ОЛИМПИАДА
Продолжение. См № 35/2003
«Русский медвежонок»-2002
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНКУРСА
6 - 7 классы
1. Крокодил — зеленый, но не круглый и,
наверное, не сладкий (надо спросить у тех, кто
пробовал крокодилятину). Огурец — зеленый,
обычно не сладкий (хотя бывает) и точно не
круглый. Апельсин — круглый, бывает сладким, но
не зеленый, а оранжевый. Хотя неспелые апельсины
могут быть зелеными, но речь идет о типичных
апельсинах, а кроме того, неспелые апельсины — не
сладкие. Перец бывает зеленым и сладким, но вряд
ли кому-то попадался круглый перец. Наконец,
арбуз ОБЫЧНО круглый, сладкий и зеленый (по
крайней мере снаружи). Ответ: (Г).
2. Решение первого школьника ошибочно,
потому что в слове простокваша два о и
два а, а в предложенном им варианте три о
и одно а; четвертый школьник подобрал
слова, в которых представлены лишь три гласных, а
не четыре, как в исходном слове. Остальные
школьники выполнили задание правильно.
Ответ: (В).
3. Существительное пальто
несклоняемое. Ответ: (Б).
4. В сочетании со словом поднос
слово круглый выступает в прямом значении,
обозначая форму предмета. С остальными словами круглый
сочетается в переносном значении ‘полный,
целый’. Ответ: (Д).
5. Треугольник, трезубец, треволнение
пишутся с е, трилистник и тридесятое
— с и. Ответ: (Д).
6. Окончание -о выделяется в
следующих восьми словах данного стихотворения: весло,
село, седло, тепло (существительные ср. рода,
ср.: веслу, селу, седлу, теплу); везло,
свисало, звало (глаголы в форме прошедшего
времени ср. рода, ср. везла, свисала, звала); сто
(числительное, ср. ста). Слова назло и весело
являются наречиями и не имеют окончаний, -о в
них — суффикс. Ответ: (В).
Правильный ответ выбрали лишь около
четверти участников. Из неправильных ответов
особенно часто встречались (А) и (Г). Ответ (А)
выбрали те школьники, которые, не задумываясь,
просто подсчитали, сколько слов оканчивается на -о.
Ответ (Г), вероятно, предпочли те, кто не увидел
окончания в числительном сто.
7. Сама собой — обстоятельство
образа действия (бредет как?) Ответ: (Д).
8. Первые четыре глагола совпадают по
написанию с существительными в форме
множественного числа им. или вин. падежа, но у
существительных ударение на первом слоге, а у
глаголов — на последнем (такие одинаково
пишущиеся, но по-разному произносящиеся слова
называются омографами). Два последних глагола
совпадают с существительными в форме ед. числа и
по написанию, и по произношению (такие слова
называются омоформами). Ответ: (В).
Задача оказалась неожиданно сложной:
верный ответ дали меньше 40% участников. Видимо,
были проблемы как с верной постановкой ударения,
так и с внимательностью при подсчете числа
вариантов (последнее, кстати, повлияло и на
результаты по задаче 2).
9. Во всех трех приведенных парах в
русских словах представлено полногласное
сочетание -оро-, которому в польском
соответствует -ro-. Никаких других различий
(разумеется, за исключением того, что в Польше
пользуются латиницей) между русскими и польскими
словами нет. Таким образом, sroka — сорока.
Ответ: (Б).
10. Расшифруем ребусы: (А) (б)ант (ш)ило
па(р); (Б) ша(р) (бо)кал; (В) за Я Ц; (Г)
(но)жи Р аф; (Д) (к)ол (п)ень.
Получилось: антилопа, шакал, заяц, жираф, олень.
Конечно, жираф выше всех. Ответ: (Г).
11. Русская пословица звучит так: Семь
бед — один ответ. Ответ: (Б).
12. Все слова, кроме слова директор,
сложные. Ответ: (А).
13. Существительное Сочи не
склоняется, и входит в корень слова. В
остальных существительных -и является
окончанием. Ответ: (Б).
14. В глаголе сортировать ударение
падает на последний слог, а у прочих глаголов —
на третий с конца. Ответ: (В).
15. Первый грех — лень; слова лентяй,
бездельник и лодырь — синонимы,
обозначающие человека, который ленится, ничего
не делает. Второй грех — жизнь за счет чужого
труда; для обозначения человека, живущего на
чужой счет, годятся слова тунеядец и дармоед.
Третий грех — пустая болтовня; человек, ведущий
пустые, бесплодные разговоры, — пустомеля.
Наконец, четвертый грех — неаккуратность,
неопрятность; это свойство присуще неряхе. Таким
образом, мачеха обвинила пасынка в четырех
грехах. Ответ: (Б).
Правильный ответ выбрали 35%
участников. Столько же участников считают, что
грехов 3, а не 4 (ответ А), видимо, объединяя лень и
жизнь на чужой счет. Действительно, эти свойства
обычно тесно связаны, но все-таки не идентичны.
Можно тратить все свои силы и энергию на дело, не
приносящее дохода. Мачеха, например, могла бы
назвать дармоедом пасынка-школьника, который
прилежно занимается, но пока не зарабатывает сам.
Однако вряд ли его можно назвать лентяем. Можно,
напротив, представить себе случай, когда человек
каким-то способом заработал большую сумму денег
и теперь бездельничает, однако живет на свой
счет.
16. У существительного сани род
определить нельзя, так как оно не употребляется в
единственном числе. Во множественном же числе
существительные всех трех родов с мягкой основой
могут иметь одинаковые окончания, ср. склонение
слов ясени (м.р.), тени (ж.р.), колени (ср.
р.). Ответ: (Д).
17. Правилен вариант (В): Списывать
здесь не у кого, да и незачем.
Правильный ответ выбрали 2/5
участников. К сожалению, столько же школьников не
видят разницы между правописанием
неопределенных местоимений (не у кого) и
наречий (незачем) и выбирают варианты (А) или
(Б). Отрадно, что с возрастом уровень грамотности
возрастает: семиклассники справились с задачей
лучше шестиклассников.
18. Все использованные в
предложениях глаголы, кроме оплатить, могут
управлять винительным падежом с предлогом за
(уплатить, заплатить, недоплатить, переплатить
за что-либо). Оплатить же управляет
винительным падежом без предлога (оплатить
что-либо). Ответ: (В).
Интересно, что самым
распространенным оказался ответ (Г): Издательство
недоплатило мне за перевод сто долларов. По
всей видимости, участники не вполне понимают
разницу между грамматической и орфографической
ошибкой и видят здесь ошибку в написании слова недоплатило,
считая, что не надо написать отдельно. Однако
в данном слове нет отрицательной частицы не,
а есть приставка недо-, указывающая на
неполноту, недостаточность действия.
19. Каждое из перечисленных слов, за
исключением слова кино, состоит из корня и
окончания -о. Слово кино относится к
несклоняемым существительным, а значит, конечное
-о в нем не является окончанием, а входит в
состав корня. Ответ: (Б).
Самым популярным оказался ответ (А): клеймо.
Возможно, те, кто выбрал его, сочли это слово
однокоренным со словом клей и выделили
суффикс -м-. Но между словами клеймо и клей
нет смысловой связи: клейма не наклеивали, а
выжигали, выдавливали, чеканили.
20. Буквальное значение слова виновник
— ‘человек, по вине которого что-либо
произошло’. Поэтому вполне естественно, что это
слово обычно сочетается с обозначениями плохих,
неприятных событий. Этому правилу не
соответствует парадоксальное по своей сути
выражение виновник торжества. Ответ: (Д).
21. Корень -вод- в данных словах
представлен в пяти фонетических вариантах: подвода
[вод], перевод [вот], переводной [вад],
проводит [вод’], заводить [вaд’]. Ответ:
(Д).
Правильный ответ оказался самым
редким. Около трети участников выбрали ответ (Б)
— 2 варианта, а четверть — ответ (В) — 3 варианта.
Видимо, первые обратили внимание только на одну
из двух возможных вариаций: либо [д] — [т], либо [о]
— [а], а вторые заметили обе эти вариации, но не
учли различия твердых и мягких согласных.
Катастрофически низкий процент правильных
ответов в этой задаче уже не удивляет
организаторов соревнования, хотя необходимые
знания по фонетике должны быть получены в
рамках школьной программы.
22. Предок Пономарева служил в церкви
пономарем; предок Сыромятникова разминал сырую
(недубленую) кожу, шкуры; предок Скорнякова,
скорняк, тоже работал со шкурами, но уже
выделанными — шил тулупы; предок Гончарова был
гончаром, лепил горшки; предок Плотникова был
плотником, рубил избы. Ответ: (В).
23. Слово степной — имя
прилагательное, стеной и герой — имена
существительные, второй — имя числительное.
Это склоняемые части речи, в данных формах
выделяются окончания, которые заменяются на
какие-нибудь другие окончания в других формах. В
формах степной, стеной и второй —
окончание -ой, ср.: степной — степная, стеной
— стена, второй — вторая. В форме герой —
нулевое окончание (конечный звук основы — [j], в
формах косвенных падежей этот звук «спрятан» в
гласных буквах я, ю и т.д.). А вот в слове долой
окончания нет, так как это слово является
наречием (неизменяемой частью речи). Ответ: (Г).
24. Антонимом для слова одеть
является раздеть. Снять является
антонимом к надеть, соответственно, надеть
— к снять, одеться — к раздеться, а обуть —
к разуть. Ответ: (В).
Правильный ответ дала половина
участников. Более трети участников, как и
прогнозировалось, дали ответ (А): снять. Дело в
том, что многие дети (да и взрослые) путают
паронимы одеть и надеть.
25. Древнему русскому имени Малой в
точности соответствует по значению имя Павел.
К этому решению можно прийти методом исключения: Максим
— ‘наибольший’ (ср. максимум, максимальный), Валерий —
‘здоровый’ (ср. валерьяна, валидол, валокордин
и т.п.), Константин — ‘постоянный’ (ср. константа),
Виктор — ‘победитель’ (ср. виктория,
викторина). Ответ: (А).
Правильный ответ дала примерно треть
участников. Поразительно, что наиболее
распространенным оказался вариант (Б): Максим.
Неужели трое из десяти шести- и семиклассников не
знают значений слов максимальный, максимум,
макси-юбка, наконец? Наверное, все-таки знают,
но пассивно, так, что на практике руководствуются
не этим знанием, а другими, совершенно случайными
соображениями. Так, популярность ответа (Б),
видимо, связана с совпадением первых слогов
этого имени и древнего русского имени Малой.
26. Все приведенные слова входят в
устойчивые словосочетания в творительном
падеже: (быть) под рукой, (быть известным) под
именем, (быть) под боком, (быть) под мухой, (быть)
под каблуком, (сидеть) под замком. Ответ: (Г).
27. Слова льдинка, бусинка, соломинка
и изюминка образованы с помощью суффикса -к-
от слов льдина, бусина, соломина и изюмина
соответственно. Слово пылинка образовано с
помощью суффикса -инк-. Ответ: (Б).
Правильный ответ оказался наименее
распространенным. А 2/5 участников выбрали ответ
(А): льдинка. Видимо, этот выбор связан с тем,
что при образовании этого слова происходит
чередование в корне: лед-/льд-. Однако когда
вопрос ставится о том, как образовано слово,
имеются в виду способ словообразования и
словообразовательные средства, а не возможные
чередования звуков.
28. Все слова, кроме слова яблоко,
имеют по два значения: ‘растение’ и ‘плод этого
растения’. Яблоко имеет только значение
плода, для дерева используется другое слово — яблоня.
Ответ: (А).
29. Слово колоземица ныне забыто,
однако мы видим, что это слово сложное, и можем
найти его корни в других, не устаревших словах.
Второй корень явно тот же, что в словах земля, земной
и т.п. Определение его значения вряд ли вызвало
трудности у участников соревнования. А вот что
значит первая часть коло-? Тот же
исторический корень мы находим в словах около,
окольный, околица, кольцо, колесо. Общей частью
значения этих слов является идея круга.
Действительно, коло по-древнерусски —
‘круг’ (см. на эту тему задачу № 21 для 7–8-х
классов «Русского медвежонка»-2000). Тогда колоземица
— это что-то, окружающее Землю. Из предложенных
вариантов ответов годится атмосфера —
‘воздушная оболочка, окружающая Землю’. Ответ:
(В).
Правильный ответ дали менее пятой
части участников. Более популярными ответами
оказались: (Г) вьюга (40% участников) и (Д) катакомба
(20%). Катакомбы действительно связаны с землей, но
они под землей, а не вокруг нее. Что
касается ответа (Г), видимо, школьников смутило
слово поземка ‘метель без снегопада,
поднимающая снег с земли’. Значения слов вьюга
и поземка имеют существенное пересечение. Но
поземка (в отличие от колоземицы) идет по
земле, а не вокруг нее.
30. Напомним, как выглядит современный
русский алфавит: а, б, в, г, д, е, Ё, ж, з, и, й, к, л, м, н,
о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я. Чтобы
убедиться в ошибочности утверждений (А) и (Г),
достаточно «досчитать» до буквы Ж: звук,
обозначаемый следующей за ней буквой З, не
является ни шипящим, ни только твердым.
Утверждение (В) неверно хотя бы потому, что глухой
согласный К предшествует звонким непарным Л, М, Н
и Р. Рассмотрим утверждение (Б). Можно видеть, что
все звонкие парные согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З —
идут почти подряд и действительно предшествуют
всем глухим — как парным, так и непарным (К, П, С, Т,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ). Ответ: (Б).
Более трети участников выбрали ответ
(Д). По-видимому, сама мысль о том, что размещение
букв в русском алфавите может подчиняться
каким-либо закономерностям, показалась им
совершенно невероятной.
8 - 9 классы
1. Предназначенный для питья
цилиндрический сосуд с ручкой называется
кружкой. Остальные ответы не подходят. У стакана
нет ручки. Чашка не цилиндрическая — она
сужается книзу. Из ведра и ковша, конечно, при
желании можно напиться, но обычные их
предназначения иные: ведро — для переноски и
хранения жидкости, ковш — для ее зачерпывания. А
времена, когда ковши повседневно использовались
и для питья, давно прошли. Ответ: (Д).
2. В русском литературном языке форма
множественного числа существительного курица
образуется с выпадением суффикса -иц- — куры,
ср. устойчивые словосочетания курам на смех,
денег куры не клюют. У остальных приведенных
существительных множественное число образуется
стандартным способом, т.е. заменой окончания -а
на окончание -ы: гусеница — гусеницы,
синица — синицы, улица — улицы, столица —
столицы. Ответ: (Б).
К сожалению, это осознали менее
половины участников. Остальные более или менее
равномерно распределились по неверным вариантам
ответа. Многие из них, видимо, просто не знают, как
правильно образовать множественное число от
слова курица, а остальные в принципе знают, но
на практике вместо куры все равно говорят курицы.
3. Как известно, ржаветь могут железные
предметы. Из всех данных вариантов лишь стремя
обозначает такой предмет (стремя — это
железная дужка, которая подвешивается к седлу
для упора ног всадника). Подтверждением
правильности этого ответа служит и то, что стремя
рифмуется со словом племя в приведенном
отрывке. Ответ: (Б).
4. В первых четырех словах представлено
супплетивное словообразование, т.е. в названиях
детенышей представлен не тот корень, что в
названиях их родителей: баран — овца — ягненок,
бык — корова — теленок, кабан — свинья —
поросенок, петух — курица — цыпленок. В
последнем названии — тот же корень, что и в
названиях взрослых животных: гусь — гусыня —
гусенок. Ответ: (Д).
5. См. решение задачи 15 для 6–7-х классов.
6. Дуэль предполагает двоих участников.
В этом существенное отличие в значении этого
слова от остальных приведенных слов. Ответ: (В).
Около трети участников выбрали ответ
(Д): баталия, видимо, потому, что это слово
устаревшее. Однако значение этого слова такое же,
как у слов бой, битва и сражение.
7. В парах (А), (Б), (В) и (Д) первое слово
является современным, а второе — устаревшим. В
паре (Г) разница между членами пары другая: второе
слово является не устаревшим, а просторечным.
Ответ: (Г).
8. Слова прислушаться, принюхаться,
присмотреться и приглядеться образованы
одинаково — добавлением приставки при- и
постфикса -ся к основе глагола (слушать,
нюхать, смотреть и глядеть соответственно).
В слове же пресытиться — приставка пре-,
имеющая значение ‘очень, сверх нормы’. Ответ: (В).
9. Расшифруем ребусы: (А) (м)ак в А Р
ель; (Б) на Т Ю р(а)м(а) о р т; (В) пе(ро)
Й за Ж; (Г) по Р Т ре Т; (Д) по Л О в И К.
Получилось: акварель, натюрморт, пейзаж,
портрет, половик. Очевидно, что на стене в
картинной галерее мы можем увидеть все
перечисленное, кроме половика. Ответ: (Д).
10. Русскому ч соответствует
сербское ц, сочетанию -ер- между
согласными — -р-, буква ь в
сербском не употребляется. Таким образом,
русскому червь соответствует сербское црв.
Ответ: (Г).
11. Эскапада — это экстравагантная
выходка. Эспада — участник испанской
корриды, который наносит быку смертельный удар
(по-другому его еще называют матадором). Эспланада
— это площадь перед большим зданием или широкая
улица с аллеями посередине. Эспадрон —
учебное оружие для фехтования вроде сабли. А
мост, по которому одна дорога проходит над
другой, называется эстакада. Ответ: (Г).
12. По-латыни Марина — ‘морская’.
Любители поэзии знают стихи Марины Цветаевой, в
которых обыгрывается значение ее имени; в
живописи часто используется слово маринист –
‘художник, изображающий морские воды’.
Подсказкой может быть также слово субмарина.
Ответ: (Б).
13. Двойные согласные содержат слова артиллерия
и интеллект. Ответ: (А).
14. Управляющие свойства перечисленных
слов таковы:
вера — в + в.п. (в о ч т о?);
уверенность — в + п.п. (в ч е м?);
стремление — к + д.п. (к ч е м у?);
надежда — на + в.п. (н а ч т о?);
желание — р.п. (ч е г о?).
Предложным падежом, следовательно,
управляет слово уверенность. Ответ: (Б).
15. Во второй, третьей и пятой парах
произношение слов одинаково. В шестой паре
произношение второго слова отличается от
первого не только смягчением первого согласного,
но и наличием звука [j]. А вот в первой и четвертой
парах произношение второго слова отличается от
произношения первого лишь смягчением одного из
согласных ([н] — [н’] в первой паре и [т] — [т’] — в
четвертой). Ответ: (А).
16. Определить точное значение корня прост-
в большинстве приведенных слов отнюдь не легко.
Но можно видеть, что в четырех случаях из пяти он
передает идею чего-то безыскусного,
свойственного обычным, «простым» людям. И только
в слове простоволосый значение этого корня
совершенно иное: простоволосый — ‘с
непокрытой головой, т.е. с волосами, не
спрятанными под головным убором’. Других слов, в
которых корень прост- имел бы такое значение,
в современном русском языке нет. Ответ: (Г).
17. В глаголе встроить выделяется
приставка в-, в остальных — приставка вз-/вс-.
Ответ: (А).
Большая часть участников выбрала
правильный ответ. Однако, как и прогнозировалось,
многие (более трети участников) выбрали
ошибочный ответ (Г): взлететь, так как в этом
слове представлен не тот вариант приставки, что в
словах встряхнуть, вскормить и вспорхнуть.
Эта задача — на различение приставок и вариантов
приставок.
18. Глагол достичь, несмотря на
приставку до-, управляет родительным падежом
без предлога, поэтому сказать Мы достигли до
берега — ошибка; правильно — Мы достигли
берега. Ответ: (В).
19. Слова город и комнат —
существительные, добр — прилагательное, пять
— числительное. Это изменяемые части речи, в
данных формах представлены нулевые окончания,
которые входят в ряд других окончаний, напр., город
— города, городу и т.д.; комнат — комната,
комнаты и т.п.; добр — добра, добры; пять —
пяти, пятью. Вдвоем — наречие, неизменяемая
часть речи; следовательно, у этого слова нет
окончания. Ответ: (А).
20. В каждой паре представлены слова
одной части речи, однокоренные, различающиеся
значением, похожие, но разные по форме. Такие
слова называются паронимами. Этот термин
известен не всем школьникам, но прийти к
правильному ответу можно и не зная его, методом
исключения. Знание остальных терминов
обязательно для школьника, а перечисленные пары
слов не могут быть обозначены этими терминами.
Ответ: (Д).
21. Окончание -а после суффикса -ищ-
имеют в именительном падеже единственного числа
только существительные женского рода; в нашем
списке это бородища, лапища, ручища и силища.
Ответ: (В).
22. Под стол пешком ходит говорят,
когда хотят обозначить чей-то возраст как совсем
юный; в три обхвата не возьмешь — значит
очень толстый; мелкой сошкой называют
человека, занимающего незначительную должность,
лишенного права принимать решения; верста
коломенская — это кто-то очень высокий
(следовательно, это выражение антонимично
исходному метр с кепкой). А вот от земли не
видно, как и метр с кепкой, служит для
обозначения человека маленького роста. Остается
добавить, что все эти выражения содержат
неуважительную, даже презрительную оценку того,
к кому относятся, а значит, употреблять их — не
очень-то вежливо. Ответ: (В).
Около половины участников выбрали
ответ (А): под стол пешком ходит, видимо, не
понимая, что в этом устойчивом выражении речь
идет о возрасте, а не о росте.
23. Звук [ч’] не встречается в
приведенных словах, звук [ш–’] встречается
трижды: в словах мужчина, женщина и счет,
звук [ж] — один раз, в слове женщина. Ответ: (А).
24. Слово горный образовано от слова
гора, слово сочный — от слова сок (при
этом к заменяется на ч, но, как
показывает приведенная в условии пара дорога —
дорожный, в чередовании согласных перед
суффиксом -н(ый) нет ничего необычного), слово темный
— от слова тьма (пример корабль —
корабельный позволяет заключить, что
прилагательное на -н(ый) может отличаться от
исходного существительного наличием беглой
гласной). Слово годный ‘подходящий’
соотносится по смыслу не с существительным год,
а с глаголом годиться (годный — ‘тот,
который годится для чего-либо’), а
прилагательное скверный ‘плохой’ является
непроизводным и, разумеется, не имеет ничего
общего со словом сквер. Ответ: (Б).
25. По правилам орфографии бок о бок
пишется без дефисов, в три слова, а мало-помалу
— с одним дефисом. В остальных словах нет ошибок.
Ответ: (Б).
26. Существительное четвероклассник образовано
от основы собирательного числительного четверо,
в то время как остальные слова — от основ
порядковых числительных. Ответ: (Д).
Правильно ответили менее четверти
участников, а больше половины решателей угодили
в ловушку, выбрав ответ (Г): третьеклассник. В
этом слове другая соединительная гласная, а
образовано оно так же, как первоклассник и второклассник.
27. Слова колода (кусок дерева) и колода
(карт), а также косяк (двери) и косяк (птиц)
склоняются совершенно одинаково. Между словами ласка
(зверек) и ласка (нежность) имеются
следующие различия: во-первых, в родительном
падеже множественного числа у первого из них
появляется беглая гласная (пушистых ласок), а
у второго — нет (материнских ласк); во-вторых,
первое из них является одушевленным, а второе —
нет, поэтому форма винительного падежа
множественного числа у них образуется по-разному
(вижу пушистых ласок, но вижу материнские
ласки). Множественное число от слова кол
(заостренная палка) — колья, а от слова кол
(оценка) — колы. Ответ: (Б).
28. Утверждение (А) неверно: в русском
языке возможно и буквосочетание ей (землей),
и буквосочетание ье (льет), и
буквосочетание ъе (подъем).
Утверждение (Б), разумеется, также ошибочно; чтобы
убедиться в этом, достаточно вспомнить, например,
слова ежик и йогурт. Кстати, последнее
(наряду со словами типа бульон) может служить
и опровержением утверждения (Г). В то же время
утверждение (В) совершенно верно: буквосочетания йй,
ее, ьь и ъъ в русском языке
действительно не встречаются. Ответ: (В).
29. Чтобы решить задачу, необходимо
найти такой признак, которым обладали бы все (или
практически все) русские существительные, от
которых образуются прилагательные на -ин(ый),
кроме слова тополь. Можно убедиться, что принадлежность
к женскому роду (вариант (А) таким признаком не
является: среди прилагательных на -ин(ый)
много образованных от существительных мужского
рода (осел — ослиный, сокол — соколиный и
т.д.). Не является таким признаком и односложность
(вариант (Б): двусложных и многосложных
существительных, от которых образуются
прилагательные на -ин(ый), сколько угодно (комар
— комариный, лошадь — лошадиный, воробей —
воробьиный и т.д.). Еще менее приемлемы варианты
(В) и (Д): слов, оканчивающихся на два согласных
звука, среди искомых существительных совсем
мало (журавль — журавлиный, тигр — тигриный),
а несклоняемых почти нет (можно вспомнить
разве что кенгуру, да и то прилагательное кенгуриный
признается не всеми словарями). Остается вариант
(Г): как легко убедиться, проанализировав
приведенные примеры (или придумав свои),
практически все слова, от которых образуются
прилагательные с суффиксом -ин(ый), являются
названиями животных. А тополь, как известно, —
дерево. Ответ: (Г).
30. Стряпчими в царской России называли
судейских чиновников. Таким образом, правильный
ответ: (В).
Верно ответили лишь около четверти
участников, а больше половины, как и
прогнозировалось, выбрали ответ (А).
10 - 11 классы
1. Из букв Ф, О, Р, Т можно получить три
слова: форт, торф и фтор. Ответ: (В).
2. В слове субординация выделяется
приставка латинского происхождения суб-, а в
слове супермен — супер-. В слове сушки
видим корень суш-, чередующийся с сух-: сушить,
сухой. В сложном слове сумасшествие
находим приставку с- и корень -ум-. А вот в
слове сумерки можно усмотреть приставку су-,
ср. меркнуть, смеркаться. Ответ: (В).
3. Расшифруем ребусы: (А) мос(т) К в
А;
(Б) па р иж; (В) ми н-с-к;
(Г) в Е Н г р и я; (Д) в А Р ша(р) (д)ва.
Получилось: Москва, Париж, Минск,
Венгрия, Варшава. Венгрия — лишнее по
смыслу слово: это – название страны, а все
остальные слова — названия столиц. Ответ: (Г).
4. Грузинская приставка mo-
соответствует русской приставке при-, а
приставка mi- — приставке у-. 3-е л. ед. ч.
образуется с помощью суффикса -s, а 3-е л.
мн. ч. — с помощью суффикса -an. 2-е л.
образуется с помощью суффикса -xar, а 1-е л. — с
помощью суффикса -var и приставки -v-,
вставляемой между корнем и приставкой,
указывающей на направление движения. Мн. ч. у 1-го
и 2-го л. образуется с помощью суффикса -t,
помещаемого в самый конец слова. Ответ: (Б).
5. Сына королевы Великобритании
Чарльза можно назвать принцем крови. Ответ: (А).
6. Попробуем подобрать однокоренные
слова: партия — партийный, партиец; армия —
армейский, красноармеец; милиция — милиционер,
милицейский; линия — линейный, линейка; оружие —
оружейный, оружейник. Как видно, для всех слов,
кроме слова партия, можно найти такие
производные слова, в которых гласный и
основы меняется на е. Ответ: (А).
7. Устойчивыми словосочетаниями морской
еж, морская корова, морской лев и морской слон
называют обитателей моря, которые лишь чем-то
похожи на ежа, корову, льва и слона
соответственно. Значения исходных слов в
соединении со словом морской (морская) в
этих случаях метафоризируются. Морская же черепаха
не похожа на черепаху, а является
разновидностью этого животного, обитающей в
море. Метафоризации значения исходного слова при
его соединении со словом морская в данном
случае не происходит. Ответ: (Д).
8. В первых трех парах и в последней
первое слово — исконно русское, второе —
заимствованное, в случае (Г) оба слова — исконно
русские. Ответ: (Г).
9. В приведенной фразе допущена смысловая
ошибка. Если считать фразу правильной, то
получается, что в воде отражалось, как корова
доила доярку. Ответ: (Д).
Автор этой (взятой из реальной
школьной практики) фразы, очевидно, имел в виду,
что в воде все отражалось зеркально, «вверх
ногами». Но он не учел неизбежно возникающей у
читателя смысловой связи между частями сложного
предложения.
10. Все данные существительные
оканчиваются на -у, однако стоят в разных
падежах: по саду и по рублю —
существительные мужского рода 2-го склонения в
форме дательного падежа, о доску и за
штуку — существительные женского рода
1-го склонения в форме винительного падежа.
Оставшиеся три существительных употреблены в
форме предложного падежа. Кенгуру —
несклоняемое существительное, -у здесь не
окончание, а конец основы, предложный падеж
определяется по глаголу, с которым употреблено
существительное (рассказывать о чем?), и
предлогу о. Формы в лесу и в углу
отвечают на вопросы где? в чем? и также
являются формами предложного падежа.
Особенность слов лес и угол в том, что они
имеют две формы предложного падежа: одну
стандартную с окончанием -е (о чем? — о
лесе, об угле) и вторую со значением места с
окончанием -у, эта форма сочетается с
предлогами в и на (в лесу, в углу,
на углу). Такой особенностью обладает довольно
много существительных мужского рода второго
склонения: мост, порт, пруд, ряд, сад, шкаф и
т. д.
Итак, три существительных из данных стоят в форме
предложного падежа. Ответ: (Д).
11. Петя должен прийти в школу не
позже пол-одиннадцатого. Ответ: (А).
12. Звуки первой пары схожи по месту
образования (являются губно-губными), но имеют
следующие различия: первый звук — сонорный
носовой, а второй — шумный глухой; первый —
твердый, а второй — мягкий. Первый звук второй
пары отличается от первого звука первой пары
местом образования (является переднеязычным
зубным), но другие признаки — те же (сонорный
носовой твердый). Следовательно, искомый звук
должен быть переднеязычным зубным по месту
образования, шумным глухим мягким. Это звук [т’].
Поскольку варианты ответов даны,
выбрать из них правильный можно и без глубоких
фонетических знаний. Первый звук в каждой паре
звонкий твердый, второй звук в первой паре —
глухой мягкий, значит, и во второй паре второй
звук должен быть глухим мягким. Единственный
подходящий ответ: (А).
Больше половины участников выбрали
правильный ответ. Однако весьма популярным
оказался и ответ (Б): [б’]. Это, пожалуй,
свидетельствует о стандартности мышления: в
школе привыкли говорить о парности по звонкости,
вот и выбираем [б’] — парный звонкий к [п’]. Но
ведь данная пропорция построена не по этому
признаку.
13. Петербург — по-немецки (ср. такие
названия немецких городов, как Гамбург, Фрайбург
и т.д.), Петрополь — по-гречески (названия
таких южнорусских и южноукраинских городов, как Ставрополь,
Мелитополь, Симферополь, Севастополь и
т.д. — греческого происхождения; от греческого полис
‘город’ образовано, например, слово политика).
Таким образом, остается понять,
церковно-славянским или русским является
вариант Петроград. Хотя названия с корнем -град
(Зеленоград, Калининград, Волгоград и
т. д.) давно стали для нас привычными,
неполногласное сочетание -ра- в этом корне,
соответствующее исконно русскому -оро- в
слове город, указывает на его
церковно-славянское происхождение. Собственно
русское название города на Неве должно было бы
выглядеть как Петрогород или даже Петергород
(ср. Ивангород без соединительной гласной).
Ответ: (В).
Лишь треть участников дала
правильный ответ; около половины попались в
расставленную ловушку и выбрали вариант (Б).
Очевидно, эти школьники либо вовсе не знают о
полногласных и неполногласных вариантах корней,
либо, как это часто бывает, не могут применить
свои знания на практике.
14. В русском языке нет слов, которые
склонялись бы так же, как слово дитя, поэтому
формы его косвенных падежей (род., дат., пр. пад. дитяти,
вин. пад. дитя, твор. пад. дитятей)
приходится просто запоминать. Неудивительно, что
большинством говорящих и пишущих на русском
языке формы дитяти и дитятей избегаются.
Ответ: (А).
Лишь пятая часть школьников (десяти- и
одиннадцатиклассников!) дала верный ответ. Около
трети выбрали просторечный вариант (Г) (дитем),
а более 40% «отказались от диагноза», решив, что
слово дитя не склоняется (вариант (Д).
15. Слово свадьба образовано от
глагола сватать и изначально писалось с
буквой т. Ответ: (Д).
16. Через ы пишутся слова пернатый
и провожатый. Остальные четыре — это так
называемые слова на -атай (суффикс -атай,
кроме слов глашатай, завсегдатай, соглядатай
и ходатай, может нам встретиться только в их
производных). Ответ: (Б).
17. Лишний в компании музыкантов —
роялист. Роялист — это сторонник королевской
власти, монархист. А музыкант, играющий на рояле и
пианино (общее название — фортепиано),
называется пианистом. Итак, правильный ответ: (Б).
К сожалению, роялиста сочла
музыкантом половина десяти- и
одиннадцатиклассников. А еще четверть, выбравшая
ответ альтист, не знает, что альтом
называется не только голос, но и музыкальный
инструмент.
18. Предлог в преддверии,
употребляющийся с родительным падежом
существительного, означает ‘непосредственно
перед чем-то, накануне чего-то’ и восходит к
существительному преддверие, имеющему
прямое значение ‘место перед входом, перед
дверями’ и переносное — ‘время,
непосредственно предшествующее чему-либо’. Зная
значение и происхождение этого слова, нетрудно
выбрать правильный вариант написания: в
преддверии. Ответ: (В).
19. Глаголы различаются видом лишь в
одной из приведенных пар: бросить (сов. в.) — бросать
(несов. в.). В остальных парах все глаголы
несовершенного вида, это глаголы движения,
основное различие между глаголами одной пары
сводится к тому, что первый глагол пары
обозначает однонаправленное движение, а второй
— разнонаправленное. Ответ: (А).
20. Четыре слова из данных: портупея,
портфель, портмоне и портсигар — имеют
французское происхождение. Все эти слова во
французском языке сложные с общей первой частью,
восходящей к глаголу porter ‘носить’: портупея
предназначена для ношения оружия, портфель — для
ношения деловых бумаг и книг, портмоне — для
ношения денег, а портсигар — для ношения сигар
(или сигарет). В слове же портвейн идея
«ношения» отсутствует. Это слово, означающее
сорт виноградного вина, происходит от названия
португальского города Порту, а в русский язык
попало из немецкого.
21. Четыре из пяти приведенных
выражений построены по одному и тому же принципу:
начало одной пословицы соединяется с концом
другой; отсутствие ясной логической связи между
частями порождает комический эффект:
Не плюй в колодец: вылетит — не
поймаешь = Не плюй в колодец: (пригодится воды
напиться) + (Слово — не воробей:) вылетит — не
поймаешь.
На чужой каравай не садись = На чужой каравай (рот
не разевай) + (Не в свои сани) не садись.
В огороде бузина, а дома лучше = В огороде бузина,
(а в Киеве дядька) + (В гостях хорошо,) а дома лучше.
Любишь кататься — дальше будешь = Любишь
кататься — (люби и саночки возить) + (Тише едешь —)
дальше будешь.
Выражение Стреляный воробей с луны
свалился образовано иначе: оно представляет
собой простое соединение двух фразеологизмов — стреляный
воробей (об опытном, много повидавшем человеке)
и с луны свалился (о человеке, обнаруживающем
полное непонимание происходящего вокруг).
Ответ: (Г).
В лингвистике образование новой
языковой единицы (слова, выражения,
синтаксической конструкции и т.п.) путем
«скрещивания» двух других единиц называется контаминацией.
Это явление характерно в большей степени для
просторечия (ср. «мне глубоко плевать» из «мне
плевать» и «мне глубоко безразлично»), но
аналогичные примеры встречаются и в
литературном языке (ср. «в недалеком прошлом» из
«в недалеком будущем» и «в недавнем прошлом»).
22. Согласно орфоэпической норме во
всех приведенных словах ударение падает на
последний слог. Ответ: (Д).
Умение правильно поставить ударение
в слове — одна из сложнейших проблем в русском
языке. Об этом убедительно свидетельствуют
результаты решения данной задачи: все участники
более или менее равномерно распределились между
ответами (А), (Б), (В) и (Д).
23. Прямое дополнение употребляется при
переходном глаголе. Как правило, такое
дополнение стоит в форме винительного падежа без
предлога. Классический случай прямого
дополнения представлен в задаче в примере (4): Я
с интересом прочитал эту книгу. В двух случаях
винительный падеж прямого дополнения может
заменяться на родительный (дополнение при этом
остается прямым!): а) если глагол употреблен в
отрицательной форме, как в примере (2): Ничто
не нарушало тишины (ср. Это нарушало тишину);
б) при обозначении части вещества, как в примере
(3): Налейте мне еще чаю (ср. Налей в чашку
весь чай — здесь речь идет не о части, а обо
всем имеющемся веществе, поэтому употреблен
винительный падеж). Таким образом, примеры
(2) – (4) содержат прямые дополнения. В
примере (1) есть существительное в винительном
падеже — (одну) минуту. Однако оно является не
дополнением, а обстоятельством времени и,
соответственно, отвечает не на вопрос прямого
дополнения что?, а на вопрос обстоятельства
времени как долго? сколько времени?. Ответ: (Д).
Более четверти участников дали
правильный ответ. Большинство же школьников, к
сожалению, не понимают сути выделения в особый
тип прямого дополнения и принимают чисто
поверхностное решение: «винительный падеж —
значит, прямое дополнение, нет винительного —
нет и прямого дополнения». Суть же состоит в том,
что прямое дополнение возможно лишь при
переходных глаголах, способных образовывать
пассивную конструкцию. В пассиве же бывшее
прямое дополнение становится подлежащим. Ср. Ученые
исследуют проблему (прямое
дополнение) — Учеными исследуется проблема
(подлежащее). Похоже, школьники об этой
конструкции больше узнают на уроках иностранных
языков, чем на уроках русского языка, и никак не
соотносят полученную информацию с фактами
родного языка.
24. Устаревшее слово десница имеет
значение ‘правая рука’. Ответ: (Г).
25. Диалектное слово брезг означает
‘рассвет’. Об этом можно догадаться, вспомнив
слова литературного языка брезжить, забрезжить.
Ответ: (А).
Половина участников выбрала
правильный ответ, а около трети считают, что
брезг — это ворчание. Видимо, они опирались на
слово брюзжать ‘надоедливо ворчать’, но в
нем пишется гласный ю, а чередование е/ю
в русском языке не отмечено. Есть еще слово брезгать
(вариант: брезговать), но его значение весьма
далеко от всех предложенных в ответах вариантов.
26. В данных однокоренных словах
корень представлен в четырех орфографических
вариантах: здоров-, здоровл-, здоравл-, здрав-.
Чередование -в-/-вл- довольно распространено в
русском языке, напр., ловить — ловля,
новый — обновление, заявить — заявление и т.п.
При образовании глаголов несовершенного вида с
помощью суффиксов -ыва-/-ива- о часто
заменяется на а: выздороветь —
выздоравливать, настоять — настаивать,
выпросить — выпрашивать и т.п. Чередование -оро-/-ра
(полногласие/неполногласие) отражает наличие
исконно русских вариантов и старославянизмов.
Ответ: (Г).
Лишь 10% участников насчитали нужное
количество вариантов корня. Большинство же явно
не знает о чередовании -в-/-вл- и считает л
суффиксом. Но если это суффикс, какое же у него
значение? (Каждый суффикс, как и любая другая
морфема, имеет значение.)
27. Рассмотрим модели
словообразования, представленные в задаче: (А) —
сухофрукты ‘сухие фрукты’, гололед
‘голый лед’; первая основа — прилагательного,
вторая — существительного; (Б) — светотень
‘свет и тень’, лесостепь ‘лес и степь’; обе
основы существительных; (В) — лизоблюд ‘тот,
кто лижет блюда’, скалозуб ‘тот, кто скалит
зубы’; первая основа — глагольная, вторая —
существительного; (Г) — здесь случай,
противоположный предыдущему: первая основа —
существительного, а вторая — глагольная; (Д) — дармоед
‘тот, кто даром ест’, верхолаз ‘тот, кто
лазает вверху, вверх’; первая основа — наречная,
вторая — глагольная. Слово пустозвон
построено по последней модели: ‘тот, кто звонит
впустую, пусто’.
Найти правильный ответ смогла лишь
четверть участников, а наиболее популярным
(более 40% участников) оказался ответ (А), что и
прогнозировалось составителями задачи. Эти
школьники продемонстрировали поверхностный
взгляд на строение слова, проинтерпретировав
слово пустозвон как ‘пустой звон’.
28. Имя Филипп означает ‘любящий
коней’. Первый греческий корень фил- находим
в словах философия (букв. любомудрие), библиофил
(букв. книголюб) и т.д. Второй корень — в
словах ипподром ‘место для конских бегов и
скачек’, гиппопотам (букв. речной конь).
Ответ: (Г).
29. Придаточное следствия
присоединяется к главному с помощью
единственного союза так что. Таким образом,
из приведенных предложений только 1-е содержит
придаточное следствия. Во 2-м предложении —
придаточное степени. 3-е предложение является
бессоюзным сложным (слово поэтому — наречие
и в предложении играет роль обстоятельства
причины). В 4-м предложении — придаточное
присоединительное. Ответ: (А).
Как и предполагалось, задача
оказалась крайне сложной для школьников. Лишь 7%
участников выбрали правильный ответ, остальные
распределились по четырем неправильным. Дело,
по-видимому, в том, что в школе очень мало
внимания уделяется вопросам теории языка. В этой
задаче демонстрируется тот факт, что одно и то же
языковое значение может выражаться в языке
различными способами, различными
синтаксическими конструкциями. Во всех данных в
задаче предложениях представлено значение
следствия, однако способы выражения этого
значения различны, и придаточное следствия —
лишь одно из формальных средств. Кроме
представленных в задаче, есть и другие
конструкции со значением следствия, например,
сложносочиненное предложение с союзом и: Началась
гроза, и пришлось отложить прогулку.
30. Опровергнуть утверждения (А) – (В) не
составляет никакого труда: для этого достаточно
таких примеров, как кино, вино, леди.
Сложнее обстоит дело с утверждением (Г): чтобы
доказать его ошибочность, необходимо вспомнить,
что в словарной форме оканчиваются на и
не только существительные типа леди, регби,
но и существительные типа брюки, сани, щи,
которые не имеют форм единственного числа, но,
разумеется, склоняются. Ответ: (Д).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГКОМИТЕТЫ
Плюсом помечены регионы, где оргкомитет,
кроме города, охватывает и соответствующую
область (республику) или ее заметную часть.
Регионы, набранные курсивом, подчинены
Санкт-Петербургскому межрегиональному
оргкомитету. Белорусский межрегиональный
оргкомитет проводит игру по всей Беларуси.
Регион |
Региональный
представитель |
Телефон, e-mail,
организация |
Санкт-Петербург
(межрегиональный) |
Плоткин
Александр Исаакович
Толмачева Наталья Константиновна |
2349459, ipo@sp.ru, Институт продуктивного
обучения РАО |
Беларусь
(межрегиональный) |
Нехай
Геннадий Владимирович |
2399172 (Минск), kenguru_belarus@mail.ru, Белорусская
ассоциация «Конкурс» |
Алдан |
Адикаева Елена
Николаевна |
22816, gymnald@aldan.sakha.ru , гимназия |
Алексин,
Тульская обл. |
Шепелев
Владимир Иванович |
40765, arg@newmail.ru , гимназия № 18 |
Амга,
Саха (Якутия) |
Шилова Любовь
Александровна |
42168, amga_gymn@amga.sakha.ru,
педагогическая гимназия |
Амурск |
Валова Нина
Леонидовна |
andrey@mail.amursk.ru |
Апшеронск |
Багиев Роберт
Арутюнович |
(86152) 91061,
гимназия № 1 |
Архангельск
+ |
Фефилова Елена
Федоровна |
239917, fefilova.helen@pomorsu.ru , ИУУ |
Астрахань + |
Храмова Алла
Васильевна |
345267, школа
одаренных детей |
Балаково,
Саратовская обл. |
Толкачева
Лидия Павловна |
372352 (дом.), tolkacheva79@mail.ru |
Барнаул + |
Оскорбин
Дмитрий Николаевич |
624871 (ЦДООШ), oskorbin@hotbox.ru |
Белгород + |
Холина Татьяна
Николаевна |
259592 (раб.), jigalova@mail.ru |
Белорецк, Учалы |
Нарушевич
Татьяна Анатольевна |
43832, bcs@poikc.bashnet.ru , БКШ |
Боровск,
Калужская обл. |
Максимова
Ирина Викторовна |
43701, Ноосферная
школа |
Братск |
Сазонова
Алевтина Федоровна |
353251, 352611,
школа № 38 |
Великий
Новгород |
Горчакова
Наталья Петровна |
22316, школа № 10 |
Великий Устюг |
Порошина
Маргарита Ильинична |
24236 (дом.) |
Вилючинск |
Лабунская
Людмила Анатольевна |
23113, Дом
творчества, ddt@vilgus.kamchatka.ru
|
Владикавказ |
Чшиева Татьяна
Лазарбековна |
543912, chshieva@alanianet.ru, фонд
“Достижения” |
Владимир + |
Галкина Галина
Николаевна |
(0922)366370, vladspk@vtsnet.ru , ИУУ |
Волгоград + |
Ионова
Светлана Валентиновна |
(902) 3621886, sionova@mail.ru |
Вологда |
Смирнов
Алексей Иванович |
724332, sc32@vscc.ac.ru , школа № 32 |
Воронеж |
Бурдюг
Мелентина Николаевна |
737869, gymn2@voronezh.net , гуманитарная
гимназия № 2 |
Вышний
Волочок |
Яковлева
Марина Николаевна |
11658, УМЦ |
Вязьма |
Бордаков
Анатолий Иванович |
50777, vcsi@mail.ru , комитет образования |
Геленджик |
Акопова Софья
Дмитриевна |
21735, ЦРО |
Гусев,
Калининградская обл. |
Кеверик Елена
Анатольевна |
34252, школа № 5 |
Дзержинск |
Сухарева Елена
Александровна |
332157, школа № 2 |
Долгопрудный |
Пьянова
Татьяна Афанасьевна |
4087224, ФМШ № 5 |
Дубна |
Гущина
Светлана Леонидовна |
49868, dce@dubna.ru , ЦРО |
Екатеринбург + |
Пономарева
Ирина Николаевна |
358096 (дом.), marta@sky.ru |
Ессентуки |
Симиохина
Ирина Германовна |
66726, shcool6@kmv.ru , школа № 6 |
Железногорск,
Красноярский край |
Петренко Ирина
Владимировна |
51040 (дом.), 23275
(раб.), petrenko@sch91.krasnoyarsk.su,
гимназия № 91 |
Жуков,
Калужская обл. |
Желнина Ольга
Васильевна |
55374, protva_shkola@kaluga.ru, школа № 2 |
Зеленогорск,
Красноярский край |
Шелан
Елизавета Викторовна |
23066, sch175@zgr.kts.ru, школа № 175 |
Ижевск + |
Леошко Андрей
Николаевич |
375155 (доб. 415),
postmaster@leoshko.udm.ru, «Другая
школа» |
Иркутск + |
Зенцов Андрей
Григорьевич |
311426 (дом.), agz@mail.ru |
Йошкар-Ола + |
Семененко Людмила
Георгиевна |
413235 (дом.), MFBB@mail.ru |
Казань + |
Латышева
Галина Геннадьевна |
562731, sch9kzn@yandex.ru, школа № 9 |
Калининград
+ |
Адамович
Людмила Николаевна |
220842,
оргметодотдел при ГУО |
Кемерово |
Звягина Ольга
Александровна |
739639, gymnasium42@kemtel.ru, гимназия №
42 |
Конаково,
Тверская обл. |
Травкина
Галина Григорьевна |
43530, школа № 2 |
Кострома + |
Федотова
Наталья Константиновна |
556373, nfsh@mail.ru, ЦДООШ |
Краслава,
Латвия |
Сенченкова
Людмила Борисовна |
Школа |
Красноярск |
Гридасова
Татьяна Алексеевна |
250234, школа № 143 |
Крымск |
Гогуля Елена
Александровна |
45342, школа № 3 |
Курган + |
Суханова
Лидия Ивановна |
569641, школа № 7 |
Липецк |
Ершова
Александра Алексеевна |
74104 (дом.) |
Магнитогорск |
Братцева
Людмила Александровна |
371481, sch57@mgn.ru, многопрофильный лицей
при МГТУ |
Майкоп |
Мамий Дауд
Казбекович |
71250, rfmsh@adygnet.ru, РФМШ |
Мегион |
Просвирова
Ирина Геннадьевна |
32846, shelf@megion.wsnet.ru, школа № 4 |
Междуреченск |
Москалева
Александра Викторовна |
21042, noo_co@rikt.ru , школа «Центр
образования» |
Миасс |
Курамшин Марат
Михайлович |
24113, tvv@school6.ilmeny.ac.ru , лицей № 6 |
Москва |
Каржева Вера
Александровна |
7270826 (раб.), centre.s@metodist.ru |
Мурманск + |
Чиндина Анна
Васильевна |
318766, ОЦРТ
«Лапландия» |
Мыски,
Осинники,
Новокузнецк,
Кемеровская обл. |
Ростовцева
Юлия Викторовна |
33986, bunny73@mail.ru , школа № 8 |
Набережные
Челны,
Альметьевск, Елабуга,
Менделеевск |
Шмелева
Людмила Леонидовна |
534590, гимназия
№ 26 |
Нальчик + |
Касьянова
Татьяна Атабиевна |
422247, РЦДТ |
Нарьян-Мар |
Безумова
Лариса Александровна |
42951 (раб.) |
Невинномысск |
Гагарина Ольга
Филипповна |
31072, ИМДК |
Нефтеюганск |
Надиева
Ильшат Атыковна |
37477, школа № 13 |
Нижневартовск |
Сетисова Ольга
Сергеевна |
220982, школа № 5 |
Нижнекамск |
Деликташ
Йылмаз |
421994,
лицей-интернат № 24 |
Нижний
Новгород + |
Альтшуллер
Юрий Борисович |
265221, igraped@mail.ru, Педагогическая
гимназия |
Нижний Тагил и
Горнозаводский округ |
Закарлюк
Лариса Ильинична |
325924 (дом.), znm@uraltelecom.ru |
Новомосковск,
Тульская обл. |
Гришин
Владислав Сергеевич |
62370 (дом.), 62614
(раб.), школа № 1 |
Новороссийск |
Оботова Лилия
Владимировна |
230091, ЦРО |
Новосибирск + |
Верезубова
Ирина Викторовна |
464883, 460078 (раб.) |
Норильск |
Владимиренко
Вера Васильевна |
346077 (дом.), afonya@norcom.ru |
Озерск, Касли,
Кыштым, Снежинск |
Пчелина Елена
Аркадьевна |
46733 (Озерск), pml39@74.ru, ФМЛ № 39 |
Олекминск |
Евстифеева
Ольга Васильевна |
21156, evrika@olekma.sakha.ru, школа
«Эврика» |
Омск + |
Цветаева Ольга
Богдановна |
242037, gdtvyz@yandex.ru, ГДДиЮТ |
Орел |
Бурова Валерия
Яковлевна |
460485 (дом.), 52920
(ИУУ), pankoff@rambler.ru |
Оренбург + |
Рогожина
Валентина Николаевна |
779589, rvn@cdut.orb.ru , ОДТДМ |
Острогожск,
Воронежская обл |
Посникова
Людмила Викторовна |
44736, obrasowanie@icmail.ru , отдел
образования |
Пенза + |
Мигина Любовь
Викторовна |
312109, lvmigina@yandex.ru , школа № 65 |
Переславль-Залесский |
Зайдельман
Яков Наумович |
36354 (дом.), 22325
(раб.), yz@pereslavl.ru , ЦТРиГО |
Пермь + |
Тасс Наталия
Дмитриевна |
122881, kenguru_perm@mail.ru, ФМШ № 146 |
Петрозаводск
+ |
Вальдман Игорь
Александрович |
741840, nok@onego.ru , лицей № 40 |
Прокопьевск,
Кемеровская обл. |
Кривошеева
Ирина Викторовна |
60221 (дом.) |
Протвино,
Кременки,
Московская обл.,
Оболенск, Калужская обл. |
Ушакова Лилия
Вениаминовна |
746796 (Протвино), opus@online.stack.net, учебный центр
«ОПУС» |
Псков |
Романенко
Светлана Николаевна |
723198,
гуманитарный лицей |
Пятигорск |
Тарасенко
Марина Николаевна |
33362, управление
образования |
Радужный,
Тюменская обл |
Баранова Ирина
Львовна |
32660, nauka@vgpz.ru , школа № 6 |
Раменское |
Сергеенкова
Татьяна Ивановна |
33804, tatti@aviel.ru , комитет по
образованию |
Ростов-на-Дону |
Чирва Елена
Анатольевна |
920633 (дом.), Leonard_Ca@mail.ru |
Рыбинск |
Косилова
Наталия Александровна |
210003, ioc@ryb.adm.yar.ru, горметодкабинет
Рязань |
Рязань |
Сорокина
Елена Борисовна |
533134, лицей № 52 |
Салават + |
Астафьева Мария
Витальевна |
55010 (дом.), mari@bashnet.ru |
Саранск + |
Полежайкина
Клавдия Дмитриевна |
321735, galkinng@mrsu.ru, ИПКРО |
Саров |
Захарова
Валентина Григорьевна |
39513, goo@sar.nnov.ru , ГОО |
Серпухов,
Чехов, Подольск |
Скрипка Людмила
Ивановна |
753824 (Серпухов,
дом.) |
Советская
Гавань |
Крепышева Ирина
Юрьевна |
44355 (раб.) |
Сочи |
Белоусова
Татьяна Николаевна |
922779,
управление образования |
Тверская,
Краснодарский край |
Соковых
Людмила Григорьевна |
72129, школа № 17 |
Сургут |
Сидорова
Наталья Николаевна |
525689, infostar@wsnet.ru,
гимназия-лаборатория Салахова |
Сыктывкар + |
Ворошилова
Галина Яковлевна |
201740, sfml@komi.com , ФМЛ |
Таганрог |
Фролова Галина
Анатольевна |
21481, школа № 22 |
Тамбов |
Федорова
Татьяна Федоровна |
729110, ИПКРО |
Тихорецк,
Краснодарский край |
Тетенева
Наталья Владимировна |
25828, школа № 8 |
Тихорецкий
район |
Черных Ирина
Николаевна |
47051, РОО |
Тобольск |
Кугаевский
Анатолий Анатольевич |
55472, gimn10@tobolsk.ttknet.ru,
гимназия № 10 |
Тольятти |
Вдовенко
Светлана Ивановна |
485875 (дом.), 233540
(раб.) |
Томск + |
Пауль Татьяна
Александровна |
420547, mpi@edu.tomsk.ru , фирма МПИ |
Торжок |
Ботылева
Надежда Владимировна |
58610, школа № 2 |
Трехгорный |
Чумак
Александр Анатольевич |
61571, metod@trg.ru , ИМЦ при ГУО |
Тюмень |
Смирнова
Людмила Владимировна |
415297 (дом.), 321555
(раб.), mtp@front.ru, школа № 8 |
Узловая,
Тульская обл. |
Перегудова
Людмила Борисовна |
63267, ИМЦ |
Ульяновск + |
Самойлов Леонид
Михайлович |
254566 (д.), samoilov_l@rambler.ru |
Уфа + |
Андронова
Альбина Юрьевна |
336000, au@arnet.ru , ГНИМЦ |
Харьков |
Луговая
Светлана Федоровна |
ФМЛ № 27 |
Чебоксары + |
Мерлина Надежда
Ивановна |
497917, merlina@cbx.ru, «Женщины в науке и
образовании» |
Челябинск + |
Соловьева
Татьяна Васильевна |
640129 (раб.), sgkkor@chel.surnet.ru |
Череповец |
Сеничева Ирина
Николаевна |
559397, школа № 11 |
Чуприяновка,
Тверская обл. |
Иванова Ирина
Алексеевна |
|
Ярославль |
Медвецкая
Екатерина Федоровна |
329685, ГЦРО, root@edudep.yar.ru |
|