Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2003

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев

Продолжение. См. № 2, 6, 10, 14, 18, 22/2003


7. Какую тему им сегодня предложить?
«Опять сочинение! У-у-у!»

Признайтесь, уважаемые читатели, что такие слова вам приходилось слышать не раз и не два. Вы целый день штудировали литературу о сочинении-описании (природы, помещения, одежды или трудовых процессов – не важно), вы подготовили неплохой конспект урока, а ответом на ваши усилия стало недовольное «У-у-у!», едва только на доске появилось слово сочинение. В чем же дело?

Может быть, в том, что традиционная методика развития речи слишком традиционна? Что привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы? В результате – неинтересные, серые, скучные работы, в которых ни мысли, ни чувства, ни образов. А виноваты мы сами: тему-то мы задаем!

Искать новые темы

Методика обучения сочинению – тема необъятная, поэтому в самом начале договоримся о предмете разговора. Речь пойдет о сочинении на свободную тему на уроках русского языка, точнее, о темах, которые мы выбираем.

Разумеется, любой учитель хотя бы раз в своей жизни вместо предписанного программой безликого «Описание помещения» предлагал что-то свое, оригинальное, даже если на первый взгляд это казалось совершенной отсебятиной. Так, наверное, родились темы:

«Моя комната в будущем»1 или «Мое любимое место в доме»2. А можно вместо описания комнаты предложить и что-нибудь поинтереснее, например: описание пещеры, каюты и даже замка3.

Так рождались и сочинения:

«А какая осень … на вкус?», «Жил на свете маленький дождь», «Разговор цветов», «Я лежу на земле», «Что же в самом деле самое прекрасное, что я видел на Земле?»4.

Но много ли таких оригинальных, свежих, неизбитых тем может придумать один человек? Иногда кажется, что придумывать что-то новое уже нет сил, фантазия иссякла, творчеству пришел конец, – и опять в тетрадях появляются шаблонные темы, а с ними такие же шаблонные, серые тексты. В общем, заколдованный круг.

Выход из этой ситуации есть. Надо только вспомнить, что у нас с вами есть незаменимый помощник – наша газета «Русский язык», а также другие профессиональные издания. А в них – творчество учителей, оригинальные находки, плодотворные идеи. Учительские разработки подскажут новую тему сочинения, или неожиданный поворот старой, традиционной темы, или необычную ситуацию, которая задает тему.

Несколько лет назад я завела сначала обычную, а потом компьютерную папку, в которой стала хранить «нестандартные» или просто чем-то привлекшие меня темы сочинений для разных классов. Время от времени я буду извлекать из этой папки настоящие жемчужины и делиться ими с вами, уважаемые коллеги.

Вот несколько наугад выбранных тем, предложенных в разное время читателями «Русского языка» (в скобках для экономии указываю только фамилию автора и номер газеты):

На первый взгляд кажется, что перед нами вариации ритуальной темы «Как я провел лето (каникулы)». Но на самом деле смена формулировки приводит к поразительным результатам: дети раскрепощаются, начинают писать более раскованно и эмоционально. Сочинения «про лето» подойдут для любого класса.

А вот темы для 5-6-х классов:

Сочинения от имени неодушевленного предмета (все они так или иначе восходят к знаменитой книге Дж. Родари «Грамматика фантазии») очень популярны среди ребят данного возраста5. Ребенку предлагается побывать в нестандартной ситуации, примерить на себя роль кактуса (розы, ботинка, старого чайника и т.п.). Дети с удовольствием импровизируют, хотя нельзя сказать, что с первого раза у всех получается. Пугает необычная формулировка, непонятно, чего ждет от тебя учитель; и вообще – о чем писать? Но постепенно пятиклассники понимают, что надо просто пофантазировать, представить себя на месте какой-нибудь вещи и написать об этом. А учитель, соответственно, должен создать условия: разрешить «писать чем угодно и на чем угодно – официальная тетрадь часто сковывает ученика», писать только на уроке, а времени давать минут 10–15 (С.В. Волков).

Когда есть что сказать

В центре внимания современной методики развития речи находится ребенок. Эта мысль сегодня никем уже не оспаривается, более того – она стала общим местом. В соответствии с этим принципом предлагать нужно такие темы, которые интересны ученику, не оставят его равнодушным, вызовут в нем эмоциональный отклик. «Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть свои личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать», – пишет наш автор В.И. Слуцкий из Петрозаводска6.

В классификации сочинений есть особая их разновидность – сочинения по личным впечатлениям. Какого рода могут быть эти личные впечатления? В.И. Слуцкий делит их на музыкальные, читательские, жизненные и фантазийные. Из них наиболее распространенными являются сочинения на основе жизненных впечатлений.

К ним можно отнести темы:

  • «Я хочу рассказать вам…» (название, кстати, восходит к И.Андроникову и М.Лермонтову);

  • «Это же надо такому случиться!»;

  • «Что я люблю и чего не люблю…» (по мотивам рассказов В.Драгунского) – и многие другие.

Легко писать сочинения с учениками 5–6-х классов. Маленькие дети откликаются на любую творческую находку учителя, на любую игровую ситуацию, лишь бы тема была интересна.

А что делать с 7–8-классниками? «Трудный возраст…».

Именно такой заголовок предложила для творческой работы своим ученикам С.И. Демиденко из Углича. Эти сочинения можно прочитать в газете «Русский язык» (№ 4/2002). «Публицистические темы, – пишет Светлана Ивановна, – позволяют детям выразить свое мнение, отношение к проблеме, более того, помогают выработать его, осознать: “Что такое сильный характер?”, “Неожиданное разочарование”, “О справедливости”, “Можно ли встретить рыцарские черты у наших современников?”. Как можно заметить, все темы личностно значимы для ребенка данного возраста».

А вот еще несколько необычных тем, но уже для старшеклассников:

  • «Барахолка (очерк с элементами интервью)»;

  • «Фельетон о современной телевизионной рекламе», «Мой район (квартал, подъезд) опыт обобщающей характеристики».

Эти темы я выбрала из статьи С.Страшнова, опубликованной в газете «Литература» (№ 30/2002).
О чем еще можно предлагать писать подросткам и юношеству? «О себе»; «О красоте и необычности окружающего мира»; «О людях, тебя окружающих».
Да мало ли еще о чем! Главное – чтобы в классе была атмосфера доверия между учителем и учениками и между самими учениками.

О чем писать нельзя?

«Учительница Валентина Григорьевна сказала:

– Завтра наступают зимние каникулы. Я не сомневаюсь, что каждый ваш день будет очень счастливым. Вас ждут выставки и музеи! Но будет и какой-нибудь самый счастливый день. Я в этом не сомневаюсь! Вот о нем напишите домашнее сочинение. Лучшую работу я прочту вслух, всему классу. Итак, “Мой самый счастливый день”!» – так начинается рассказ А.Алексина «Самый счастливый день», имеющий самое непосредственное отношение к предмету нашего разговора.
Герой Алексина, как вы помните, весь рассказ мирил поссорившихся родителей и в конце концов помирил их. Это и был самый счастливый день его зимних каникул, хотя в сочинении он написал, что самым счастливым днем был тот, когда он ходил в Третьяковскую галерею, в которой не был полтора года.

Предлагая классу ту или иную тему сочинения, я всегда вспоминаю этот рассказ. Не обернется ли «доверительная» тема подлогом? Будут ли ребята откровенны? Возьмет ли тема за душу? Да и нужна ли нам их откровенность? Ведь объектом содержания в сочинении может стать далеко не каждый факт личной жизни ребенка. Есть темы неприкосновенные, особенно если в классе отсутствует атмосфера доверия, о которой мечтает любой учитель.

И здесь замечу, что любая из тем, о которых шла речь выше («Трудный возраст», «О себе»), может стать «опасной» если не для всего класса, то для отдельного ученика уж точно. Поэтому будем предельно осторожны, даже щепетильны в выборе тем и оставим за учеником право не писать работу, если она ему не по душе или требует слишком большой степени откровенности.

* * *

Не стоит думать, что новые, нестандартные темы, большая свобода учителей в их выборе – это примета только сегодняшнего дня. Наверное, истина, что все новое – это хорошо забытое старое, применима и к ситуации школьного сочинения. Стоит перелистать старые подшивки методических журналов, пособий, книг, чтобы убедиться в этом. А ведь есть еще один источник творческой энергии – личный опыт каждого из нас. Поэтому в конце, как всегда, призываю читателей «Русского языка» порыться в собственных запасниках, проветрить их и поделиться с нами своими идеями, находками, разработками уроков (желательно на конверте сделать пометку «Интересные темы»).

Продолжение следует


1 Ходан М.В. Поэт или архитектор? // Русский язык. № 46/ 2002.

2 Евграфова С.М. Сочинение на тему «Любимое место в доме» // Русский язык . № 35/1998.

3 Серию творческих работ на эти темы предлагает Л.В. Попкова в статье «Сочинение в 7–8 классах» // Русский язык в школе. 2002. № 3.

4 Волков С.В. Как приготовить сочинение? // Русская словесность. 1994. № 2.

5 О работе по методике Дж. Родари можно прочитать: Элиович Л. Творческий пересказ; Рослякова Л.Н. Творческие работы малых форм на уроках русского языка // Русский язык. № 48/1998.

6 Слуцкий В.И. Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. № 9/2003.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru