РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В.И. СЛУЦКИЙ,
г. Петрозаводск
Урок развития речи по теме
«Описание животного.
Внешность и характер»
5 - 6 классы
Тема «Описание животного» традиционна
для программы по развитию речи в средней школе.
Целью таких уроков обычно является ознакомление
детей с одним из типов речи (описанием), его
особенностями, отличиями от других типов речи.
Кроме того, дети учатся описывать, накапливают
лексику, необходимую для описания животного.
В отличие от такого подхода, главной
целью работы по этой теме в моей методике (см. «Русский язык» № 9/2003) является
развитие самостоятельного мышления детей,
точнее, одного из важнейших его навыков – умения
различать видимость и суть (внешность и
характер), форму и содержание, не отождествлять
их, отделять друг от друга, устанавливать, как они
связаны друг с другом. Дополнительная цель –
учиться видеть детали, осознавать их роль,
работать над умением подбирать детали в
соответствии со своим замыслом.
В начале урока учитель говорит детям:
вы знаете, что у каждого человека есть свой
характер, который нередко отражается во
внешности. У злого внешность обычно не такая, как
у доброго; у энергичного и волевого – не такая,
как у вялого и бесхарактерного. Например, вы
легко можете сказать, чем обычно внешне
отличается деятельный, активный человек от
ленивого: как они двигаются, какие позы для них
характерны, когда они сидят или стоят, какой у них
взгляд?.. Ну вот, как видите, действительно связь
между внешностью и характером есть, и у животных
это тоже так. Вот пример.
Учитель читает текст 1 («Бандит»).
В
нашем дворе было много кошек. Среди них выделялся
бездомный черный кот по прозвищу Бандит.
Вернее, он был не черный, а грязно-серый,
приземистый, коротконогий, с широкой мордой,
злыми желтыми глазищами и разорванным ухом.
Повадки у этого кота были самые разбойничьи.
Бывало, я вынесу котятам на крыльцо куриные
косточки или рыбьи головы, а Бандит тут как тут:
крадется осторожно на своих коротких лапах, и на
морде у него так и написано: «Чего бы тут
украсть?». Ужасно хитрая, злая и противная морда!
Попробуй отойди на минутку – тут же разгонит
котят и в полминуты все сожрет.
А однажды Бандит забрался к нам на кухню (дверь
была открыта) и стянул со стола целую палку
копченой колбасы – потом во дворе я нашел одну
только целлофановую обертку от нее. Конечно, мы
его не очень любили и гоняли со двора.
Но потом я случайно узнал, что у Бандита раньше
были хозяева, но они переехали на новую квартиру,
а его бросили, да еще и побили, когда он хотел
увязаться за ними. После этого он и превратился в
такого хулигана.
Узнав историю жизни Бандита, я пожалел его и стал
иногда прикармливать. С тех пор он больше не
обижает наших кошек и ничего не ворует у нас.
Согласитесь: есть связь между
внешностью и характером этого кота?
А теперь попробуйте назвать детали, которыми
автор описывает внешность кота Бандита.…
А если описать его так: кот темно-серый, уши
небольшие, лапы короткие, морда широкая, глаза
большие, желтые – будет виден характер?..
Получается, далеко не все во внешности связано с
характером: нужно выбрать какие-то такие детали,
которые отражают характер. Что же именно во
внешности этого кота выражает его характер?
(Грязная шерсть, разорванное ухо, злые глаза;
крадется, а не бежит; на морде будто написано: «Чего
бы тут украсть?»; не съест, а сожрет.)
Наверное, вы согласитесь, что внешность этого
кота вполне соответствует его характеру: он
Бандит, и внешность у него вполне бандитская.
Но так бывает не всегда. Нередко мы
сталкиваемся с так называемой обманчивой
внешностью. Как вы это понимаете: что такое обманчивая
внешность?..
Вот пример животного – и это опять кот – с такой
именно внешностью.
Текст 2 («Кот-толстовец») (толстовец
– последователь учения Льва Толстого, в данном
случае – тот, кто не ест мяса, вегетарианец).
В нашем подъезде жил кот по кличке
Пурш. Хозяйка звала его Пуршиком: «Пуршик,
Пу-уршик, Пу-уршик!» – умильно выпевала она,
когда, бывало, кот долго не возвращался домой с
прогулки. Так она могла повторять сотни раз, то
понижая, то повышая голос.
Поселившись в этом доме, я довольно долгое время,
не видя самого кота, был знаком с ним только по
этому почти ежедневному хозяйкиному напеву и,
конечно, представлял себе «Пуршика» в виде
этакого веселого маленького комочка шерсти. И
был поражен, когда наконец его увидел.
Как-то поздно вечером я возвращался домой.
Поднимаясь по темной лестнице, случайно взглянул
вверх и очень удивился. Почти на уровне моей
головы на ступеньках сидел здоровенный зверь.
Кто бы это мог быть? Я щелкнул выключателем. Зверь
испугался, прыгнул вверх, но на площадке
остановился. Это был ярко-рыжий кот чудовищных
размеров, такого мне еще никогда не доводилось
видеть. Шерсть его, длинная, мохнатая, торчала
пучками в разные стороны, лапы короткие, туловище
очень длинное и толстое и огромный пушистый
хвост. Но самым замечательным в его внешности
была морда: широкая, тупая, будто обрубленная, с
огромными круглыми глазищами, толстая и
свирепая. «И как это люди не боятся держать в
квартире такую зверюгу?» – подумал я.
Но тут скрипнула дверь на верхнем этаже, и
раздалось обычное: «Пуршик! Пуршик! Пуршик!».
Услышав медовый голос хозяйки, чудище мотнуло
хвостом, прыгнуло вверх чуть не через десять
ступенек и скрылось. «М-да! – сказал я себе. – Это
не Пуршик, а самое настоящее Пуршилище!».
Но и на этот
раз я ошибся. Пуршик оказался очень робким и
трусливым животным. Он боялся белья на веревке,
хлопавшего на ветру, и прятался от него в кусты.
Боялся ворон, хотя иногда и делал вид, что
охотится на них, скорей всего чтобы убедить себя,
что он их вовсе не боится. Пугался людей, даже
детей, даже соседей, которых постоянно видел.
Бывало, теплым летним днем подходишь к подъезду,
а там возлежит наше Пуршище, занимая половину
крыльца. Заметив меня, кот тут же вскакивает и
смотрит на меня расширенными от ужаса глазами. Я
ему: «Пуршик, здравствуй! Как дела? На солнышке
греешься?». А он смотрит на меня с таким
выражением, что, кажется, умей он говорить,
обязательно сказал бы: «Ну, греюсь, греюсь. А ты
чего мне зубы заговариваешь? Думаешь, я не
понимаю, что ты меня съесть хочешь? Проходи-ка
лучше подобру-поздорову!». И чуть только сделаешь
шаг в его сторону, он панически бросается с
крыльца вниз и, ломая кусты сирени и черемухи,
бежит сломя голову неизвестно куда, будто за ним
с ружьями гонятся.
Уж не знаю, от природы ли он был такой трусливый
или это хозяйкина любовь так испортила.
А однажды мне посчастливилось наблюдать, как
Пуршик охотился на мышку. Маленькие домовые мыши
водились у нас в подвале, оттуда они иногда
отваживались вылезать через какие-то щели –
видимо, в поисках пищи. И вот подхожу я к подъезду,
смотрю: на узкой полоске асфальта возле дома
среди кучи бумажек и сухих листьев что-то
шевелится. А на крыльце, выгнув спину, в какой-то
странной напряженной позе застыл наш Пуршик.
Подхожу ближе – мышка! Роется в бумажках,
попискивает, а кота, нависшего прямо над ней, не
замечает. А у Пурша прямо глаза вылезают из орбит
от возбуждения.
Мне стало жалко
бедную мышку, я хотел было уже прикрикнуть на
кота, но в этот момент он прыгнул. Мышка отчаянно
запищала и побежала вдоль стены дома от кота.
Пурш же, вместо того чтобы сцапать мышь,
испугавшись ее громкого писка, отскочил в
сторону, потом прыгнул за ней – она опять как
запищит! Кот опять в испуге отскочил. Так
продолжалось довольно долго, и выглядело все это
чрезвычайно комично, в особенности из-за того,
что Пурш был раз в сто больше своей
предполагаемой жертвы.
Но вот наконец кот, сам того не желая, загнал мышь
в угол между стеной и следующим крыльцом. Мышка
метнулась в одну сторону, в другую – деться
некуда. Кот остановился, а что делать, не знает!
Ведь он же кот-толстовец, никогда в жизни не
пробовавший живой добычи.
Но тут мышь, совсем потеряв голову от страха,
перестала тыкаться носом в стену, а с громким
паническим писком метнулась прямо «под ноги»
коту. И что же! Наш героический Пурш подпрыгнул в
воздух, как мяч, и в ужасе отскочил в сторону. Я
расхохотался.
Мышка между тем прибежала обратно к нашему
крыльцу, юркнула там в какую-то щелку – и была
такова!
Пуршик продолжал сидеть под кустом сирени и
смотрел на меня выпученными глазами. Я
укоризненно покачал головой и сказал: «Пуршик!
Как же тебе не стыдно? Мышки испугался, да?». И,
честное слово, у кота на морде появилось какое-то
робкое, неуверенное выражение, будто ему и впрямь
стало стыдно. Он отвернулся, махнул хвостом и
заполз подальше в кусты: переживать свой
невиданный позор.
С тех пор Пуршик больше не охотится на мышек, а я
понял наконец, что хозяйка называет его
правильно: ну какое же он Пуршилище? Он просто
маленький безобидный и забавный Пуршик.
Какое впечатление производит
внешность этого кота?.. Почему внешне кот кажется
именно таким: назовите только те детали, которые
все вместе создают именно такое впечатление?.. А
есть ли здесь вполне нейтральные (не создающие
впечатления свирепости кота) детали?.. (Есть:
например, ярко-рыжая шерсть.) Почему автор
рассказа так удивился, впервые увидев кота?.. А
что означает слово умильно? Помните, хозяйка
не просто звала кота, а умильно выпевала его
имя – а как это? Ну-ка попробуйте так позвать, как
она звала своего кота.… (Умильно – ласково и в то
же время восхищенно.)
Наверное, вы заметили: автор называет кота то
Пуршем, то Пуршиком, то Пуршищем и даже
Пуршилищем. Зачем это ему нужно? (Имя Пуршик в
устах хозяйки выражает ее отношение к коту, автор
же произносит его с иронией: «Ну и Пуршик!». Пуршищем
автор называет кота лишь однажды, когда тот лежит
на крыльце, занимая половину его: это нужно, чтобы
подчеркнуть, какой кот большой.
Пуршилище похоже на Страшилище – это
значит не только «огромный», но и «страшный,
опасный».)
Какое имя больше подходит этому коту, если
принимать во внимание только его внешность? А
если только характер?
Согласитесь: внешность его обманчива.
Вот еще одно описание животных с
обманчивой внешностью: это фрагмент из повести
Джералда Даррелла «Гончие Бафута», называется он
«Спесивые жабы».
Текст 3 («Спесивые жабы»).
Этот день запомнился мне тем, что
один из охотников принес мне двух больших
прекрасных жаб. Таких жаб называют сухолистками,
потому что они своей расцветкой напоминают сухой
лист. Спинка у них кремового цвета с темными
прожилками. Когда такая жаба сидит среди сухих
листьев, заметить ее почти невозможно.
Научное же название их – «спесивые
жабы». Действительно, на первый взгляд такая жаба
кажется необычайно надменной. Кожа над большими
глазами как бы вздернута и собрана острыми
уголками: полное впечатление, будто жаба подняла
брови и глядит на мир свысока, с язвительной
насмешкой. Широко растянутый рот добавляет жабе
аристократической надменности: углы его слегка
опущены, словно жаба усмехается. Прибавьте к
этому неторопливую, покачивающуюся походку и
привычку через каждые два-три шага присаживаться
и глядеть на вас с какой-то презрительной
жалостью – и вы поймете, что перед вами самое
надменное существо на свете.
Но скоро я убедился, что был глубоко
несправедлив к своим толстушкам: они оказались
вовсе не такими самодовольными, какими
притворялись. На самом деле это робкие и
застенчивые создания, они легко смущаются и
начисто лишены самоуверенности; я подозреваю,
что они даже страдают глубоким, неискоренимым
комплексом неполноценности и их невыносимо
важный вид – всего лишь попытка скрыть от мира
неприглядную истину: они ничуть в себе не
уверены. Это я совершенно случайно обнаружил в
первый же вечер их пребывания в моей спальне. Я
записывал их расцветку, а жабы сидели у моих ног
на полу, и вид у них был такой, точно они
обдумывали свои биографии для записи в Книгу
Лордов. Мне надо было осмотреть повнимательней
нижнюю половину их тела, поэтому я нагнулся и
поднял одну из них двумя пальцами, я обхватил ее
за туловище под передними лапками так, что она
болталась в воздухе, и вид у нее при этом был
самый жалкий – в такой позе просто немыслимо
сохранить достоинство. Потрясенная подобным
обращением, жаба громко, негодующе закричала и
лягнула воздух толстыми задними лапками, но где
ей было от меня вырваться! И ей пришлось
болтаться в воздухе, пока я не закончил осмотра.
Но когда я наконец посадил ее на прежнее место
рядом с подругой, это была уже совсем другая жаба.
В ней не осталось и следа прежнего
аристократического высокомерия: на полу сидело
сломленное, покорное земноводное. Жаба вся
съежилась, большие глаза тревожно моргали, на
физиономии ясно выражались печаль и робость.
Казалось, она вот-вот заплачет.
Превращение это произошло так
внезапно, что можно было только изумляться, и, как
это ни смешно, я очень огорчился – ведь это я так
ее унизил! Чтобы хоть как-то сгладить
случившееся, я поднял вторую жабу, дал и ей
поболтаться в воздухе – и эта тоже сразу
утратила свою самоуверенность: едва я опустил ее
на пол, она тоже стала робкой и застенчивой. Так
они и сидели, приниженные, несчастные, и
выглядели до того забавно, что я бестактно
расхохотался.
(Если есть время, можно прочитать детям
продолжение рассказа о жабах, его можно найти в
конце гл. 1 повести «Гончие Бафута». Для словаря: надменный,
спесивый, язвительный, аристократический, Книга
Лордов.)
Какое впечатление производит внешность этих жаб?
Какими они кажутся?.. Попробуйте назвать детали,
создающие именно такое впечатление (неторопливая
походка, уголки глаз подняты, будто жаба глядит
на всех с презрением; широкий растянутый рот с
опущенными углами, будто жаба усмехается). А
есть ли здесь вполне нейтральные детали?..
Теперь обратите внимание: в нашем
первом тексте – про кота Бандита – связь
между внешностью и характером самая прямая:
какой характер, такая и внешность. Во втором
тексте она обратная: внешность свирепая, а
характер, напротив, трусливый. Но самый
интересный в этом смысле третий текст, потому
что, по мнению автора, у жаб-сухолисток внешность
не только обманчивая, но и намеренно обманчивая:
по характеру они робкие, неуверенные в себе и,
чтобы это скрыть, стараются выглядеть
надменными. Психолог сказал бы, что это их
«психологическая защита»: это как бы маска,
которую они носят, чтобы спрятать под ней свое
настоящее лицо.
Получается, что связь между внешностью и
характером может быть трех типов – попробуйте
сказать, какие это типы….
1) Прямая (какой есть, таким и выглядит).
2) Обратная (выглядит совсем не таким, какой в
действительности).
3) Внешность является маской, для того и нужной,
чтобы скрыть характер.
На этом заканчивается первое занятие
по теме. Если у вас есть хорошее, большое и
характерное изображение животного, можно
предложить классу описать его внешность, выделив
характерные детали.
На втором занятии класс слушает
рассказы о животных, приготовленные учениками
(такое задание нужно дать детям заранее, минимум
за две недели до этого урока). Рассказывать можно
о своем или о знакомом животном, можно
пользоваться фотографией или картиной, можно
пересказать фрагмент из прочитанной книги.
Каждый рассказ анализируется и оценивается
классом в соответствии с критериями:
1) Интересно ли было слушать?
2) Можно ли представить себе это животное?
3) Удачно ли подобраны детали для описания
внешности животного?
4) Понятно ли, какой у него характер и какая связь
между внешностью и характером?
5) Удалось ли найти удачные слова, выражения,
сравнения для описания внешности животного?
Критерии оценки дети должны знать
заранее (они даются вместе с заданием).
На третьем занятии происходит
анализ всей работы класса по теме; еще раз
отмечаются все удачи, находки, учитель стремится
к тому, чтобы дети осознали, как именно удается
добиться успеха в этой работе: сделать рассказ
ярким, интересным, описав внешность животного,
дать представление о его характере.
|