ПОДСПОРЬЕ
С.М.ЕВГРАФОВА
Уроки с «Хранителем древностей»
(Диктанты и упражнения по
текстам Ю.Домбровского)
1. Этюд «Спор двух правил» (для
старшеклассников).
Запишите под диктовку первое
предложение романа «Хранитель древностей»:
Впервые я увидел этот необычный город, столь
(не)похожий ни на один из городов в мире, в 1933
году и помню, как он меня тогда удивил.
Как следует писать в данном случае (не)похожий?
Сравним примеры: непохожий на другие
города, столь непохожий на брата мальчик, не
похожий ни на кого. Какой частью речи является
слово непохожий? (Прилагательным.) Найдем в
справочнике (я цитирую по книге: Розенталь Д.Э.
Справочник по правописанию и литературной
правке. М.: Айрис – Рольф, 1997) те пункты правила,
которыми нужно руководствоваться при написании не
с прилагательными.
А. «Наличие пояснительных слов, как
правило, не влияет на слитное написание не
с прилагательными (ср. написание не с
причастиями), например: незнакомый нам автор,
неизвестные науке факты, неуместное в данных
условиях замечание, незаметная на первый взгляд
ошибка, непонятные ученику слова, ненужные для
дела подробности, неправильные во многих
отношениях выводы; случай, непохожий на другие;
поведение, недостойное порядочного человека;
площадка, непригодная для стройки; озеро,
невидное за лесом (везде утверждается
отрицательный признак, а не отрицается
положительный)» (цит. изд., с. 74).
Б. «Раздельное написание не
с прилагательным, имеющим при себе пояснительные
слова, встречается <...> при наличии в качестве
пояснительных слов отрицательных местоимений и
наречий (начинающихся с ни) <...>,
например: никому не известный адрес, ни в чем не
повинные люди, ничуть не вредный напиток <...>,
ср. неведомыми мне путями – никому не ведомыми
путями, но В жизни нет ничего невозможного! В
том, в чем обвиняется мой сосед, нет ничего
незаконного (отрицательное местоимение ничего
не зависит от прилагательных, а само ими
поясняется)» (цит. изд., с. 75).
В. «Если в качестве пояснительного
слова выступает наречие меры и степени (весьма,
крайне, очень, почти, наречное выражение в
высшей степени и т.п.), то не с
прилагательным пишется слитно, например: весьма
некрасивый поступок, крайне неуместный выпад,
очень неудачное выступление, почти незнакомый
текст, в высшей степени неразборчивый почерк»
(цит. изд., с. 75).
Как можно заметить, в предложении,
которое мы записали вначале, наличествуют и
отрицание с ни, и наречие меры и степени столь.
Каким же пунктом правила руководствоваться –
пунктом Б или пунктом В? Раздельно писать не
или слитно?
Во-первых, отметим, что само
возникновение этого «конфликта правил»
обусловлено стилистической шероховатостью
авторского текста: правильнее было бы сказать необычный
город, столь непохожий на другие города мира
или необычный город, <совсем> не похожий ни
на один другой город в мире.
Во-вторых, коль скоро такая задача
возникла, попробуем ее решить. Какое значение
здесь существеннее – утверждение высшей степени
«непохожести» на другие города или отрицание
сходства с ними? Несомненно, первое. Значит,
правильнее действовать по пункту В. Сравним
подобный случай, где фигурирует наречие почти:
человек, почти не знакомый ни с кем из нас; там
на первый план выходит отрицание знакомства с
кем бы то ни было, и потому лучше выбрать
пункт Б.
Замечу, что появление подобных
примеров в тестах недопустимо: вне более
широкого контекста задача не может быть решена
однозначно, да и стилистически небезупречные
конструкции незачем предъявлять экзаменующимся.
2. Диктант на повторение (для 9-го
класса).
АЛМА-АТА
Выезжал я из Москвы в ростепель, в
хмурую и теплую погодку. То и дело моросил дождичек,
и только-только начали набухать за заборами,
на мокрых бульварах и в бутылках на подоконниках
бурые податливые почки. Провожали меня
красными прутиками расцветшей вербы,
потешными желтыми и белыми цветами ее, похожими
на комочки пуха. Больше ничего не цвело*. А здесь я
сразу очутился среди южного лета. Цвело все, даже
то, чему вообще цвести не положено: стены
домов, крыши, лужи под желтой ряской, тротуары
и мостовые.
От станции до города меня довезли, а по
городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала,
спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад.
От деревьев исходил сладкий, пряный запах, и
он был так тяжел, что не плыл, а стоял в воздухе.
Солнце еще не встало, а под акациями уже
трубили шмели и кружили большие белые бабочки. Я
увидел, что зелень в этом городе расположена террасами.
Первый этаж – вот эти акации. Над акациями –
фруктовые сады, над садами – тополя, а над
тополями уже только горы да горные леса на них.
Потом я узнал: тополя в городе и есть
самое главное. Без них ни рассказать об
Алма-Ате, ни подумать о ней невозможно.
Они присутствовали при рождении города. Еще ни
улиц, ни домов не было, а они уже были. Весь
город, дом за домом, квартал за кварталом, обсажен
тополями. Нет такого окна в городе, высунувшись
из которого ты не увидел бы прямо перед собой
белый блестящий или черный морщинистый
ствол.
Алма-атинский тополь –
замечательное дерево. Он высок, прям и всегда
почти совершенно неподвижен. Когда налетает
буран, другие деревья, гудя, гнутся в дугу, а он едва-едва
помахивает вершиной. Не дерево, а колоссальная
триумфальная колонна на площади! И не
забудьте: каждому из этих великанов по доброй
сотне лет. Но нет дерева более живого и
говорливого, чем тополь*. От самых корней до
вершин живой мелкой листвой шумит, пульсирует,
переливается серебром и чернью. А над тополями
уже горы...
С час как бойко шла перекличка петухов.
Не смолкая чирикал и заливался вишенник. С
сухим электрическим треском вспархивала розовая
и синяя саранча. Заливались где-то на задах
лягушки. Потом я узнал: в городе зверья не меньше,
чем людей. В городском парке по вечерам ухает
филин. Дикие козочки забегают осенью и ягнятся в
окраинных садах. Словом, нигде в мире, сказал
мне один зоолог, дикая природа не подходит так
близко к большому городу, как в Алма-Ате.
(385 слов)
Вопросы и задания
1. Проработайте правописание
выделенных слов (можно предварительно записать
их на доске, обсудить все встречающиеся в них
орфограммы).
2. Определите, являются ли помеченные звездочками
предложения двусоставными или односоставными,
найдите в них грамматические основы.
3. Найдите в тексте конструкции с однородными
членами, прокомментируйте расстановку знаков
препинания.
4. Найдите в тексте сравнительные обороты,
обратите внимание на запятые.
5. Найдите в тексте определительные обороты,
прокомментируйте расстановку знаков препинания.
6. Найдите в тексте деепричастия и деепричастные
обороты, прокомментируйте расстановку знаков
препинания.
7. Найдите в тексте обособленные уточняющие
конструкции.
8. Подумайте, простым или сложным является
подчеркнутое предложение. Обоснуйте свою точку
зрения.
9. Прокомментируйте расстановку знаков
препинания в последнем предложении.
3. Диктант на повторение (для
старшеклассников).
АЛМА-АТА – ОТЕЦ ЯБЛОК
Испокон веков славились на Руси
нежинские огурцы, чарджуйские дыни, владимирская
вишня, камышинские арбузы и верненский апорт. Это
действительно почти невероятное яблоко –
огромное, блестящее, ярко-красное. Когда я
впервые увидел его, то не поверил своим глазам.
Они лежали на черном жестяном подносе,
исписанном огромными трактирными розами, и розы
не казались уже огромными. Яблок было всего три,
но они занимали весь поднос – лучистые,
лакированные, как ярмарочные матрешки,
расписанные мазками, пятнами, какими-то вихрями
света и зелени. Они были так хороши, что я
побоялся их тронуть. А вечером я все-таки
разломил одно. Оно сухо треснуло, едва я
прикоснулся к нему, и мне в лицо брызнул
искристый, игольчатый сок. Я поднес половину
яблока к лампе, и оно вдруг сверкнуло, как
кремень, льдистыми кристаллами и хрусталиками, –
кусок какой-то благородной породы – не мрамор, не
алебастр, а что-то совсем другое – легкое,
хрусткое, звонкое, не мертвое, а живое лежало у
меня на ладони.
Алма-атинский апорт! По имени этого
яблока не стыдно назвать не только город, но и
целый край. Если бы Вильгельму Теллю пришлось
целиться в такое яблоко, он бы не был героем. Да,
но ведь не с такими яблоками пришлось иметь дело
обитателям этих древних долин и предгорий.
Алма-Ата – отец совсем иных яблок.
Они растут по холмам и предгорьям. Есть
среди них и низкорослые карлики, изогнутые по
ветру и изгибам круч, есть и высокие, стройные,
ветвистые деревья, есть и просто чем-то похожие
на ивняк – цепкие, горькие, зеленые, как змеи,
лозы. Из долины они карабкаются на склон горы и
притыкаются на таком клочке земли, где и ногу-то,
пожалуй, негде поставить. И тут они приобретают
цепкость и гибкость горных растений. Карабкаются
они долго, целыми десятилетиями, ползут шаг за
шагом, метр за метром, то поодиночке, то
компанией, а когда наконец выползают на темя
холма, то какой дружной семьей зацветают они там!
Обнимаются сучьями, сплетаются стволами и
ветвями, иногда даже врезаются, врастают друг в
друга. А плоды на этих деревьях растут все-таки
маленькие, твердые и кислые, с голубиное яйцо. Но
древнему обитателю гор и они казались
гигантскими. И не зря, конечно, казались. Подобных
дичков не встретишь больше нигде. Есть яблони,
усыпанные плодами ярко-красного, почти
карминного цвета (даже мякоть у них
нежно-розовая, цвета алого мрамора), есть яблони с
желтыми продолговатыми плодами, похожими на
крошечный лимон, есть яблоки белые и круглые, с
терпким и вязким вкусом, есть, наконец, и просто
дички – зеленые и горькие. Вот именно под этими
яблонями и происходило то историческое сражение,
о котором упоминается в монографии, посвященной
истории здешних мест...
(398 слов)
|