ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
Н.А.ШАПИРО
Из записной книжки учителя
Из сочинения
Пушкин просит, чтобы поэт писал то, что
само выливается из его души, а не то, что
выдавливают из тела оковы самодержавия.
О вреде неполных предложений
Близнецов-одиннадцатиклассников,
когда они вместе, различаю хорошо; когда вижу
порознь, избегаю называть по имени. После уроков
на дополнительные по русскому приходит один из
них с батоном (в перерыве пьем чай с хлебом).
– Почему один?
– Денег больше не было...
Поход. Солнечный день. Все разложено и
развешано для просушки. Надвигается туча.
Убирать? Не убирать? Подходит ученик. Напряженно
смотрю на небо. Хлынуло.
– Пошел, гад...
Ученик пожимает плечами и отходит.
Из писем бывших учеников
Дорогая Н.А.! Спешу сообщить Вам
прекрасные новости: Вы снова стали бабушкой. Я
родила дочку.
Заумь
Я боюсь разучиться писать по-русски.
Вчера я видела, как одна девочка написала «60»:
«шисят». Некая шись родила шисят. Зачем?
Фольклор
Четырехлетняя дочь рассказывает
приехавшим в гости выпускникам, как Пушкин жил в
Михайловском. Забыла имя няни. Подсказывают.
– А вы откуда знаете?
– Нам твоя мама тоже рассказывала.
Так рождаются легенды
– Вообще-то Пушкина воспитывали
французы, но было на него и русское влияние: ему
рассказывала сказки няня Надежда Ароновна.
Слово в контексте
Убираем строительный мусор.
– Все, ребята, перерыв, отдыхайте.
– А я не устал, я покопаю еще.
Остальные, не сговариваясь:
– Сачок!
Из капустника, который приготовили
девятиклассники к 8 Марта: «Я негритянка по имени
Мэм, родилась на бирже труда...».
Эрудиция
В походе. Четвероклассники улеглись
спать. Один рассказывает немыслимо длинную,
запутанную сказку, герой которой убивает свою
мать, а потом совершает какие-то подвиги.
– Стасик, я что-то не понял: тут герой
положительный или отрицательный?
– А это же восточная сказка, в восточных все
по-другому, я читал в предисловии.
– А я читал в «Иранской энциклопедии»...
Засыпают. Но мне уже не до сна. Утром осторожно
спрашиваю:
– Костя, ты что-то говорил про «Иранскую
энциклопедию»...
– Да, это у меня есть такой сборник сказок, так
называется.
* * *
После урока по классу по-хозяйски
ходит мышь, скроется под шкаф – и снова
появляется. Восьмиклассники и я сидим, поджав
ноги. Боимся. Входят два девятиклассника,
улыбаются покровительственно, берут веник и
швабру, застывают около шкафа в воинственных
позах. Мышь не показывается. Один:
– Чувствует мое либидо.
Я поперхнулась от неожиданности. Не смущается:
– Тьфу, перепутал, я хотел сказать «мортидо». (Я
такого слова не знала; старшеклассники
объяснили: влечение к смерти, уничтожению.)
Как понять
– А мне нравится с классом ездить.
– Что же ты в Архангельское с нами не поехал?
– Архангельск? Это какой Архангельск? Это где мой
брат сидит?
– А мы на Кремль залезем?
– Я только одного не понимаю, с
биологической точки зрения, – как Гермес выманил
черепаху из панциря?
|