ: (В).
17. Расшифруем ребусы: (А) по М И до Р;
(Б) (л)ук ро(т) П; (В) п(я)ет(ь) (к)ру(ж)шка;
(Г) ре д(о) ис; (Д) по П У гай(ка).
Получилось: помидор, укроп, петрушка, редис,
попугай. Из перечисленного на грядке не растет
попугай. Ответ: (Д).
18. Русская пословица гласит: На воре
шапка горит. Ответ: (Б).
19. В словосочетании мал, да удал
союз да является противительным и по
значению близок к союзу но, поэтому перед ним
ставится запятая. В остальных случаях союз да
синонимичен союзу и, запятая перед ним не
ставится. Ответ: (В).
20. Простокваша, сливки, ряженка,
варенец — русские по происхождению;
простокваша — ‘то, что заквашено просто (без
закваски)’, сливки — ‘то, что сливают с
молока’, ряженка, по-видимому, связано с ряженая;
варенец — с вареный (ряженка и варенец
— это квашеное топленое молоко). О русском
происхождении говорят и суффиксы -к-, -ец. Только
йогурт среди них — заимствованное слово, что
видно из написания с начальной буквой й, нехарактерного
для русского языка. Да и продукт не русский.
Ответ: (Б).
21. Предлог согласно управляет
дательным падежом. Краткое прилагательное
согласен (согласна, согласно) может управлять
творительным падежом с предлогом с (Общество
согласно с решением жюри), но в данном
контексте прилагательное не подходит по смыслу.
Другие синонимичные способы выражения того же
значения: Поезд прибывает по расписанию; Поезд
прибывает в соответствии с расписанием. Итак,
правильный ответ: (В) Поезд прибывает согласно
расписанию.
Приятной неожиданностью было то, что
нередкая для взрослых ошибка Поезд прибывает
согласно расписания у детей популярностью не
пользовалась: ответ (Б) выбрали лишь около 7%
участников. А неприятной — что почти 40%
участников выбрали неверный вариант (Д): то ли по
ротозейству, не учтя слово согласно, то ли
потому, что истолковали фразу Поезд прибывает
согласно по расписанию примерно как Поезд
прибывает точно по расписанию.
22. Произношение слов в первой паре
одинаково, в третьей — различается двумя звуками
([бы] — [б’и]), а в оставшихся парах различается
лишь одним звуком: во второй паре — первым ([н] —
[н’]), в четвертой — последним ([т] — [т’]). Ответ:
(В).
23. По правилам русской грамматики
можно охотиться на кого-то и за кем-то, но
нельзя охотиться на что-то — только за
чем-то. Ответ: (В).
24. Общее правило образования
существительных с суффиксом -тель состоит в
том, что этот суффикс присоединяется к основе
глагола, не вызывая никаких чередований звуков.
Проверяем: учить — учитель, слушать
— слушатель, писать — писатель, сеять
— сеятель, но смотрЕть — смотрИтель.
Ответ: (А).
Как ни удивительно, ровно половина
участников выбрала неправильный ответ (Д) (сеятель).
Похоже, этот выбор обусловлен тем, что сеятель
— единственное существительное из данных с я
перед суффиксом -тель; т.е. очень многие
выбирали нужное слово по чисто внешним
признакам, не вдумываясь в смысл поставленного
вопроса.
25. В формах коров и подков
окончание нулевое, это формы родительного падежа
множественного числа существительных женского
рода корова и подкова. В формах домов
и столов окончание -ов, это формы
родительного падежа множественного числа
существительных мужского рода дом и стол.
А вот форма родительного падежа голов может
быть образована либо от существительного
женского рода голова (тогда окончание
нулевое), либо от существительного мужского рода гол
(тогда окончание -ов). Ответ: (Г).
26. Устойчивое выражение хоть шаром
покати означает ‘пусто, ничего нет’. Ответ: (Б).
27. Пять слов из приведенных в задаче
можно отнести к разным частям речи: слово рой
может быть и формой глагола рыть в
повелительном наклонении, и им. п. ед. ч.
существительного рой, слово мой — и
формой повелительного наклонения от глагола мыть,
и им. п. ед. ч. м. р. местоимения мой, слово вой
— формой повелительного наклонения от глагола выть
и им. п. ед. ч. существительного вой, слово раскрой
— формой повелительного наклонения от глагола раскрыть
и им. п. ед. ч. существительного раскрой, а
слово простой — и формой им. п. ед. ч.
существительного простой, и формой
прилагательного простой. Слова спой и открой
понимаются однозначно, а именно — как формы
повелительного наклонения глаголов спеть и открыть
соответственно. Ответ: (Г).
28. Ответ: (В). Хотя многие говорят свекла,
литературная норма предписывает говорить свёкла.
29. Первое есть (форма инфинитива)
означает ‘принимать пищу’, второе и третье есть
(форма настоящего времени глагола быть) —
‘иметься’. Четвертое есть —
глагол-связка (также в настоящем времени). Пятое есть —
междометие, означающее, что указание понято и
принято к исполнению. Таким образом, слово есть
использовано в диалоге в четырех смыслах. Ответ:
(Г).
30. Все существительные даны в форме
множественного числа. Только одно из них — ботинки
— изменяется по числам, т.е. имеет и форму
единственного числа — ботинок. Остальные
существительные употребляются только в форме
множественного числа. Ответ: (В).
Продолжение в следующем
номере
|