Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2003

ИНФОРМАЦИЯ

О.Е.ДРОЗДОВА,
зам. директора гимназии № 1541
по экспериментальной работе


Лингвистические исследования учащихся – это реально

Лингвистические исследования школьников до недавних пор были редкостью. Слово лингвистический, сегодня часто встречающееся в названиях школ и вузов, говорит о том, что там изучаются иностранные языки. Однако значение прилагательного лингвистический в первую очередь связано со словом лингвистика – наука о языке (языкознание).

Формирование у школьников лингвистической компетенции, как считают современные методисты, – одна из важнейших задач при обучении языкам. Это значит, что, кроме практического владения языком, учащиеся должны получить общее представление о закономерностях развития языка, роли языка в жизни общества и т.д. Эти задачи решают учителя русского и иностранных языков, но можно ли утверждать, что у учеников устанавливается отношение к языку как к объекту познания, предмету рассуждений и размышлений? Большая часть времени на уроках русского языка посвящается грамматическим разборам, орфографии, пунктуации, а на уроках иностранных языков на первом месте стоит коммуникативный аспект обучения.

В московской гимназии № 1541 с начала 1990-х годов идет поиск новых форм языкового образования. В настоящее время гимназия, будучи городской экспериментальной площадкой «Инновационное поле языкового образования», работает над проектом «Язык как ключ к пониманию культуры». Важным аспектом экспериментальной деятельности является объединение усилий учителей всех языковых предметов, что выражается прежде всего в координации курсов русского и иностранных языков, а также во введении интегративного курса общего языкознания.

Другим важнейшим направлением работы стало проведение ежегодной ученической конференции «Языкознание для всех» (материалы конференции см. в газете «Русский язык» № 23/ 2001, № 16/ 2002, № 7, 20/ 2003). Конференция проводится уже 7 лет, и каждый год мы выбираем актуальные темы, вызывающие интерес как у детей, так и у взрослых. Например, тема 2002 г. – «Язык средств массовой информации», 2003 г. – «Язык и юмор». Поначалу школьникам бывает нелегко: смущает четкая тематическая направленность. Но в действительности это требование помогает им лучше подготовиться к докладу. Чтобы выступить у нас, школьники должны точно определить область своего исследования, освоить и использовать в своей работе научные понятия и термины. Мы понимаем, что это непростая задача не только для учеников, но и для их научных руководителей – учителей. Поэтому мы организуем три общие консультации для будущих докладчиков и их научных руководителей. Сама конференция обычно проводится в конце февраля, а консультации, на которых мы помогаем сформулировать темы докладов, подобрать научную литературу и т.д., проходят в ноябре, декабре и январе. Проводят консультации (а потом работают в жюри) известные ученые-лингвисты из мгу, рггу, мпгу, Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова и других ведущих научных и учебных заведений г. Москвы. Достаточно сказать, что в разные годы членами жюри были академики РАО Н.М. Шанский и А.А. Леонтьев; проф. МПГУ, д.ф.н. А.Д. Шмелев; нашими постоянными консультантами являются профессор факультета иностранных языков МПГУ, к.п.н. К.Я. Литкенс; доцент факультета журналистики МГУ, к.ф.н. Е.С. Кара-Мурза; доцент филологического факультета МГУ, к.ф.н. В.И. Беликов и другие ученые.

Каждый год, объявляя тему конференции, мы слышим опасения: а справятся ли дети с такой сложной темой? И каждая конференция показывает, сколько различных, порой неожиданных для нас самих подходов к избранной теме находят ребята и их научные руководители.

О роли научных руководителей надо сказать особо. Среди учителей современных школ есть немало людей, занимающихся научной работой. В школах, гимназиях, объявленных экспериментальными площадками, преподают научные консультанты самого высокого уровня. Можно только приветствовать желание родителей, имеющих опыт научной работы, выступить в качестве наставников юных исследователей, хотя руководить собственным ребенком очень непросто. Безусловно, мы учитываем все перечисленные варианты научного руководства, но не рассчитываем только на них, поэтому и предлагаем воспользоваться помощью наших консультантов.

Для многих самое трудное – выбор конкретной темы. Очевидно желание написать работу обзорного, реферативного характера. Мы убеждаем учеников, что самыми интересными бывают доклады, связанные с близкими и понятными им темами. Недаром на последней конференции было много докладов, посвященных юмору в детской речи: готовя доклад, связанный с этой темой, учащиеся могут проводить экспериментальную часть исследования прямо в школе, среди своих друзей.

Участие в конференции, подготовка докладов, исследования языковых аспектов различных областей культуры оказались настолько интересны школьникам, что каждый год количество участников растет. Так, если в 2002 г. было представлено 33 доклада на пяти секциях, то в 2003 г. – 75 докладов на десяти секциях. Докладчиками стали учащиеся 23 школ г. Москвы, а кроме того, две десятиклассницы из г. Краснокамска Пермской области (в Краснокамске о нашей конференции узнали из газеты «Русский язык», которая является одним из ее учредителей). Вот названия некоторых секций, дающие представление о разнообразии подходов к исследованию проблемы юмора в языке: «Юмор как отражение национальной культуры», «Юмор в литературе разных народов», «Анекдоты. Юмор в детской речи», «Юмор на экране и в эфире» и др.

На нашей конференции учащиеся 6–11-х классов не только выступают с докладами, но и участвуют в лингвистической игре «Грамотей», которую ведет к.ф.н., сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова Е.Я. Шмелева (она же проводит аналогичную еженедельную игру на радиостанции «Маяк»). Кроме того, дети принимают активное участие в дискуссии, связанной с тематикой конференции, которую проводят гл. ред. журнала «Лицейское и гимназическое образование», к.ф.-м.н. А.Ю. Пентин и к.ист.н. И.Ю. Синельников. Дискуссия на последней конференции называлась «Существует ли табу для юмора?».

Подробнее с историей проведения конференции «Языкознание для всех» и хроникой конференции 2003 г. можно ознакомиться в журнале «Русский язык в школе» № 3, 2003.

Тема, которую мы выбрали для следующей конференции (февраль 2004 г.), – «Язык и политика».

Итак, конференция «Языкознание для всех» развивает новое направление исследовательской работы школьников – языковедческое. Освоение исследовательского метода на языковом материале – дело очень перспективное. Провести анализ языковых явлений, сопоставить языковые факты – такие умения могут быть востребованы не только собственно в научной работе, они сегодня требуются во многих областях деятельности, не говоря уже о школьных олимпиадах и конкурсах. Кроме того, язык является инструментом получения знаний на всех предметах. Исследование школьниками этого инструмента способствует повышению мотивации изучения языка, а совершенствование в языке помогает лучше осваивать и все другие предметные области. Таким образом, лингвистические исследования учащихся помогают решать как образовательные, так и развивающие задачи обучения в средней школе.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru