Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2003

ВЕКА И ДАТЫ

С.ГИНДИН


Слово – хранитель времени

Николай Николаевич Ушаков

Н.Н.Ушаков

Только записав это заглавие на бумаге, я увидел, что оно омонимично. Но менять его не стал – многозначность в природе поэтического языка, а речь у нас пойдет именно о поэте. И притом о поэте, к произведениям которого удивительно подходят оба смысла заглавной фразы.

Тридцать лет тому назад, 17 ноября 1973 г., не стало Николая Николаевича Ушакова. Почти всю жизнь он прожил в Киеве, дружил с украинскими писателями, замечательно переводил стихи Шевченко, прозу Михаила Коцюбинского и Юрия Яновского, но сам остался верен русскому языку. «Первоклассной чистоты и свежести поэтический голос», – написал в 1927 г. в предисловии к его первой книге «Весна республики» Николай Асеев. А его книга «Киев» (1936) дала толчок к рождению одного из последних стихотворений Осипа Мандельштама «Как по улицам Киева-Вия...».

Всю жизнь Ушаков стремился в малую форму стихотворения уложить эпос, большое повествование об увиденном, прожитом, осмысленном. Его поэзия сохранила для нас облик эпохальных событий. Но всяческая гигантомания, так распространенная у нас в былые годы, была ему чужда. Все должно было отразиться в масштабе, соизмеримом с простой человеческой жизнью. Вот описание траурной процессии:

Вся в страусовых перьях
лошадь
Косит – но сена не предложат.

Поэзия Ушакова не только свидетельствует о времени, но и сберегает его. Мало кто так умел найти точную и емкую деталь. Две строчки:

Овидий в фартуке рабочем
О веке мыслит золотом.

– больше скажут нам сегодня об умонастроениях двадцатых годов XX в., чем иные тома.

А ушаковские афоризмы?

Многие знают заключительное двустишие помещенного на этой странице стихотворения «Вино», не зная их автора. Какая тютчевская краткость и какая смелость, продолжая тютчевское «Молчи, скрывайся и таи...», одновременно же и спорить с этим прославленным утверждением!

Словом, начните читать Ушакова... Думаю, вам захочется продолжить это знакомство.

СТАРИННАЯ МЕЛОДИЯ

Даль в снегу необозрима.
Ночь светла
и холодна.
От Ростова
до Любима –
в небе звезды
и луна.

«У меня в моей светелке
на окошке снег лежит,
а за шторкою
сквозь щелку
свечка-звездочка горит.

Свечка-солнышко пылает.
Где ж ты, милый-дорогой?
Колокольчик не желает
заливаться под дугой.

Отчего же он подвязан,
что бубенчики молчат?
Может,
путь тебе заказан
в край,
где любят и грустят?
Может,
помер?
Может,
болен?
Может,
нанял лошадей?
Может,
скачешь в темном поле,
да не к любушке своей?
Может,
к ней – к своей любимой?»

Ни звезды,
Зашла луна.
От Ростова
до Любима –
в небе
свечечка одна.

1968

ОЗОН

Гроза над городским кварталом
сухим разрядом грохотала,
и плыл на город горизонт,
роняя в капельках озон.

И ставни хлопали, и двери.
За каждый задевая шест,
с лиманов шли
глухие звери,
и фосфор источала шерсть.

И от униженной земли
поднялся сыроватый запах,
как будто звери принесли
тюльпанов
и полыни в лапах.

1925

ВИНО

Г.В. Шелейховскому

Я знаю,
трудная отрада,
не легкомысленный покой,
густые грозди винограда
давить упорною рукой.

Вино молчит.
А годы лягут
в угрюмом погребе, как дым,
пока сироп горячих ягод
не вспыхнет
жаром золотым.

Виноторговцы – те болваны,
от них кружится голова.
Но я, писатель терпеливый,
храню, как музыку, слова.

Я научился их звучанье
копить в подвале и беречь.

Чем продолжительней молчанье,
тем удивительнее речь.

1926

МАСТЕРСТВО

Пока владеют формой руки,
пока твой опыт
не иссяк,
на яростном гончарном круге
верти вселенной
так
и сяк.

Мир незакончен
и неточен, –
поставь его на пьедестал
и надавай ему пощечин,
чтоб он из глины
мыслью стал.

1935

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ПЛАСТИНКИ

Игле, как кляче молотящей,
ходить по кругу все трудней,
но льется голос,
уводящий
в мелодию минувших дней.

Старик не слушает,
а плачет,
на стол склонился головой, –
в пустом стакане
тройка скачет
с актеркой
в шапочке глухой.

Дорога,
столбики расставя,
бежит,
никем не занята,
но муфточка из горностая
мешает целовать в уста.

1956

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru