Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2003

Я ИДУ НА УРОК

Т.А.ЮРИНА,
г. Воронеж


Синтаксический разбор простого предложения

5 класс

Цель: формировать навык синтаксического разбора простого предложения, развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения. Повторить орфограммы, все виды разбора, учиться работать индивидуально и в группах.

Оборудование: учебник русского языка. 5-й класс. М.: Просвещение, 2000. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и другие; карточки с заданием; фигурка Незнайки; схема-игра «Петушок»; карточки для мгновенной проверки знаний, таблица, фишки.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы с вами будем учиться выполнять разбор простого предложения. Тема урока так и звучит: «Разбор простого предложения», запишите ее в тетрадь.
Многое из того, что нам придется сделать, вы уже знаете и умеете. Но, прежде чем приступить к синтаксическому разбору простого предложения, нам предстоит вспомнить, как нужно выполнять морфологический, морфемный, фонетический разборы и еще многое другое.
Помогать в нашей работе пришел вот такой замечательный человечек, всем вам известный персонаж из сказок Н.Носова – Незнайка. Какие произведения с его участием вам известны?
(«Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».)

Учитель. Незнайка вам что-то принес, какие-то конвертики. Выберите себе один из них. (Класс заранее поделен на группы.)

Дети берут задания.

Учитель. Начинайте работать.

Одному ученику дается индивидуальное задание: «Расскажи все, что знаешь о простом предложении».
После того как ученики выполнили задания, учитель проверяет выполненное.

1. Учитель. Какие виды орфограмм вы имели возможность повторить, выполняя задания?
(Ответы учеников.)
После ответов – коллективное повторение орфограммы «употребление ь на конце существительных после шипящих».
(Повторение происходит при помощи карточек «мгновенной проверки».)

2. Фонетический, морфемный, морфологический разборы выполняются на доске, затем проверяются всеми учениками.

3. Учитель. Вы работали с предложениями, докажите, что это предложения.
(Все слова связаны по смыслу и грамматически, имеется грамматическая основа и интонация конца предложения.)

4. Учитель. Назовите вид своих предложений по цели высказывания.
(1-, 2-, 4-, 6-е – повествовательные, 3-, 5-е – побудительные.)

5. Учитель. Какие предложения называются вопросительными?

6. – Каковы ваши предложения по интонации?
(Невосклицательные.)

7. – Прочитайте предложения со всеми знаками препинания.

8. – Назовите основы ваших предложений, чем они выражены?
Поговорим о 1-м предложении. Незнайка – герой. Какой знак препинания должен быть поставлен, почему?

9. – Есть ли в предложениях обращение? Что такое обращение? Можно ли считать подлежащими слова-обращения в 3-м и 5-м предложениях? (Нет.)

10. – Есть ли предложения, в которых основа состоит только из одного члена предложения? (В 3-, 5-м – только сказуемые.)

11. – Каковы ваши предложения по наличию второстепенных членов? (Распространенные.)

12. – Что такое нераспространенные предложения?

13. Далее следует разбор словосочетаний.

14. – Являются ли текстом предложения, которые вы прочитали? Почему? (Нет, так как предложения не связаны между собой по смыслу.)

Работа над индивидуальным заданием с использованием схемы-таблицы «Петушок» (см. Приложение).
Ученик рассказывает все, что знает о простом предложении.
Ученики дают ответ, используя таблицу (полно, правильно, последовательно, с примерами, с пояснениями).
По ходу работы учитель раздает фишки за правильные ответы.

Работа с учебником

Учитель. Тема урока: «Синтаксический разбор простого предложения».
(Чтение учебника на стр. 85.)
Что нового вы узнали, прочитав материал учебника?
(Оказывается, вы все это знали. Не знали только порядок синтаксического разбора.)
У доски ученик записывает первое предложение из упр. 257 и выполняет синтаксический разбор предложения.
Второе предложение все делают в тетрадях, один ученик комментирует, «ведет за собой».
Третье предложение выполняется учениками самостоятельно, с последующей проверкой.
В конце урока подводятся итоги, считаются фишки, по количеству фишек выставляются оценки.

Домашнее задание. § 43, упр. 218 из учебника.

Публикация статьи произведена при поддержке базы отдыха в Плещеево. Посетив страничку базы отдыха, которая располагается по адресу http://www.plescheevo.ru, Вы можете легко и без хлопот снять на выходные коттедж для себя и своих друзей. Устали от отдыха за границей? Или просто возникло желание уехать из душного города на пару дней? База отдыха в Подмосковье недорого недорого обойдется, а отдых там оставит после себя только приятные воспоминания. На территории базы отдыха организовано место для рыбалки, а также специально для гостей есть возможность отпариться в русской бане.

Приложение

Карточки с заданиями

1. Незнайка всеми любимый2 герой из сказки3 Николая Носова.

Задание

1) Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Определите вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + сказуемое.
3) Выполните морфологический разбор (под цифрой 3).
4) Выполните морфемный разбор (под цифрой 2).

2. Незнайка н_сил3 голубую2 шляпу желтые брюки оранжевую руба_ку зеленый галстук.

Задание

1) Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Определите вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + дополнение.
3) Выполните морфологический разбор (под цифрой 3).
4) Выполните морфемный разбор (под цифрой 2), вставьте пропущенные буквы.

3. Цветик2 ст_новись на бочку и читай св_и1 ст_хи.

Задание

1) Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Определите вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + дополнение.
3) Выполните фонетический разбор (под цифрой 1).
4) Выполните морфемный разбор (под цифрой 2), вставьте пропущенные буквы.

4. В цветочном3 городе росли2 разные цв_ты маргаритки ромашки одуванчики.

Задание

1) Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Определите вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + дополнение.
3) Выполните морфемный разбор (под цифрой 2). Вставьте пропущенные буквы.
4) Выполните морфологический разбор (под цифрой 3).

5. Получай свою одежду товарищ(?) по несчастью.

Задание

1) Подчеркните основу. Определите вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + дополнение.
3) Объясните орфограмму в слове товарищ.
4) Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку.

6. Майский2 жук сослепу нал_тел2 на Незнайку и ударил его (по)затылку.

Задание

1) Подчеркните основу. Определите вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + подлежащее.
3) Выполните морфемный разбор.
4) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.

Схема-игра «Петушок», изображающая строение предложения, может выглядеть так:

Схема может быть выполнена в цвете, вопросы к членам предложения записаны полностью.

Карточка «мгновенной проверки» состоит из 9 клеточек, она есть у каждого ученика и заполняется под диктовку учителя. Ученик вписывает в каждую клеточку ту орфограмму, которую он считает верной. Учитель диктует слова, говоря номера клеточек, в которые вписываются слова.
Карточка «мгновенной проверки» может выглядеть так:

Слова для проверки орфограммы «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих».

1. Мышь
2. Камыш
3. Мяч
4. Луч
5. Дочь
6. Ключ
7. Гараж
8. Кирпич
9. Дичь

В данном случае дети вписывают только мягкий знак.
Буквы вписываются фломастерами, после работы ученики поднимают карточки вверх и показывают учителю.
Данный вид работы позволяет быстро оценить усвоение учениками материала.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru