МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
Полезные мелочи
1. Сколько? Столько!
Нелегко бывает пяти-, шестикласснику
запомнить разряды местоимений и научиться
определять разряд каждого встреченного
местоимения. Тема «укладывается», если разделить
разряды на группы.
Сначала запоминаем самые известные местоимения
– личные – и еще два разряда, связанных с
личными: возвратное местоимение себя
(вместо меня, тебя и т.д.) и притяжательные
(мой – принадлежащий мне и т.д.).
Другую группу начнем рассматривать с вопросительных
местоимений; их легко запомнить, если знать,
что местоимения употребляются вместо имен –
существительного, прилагательного и
числительного. Вопросы к этим частям речи и есть
вопросительные местоимения. К ним примыкают относительные
– как будто бы те же слова, но в другой роли: не
спрашивают, а связывают – отношения
устанавливают между главным и придаточным
предложением. Еще два разряда образованы от
вопросительных – неопределенные (с помощью
«неопределенных» суффиксов -то, -нибудь, -либо и
приставок кое- и не) и отрицательные.
Вот уже семь разрядов освоено: 3 + 4. Осталось
только два. Легкие указательные запоминаются
с помощью вытянутого указательного пальца и
вопросительных местоимений (спрашиваем –
отвечаем: какой? – такой, этот, тот; сколько?
– столько и т.д.). А определительные
очень уж разнородные, их приходится учить
списком, группируя по значению или по созвучиям,
а можно и что-то вроде стишка-считалки придумать:
Всякий, целый, весь, любой,
Самый, сам, иной, другой...
2. Сорокалетняя сороконожка
Очень трудно и детям, и взрослым
правильно писать сложные слова с первой частью –
числительным. В помощь детям Т.Н. Арбузина
рассказывает такую сказку.
Однажды маленькая сороконожка задумалась,
почему ее так называют. Ведь не зовут же воробья
– двуножка, а паука – восьминожка. И
действительно ли у нее сорок ног? Решила она во
что бы то ни стало проверить, так ли это, и начала
считать. Но считать она умела только до четырех,
поэтому на вопрос, как ее зовут, отвечала:
«Четырехножка». Потом она подросла и стала
Пятиножкой, затем Шести-, Семи-, Восьми- (дальше
продолжайте сами) и наконец –
Тридцатидевятиножкой. Но вот тут она
остановилась, потому что обнаружила, что с тех
пор, как начала свой счет, прошло целых сорок
сороконожечьих лет и она из маленькой девочки
превратилась в юную цветущую особу. А для
девушек-сороконожек сорок лет – это возраст,
когда они выходят замуж. Женихов у нашей
сороконожки было хоть отбавляй – ведь она такая
умная и нач...считаннная! Сосчитав свою последнюю
ногу, ученая красавица приняла от лучшего из
женихов обручальное кольцо. И как вы думаете,
куда она его поместила? Конечно же, на самое
почетное место, украсив им серединку своего
имени. Вот так: сорокОножка. Самые мудрые и
старейшие соплеменники, девяносто- и столетние
сороконожки, сначала посмеивались над
выдумщицей, а потом последовали ее примеру.
Вот почему мы и сейчас пишем: сороконожка,
девяностолетний.
А взрослым на всякий случай напомним: в
словах-прилагательных сорокалетний, сорокадневный
и подобных им, как и в других сложных
прилагательных, составленных из числительного и
существительного, числительное стоит в форме род.
падежа: трехметровый, восьмидесятиметровый,
четырестасорокапятиметровый и т.д.
Кроме слов с числительными: один, девяносто,
сто, тысяча: однобокий, девяностогранный,
столикий, тысячелетие, – эти
числительные ведут себя как существительные. В
сложном существительном и числительное сорок
ведет себя как существительное, поэтому здесь
используется соединительная гласная о.
|