Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2003

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

Н.А.ШАПИРО


Из записной книжки учителя

Из сочинения

Пушкин просит, чтобы поэт писал то, что само выливается из его души, а не то, что выдавливают из тела оковы самодержавия.

О вреде неполных предложений

Близнецов-одиннадцатиклассников, когда они вместе, различаю хорошо; когда вижу порознь, избегаю называть по имени. После уроков на дополнительные по русскому приходит один из них с батоном (в перерыве пьем чай с хлебом).
– Почему один?
– Денег больше не было...

Поход. Солнечный день. Все разложено и развешано для просушки. Надвигается туча. Убирать? Не убирать? Подходит ученик. Напряженно смотрю на небо. Хлынуло.
– Пошел, гад...
Ученик пожимает плечами и отходит.

Из писем бывших учеников

Дорогая Н.А.! Спешу сообщить Вам прекрасные новости: Вы снова стали бабушкой. Я родила дочку.

Заумь

Я боюсь разучиться писать по-русски. Вчера я видела, как одна девочка написала «60»: «шисят». Некая шись родила шисят. Зачем?

Фольклор

Четырехлетняя дочь рассказывает приехавшим в гости выпускникам, как Пушкин жил в Михайловском. Забыла имя няни. Подсказывают.
– А вы откуда знаете?
– Нам твоя мама тоже рассказывала.

Так рождаются легенды

– Вообще-то Пушкина воспитывали французы, но было на него и русское влияние: ему рассказывала сказки няня Надежда Ароновна.

Слово в контексте

Убираем строительный мусор.
– Все, ребята, перерыв, отдыхайте.
– А я не устал, я покопаю еще.
Остальные, не сговариваясь:
– Сачок!

Из капустника, который приготовили девятиклассники к 8 Марта: «Я негритянка по имени Мэм, родилась на бирже труда...».

Эрудиция

В походе. Четвероклассники улеглись спать. Один рассказывает немыслимо длинную, запутанную сказку, герой которой убивает свою мать, а потом совершает какие-то подвиги.
– Стасик, я что-то не понял: тут герой положительный или отрицательный?
– А это же восточная сказка, в восточных все по-другому, я читал в предисловии.
– А я читал в «Иранской энциклопедии»...
Засыпают. Но мне уже не до сна. Утром осторожно спрашиваю:
– Костя, ты что-то говорил про «Иранскую энциклопедию»...
– Да, это у меня есть такой сборник сказок, так называется.

* * *

После урока по классу по-хозяйски ходит мышь, скроется под шкаф – и снова появляется. Восьмиклассники и я сидим, поджав ноги. Боимся. Входят два девятиклассника, улыбаются покровительственно, берут веник и швабру, застывают около шкафа в воинственных позах. Мышь не показывается. Один:
– Чувствует мое либидо.
Я поперхнулась от неожиданности. Не смущается:
– Тьфу, перепутал, я хотел сказать «мортидо». (Я такого слова не знала; старшеклассники объяснили: влечение к смерти, уничтожению.)

Как понять

– А мне нравится с классом ездить.
– Что же ты в Архангельское с нами не поехал?
– Архангельск? Это какой Архангельск? Это где мой брат сидит?
– А мы на Кремль залезем?

– Я только одного не понимаю, с биологической точки зрения, – как Гермес выманил черепаху из панциря?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru