ИНФОРМАЦИЯ
О.Е.ДРОЗДОВА,
зам. директора гимназии № 1541
по экспериментальной работе
Лингвистические исследования
учащихся – это реально
Лингвистические исследования
школьников до недавних пор были редкостью. Слово лингвистический,
сегодня часто встречающееся в названиях школ и
вузов, говорит о том, что там изучаются
иностранные языки. Однако значение
прилагательного лингвистический в первую
очередь связано со словом лингвистика –
наука о языке (языкознание).
Формирование у школьников
лингвистической компетенции, как считают
современные методисты, – одна из важнейших задач
при обучении языкам. Это значит, что, кроме
практического владения языком, учащиеся должны
получить общее представление о закономерностях
развития языка, роли языка в жизни общества и т.д.
Эти задачи решают учителя русского и иностранных
языков, но можно ли утверждать, что у учеников
устанавливается отношение к языку как к объекту
познания, предмету рассуждений и размышлений?
Большая часть времени на уроках русского языка
посвящается грамматическим разборам,
орфографии, пунктуации, а на уроках иностранных
языков на первом месте стоит коммуникативный
аспект обучения.
В московской гимназии № 1541 с начала
1990-х годов идет поиск новых форм языкового
образования. В настоящее время гимназия, будучи
городской экспериментальной площадкой
«Инновационное поле языкового образования»,
работает над проектом «Язык как ключ к пониманию
культуры». Важным аспектом экспериментальной
деятельности является объединение усилий
учителей всех языковых предметов, что выражается
прежде всего в координации курсов русского и
иностранных языков, а также во введении
интегративного курса общего языкознания.
Другим важнейшим направлением работы
стало проведение ежегодной ученической
конференции «Языкознание для всех» (материалы
конференции см. в газете «Русский язык» № 23/ 2001, № 16/ 2002, № 7, 20/ 2003).
Конференция проводится уже 7 лет, и каждый год мы
выбираем актуальные темы, вызывающие интерес как
у детей, так и у взрослых. Например, тема 2002 г. –
«Язык средств массовой информации», 2003 г. – «Язык
и юмор». Поначалу школьникам бывает нелегко:
смущает четкая тематическая направленность. Но в
действительности это требование помогает им
лучше подготовиться к докладу. Чтобы выступить у
нас, школьники должны точно определить область
своего исследования, освоить и использовать в
своей работе научные понятия и термины. Мы
понимаем, что это непростая задача не только для
учеников, но и для их научных руководителей –
учителей. Поэтому мы организуем три общие
консультации для будущих докладчиков и их
научных руководителей. Сама конференция обычно
проводится в конце февраля, а консультации, на
которых мы помогаем сформулировать темы
докладов, подобрать научную литературу и т.д.,
проходят в ноябре, декабре и январе. Проводят
консультации (а потом работают в жюри) известные
ученые-лингвисты из мгу, рггу, мпгу, Института
русского языка РАН им. В.В. Виноградова и других
ведущих научных и учебных заведений г. Москвы.
Достаточно сказать, что в разные годы членами
жюри были академики РАО Н.М. Шанский и А.А.
Леонтьев; проф. МПГУ, д.ф.н. А.Д. Шмелев; нашими
постоянными консультантами являются профессор
факультета иностранных языков МПГУ, к.п.н.
К.Я. Литкенс; доцент факультета журналистики
МГУ, к.ф.н. Е.С. Кара-Мурза; доцент филологического
факультета МГУ, к.ф.н. В.И. Беликов и другие ученые.
Каждый год, объявляя тему конференции,
мы слышим опасения: а справятся ли дети с такой
сложной темой? И каждая конференция показывает,
сколько различных, порой неожиданных для нас
самих подходов к избранной теме находят ребята и
их научные руководители.
О роли научных руководителей надо
сказать особо. Среди учителей современных школ
есть немало людей, занимающихся научной работой.
В школах, гимназиях, объявленных
экспериментальными площадками, преподают
научные консультанты самого высокого уровня.
Можно только приветствовать желание родителей,
имеющих опыт научной работы, выступить в
качестве наставников юных исследователей, хотя
руководить собственным ребенком очень непросто.
Безусловно, мы учитываем все перечисленные
варианты научного руководства, но не
рассчитываем только на них, поэтому и предлагаем
воспользоваться помощью наших консультантов.
Для многих самое трудное – выбор
конкретной темы. Очевидно желание написать
работу обзорного, реферативного характера. Мы
убеждаем учеников, что самыми интересными бывают
доклады, связанные с близкими и понятными им
темами. Недаром на последней конференции было
много докладов, посвященных юмору в детской речи:
готовя доклад, связанный с этой темой, учащиеся
могут проводить экспериментальную часть
исследования прямо в школе, среди своих друзей.
Участие
в конференции, подготовка докладов, исследования
языковых аспектов различных областей культуры
оказались настолько интересны школьникам, что
каждый год количество участников растет. Так,
если в 2002 г. было представлено 33 доклада на пяти
секциях, то в 2003 г. – 75 докладов на десяти секциях.
Докладчиками стали учащиеся 23 школ г. Москвы, а
кроме того, две десятиклассницы из г.
Краснокамска Пермской области (в Краснокамске о
нашей конференции узнали из газеты «Русский
язык», которая является одним из ее учредителей).
Вот названия некоторых секций, дающие
представление о разнообразии подходов к
исследованию проблемы юмора в языке: «Юмор как
отражение национальной культуры», «Юмор в
литературе разных народов», «Анекдоты. Юмор в
детской речи», «Юмор на экране и в эфире» и др.
На нашей конференции учащиеся 6–11-х
классов не только выступают с докладами, но и
участвуют в лингвистической игре «Грамотей»,
которую ведет к.ф.н., сотрудник Института
русского языка им. В.В. Виноградова Е.Я. Шмелева
(она же проводит аналогичную еженедельную игру
на радиостанции «Маяк»). Кроме того, дети
принимают активное участие в дискуссии,
связанной с тематикой конференции, которую
проводят гл. ред. журнала «Лицейское и
гимназическое образование», к.ф.-м.н. А.Ю. Пентин и
к.ист.н. И.Ю. Синельников. Дискуссия на последней
конференции называлась «Существует ли табу для
юмора?».
Подробнее с историей проведения
конференции «Языкознание для всех» и хроникой
конференции 2003 г. можно ознакомиться в журнале
«Русский язык в школе» № 3, 2003.
Тема, которую мы выбрали для следующей
конференции (февраль 2004 г.), – «Язык и политика».
Итак, конференция «Языкознание для
всех» развивает новое направление
исследовательской работы школьников –
языковедческое. Освоение исследовательского
метода на языковом материале – дело очень
перспективное. Провести анализ языковых явлений,
сопоставить языковые факты – такие умения могут
быть востребованы не только собственно в научной
работе, они сегодня требуются во многих областях
деятельности, не говоря уже о школьных
олимпиадах и конкурсах. Кроме того, язык является
инструментом получения знаний на всех предметах.
Исследование школьниками этого инструмента
способствует повышению мотивации изучения
языка, а совершенствование в языке помогает
лучше осваивать и все другие предметные области.
Таким образом, лингвистические исследования
учащихся помогают решать как образовательные,
так и развивающие задачи обучения в средней
школе.
|