Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.Разумовской
Е.И. МЕТУШЕВСКАЯ,
школа № 3, пос. Нахабино, Московская обл.
Какова роль имен прилагательных в
языке и речи?
Интегрированные уроки
6 класс
ТЕМА: «ЗИМА»
(Сдвоенный урок)
Задача урока. С помощью
прилагательных учимся делать нашу речь более
выразительной, точной, меткой, образной.
Одновременно учимся работать с текстом учебника.
Оборудование урока. Сочинения
учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме,
репродукция картины И.И. Шишкина «Зима»,
отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова
«Русский лес», словарики синонимов, необходимые
записи на доске, учебники русского языка,
литературы.
Знакомясь с темой, учащиеся ставят
главный вопрос урока.
Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и
как они употребляются в речи?
ХОД УРОКА
Работа с текстом учебника
Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию,
подобно тому как драгоценные камни излучают
таинственный блеск.
(К.Паустовский)
–
Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в
учебнике эпиграфом?
В нашем языке многие слова обладают свойством
воздействовать, влиять на чувства и мысли людей,
а некоторые слова особенно, потому что в них
содержится образность.
Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу
слова» (упр. № 152).
– О чем это стихотворение? Какова его
основная мысль?
Как важно искать и находить самое подходящее
слово в определенной ситуации.
Чтение лингвистического текста (упр. №
151). По тексту упражнения учащиеся дома
составляли для себя памятку и сюда же добавляли
материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская
словесность». 6-й класс.
Работа с художественными текстами
– Посмотрим, как работают
прилагательные в поэтической речи. Обратимся к
стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».
Рассматриваем прилагательные чудесный
и великолепный. Используя словарик
синонимов, попытаемся на место данных
прилагательных поставить другие. Учащиеся
приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным
прилагательные вмещают целые синонимические
ряды. Они помогают выразить возвышенное и
восторженное чувство поэта, для этого он нашел
наиболее подходящие слова.
– Посмотрим, как «работают»
прилагательные в прозе.
Для анализа берется отрывок из
произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский
лес».
Зимой и летом, осенью и весною хорош
русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало,
в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие,
чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными
тропинками кружевными белыми арками согнулись
под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми
шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви
высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется
такая белая шапка с вершины высокой ели,
рассыплется серебристой легкой пылью, и долго
колышется освобожденная от тяжести снега еловая
зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны
ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом
перелетают с ели на ель, качаются на шишках
стайки красногрудых клестов.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься.
Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их
стройных стволов лежат на белых нетронутых
сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо
внимательного человека улавливает живые тонкие
звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая
с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый
рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки,
скрылся в лесной глубине. Проказница белка
теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег
темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные
стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса,
закричали голубоватые сойки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к
дереву тянутся легкие следы белок, маленькие
следочки лесных мышей и птиц. Только очень
внимательный человек может наблюдать жизнь
зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и
останавливаться. Только тогда откроется вам
чудесная красота спящего зимнего леса.
После краткой справки о писателе
беседуем с классом.
Беседа с классом
– Какое впечатление произвел на вас
текст?
Почему вы решили, что это текст, а не отдельные
предложения?
Как первое предложение помогает нам понять,
имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?
Запишем первое предложение: Зимой и летом,
осенью и весной хорош русский лес.
Выводы. Союзное соединение членов
предложения (зимой и летом, осенью и весной)
помогает уделить внимание каждому слову,
увеличивает временное пространство. Это часть
большого текста, описание зимнего леса.
Сказуемое в этом предложении выражено краткой
формой прилагательного хорош, что делает
речь более торжественной, книжной.
– Можно ли подобрать синонимы к
слову русский?
Слово русский в данном тексте
имеет значение «родной», «близкий», «любимый».
Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен
заголовок «Русский лес зимою», который не только
называет тему, но и выражает основную мысль.
Автор описывает любимое, родное место, которое
ему хорошо известно и дорого.
– Какому типу речи принадлежит
отрывок?
Данный отрывок смешанного типа речи:
рассуждение, описание, повествование с
преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся
отмечают, что предложения в тексте связаны
параллельной связью, и эта связь обычна при
рассуждении – начале каждой микротемы (почему
хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая
жизнь). При описании обычно употребляются слова с
конкретным значением, текст насыщен
прилагательными, перечисляются картины.
– Озаглавьте каждую микротему.
1.
Описание леса.
2. Описание тишины.
3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся
внимательному человеку.
– Какие лексические средства
используются для описания тишины?
Ключевые слова: тихий лес, недвижные
сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно
пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый
неожиданный звук.
– Можем ли мы, подключив воображение,
услышать эту тишину? Нам поможет репродукция
картины И.Шишкина «Зима».
Учащиеся рассказывают, что
почувствовали, услышали в зимнем лесу.
– Как последние три предложения
текста «работают» на основную мысль?
Русский лес особенный, родной, понять
его может человек наблюдательный, внимательный,
умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы
почувствовать радость общения с природой, как и с
людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не
каждому откроется эта красота.
Самостоятельная работа
Задание 1. Найдите
выразительные средства языка в тексте (эпитеты,
метафоры).
Задание 2. Выпишите из текста
прилагательные, характеризующие (определяющие)
деревья, снег, птиц. Какие признаки передает
прилагательное?
Задание 3. На доске запись.
Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В
чем их различие? Выпишите из первого абзаца
произведения «Русский лес» словосочетание
прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в
каких случаях прилагательные являются
эпитетами.
русский лес
кружевные арки
серебристая пыль
живые тонкие звуки
веселый свист (клестов)
тяжелые шапки (снега) |
высокие вершины
лиловые шишки
белые арки
молодые березы
маленькие ели
недвижные сосны
спелая шишка |
Ответ. Слева –
прилагательные-эпитеты, справа –
прилагательные – не эпитеты. Их различие в том,
что первые создают художественный образ, вторые
называют конкретные признаки существительных:
цвет, размер, состояние, возраст.
Задание 4. Подумайте, какая
разница между прилагательными серебристый,
смолистый и серебряный, смоляной.
Подберите к этим прилагательным
существительные. К какому разряду относятся
данные прилагательные? Каково значение
суффиксов -ист- и -ян-?
Ответ. Первая пара –
качественные прилагательные, вторая –
относительные. Суффикс -ист- передает
значение «слегка», суффикс -ян- –
сделанный из какого-либо материала.
Задание 5. Подумайте: какая
разница между следующими словами? Можно ли
заменить одно другим?
спящий
(лес) – сонный (лес);
освобожденная (ветка) – свободная (ветка);
обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);
нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);
спеющая (малина) – спелая (шишка);
отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).
Задание 6. Выпишите из текста
прилагательные с орфограммами: правописание
суффиксов; сложных прилагательных, не с
прилагательными; безударная гласная в корне; о–е
после шипящих и ц.
Работа с репродукцией картины И.И.
Шишкина «Зима»
– Есть ли связь с текстом? Какие
предложения из текста можно взять для описания
шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома
сделайте описание картины.
Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»?
Что хотел сказать этим художник?
Изображается глухой зимний лес, но говорит он о
зиме снежной и суровой.
– Какие мысли, чувства объединяют произведения
Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?
Вывод: любовь к родной природе,
восхищение красотой природы, умение
вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно
чувство выражено в поэтическом тексте, чему
способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более
восторженная лексика, звукопись.
Далее анализируются сочинения
учащихся о зиме, содержание рисунков,
определяются творческие находки: чему научились,
на что еще надо обратить внимание.
|