АНАЛИЗ ТЕКСТА
Важные сообщения вдогонку,
или Читатель, сделай сам
Уважаемые читатели, мы должны повиниться перед
вами: нам так хотелось поместить статью
М.Л. Гаспарова в пушкинском номере, что мы
поспешно опубликовали материал «“Осень”
А.Пушкина: внимательное чтение» (РЯ №
21/2003г.), правда, честно оговорившись, что он не
предназначался автором для печати. Оказалось,
что М.Л. Гаспаров тем временем готовил статью для
печати и вскоре прислал нам доработанный
вариант. Публикуя авторское название,
вступление, завершение и список литературы по
теме, мы надеемся, что вы не поленитесь соединить
их с напечатанным ранее текстом и в очередной раз
убедитесь в том, как помогает восприятию текста
умное и внятное вступление.
Заодно уж публикуем методические добавления к
другому материалу все того же 21-го
номера – отрывку из книги Фазиля Искандера,
рекомендуемому для изложения в 8–9-х классах
М.Л.ГАСПАРОВ
«Осень» Пушкина: анализ длинного
стихотворения
...Поэзия разделяется на эпос,
лирику и драму. Лирика разделяется (или
разделялась) на оды, элегии, песни, послания (и
т.д.), а также «разные стихотворения». Но есть и
еще одно разделение, не учтенное в учебниках, –
стихотворения короткие и длинные. Они
воспринимаются по-разному. Сознание может
охватить целиком маленькое стихотворение и не
может – большое; структурные связи между
элементами маленького стихотворения невольно
улавливаются при первом чтении, между элементами
большого – только после перечитывания и
запоминания. Соответственно, и анализ большого
стихотворения отличается от анализа маленького.
Мы знаем три простейших способа
практического анализа стихотворений. Можно
окинуть взглядом стихотворение в целом, выделить
то, что больше всего бросается в глаза, и начинать
разбор именно с этого. Можно медленно читать
текст, стих за стихом и фраза за фразой, и на
каждой остановке давать себе отчет, что эта фраза
сообщила нам нового и как перестроила старое.
Можно составлять и систематизировать по темам
списки существительных (образы), прилагательных
(окраски), глаголов (мотивы) в стихотворении: они
дадут картину его художественного мира. Но над
большим стихотворением первое будет слишком
трудно, второе слишком долго (к концу чтения
забывается его начало), третье слишком громоздко.
Приходится анализировать большое стихотворение
по частям – начиная с обычного школьного плана.
Мы взяли для разбора стихотворение
Пушкина «Осень» (1833). Мы сосредоточиваемся только
на его содержании – образах и мотивах, эмоциях и
идеях. О стиле, языке, стихе и о том, как они
аккомпанируют содержанию, здесь нет возможности
говорить подробно. Главная наша забота –
проследить, как связаны друг с другом и уточняют
друг друга все образы и понятия стихотворения:
убедиться, что среди них нет ничего лишнего и
каждое слово делает свое дело.
В «Осени» одиннадцать строф, и
вдобавок к ним одна отброшенная и одна
недописанная; они тоже важны для понимания
стихотворения. Длинное стихотворение имеет
подзаголовок «Отрывок»: читателю как бы
предлагается вообразить, что замысел поэта еще
гораздо обширнее.
Заключение. Вот теперь, закончив обзор
художественного мира нашего стихотворения по
строфам, мы можем представить его суммарно –
тематической описью, как бы предметным
указателем к «Осени». Это список всех
существительных «Осени» числом 175. Слова
группируются в 18 семантических гнезд: это
действительно целый мир, более широкий, чем
кажется при первом чтении. Как эти образы
перекликаются друг с другом на протяжении всего
стихотворения, читатель теперь сможет
разобраться и сам, а затем составить такие же
списки для прилагательных и глаголов и
исследовать так же, как когда-то мы исследовали
их в маленьком стихотворении «Снова тучи надо
мною...».
Литература
Н.В. Измайлов. Осень (Отрывок). //
Стихотворения Пушкина 1820–1830-х гг. Л., 1974. С. 222–254.
Ю.Н. Чумаков. Жанровая структура
«Осени». // Ю.Н. Чумаков. Стихотворная
поэтика Пушкина. СПб., 1999. С. 222–345.
А.А. Тамамшев. Опыт анализа осенних
мотивов в творчестве Пушкина // Пушкинист, сб. 2.
Пг., 1916. С. 159–203.
Н.Л. Степанов. Лирика Пушкина. М., 1959.
С. 387–398.
В.С. Непомнящий. Поэзия и судьба. М.,
1987. С. 398–399, 416–431.
М.Л. Гаспаров. Снова тучи надо мною...:
методика анализа // М.Л. Гаспаров. О русской
поэзии. СПб., 2001. С. 11–26.
|