ПОДСПОРЬЕ
Н.И.КУРОПАТКИНА,
г. Самара
Предупреждение ошибок в написании
корней
5 - 6 классы
При изучении орфографии нередко
встречаются внешне сходные или близкие, но не
одинаковые явления, которые ученики не всегда
различают, смешивая их, а это неизбежно приводит
к ошибочным написаниям. Путем сопоставления
внешне сходных явлений мы помогаем ученикам
установить осознанные, правильные соотношения
между лингвистическими единицами, те самые
соотношения, систему которых и представляет наша
орфография. Ведь орфография и есть не что иное,
как «система соотношений одних написаний с
другими родственными и противоположными
написаниями» (Н.С. Рождественский). И
дифференцирующие написания – это не отдельные
случаи, а целая система написаний. Однако
проблема осмысления и отбора лингвистического
материала с точки зрения его дифференциации
остается пока нерешенной.
Преобладающими среди
дифференцирующих написаний, пронизывающих нашу
орфографию, являются случаи неразличения и
смешения между собой корней. Такие написания
могут быть освоены, если учитель организует их
изучение на основе сравнения.
С целью предупреждения ошибок,
связанных с написанием совпадающих в
произношении корней, которые различаются одной
корневой гласной и смешиваются учащимися в
результате неумения производить
лексико-семантический анализ слов, для
специального изучения следует выделить такие
корни: бычок, бачок и бочок, свела
и свила, увидеть и увядать, даю
и дою, домовой и дымовой, далекий
и долина, угадать и угодить, овевать
и овивать, приведение и привидение,
выжать и выжить, проживать и прожевать,
оземь и озимь, кленок и клинок,
расколоть и раскалить, покорить
и покарать, укротить и сократить,
коток и каток, выкопать и выкупать,
лавина и ловить, лепить и прилипать,
слезать и слизать, леса и лиса,
маховик и моховик, мелок и милок,
мечи и мячи, примерять и примирять,
умолять и умалять, нагой и ногой,
заплатить и сплотить, песцы и писцы,
выпеченный и выпяченный, запевать
и запивать, выполоть и выпалить,
отпороть и отпарить, выпытать и выпутать,
редеть и рядить, сама и сома,
иссекать и иссякать, осенить и подсинить,
посветить и посвятить, посидеть
и поседеть, своя и свая, настегать
и настигать, стачать и сточить, теснить
и тиснить, тенистый и тинистый,
потирал и потерял, отощать и оттащить,
хвостатый и хвастун, чистота и частота,
вышел и вышил, щетина и щиты,
щипать и отщепить.
Имея список корней, смешиваемых
учащимися при написании, учитель может
организовать целенаправленную работу по
предупреждению смешения корней, связанного с
формированием умения дифференцировать данные
языковые явления. Задания к этим упражнениям
нацеливают на выбор нужной морфемы. Приведем
некоторые примеры к упражнениям, которые помогут
ученикам разграничивать корни, совпадающие в
произношении.
1) свела или свила?
В нашем доме над балконом ласточка гнездо св_ла
И своим веселым писком всех жильцов с ума св_ла.
2) угадать или угодить?
У_ить хотел я маме. У_ать ее желанье.
3) -дал- или -дол-?
Высокие горы стоят на пути.
Но так нас манила _ина _екая,
Что горы и лес смогли мы пройти!
4) домовой или дымовой?
В _овой трубе на крыше
_овой стихи нам пишет.
5) выжали или выжили?
Тренеры из нас все соки вы_ли.
Удивляемся: как мы все вы_ли?
6) оземь или озимь?
Стукнулся зайчишка о_ – и стремглав помчался в о_.
7) накалить или наколоть?
На_оть дрова бы в срок – на_ить бы чугунок.
8) покарать или покорить?
По_ить чудо-юдо решило город непокорный.
По_ать его решил Иван проворный.
9) кленок или клинок?
Под окном растет _ок. Каждый листик – как _ок.
10) -сид- или -сед-?
Бабушка немного с внуком по_ела
И за это время чуть не по_ела.
|