ПОДСПОРЬЕ
Н.ШАПИРО
Диктант со словарем,
или Эффект оптической иллюзии
На письменном экзамене и в 9-м, и в 11-м классе
разрешается пользоваться орфографическими
словарями. Но нередко нашим ученикам и это не
помогает. Во-первых, бывает, что они без колебаний
пишут слово с ошибкой и не считают нужным
проверять себя по словарю, а во-вторых, не могут
найти в словаре слово, если не знают, с какой
буквы оно начинается (так, одна девятиклассница,
искавшая слово аллегория на букву о,
утверждала, что оно в словаре не представлено).
Так что тренировка нужна и здесь.
Предлагаем очень трудный с орфографической
точки зрения текст. Он взят из «Краткой истории
искусств» Н.Дмитриевой. Этот текст можно
предложить в качестве диктанта в сильном девятом
классе или в 10–11-м. Очень хорошо было бы
совместить полезное с полезным и, прежде чем
диктовать, показать ученикам изображения
некоторых римских зданий XVIII в. Ученики во время
диктанта могут выписывать на черновик трудные
слова, чтобы потом проверить их по словарю, – на
это отводится специальное время. На одном уроке
можно успеть записать только одну часть, а вторую
уместно использовать на завершающем этапе
работы над ошибками. (Но непривычные,
малознакомые или незнакомые слова на слух
воспринимаются с трудом, и будьте готовы к тому,
что вы увидите в тетрадях фантастические
вариации на продиктованную тему; один мой ученик,
например, так и сдал работу с названием «Римская
бородка». А другой записал нелепую фразу,
впрочем, не лишенную смысла: «Эффект оптической
иллюзии – любимейший эффект воров».)
Римское барокко
Ватикан. Скульптуры Бернини
XVII век – эпоха театрализованных
церемоний, высокопарных од, витиеватых речей,
длинных титулов, длинных париков, аллегорий и
гипербол в поэзии, тяжеловесно-затейливого
остроумия, эмблем и метафор. Писатель Марино
говорил, что поэту, не способному удивлять,
остается только взять скребницу и отправиться на
конюшню. Тезауро, теоретик барокко, учил: «Для
того чтобы проявить остроумие, следует
обозначать понятия не просто и прямо, а
иносказательно», – и приводил пример того, как на
одиннадцать разных ладов можно метафорически
выразиться о звездном небе. Он говорил, что поэт,
играя метафорическими образами, сопоставляя,
уподобляя, намекая, подобен искусному
иллюзионисту.
Фасады барочных церквей уже не имеют никакой
связи с планом зданий. Перед нами буйство
изогнутых, пересекающихся, переливающихся
каменных масс, потерявших свою каменность и как
будто получивших свойства вязкого пластичного
материала; это впечатление еще усиливается, если
смотреть на фасад под определенным углом (а
постройки барокко именно и рассчитаны на
восприятие в ракурсе). Еще эффектнее интерьеры
зданий барокко. Они переполнены скульптурой,
главным образом аллегорическими группами из
множества возбужденных, патетических фигур, и
глазу зрителя трудно выделить отдельные фигуры,
да и не нужно: каждая интересна не сама по себе, а
как составной элемент целого, группы. Так же
невозможно зрительно расчленить и разглядеть
десятки и сотни фигур, написанных на плафонах:
они летают, вьются, запрокидываются и
жестикулируют в иллюзорном небе, разверзающемся
над храмом.
(204 слова)
Эффект оптической иллюзии –
любимейший эффект барокко. И здесь проявляется
много изобретательной фантазии. Знаменитый
зодчий и скульптор Лоренцо Бернини так
спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что
она снизу кажется гораздо длиннее, чем есть на
самом деле, потому что кверху она сужается, свод
становится ниже, колонны меньше по размеру и
промежутки между ними теснее. Когда на верхней
площадке лестницы во время торжественных
церемоний появлялся папа римский, его фигура
благодаря ложной перспективе казалась снизу
неожиданно большой и поэтому величественной. Тут
было много театральности. Римское барокко
проникнуто духом зрелищного ансамбля, оно
соединило архитектуру, скульптуру и живопись в
многоголосый хор, приобщив к нему и природу,
сделав и ее театральной: вокруг загородных
дворцов и вилл были разбиты великолепные парки,
спускавшиеся террасами с холмов, украшенные
гротами и каскадами фонтанов. Мастера создали
целую архитектуру фонтанов и в самом городе,
извлекая восхитительные эффекты из союза
скульптуры с водой. Блестящее, поражающее,
импозантное – вот пафос и стихия римского
барокко.
(150 слов)
|