ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев
Продолжение. См. № 2, 6, 10, 14, 18, 22/2003
7. Какую тему им сегодня предложить?
«Опять сочинение! У-у-у!»
Признайтесь, уважаемые читатели, что
такие слова вам приходилось слышать не раз и не
два. Вы целый день штудировали литературу о
сочинении-описании (природы, помещения, одежды
или трудовых процессов – не важно), вы
подготовили неплохой конспект урока, а ответом
на ваши усилия стало недовольное «У-у-у!», едва
только на доске появилось слово сочинение. В
чем же дело?
Может быть, в том, что традиционная
методика развития речи слишком традиционна? Что
привычные, стандартные, во всех отношениях
правильные темы, которые мы из года в год
предлагаем детям, вызывают естественное
отторжение учеников от самой темы? В результате
– неинтересные, серые, скучные работы, в которых
ни мысли, ни чувства, ни образов. А виноваты мы
сами: тему-то мы задаем!
Искать новые темы
Методика обучения сочинению – тема
необъятная, поэтому в самом начале договоримся о
предмете разговора. Речь пойдет о сочинении на
свободную тему на уроках русского языка, точнее,
о темах, которые мы выбираем.
Разумеется, любой учитель
хотя бы раз в своей жизни вместо предписанного
программой безликого «Описание помещения»
предлагал что-то свое, оригинальное, даже если на
первый взгляд это казалось совершенной
отсебятиной. Так, наверное, родились темы:
«Моя комната в будущем»1
или «Мое любимое место в доме»2.
А можно вместо описания комнаты предложить и
что-нибудь поинтереснее, например: описание
пещеры, каюты и даже замка3.
Так рождались и сочинения:
«А какая осень … на вкус?», «Жил на
свете маленький дождь», «Разговор цветов», «Я
лежу на земле», «Что же в самом деле самое
прекрасное, что я видел на Земле?»4.
Но много ли таких оригинальных, свежих,
неизбитых тем может придумать один человек?
Иногда кажется, что придумывать что-то новое уже
нет сил, фантазия иссякла, творчеству пришел
конец, – и опять в тетрадях появляются шаблонные
темы, а с ними такие же шаблонные, серые тексты. В
общем, заколдованный круг.
Выход из этой ситуации есть. Надо
только вспомнить, что у нас с вами есть
незаменимый помощник – наша газета «Русский
язык», а также другие профессиональные издания. А
в них – творчество учителей, оригинальные
находки, плодотворные идеи. Учительские
разработки подскажут новую тему сочинения, или
неожиданный поворот старой, традиционной темы,
или необычную ситуацию, которая задает тему.
Несколько лет назад я завела сначала
обычную, а потом компьютерную папку, в которой
стала хранить «нестандартные» или просто чем-то
привлекшие меня темы сочинений для разных
классов. Время от времени я буду извлекать из
этой папки настоящие жемчужины и делиться ими с
вами, уважаемые коллеги.
Вот несколько наугад выбранных тем,
предложенных в разное время читателями
«Русского языка» (в скобках для экономии
указываю только фамилию автора и номер газеты):
На первый взгляд кажется, что перед
нами вариации ритуальной темы «Как я провел лето
(каникулы)». Но на самом деле смена формулировки
приводит к поразительным результатам: дети
раскрепощаются, начинают писать более
раскованно и эмоционально. Сочинения «про лето»
подойдут для любого класса.
А вот темы для 5-6-х классов:
Сочинения от имени
неодушевленного предмета (все они так или иначе
восходят к знаменитой книге Дж. Родари
«Грамматика фантазии») очень популярны среди
ребят данного возраста5.
Ребенку предлагается побывать в нестандартной
ситуации, примерить на себя роль кактуса (розы,
ботинка, старого чайника и т.п.). Дети с
удовольствием импровизируют, хотя нельзя
сказать, что с первого раза у всех получается.
Пугает необычная формулировка, непонятно, чего
ждет от тебя учитель; и вообще – о чем писать? Но
постепенно пятиклассники понимают, что надо
просто пофантазировать, представить себя на
месте какой-нибудь вещи и написать об этом. А
учитель, соответственно, должен создать условия:
разрешить «писать чем угодно и на чем угодно –
официальная тетрадь часто сковывает ученика»,
писать только на уроке, а времени давать минут
10–15 (С.В. Волков).
Когда есть что сказать
В центре внимания современной
методики развития речи находится ребенок. Эта
мысль сегодня никем уже не оспаривается, более
того – она стала общим местом. В соответствии с
этим принципом предлагать нужно такие темы,
которые интересны ученику, не оставят его
равнодушным, вызовут в нем эмоциональный отклик.
«Ребенок не должен писать и говорить о том, чего
он не пережил лично, что не стало фактом его
жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда
у ребенка есть свои личные впечатления, личные
переживания, ему всегда есть что сказать», –
пишет наш автор В.И. Слуцкий из Петрозаводска6.
В классификации сочинений есть особая
их разновидность – сочинения по личным
впечатлениям. Какого рода могут быть эти
личные впечатления? В.И. Слуцкий делит их на
музыкальные, читательские, жизненные и
фантазийные. Из них наиболее распространенными
являются сочинения на основе жизненных
впечатлений.
К ним можно отнести темы:
«Я хочу рассказать вам…» (название,
кстати, восходит к И.Андроникову и М.Лермонтову);
«Это же надо такому случиться!»;
«Что я люблю и чего не люблю…» (по
мотивам рассказов В.Драгунского) – и многие
другие.
Легко писать сочинения с учениками
5–6-х классов. Маленькие дети откликаются на
любую творческую находку учителя, на любую
игровую ситуацию, лишь бы тема была интересна.
А что делать с 7–8-классниками?
«Трудный возраст…».
Именно такой заголовок предложила для
творческой работы своим ученикам С.И. Демиденко
из Углича. Эти сочинения можно прочитать в газете
«Русский язык»
(№ 4/2002). «Публицистические темы, – пишет
Светлана Ивановна, – позволяют детям выразить
свое мнение, отношение к проблеме, более того,
помогают выработать его, осознать: “Что такое
сильный характер?”, “Неожиданное
разочарование”, “О справедливости”, “Можно ли
встретить рыцарские черты у наших
современников?”. Как можно заметить, все темы
личностно значимы для ребенка данного возраста».
А вот еще несколько необычных тем, но
уже для старшеклассников:
«Барахолка (очерк с элементами
интервью)»;
«Фельетон о современной
телевизионной рекламе», «Мой район (квартал,
подъезд) опыт обобщающей характеристики».
Эти темы я выбрала из статьи
С.Страшнова, опубликованной в газете «Литература» (№
30/2002).
О чем еще можно предлагать писать подросткам и
юношеству? «О себе»; «О красоте и необычности
окружающего мира»; «О людях, тебя окружающих».
Да мало ли еще о чем! Главное – чтобы в классе
была атмосфера доверия между учителем и
учениками и между самими учениками.
О чем писать нельзя?
«Учительница Валентина Григорьевна
сказала:
– Завтра наступают зимние каникулы. Я
не сомневаюсь, что каждый ваш день будет очень
счастливым. Вас ждут выставки и музеи! Но будет и
какой-нибудь самый счастливый день. Я в этом не
сомневаюсь! Вот о нем напишите домашнее
сочинение. Лучшую работу я прочту вслух, всему
классу. Итак, “Мой самый счастливый день”!» –
так начинается рассказ А.Алексина «Самый
счастливый день», имеющий самое
непосредственное отношение к предмету нашего
разговора.
Герой Алексина, как вы помните, весь рассказ
мирил поссорившихся родителей и в конце концов
помирил их. Это и был самый счастливый день его
зимних каникул, хотя в сочинении он написал, что
самым счастливым днем был тот, когда он ходил в
Третьяковскую галерею, в которой не был полтора
года.
Предлагая классу ту или иную тему
сочинения, я всегда вспоминаю этот рассказ. Не
обернется ли «доверительная» тема подлогом?
Будут ли ребята откровенны? Возьмет ли тема за
душу? Да и нужна ли нам их откровенность? Ведь
объектом содержания в сочинении может стать
далеко не каждый факт личной жизни ребенка. Есть
темы неприкосновенные, особенно если в классе
отсутствует атмосфера доверия, о которой мечтает
любой учитель.
И здесь замечу, что любая из тем, о
которых шла речь выше («Трудный возраст», «О
себе»), может стать «опасной» если не для всего
класса, то для отдельного ученика уж точно.
Поэтому будем предельно осторожны, даже
щепетильны в выборе тем и оставим за учеником
право не писать работу, если она ему не по душе
или требует слишком большой степени
откровенности.
* * *
Не стоит думать, что новые,
нестандартные темы, большая свобода учителей в
их выборе – это примета только сегодняшнего дня.
Наверное, истина, что все новое – это хорошо
забытое старое, применима и к ситуации школьного
сочинения. Стоит перелистать старые подшивки
методических журналов, пособий, книг, чтобы
убедиться в этом. А ведь есть еще один источник
творческой энергии – личный опыт каждого из нас.
Поэтому в конце, как всегда, призываю читателей
«Русского языка» порыться в собственных
запасниках, проветрить их и поделиться с нами
своими идеями, находками, разработками уроков
(желательно на конверте сделать пометку
«Интересные темы»).
Продолжение следует
1 Ходан
М.В. Поэт или архитектор? // Русский язык. № 46/
2002.
2 Евграфова С.М.
Сочинение на тему «Любимое место в доме» //
Русский язык . № 35/1998.
3 Серию
творческих работ на эти темы предлагает Л.В.
Попкова в статье «Сочинение в 7–8 классах» //
Русский язык в школе. 2002. № 3.
4 Волков С.В.
Как приготовить сочинение? // Русская
словесность. 1994. № 2.
5 О работе по
методике Дж. Родари можно прочитать: Элиович Л.
Творческий пересказ; Рослякова Л.Н.
Творческие работы малых форм на уроках русского
языка // Русский язык. № 48/1998.
6 Слуцкий В.И. Методика
развития речи на уроках русского языка в средней
школе // Русский
язык. № 9/2003.
|