Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2003

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКУ

Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва

Продолжение. См  № 39/2003г.


Синтаксис и пунктуация

5 класс

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Упражнение 66. Выразительно прочитайте предложения. Найдите в них однородные члены. Объясните постановку знаков препинания между ними. В каком случае между однородными членами нет паузы?

1. Лес стоит под шапкой темной, в золотом огне купается. (И.Никитин) 2. Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет. (И.Бунин) 3. Вспоминаю зимний вечер, детство раннее мое. (И.Бунин) 4. Кругом разлилась река, затопила луга, болота и даже прибрежный лес. (Г.Скребицкий) 5. Ночью я слышал рычание взрослых лисиц, повизгивание и возню лисят. (Г.Корольков) 6. Пригрело солнце и выманило из укромных мест насекомых. (Г.Корольков)

Составьте схемы 1-, 4-, 5-го предложений.
Сделайте вывод о том, какие знаки препинания ставятся между однородными членами, связанными только интонацией перечисления или союзом и.

Упражнение 67. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, подчеркните однородные члены.

1. Без конца протянулась равнина и краями ушла в небеса. (К.Бальмонт) 2. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. (А.Апухтин) 3. Тропа поднималась по лесистому холму и торопливо убегала вниз. (Г.Корольков) 4. Во всех лесах садах парках поют весной птицы. (Г.Корольков) 5. По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко. (Г.Демыкина) 6. На припеке горячо и сладко пахли травы цветы крапива. (И.Бунин) 7. Зимой солнце светит но не греет.

Упражнение 68. Спишите предложения, подчеркивая однородные члены, расставляя знаки препинания.

1. Волк меняет шерсть а не повадки. 2. Хорошего человека узнают не по лицу а по делам. 3. Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник. 4. Ум определяется не возрастом а головой. 5. Откладывай безделье но не откладывай дела. 6. Дружба крепка не лестью а правдой и честью. 7. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

(Пословицы)

Упражнение 69. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены. Определите, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены. Составьте схемы отмеченных значком «*» предложений.

1. Он сел на задние лапы поджал хвост и отчаянно завизжал.* (В.Мелентьев) 2. В сырую осеннюю погоду воробьи прятались под навесами крышами домов и сараев.* (Г.Корольков) 3. По небу неслись облака и роняли редкие капли. 4. Ветви берез ольхи и осинника висели над прудом.* 5. Постоял медведь на горке повертел головой и пошел мимо деревца. 6. Олененок искал своего друга под кустом в траве за сосной но не находил.

Упражнение 70. Сравните предложения. В каких из них перечисление носит законченный характер, а в каких оно может быть продолжено?

1. В корзине лежали рыжики, подберезовики и лисички. – В корзине лежали рыжики, подберезовики, лисички. 2. В небо поднялись красные, синие и зеленые шары. – В небо поднялись красные, синие, зеленые шары. 3. Ветер усилился и разогнал белые облака. – Ветер усилился, разогнал белые облака. 4. Дождь застучал по крышам, окнам, по деревьям. – Дождь застучал по крышам и окнам домов. 5. Прошел дождь и прибил пыль. – Прошел дождь, прибил пыль.

Упражнение 71++*. Выразительно прочитайте предложения. Укажите те из них, в которых для передачи быстро сменяющихся событий, картин природы использованы однородные сказуемые, связанные перечислительной интонацией.

1. Обильный ливень зашумел, загудел, забушевал вокруг нас вместе с ветром. (М.Горький) 2. В декабре мороз замостил реки и сковал озера. 3. Ручеек прыгает по камням, переливается на солнце, весело переговаривается с другими ручейками. 4. Под лучами весеннего солнца наша ледяная горка темнеет и теряет свой блеск, а потом тает.

В каких предложениях можно продолжить ряд однородных членов – в тех, где они связаны интонацией перечисления, или в тех, где при последнем однородном члене стоит союз и?

Упражнение 72. Допишите предложения, добавив в них однородные сказуемые, связанные только перечислительной интонацией.

1. Налетел ветер, сорвал три листика, _________. 2. Ветер застучал по ставням, __________. 3. Солнце поднялось над лесом, ____________. 4. Дождь забарабанил по крыше, ___________. 5. Ветки деревьев зашевелились, ____________.

Упражнение 73. Выразительно прочитайте предложения, затем прочитайте их вторично, опустив союзы и. Изменится ли ощущение стремительности движения ветра, метели?

1. Ветер заметает снегом дома и дороги, засыпает тротуары и прохожих. 2. Метель плачет и скулит, воет и стонет.

Упражнение 74. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены. Какова роль однородных членов предложения, связанных только перечислительной интонацией, в тексте?

Заявится ветер и начнет прохаживаться по лесу. Он горячится и рвется в осиннике все порывистее сильнее.

(Б.Сергуненков)

Упражнение 75. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (по выбору): «Листопад», «Ливень», «Ветер», «Вихрь», «Гроза», «Дождь», «Ледоход», используя в качестве выразительных средств языка однородные члены предложений без союзов.

Упражнение 76++. Прочитайте текст. Какие средства выразительности языка использует автор, чтобы отразить динамику событий?

Вьюга с часу на час подымалась сильнее и сильнее. Вот повернула она, поднялась хребтом на пригорке, закружилась вихрем, загудела в полях, ударила по деревне.
Вздрогнули бедные лачужки, замерли от страха, прижались тесно друг к дружке, прилегли набок и затрепетали.
А вихрь рвется и мечется пуще прежнего в тесных закоулках и улицах. Он разом со всех сторон нападает на лачужки, гудит в стропилах, срывает воробьиные гнезда, сверлит кровлю и бросается дальше.
Один хвост вьюги ревет вокруг дома. Другой проползает шипящей змеей под ворота, подбирается к калитке, поднимает ее на дыбы и срывает с петель.

(По И.Григоровичу)

Выпишите однородные сказуемые, показывающие а) усиление действий вьюги (Вьюга подымалась, ...); б) ослабление сопротивления лачужек силе вьюги (Лачужки вздрогнули, ...).
Какие еще средства выразительности языка использованы автором в тексте?

Упражнение 77++. Прочитайте отрывок из стихотворения К.Бальмонта.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.

Какое чувство вызывает стихотворение? Какие глаголы изображают усиление действия?

Упражнение 78++. Прочитайте выразительно тексты. Какие средства выразительности языка используют авторы? С какой целью?

а) Внизу под бревнами плещется вода. Она пенится, хлещет в берега, с ревом устремляется между бревнами.

(В.Астафьев)

б) Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.

(О.Григорьев)

Упражнение 79++. Добавьте в предложения однородные члены так, чтобы явление усиливалось, краски сгущались.

1. Скрипка заиграла, __________. 2. Небо становилось голубым, _________. 3. В парках и садах волнуется, ____________ осенний листопад. 4. В золотых волнах света и тепла все купается, ____________. 5. Ветер гонялся за кем-то в поле, ____________.

Для справок: фиолетовое, синее, лиловое; запеть, застонать, зарыдать; бушевать, плескаться; выть, метаться, стучать, бушевать.

Упражнение 80. Допишите предложения, вставляя по 2–3 существительных, подходящих по смыслу. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова подчеркните.

1. Имена существительные могут обозначать вещества молоко крупа ____________. 2. Имена существительные могут обозначать предметы шкаф компьютер _____________. 3. Имена существительные могут обозначать профессии людей машинист, шофер ________. 4. Имена существительные могут обозначать явления природы ураган оттепель ______________.

Упражнение 81. Подберите обобщающие слова (нарицательные существительные) к именам собственным. Закончите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Даша с удовольствием читала ____________ Андерсена Кэрролла Киплинга. 2. Этим летом ребята посетили ____________ Москву Санкт-Петербург Псков. 3. Алеша побывал в разных ___________ в Италии Германии Китае. 4. Ребята предлагали различные __________ Пушок Мурзик Шарик.

Упражнение 82. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Составьте схемы отмеченных значком «*» предложений.

В нашем лесу обитали самые разные звери белки зайцы лисицы и даже волки.* Встречал я в лесу стремительную ласку колючего ежа грациозную косулю и статного, могучего лося.* Со многими зверями сводили меня лесные тропы.

(Г.Корольков)

Упражнение 83. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. В длинных рядах клеток находятся ценные звери соболь песец норка. 2. Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца. (Л.Успенский) 3. Неожиданно ветер распахнул форточку ворвался в дом зашелестел бумагами на столе. (Г.Корольков) 4. В октябре сбор даров лета калины рябины клюквы. (Д.Зуев) 5. Ветки слегка шумели от легкого ветерка и будто ощупывали друг друга. 6. Ранней весной горячий луч солнца все осветил и тронул даже шишку на верху старой ели. (М.Пришвин)

Упражнение 84. Спишите текст, озаглавьте его. Расставьте недостающие знаки препинания.

Золотая осень пора самой яркой раскраски листьев. Солнечные дни чередуются с холодными дождливыми. Все чаще дуют злые холодные ветры и обрывают листву. Кружатся цветной метелью летят вдоль улиц пестрые листья. В парках садах доцветают последние осенние цветы. По небу ходят тяжелые темные облака.

(По В.Корабельникову)

ОБРАЩЕНИЕ

Упражнение 85. Составьте и запишите предложения, в которых слова друг, ребята, бабушка были бы в одном случае подлежащим, в другом – обращением.

Упражнение 86. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

Образец: Эй, барабанщик, быстрей барабань! (З.Александрова)

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

 СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 87. Сделайте письменный синтаксический разбор предложений по образцу.

1. Я костер развожу на крутом берегу. (Т.Кузовлева) 2. Свежий запах душистого сена мне напомнил далекие дни. (К.Бальмонт) 3. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. (И.Соколов-Микитов) 4. Лето мы проводили на берегу небольшой речонки.

Упражнение 88. Спишите, подчеркните члены предложения, надпишите сверху, чем они выражены.

сущ. сущ. с предл. сущ. глаг.

а) 1. Медвежата в лодке затеяли борьбу. (Г.Скребицкий) 2. В заводи ребята катаются на коньках. (Г.Скребицкий) 3. На минуту солнце закрыло большое облако. 4. Такси вызвал старший брат. 5. У щенка на спинке тают белые снежинки. (С.Михалков)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Упражнение 89. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, с помощью которых связываются части сложного предложения, возьмите эти слова в кружок. В каких предложениях части сложного связаны интонацией? Определите, какие это предложения по наличию основ – простые или сложные.

1. Потянулись журавли в небо плавно, догонял их листопад за селом. (Б.Олейник) 2. Листья на деревьях повисли, и даже ветер не шевелил их. (А.Казанцев) 3. Мальчик хорошо разглядел медведя, потому что он передвигался по теневому склону горы. 4. В лесу еще лежал под прелыми листьями снег, а на открытых солнцу местах земля подсохла. 5. Алиса увидела, что они остановились перед городскими воротами. (К.Булычев) 6. Костер трещал весело, в котле кипела вода, поднимался пар. (Ю.Никитин) 7. Когда он вышел из дома, дождь еще моросил. (Ф.Абрамов)

Упражнение 90. Сравните предложения, назовите грамматические основы. Начертите схемы предложений.

1. Снег падал хлопьями и скоро покрыл всю землю. – Снег падал хлопьями, и вскоре он покрыл всю землю. 2. Солнце выбралось из-за туч, и снег медленно таял в его теплых лучах. (В.Мелентьев) – Солнце выбралось из-за туч и растопило в своих теплых лучах снег.

Сделайте вывод о роли союза и в простом и сложном предложениях.

Упражнение 91. Спишите пары предложений. Подчеркните в них грамматические основы. Выясните, что связывает союз и в каждом из них. В сложном предложении поставьте запятую перед союзом и.

1. Снег усилился и снежинки с размаху лупили по шлему. (В.Мелентьев) – Снег усилился и с размаху лупил по шлему. 2. Солнце неожиданно выскочило из-за горизонта и его лучи ворвались в рощу. (К.Булычев) – Солнце неожиданно выскочило из-за горизонта и осветило все кругом. 3. Вечерами над водой нависали густые туманы и скрывали речку. – Вечерами над водой нависали туманы и они скрывали от глаз речку.

Составьте схемы предложений первой пары.

Упражнение 92. Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений, расставляя недостающие знаки препинания.

Составьте схемы первых двух предложений.

1. С утра зарядил дождь и я опять остался дома. 2. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев) 3. Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет) 4. Смотрю я в стекляшку зеленого цвета и сразу зима превращается в лето. (А.Барто) 5. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый снег. (К.Паустовский)

Упражнение 93. Спишите предложения. Подчеркните в них грамматическую основу, расставьте знаки препинания. Отметьте в схемах предложений, что связывает союз и.

1. Подул резкий ветер и сорвал с деревьев листья. – Подул резкий ветер и с деревьев посыпались листья. 2. Листья на деревьях повисли и даже ветер не шевелил их. (А.Казанцев) – Листья на деревьях повисли и не шевелились даже от ветерка. 3. Солнце уже закатилось за горизонт и не грело землю. – Солнце уже закатилось за горизонт и его лучи не грели землю.

Упражнение 94. Выпишите сначала простые, затем сложные предложения. Подчеркните в них грамматические основы, расставьте знаки препинания.

1. Облака вдруг разошлись и на небе появились звезды. 2. Корабль бросил якорь и моряки вышли на берег. 3. Туман еще не растаял и прятался в низинах. 4. Облака опустились к горам и кое-где между ними и туманом возникали перемычки. (М.Горький)

Упражнение 95. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1. Весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет в далеких просеках в бору. 2. Но вот закат разлил свой пышный пламень и тает в нем вечерняя звезда. 3. Деревья недовольно зароптали задвигали мохнатой хвоей ели и звезды замелькали из-за них. 4. Дрожит в разливе рябь да сонные лягушки звенят чуть слышно в тростнике. 5. Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.

(И.Бунин)

Упражнение 96. Допишите предложения дважды так, чтобы в одном из них союз и связывал однородные сказуемые, в другом – части сложного предложения. Грамматические основы предложений подчеркните.

1. Прошел дождь и _________. – Прошел дождь, и ___________. 2. Набежали легкие облака и ___________. – Набежали легкие облака, и __________. 3. Костер неожиданно разгорелся и _________. – Костер неожиданно разгорелся, и ____________.

Упражнение 97. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Грамматические основы подчеркните. Надпишите над подлежащими, какой частью речи они выражены. Составьте схемы 1-, 2-го предложений.

1. Вдруг налетела буря с крупным градом и разметала она всю листву. 2. Апрельский дождь прошел впервые и он освежил все вокруг. 3. Сквозь дождь лучилось солнце и оно золотило капли на траве. 4. Вода журчала теперь под толщей сугроба и вода набирала силу для победы весны. 5. Дети в такую пору спят крепко и даже самые маленькие дети не плачут во сне.

Упражнение 98. Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений, расставляя знаки препинания. Составьте схемы отмеченных предложений.

а) 1. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам журчат.* (И.Никитин) 2. В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В.Жуковский) 3. На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром.* (И.Никитин) 4. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья и в воде плавали коряги. (К.Паустовский) 5. Солнечный свет упал на воду и я увидел под водой бронзовый блеск.

б) 1. Улетит на закате солнца с цветка тяжелый шмель и цветок закачается.* 2. Выше поднимается солнце над лесом и лучи его рассекают кучи облаков. 3. Ребята и гости зааплодировали и дружно запели песню.* 4. Наташа и Катя свернули с дороги и пошли по тропинке. 5. Первая распустилась береза и она первая пожелтела.

Упражнение 99. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически объясните, что связывает в них союз и.

С севера подул сильный ветер и с неба посыпались красивые снежинки. Кружатся они в воздухе и падают на землю снежные цветки с лепестками и звездочки с лучиками. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль.
Идет зима растут сугробы и снежный покров все плотнее укрывает землю.

(По В.Архангельскому)

Упражнение 100. Выделите (устно) из каждого сложного предложения простые. Какие союзы могут связывать независимые предложения в сложносочиненном?

1. Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода. (А.Чехов) 2. За садом начинался спуск к реке, а за рекой синел небольшой лесок. (Д.Мамин-Сибиряк) 3. Серый день ползет лениво, и болтают нестерпимо на стене часы стенные языком неутомимо. (А.Фет) 4. Над озером висели тяжелые тучи, да все время сыпал мутный дождик.

Упражнение 101. Спишите предложения, подчеркните в них главные члены. Выпишите в столбик слова, которые связывают части сложноподчиненного предложения.

1. Когда выглянет солнце после дождя, лес зазеленеет. 2. Я люблю, когда шумят березы. (Н.Рубцов) 3. Мы увидели, что волк прихрамывает и тяжело передвигает ноги. (А.Ульянова) 4. Я скорее пошел домой, чтобы и мои друзья подивились этому чуду. (А.Ульянова) 5. Лесная дорожка вывела к узкой долине, где протекал ручей. 6. Если пойдет дождь, мы останемся дома. 7. Мы вернулись домой быстро, потому что пошел дождь.

Упражнение 102. Выпишите только те предложения, строение которых соответствует схеме:

Расставьте знаки препинания.

1. Черной стрелой промелькнула крупная птица, и вскоре долетел ее протяжный жалобный крик. (Г.Корольков) 2. Когда студеным мартовским утром я приоткрываю окно, перестук маленьких барабанов наполняет комнату. (Г.Корольков) 3. Она подняла голову и увидела, что на мосту стояла девочка. 4. Они прошли сквозь зеленый коридор джунглей и вышли на другую сторону поляны. (В.Мелентьев) 5. Машина остановилась, и все вышли на прибрежный песок. (В.Мелентьев) 6. Я направился к тому месту, где вчера охотники устроили привал. (В.Песков) 7. Неожиданно он увидел малышей, которые играли посреди бульвара. (Н.Носов)

Упражнение 103. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните в них грамматические основы, составьте схемы.

а) 1. Когда землю окутывает мгла степь легко вздыхает широкой грудью. (Н.Гоголь) 2. Небо еще рдело багровыми полосами там где зашло солнце. 3. Только тут рыбак сообразил что он видел тюленя. 4. Послышался слабый визг собаки и впереди затрещали ветки. (Д.Мамин-Сибиряк) 5. Вот грянул выстрел и олень понесся вперед. (Д.Мамин-Сибиряк) 6. Если ветки елей шевелились снег пышными клоками падал с ветвей.

б) 1. Когда я выходил в сад с кормом в руках птицы не улетали далеко. (В.Корольков) 2. Солнце дарило земле свет и тепло звонко и чисто струилась река. (Г.Корольков) 3. Летний день кончался а на западе все разгорался и разгорался закат. (В.Мелентьев) 4. Самый большой крокодил вдруг ринулся вперед и лязгнул огромными челюстями. (В.Мелентьев) 5. Кто-то тяжело прошел по ручью хрустнул сухой веткой и на миг воцарилась тишина. (Г.Корольков)

Упражнение 104. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Объясните графически постановку знаков препинания в тексте.

Душно. В_сят над деревней туч_ные облака проб_гает вдоль улицы су_тливый ветерок поднимает пыль. Где-то над лесами гулко гудит гром и черная ночь л_ниво вздрагивает в синих отблесках д_леких молний.

(По М.Горькому)

Какие словосочетания показались вам непривычными? Как вы думаете, для чего использует их автор?

Упражнение 105. Спишите текст, расставляя знаки препинания.

КОЕ-ЧТО О ПЕРЧАТКАХ

Перчатки предмет одежды. Об их происхождении рассказывают такую легенду.
Однажды богиня Венера играла на берегу моря блестящей раковиной и порезала палец. Прибежали другие богини и перевязали лентами из льна не только палец но и всю кисть. Сделали они это так хорошо что бинт даже никто не заметил. Так возникла перчатка.

(По Л.Лихачевой)

Упражнение 106. Прочитайте текст. Выпишите из него отмеченные значком «*» предложения, вставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы этих предложений.

Когда мужчина входит в помещение он прежде всего снимает головной убор.* Это пошло еще от рыцарских времен. Когда рыцарь уезжал из дома он обязательно надевал на себя тяжелые латы и железный шлем с забралом.* В таком виде он странствовал, совершал разные подвиги. Если же он переступал порог чьего-то дома он прежде всего снимал шлем и держал его в руке.* Этим жестом он как бы говорил что он уважает хозяев, входит в их дом с добрыми намерениями.*

Подберите синоним к выделенному слову.

Когда мы говорим надевать, а когда – одевать? Приведите примеры.

Упражнение 107. Спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.

Недавние дожди обмыли лес и теперь он источал запахи перегретой хвои поз_них цветов.
Юрий заглядывал под елоч_ки и бере_ки а Шарик н_сился по всему лесу.
Пес тявкнул и поб_жал к кустам. Вдруг он выскочил оттуда и требовательно пот_нул Юрия за штанину. Юра посм_трел на Шарика и увидел что пес стоит возле огромного белого гриба.

(По В.Мелентьеву)

Упражнение 108. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

1. Она проснулась окончательно когда луч со_нца вл_тел в башню. 2. От соломы поднялась пыль и Алиса ч_хнула. 3. Алиса пот_нулась и прогнала сон. 4. Сияло солнышко но птицы не пели. 5. Алиса глубоко взд_хнула и молча пошла к замку. 6. Карета пок_чнулась и пок_тила по лесной доро_ке. 7. Лес_ница не выд_ржала и послышался громкий треск.

(К.Булычев. Алиса и чудовище)

Упражнение 109. Составьте схемы предложений, не записывая самих предложений.

1. Густые облака затянули небо лес заволакивал мрак. 2. Густые стволы елей упали друг на друга и вывороченные корни поднялись диковинными чудовищами. (Г.Корольков) 3. Ляжет медведица где-нибудь на поляне а медвежата играют подле нее. (А.Ульянова) 4. Когда мать покидает их бродят подросшие медвежата часто недалеко от старой берлоги. (А.Ульянова) 5. Медвежата долго ходят с матерью привыкают к ней и к своей берлоге. (А.Ульянова)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Упражнение 110. Прочитайте предложения с товарищем: один из вас читает слова автора, другой – прямую речь.

1. «Девочка, ты не смогла бы спуститься вниз?» – произнесла королева. 2. Алиса согласилась: «Я постараюсь от вас не убегать». 3. «Что случилось?» – кричала измученная долгой дорогой королева. 4. «Алиса, проснись и послушай меня», – произнес голос. 5. «Я министр добрых дел», – прошептал голос. 6. «Что я слышу от несчастной матери!» – воскликнул министр. 7. «Доброе утро», – сказало чудовище.

(К.Булычев. Алиса и чудовище)

Выпишите глаголы «говорения», которые присоединяют прямую речь к словам автора. Добавьте этот список слов своими. С двумя-тремя из них составьте предложения с прямой речью.

Упражнение 111. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», которыми связывается прямая речь со словами автора. Составьте схемы предложений.

1. Идите на кухню велела Алиса. 2. Хорошо согласился дракон и поспешно ушел на кухню. 3. Девочки лучше всего годятся на завтрак сказал дракон, усаживаясь поудобнее в ожидании завтрака. 4. Побыстрее жарь блины приказал дракон. 5. Не уйдешь рычало чудовище. 6. Лучше я останусь на всю жизнь чудовищем, чем съем хоть одну тарелку манной каши проговорил дракон.

(К.Булычев. Алиса и чудовище)

Упражнение 112. Допишите предложения, добавив прямую речь.

1. Врач предупредил ____________. 2. По радио объявили _________. 3. ______________ удивились мы. 4. Дед проворчал __________. 5. __________ воскликнула девочка. 6. Мы поинтересовались _____________.

Составьте схемы 1-го и 3-го предложений.

ДИАЛОГ

Упражнение 113. Прочитайте текст про себя. Сколько действующих лиц участвует в разговоре? Теперь прочитайте текст по ролям.

– Это что такое? – ревел медведь, указывая лапой на верблюда.
– Это я, верблюд, травоядное животное.
– Я так и думал. Горбатая корова. Зачем ты родился таким уродом?
– Простите, я больше не буду.
– Прощу, если ты скажешь, где находится север.
– С большой радостью, если вы мне объясните, что такое север. Круглое это или длинное? Красное или зеленое? Чем пахнет?

(По Т.Гнединой)

Упражнение 114. Прочитайте текст по ролям. Объясните постановку знаков препинания в диалоге.

– Скажи, Алиса: как меня зовут?
– Тебя, ворона, зовут Дурындой.
– А где я живу?
– Ты живешь в эпохе легенд между третьим и четвертым ледниковыми периодами.
– Смотри-ка!

(По К.Булычеву. Алиса и чудовище)

Упражнение 115. Спишите диалог, расставьте недостающие знаки препинания.

Всем ты еж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
А что Лиса я с колючками некрасивый что ли?
Да не то чтоб некрасивый...
Может, я с колючками неуклюжий?
Да не то чтоб неуклюжий!
Ну так какой же я такой с колючками-то?
Да какой-то ты с ними брат несъедобный...

(Н.Сладков)

Упражнение 116. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему последнего предложения. Какие глаголы «говорения» использованы в тексте? Подчеркните их.

Шапокляк сидела на лавочке и обдумывала план своих каверзных дел.
Подарить вам шарики обратился к старухе Чебурашка.
Давай сказала старуха и схватила все Чебурашкины шары.
В руки берется, назад не отдается тут же заявила она.
Теперь у нее в руках были уже две связки шаров и они буквально отрывали старуху от земли. Она медленно оторвалась от земли и поплыла к облакам.

(По Э.Успенскому)

Упражнение 117. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Здравствуйте! вежливо сказал трактор.
Кря-кря!
Простите, я что-то плохо слышу сказал трактор и выключил мотор.
Мы идем купаться. Хочешь, иди с нами. Кря-кря.
Я не умею купаться сказал трактор.
А что же ты тогда умеешь? удивились утята.
Я умею пахать землю и сеять хлеб. А если ко мне приладят повозку, то я могу ее возить.
Значит, ты лошадка?
Нет, я трактор.
Такой большой а не умеешь плавать. Как стыдно! Кря!

(По Т.Гнединой)

Упражнение 118. Составьте и запишите предложения по схемам.

Упражнение 119. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Ты не права девочка сказала печально королева. 2. Алиса глубоко взд_хнула и молча пошла к замку. 3. Шкура чешуя зубы и когти как бы растворились в воздухе и вместо них по_вилась фигура молодого человека. 4. Карета ш_талась подпрыгивала проваливаясь в ямы и стукалась о деревья. 5. Король очень уд_вился Как ты попал сюда бездельник? 6. Алиса выгл_нула в окошко и увидела что они ост_новились перед городскими воротами.

(К.Булычев. Алиса и чудовище)

Упражнение 120. Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания.

1. Поляна поросла густой травой из которой поднимались одуванчики. Когда Алиса задела один из них он не осыпался. 2. Наконец дракон разорвал веревку и Алиса подняла руки. 3. Дракон стоял возле круглого каменного колодца и мыл ведро своей кожистой лапой. 4. Чудовище поднялось на задние лапы и стукнуло кулаком по дубовому столу. 5. Когда она пришла на кухню чудовище сидело у плиты. 6. Алиса сложила полешки в печке и отошла в сторону. 7. Алиса знала что королева шагает за ней.

(К.Булычев. Алиса и чудовище)

Упражнение 121. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.

1. Дорожка выб_жала на берег и пошла по опушке. 2. Ручей исчез в яркой зелени трав и по_вился вновь уже по выходе из д_лины. 3. Лед у берега уже не подд_вался ударам волн не л_мался и не скапливался вдоль кромки воды. (В.Мелентьев) 4. Со склона горы сорвался камень вл_тел в воду и поднял столб воды. Он сорвался потому что с горы медленно спускался медведь. (В.Мелентьев) 5. Когда гаснет зарево заката лес погружается в сон. 6. Легкий, легкий ветерок что так сладко тихо веешь? (Н.Карамзин) 7. Месяц миром овл_дел жадным светом с высоты тронул горные хребты. (К.Бальмонт) 8. По кустам и деревьям расп_вали птицы зяблики дрозды скворцы. (Г.Скребицкий) 9. Наконец огни исчезли и все смолкло. (В.Губарев)


* Значком «++» отмечены упражнения и отдельные задания для учащихся, которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru