Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Словосочетания и простые предложения
Виды сказуемых
8 класс
Урок рассчитан на 2 часа; работа
проходит в различных режимах: коллективно, в
группах, индивидуально. Его можно провести и как
итоговый после изучения темы, и в качестве
зачетного в конце года.
ХОД УРОКА
1. Словарный диктант. Учитель
диктует словарные слова, ученики должны с ними
составить словосочетания (работа по вариантам:
первое слово – 1-й вариант, второе слово – 2-й и
т.д.), указать главное слово в словосочетаниях.
Ровесник, сверстник, президиум,
президент, привилегия, преследовать,
преследование, специальность, профессия, сигнал,
регулировать, подвиг, героизм, мужество,
истинный, подлинный, талантливый, гениальный,
директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция,
идеал, диплом, свидетельство, аттестат,
стипендия, стипендиат, преданность, митинг,
кандидат, делегат, депутат, легендарный, маршрут,
удивлять, поражать, театр, репетиция, режиссер,
большинство, конференция, конгресс, карнавал,
иллюминация, комиссия, комитет, воплотить,
выразить, осуществить.
2. Повторение теории. На доске
записаны примеры. Нужно соединить
словосочетания левой колонки со словом,
обозначающим способ связи, указанный в правой
колонке.
Умный ответ
красивым почерком
решать задачи
по-весеннему холодно
сок березы
гореть на костре
прекрасно отвечать |
СОГЛАСОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРИМЫКАНИЕ |
3. Ученики отмечают по одному
словосочетанию на каждый вид связи из своего
словарного диктанта.
4. Ученики, успевающие на тройки,
делятся на группы по 3–4 человека. Они выполняют
работу по тестам К-3 – К-5, затем обмениваются
заданиями. После выполнения их идут
взаимопроверка и объяснение выбранных ответов. В
случае разногласий обращаются к консультанту
или учителю.
Ученики, успевающие на четверки и
пятерки, выполняют работу по карточкам К-1 или К-2.
Карточки с тестами
К-1. Расположите предложения в
нужной последовательности, чтобы получился
текст. Спишите его, расставляя знаки препинания и
вставляя пропущенные буквы.
1) Суда во врем_на Колумба (не)могли
совершать очень длительные плавания в открытом
мор_.
2) Смертельный голод и жажда порой угр_жали
мор_кам и при обычных плаваниях по хорош_ уже
извес_ным м_ршрутам.
3) Это были деревя_ные парусники с (много)числе_ным
эк_паж_м.
4) Иначе с парусами (не)справиш_ся.
5) Они (не)вмещали достаточного ко_личества
пресной воды и провианта.
6) Предприятие генуэз_кого мор_хода требовал_
отча_ной смелости.
7) А тут пр_дстоял д_лекий (не)извес_ный путь.
(Правильный вариант: 1, 5, 3, 4, 2, 7, 6.)
1. Определите тип речи текста. Докажите
свое мнение.
2. Выпишите по одному словосочетанию с
управлением, согласованием и примыканием.
3. Укажите номер предложения с составным
глагольным сказуемым.
4. Укажите номер предложения с составным именным
сказуемым.
5. Укажите номер односоставного предложения и
укажите его вид.
6. Произведите синтаксический разбор предложения
с однородными подлежащими.
7. Подберите синонимы к слову провиант.
8. Какие контекстуальные синонимы использует
автор в тексте?
(Суда – парусники, моряки – экипаж, Колумб –
генуэзский мореход, предприятие – плавание.)
9. Выпишите однокоренные слова и разберите их по
составу.
10. Выпишите из первых двух предложений служебные
части речи и назовите их.
11. Найдите номер предложения, в котором не
со словом может писаться раздельно. Приведите
пример такого написания.
К-2. Восстановите правильный
порядок предложений, чтобы получился текст.
Какое предложение здесь лишнее? Спишите,
расставляя знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы.
1) При помощи (остр_)умных соображений
Аристотель док_зал (шар_)образность Земли.
2) Своим автор_тетом Аристотель на много веков
закр_пил ложное мнение что Земля (не)подвижный
центр Вселе_ной.
3) Он утверждал что лу_ные затмения происход_т
когда Луна попада_т в тень отбрасыва_мую Землей.
4) Таким путем Аристотель пр_шел к выводу что
Земля безусловно (шар_)образна и что (шар_)образны
(по)видимому все небесные тела.
5) И сама Луна имеет выпуклую скорее всего
(шар_)образную форму.
6) На диск_ Луны мы вид_м край земной тени всегда
круглым.
(Правильный вариант: 1, 3, 6, 5, 4.)
1. Определите тип речи текста.
2. Выпишите по одному словосочетанию с
управлением, согласованием и примыканием.
3. Укажите номер предложения, в котором есть
вводное слово.
4. Укажите номер предложения с составным именным
сказуемым.
5. Укажите номер предложения с обособленным
определением.
6. Укажите предложение(я), где ставится тире между
подлежащим и сказуемым.
7. Определите способ связи предложений 1 и 2 в
правильном тексте. (Местоимение.)
8. Подберите синоним к слову ложное (мнение).
9. Произведите синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с однородными
придаточными.
10. Выпишите однокоренные слова и разберите их по
составу.
Карточки-тесты для групповых заданий
К-3
1. Найдите в словосочетаниях вид
связи – примыкание.
а) думал уйти
б) участвовать в поиске
в) поиски неизведанного
г) доблестный труд
д) стоял молча
е) из трех книг
2. Укажите побудительное предложение.
а) Я не помню утра более ясного и
свежего.
б) Соловья баснями не кормят.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Чужим умом не проживешь.
3. Найдите предложение, в котором
подлежащее выражено словосочетанием.
а) Листва березовой аллеи была вся
прозрачна.
б) Несколько казаков обступили Савельича.
в) Подойти к двери было страшно.
г) Отец с родными братьями шел по полю.
4. Укажите предложение с простым
глагольным сказуемым.
а) Ничто нас в жизни не может вышибить
из седла.
б) Парус белый из тумана начинает выплывать.
в) Мы будем говорить с тобою до рассвета.
г) При блеске солнца огонь был красив.
К-4
1. Найдите в словосочетании вид связи
– управление.
а) встретить нас
б) поворот налево
в) учить уроки
г) вдохновенно трудиться
д) в туристском походе
е) постоянные заботы
2. Укажите повествовательное
предложение.
а) Люблю тебя, Петра творенье!
б) А вы любили когда-нибудь?
в) Любите нас, хороших, добрых, милых.
г) Любовь моя, приди ко мне, приди!
3. Найдите предложение, в котором
подлежащее выражено причастием.
а) Отъезжающие вошли в вагон.
б) Бывалые и старые поучали молодых.
в) Несколько провожающих стояли у вагона.
г) Встречающие, пройдите на второй путь.
4. Укажите предложение с составным
глагольным сказуемым.
а) Он оказался очень смелым.
б) Я буду решать задачи.
в) Жить – Родине служить.
г) Ты обязан хорошо учиться.
К-5
1. Найдите в словосочетании вид связи
– согласование.
а) в новых условиях
б) полный решимости
в) очень смешной
г) желание петь
д) езда верхом
е) кто-то из учеников
2. Укажите риторический вопрос.
а) Да ведь фуражка на голове у вас?
б) Знаете ли вы украинскую ночь?
в) Отчего ж ты у меня не спросишь?
г) К чему опять ты мрачна?
3. Найдите предложения, в которых
верно выделено подлежащее.
а) Не то удивление, не то испуг
притаилось в его глазах.
б) Мне не спится.
в) Высшая форма законченности – круг.
г) Не забудет народ-победитель беззаветных
героев своих.
4. Укажите предложение, в котором
верно выделено сказуемое.
а) Деревня, где скучал Евгений, была
прелестный уголок.
б) Все просили ее спеть.
в) Абстрактная живопись стала притчей во языцех.
г) Мы не сможем выступать с концертом на этой
неделе.
|