ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
С.ТРИБУНСКАЯ,
школа № 53,
г. Набережные Челны
Грамотный ученик – не мечта, а
реальность?
Статья опубликована при поддержке Международной академии бизнеса и управления, которая готовит специалистов по 27 самым актуальным и востребованным современным специальностям. Если в процессе обработки Вашего запроса "институты Москвы без вступительных экзаменов" поисковая система привела Вас на интернет-страницу с адресом mabiu.ru, не торопитесь сразу покидать ее. Подумайте, разве Ваши будущие уверенные и прочные знания, авторитет прекрасного специалиста, и, в конце концов, возможный уровень зарплаты не стоят того, чтобы уже сейчас побороться за них? Международная академия бизнеса и управления — это образование со знаком качества, багаж знаний, с которым можно уверенно идти по жизни, это — престижная работа, карьерный рост, высокая должность и, в конечном итоге, благополучие Вас и Ваших близких. Международная академия бизнеса и управления — это основа Вашего будущего.
Как ни странно, но существует мнение,
что родной язык ребенок знает чуть ли не с
рождения, а традиционное обучение, с его
правилами, бесконечным повторением пройденного,
борьбой с ошибками и т.п., напрочь уничтожает в
ребенке невидимый механизм интуитивного
постижения родного языка. При этом ссылаются на
книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти» и,
восхищаясь «языковой гениальностью» маленьких
носителей языка, с пафосом вопрошают: «Куда же
исчезает феноменальное чувство языка, когда
первоклассник переступает порог школы?».
И все-таки владение языком – главное,
чему стоит учиться; и в школах любой страны
родной язык – важнейший предмет. А степень
грамотности зависит от уверенности ребенка в
себе, как я убедилась на протяжении многолетней
практики.
Хотелось бы поделиться некоторыми
наблюдениями. Моя учительская карьера началась в
1972 году в городе Заинске Республики Татарстан. В
1984 году я переехала в Набережные Челны и стала
работать в школе с углубленным изучением
английского языка (ныне это гимназия № 76).
Помню: после первого диктанта не могла поверить
своим глазам: как ни старалась, не могла
обнаружить ни орфографических, ни
пунктуационных ошибок, разве что одну-две, да и то
всего в нескольких работах. В 1992 году оказалась в
школе с углубленным изучением математики –
гимназии № 26. Так представилось поле
деятельности для экспериментальной работы по
внедрению идей развивающего обучения по системе
Л.В. Занкова, В.В. Давыдова.
«Создавать из урока в урок ситуацию
успеха!» – весьма привлекательный лозунг, но,
когда тяготит оценочная система, когда 22 ученика
из трех пятых классов пишут диктанты, допуская
более 20 орфографических ошибок, довольно трудно
поддерживать радостный психологический климат в
классе. И тем не менее именно «ситуация успеха»,
создаваемая на уроках, позволила детям достичь
высокого уровня знаний в сравнительно короткие
сроки. В 1998/99 учебном году из 50 выпускников,
допущенных к экзаменам, 40 получили «4» и «5», трое
из них были представлены к награждению золотой и
серебряной медалями. Сочинений-близнецов или
списанных из пресловутых «золотых собраний» не
было и не могло быть, хотя бы по той причине, что в
тот год прибыла из Казани довольно
многочисленная комиссия, представители которой
зорко наблюдали за работающими выпускниками, при
этом «медалистов» разместили в отдельном
помещении. К чему я это теперь вспоминаю, думаю,
понятно: успешный, уверенный в себе ученик если и
будет волноваться на экзаменах, то во всяком
случае не будет думать, как улучить удобный
момент для извлечения шпаргалок из потайных
карманов, тщательно вшитых в школьную форму.
В январе 2001 года я перешла работать в
самую обычную общеобразовательную школу № 53.
После первых диагностических работ стало ясно,
что именно здесь развивающее обучение просто
необходимо. Совершенно верно пишет в своей книге
«Педагогическая психология» доктор
педагогических наук, профессор Д.В. Вилькеев:
«Главное отличие развивающего обучения от
традиционного – переориентация обучения с
одностороннего вооружения знаниями на
формирование личности и познавательных
творческих сил школьников».
Ни для кого не секрет, что оценка «3»
очень разная у разных учеников. Поэтому
организовала группу «скорой помощи» для
учащихся, запущенных педагогически. На занятия
стали проситься не только неуспевающие, но и те
дети, которым хотелось иметь по русскому языку
«4» и «5». Никаких особенно жестких требований не
выдвигалось, но дети ждали занятий во внеурочное
время: именно на этих занятиях можно было
устранить пробелы в знаниях. После текущих
контрольных срезов по изучаемым темам с
нетерпением ожидали результатов. Возможно,
кому-то из психологов и не понравилось бы, как я
рассаживаю детей на своих уроках. Говорю: «Каждый
раз я буду рассаживать так: вместе садятся те, кто
допустил одинаковое количество ошибок». Если
находились дети, которые по какой-либо причине не
желали садиться с тем, кто выпал по результату
среза, поступала сообразно с ситуацией – не
выношу детских слез. «Если будешь плакать, в
другой раз буду ставить одни пятерки, чтобы
утешить тебя. Давай посмотрим, сколько ошибок мы
с тобой на этот раз допустили, выясним причины.
Помнишь, сколько ошибок было в предыдущей работе?
Видишь, как здорово у тебя получилось? Не забыл
критерии? Ну, так как решим: сдадимся без боя или
продолжим усердно трудиться?». Не помню случая,
чтобы кто-нибудь из детей хотя бы в шутку
согласился на «дармовую» оценку. Кстати, на
протяжении очень продолжительного времени (это
индивидуально) оценки не ставлю. Вместо них
указываю в числителе количество орфографических
ошибок, в знаменателе – пунктуационных. На
обложке у каждого ребенка написаны критерии.
Когда вижу вытянувшиеся от изумления лица, сразу
начинаю подхваливать, конечно, заслуженно. «Не
огорчайтесь! Не ошибается только тот, кто ничего
не делает! Право на ошибку есть у каждого». Однако
когда я анализирую работы учащихся, четко
указывая пробелы каждого, порой руки опускаются,
случается, и нервы сдают: сижу и плачу от
бессилия. А в классе бодро говорю, что до
окончания школы с такими быстрыми темпами
наступления на «ошибкоопасные места» мы станем
не только грамотно писать на уроках, но вообще
школу окончим без троек. Я сама начинаю
совершенно искренне верить в возможность такого
феномена. А в воображении возникают десятки
конкретных ситуаций, казавшихся безнадежными, но
завершившихся весьма успешно.
И все-таки что-то в последние годы
терзает мне душу. Ощущение тервоги не покидает
меня. Значение и место русского языка как
учебного предмета в общей системе обучения
изменилось донельзя. Родителям детей, которых я
обучаю, сорок «с хвостиком». Недавно одна мамаша
кричала в вестибюле школы, увидев меня, что я ей
«надоела вместе с моим русским языком». Дело в
том, что дочь училась все годы без троек, но с моим
приходом у девочки обнаружились значительные
пробелы в знаниях. Из психолого-педагогических
соображений я продолжала ребенку выводить в
четверти «4», но с условием, что она будет
трудиться более упорно и настойчиво. А
трудиться-то и не хотелось! Другая девочка из
этого же класса, допускающая до 30 и более ошибок в
текстах контрольных диктантов за 7-й класс, на
вопрос одноклассников, почему не ходит на
занятия в группу «скорой помощи», заявила: «На
что мне этот русский язык!».
Лет 10 наблюдаю, что ни одну комиссию не
интересуют живые люди: были бы бумаги в порядке.
Успешность школы определяется по количеству
медалистов, призеров олимпиад. Основная масса
детей учится так, что «липовыми» стали не только
тройки, но и «4» и «5». В ноябре прошлого года
проводили мы классную олимпиаду. В одном из
заданий предлагалось раскрыть значение слов брошюра
и тунеядец. Вот примеры ответов учеников:
Брошюра – это что-нибудь, когда
можно что-нибудь подсказать, подглядеть;
– красивая люстра;
– афиша;
– плакат;
– объявление – и т.п.
Тунеядец – вор, алкоголик;
– человек, проживающий в тундре;
– чужеземец;
– шалун;
– национальность такая;
– человек, который долгое время жил на
необитаемом острове;
– картинка из журнала;
– лоботряс...
О чем эти толкования говорят? Об узости
кругозора семиклассников, об отсутствии
целенаправленной систематической словарной
работы на всех уроках и по всем предметам. Порой
мы обольщаемся, думая, что наши дети не могут не
знать того, что у всех на слуху.
Все меньше детей, которые плакали бы,
расчувствовавшись, над художественной книгой.
Вот картинка абсолютно свежая. Ребятам, которые
упорно ходят заниматься в группу «скорой
помощи», прочитала отрывок из книги Дарьи
Донцовой «Инстинкт Бабы-яги».
Герой-повествователь рассказывает
девочке-подростку о судьбе Януша Корчака. Дойдя
до эпизода, где нацисты решили подарить учителю
жизнь, рассказчик поинтересовался у девочки:
«Угадай: как он поступил?». Этот же вопрос я
задала семиклассникам – и не удивилась, услышав
от них то же, что ответила героиня книги: «Побежал
со всех ног». Позволю себе привести небольшую
цитату:
«– Нет, дружочек, Януш отказался
бросить детей, он пошел вместе с ними на смерть и
как мог пытался ободрить несчастных... Лгал, чтобы
дети не испытали ужаса, видя приближающуюся
смерть.
Миранда села.
– Ты хочешь сказать, что он добровольно погиб
из-за чужих детей?
– Корчак считал их своими.
– Учитель?
– Да.
– Теперь таких учителей нет, – протянула
девочка. – Наши бы мигом всех побросали и
унеслись вон».
Так и подмывает сказать, что во времена
Януша Корчака и ученики были «не такие». Киллеров
не нанимали, не угрожали физической расправой.
Лет 15–20 назад русский язык совершенно
справедливо относили к числу ведущих предметов в
школе, что получало свое отражение в учебном
плане.
А сейчас в Республике Татарстан в
самом выгодном положении оказываются учителя
татарского языка. Класс делится на группы, на
татарский язык отводится часов столько же,
сколько на изучение русского языка и литературы,
вместе взятых, хотя в русскоязычных группах
татарская литература не изучается. Учителя
татарского языка получают определенный процент
дополнительно к зарплате. У учителя же русского
языка 30 и более детей в классе самых разных
национальностей, в том числе и татар, прекрасно
владеющих своим родным языком, но имеющих
большие проблемы с русским. К окончанию школы
претендентов на медаль начинаем натаскивать,
потому что их работы проверяют три комиссии:
школьная, городская, республиканская. Почему
такие же требования не предъявляются к
результатам деятельности учителей татарского и
иностранного языков?
Мой отец – мордвин, мать – крещеная
татарка, но с самого раннего детства я сознаю
себя русской. Я одинаково люблю и русский, и
татарский языки. С благодарностью вспоминаю свои
школьные годы, когда ежедневно с
удовольствием бежала на уроки русского языка и с
нетерпением ждала уроков русской литературы,
которые вела у нас украинка по национальности, но
на чистейшем русском языке. Не знаю, поймут ли
меня правильно власть имущие чиновники, но опыт
подсказывает, что русскому ребенку не стоит
изучать татарский язык в том объеме, в каком его
преподносят. Я вижу, что в результате современные
подростки не владеют в должной мере ни русским,
ни татарским.
Давно пора учителя русского языка
отличить от преподавателей других предметов и в
зарплате. Вот уже 32-й годок пойдет, как я
ежедневно открываю не менее 90 тетрадей, проверяя
их, расставляю в каждой работе специальные
условные знаки, символизирующие характер ошибки,
затем подсчитываю, сколько тех или иных ошибок,
пишу письма с указанием параграфа, страниц,
которые надо повторить. И это еще не все: надо
расписать в особой тетради «Учета продвижения
учащихся в ЗУН» данные о каждом школьнике. Почему
оплата труда учителя русского языка всегда
одинакова, невзирая на количество проверяемых
тетрадей? Квалификационные категории
зарабатываются так же, как ученая степень, но
оплата мизерная, практически ничего не меняющая
в семейном бюджете.
До перестройки в стране я выписывала
не менее 15 наименований газет и журналов, не
считая методических по предмету. Теперь это мне
не по карману, хотя являюсь учителем 14-й
квалификационной категории, в разные годы трижды
мой труд был отмечен грамотами Министерства
образования Республики Татарстан. Но разве это
меня как-то материально в старости защитит?
Пенсия настолько мала, что учитель вынужден
продолжать работать, пока ноги держат. Если
взглянуть правде в глаза, учительница после 55 лет
категорически не должна работать в школе в силу
многих причин. Поправить свое здоровье в
санатории вряд ли удастся, да и в отпуск свой,
которому теперь уже никто не завидует, учитель
перебивается с копейки на копейку.
За долгие годы работы в школе я
убедилась, что ничто не развращает
нравственность учащихся так, как
попустительство, заниженные требования. Однако
двойка тоже не лучший воспитатель. Психологи
утверждают, что большинство неудачников – из
бывших неуспевающих. Видимо, здесь не стоит
обобщать. Учитель-профессионал всегда увидит,
как поступить в конкретной ситуации. Помочь
победить страх, поверить в свои возможности,
научить учиться – все это тоже требует от
учителя немало душевных сил. Поэтому ни
профессиональная компетентность, ни знание
методики, ни современные технологии не выведут
из сложившейся тупиковой ситуации, если к детям
будут приходить уставшие от жизни «училки».
И в изменившейся речевой ситуации
учителю необходимо стремиться к тому, чтобы
грамотный ученик был не мечтой, а стал
реальностью, но для этого необходимо, чтобы
уроков русского языка в 5–9-х классах было не
3 часа в неделю, а ежедневно плюс часа 4
литературы.
|