МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
Полезные мелочи
Куда ставить-то?
Мягкий знак в словах, в которых он не
обозначает мягкости согласного, – серьезная
методическая проблема. Как избежать ошибок в
таких словах, как восемьдесят или восемьсот?
Приучим своих учеников обязательно писать
мягкий знак в начальной форме числительного от
пяти до девятисот. Если в начальной форме нет
мягкого знака на конце – значит, он должен быть в
середине: пятнадцать, но пятьдесят
или пятьсот (разумеется, сорок,
девяносто и сто не в счет, там ь и
поставить некуда). Это простое ненаучное правило,
которым пользуются многие учителя, предлагается
и в учебнике русского языка для 7-го класса под
ред. М.В. Панова.
А можно нарисовать схему, из которой наглядно
видно, что в числительных 5–20, а также 30 ь
пишется на конце слова (впрочем, это особых
трудностей не вызывает), а начиная со слова пятьдесят
– в середине, после первого корня.
Исследуем шипящие
Что во всех глагольных формах нужно
после шипящих писать ь, запомнить очень
легко. Но вспоминать это правило в каждом
конкретном случае удается далеко не каждому
ребенку. Только тренировка, изобретение все
новых упражнений, взгляд с неожиданной стороны
могут помочь делу и довести правописание
глаголов до автоматизма.
Вот несколько предложений.
Спросим детей, возможно ли в русском языке такое
сочетание букв: чьт. Чаще всего первый ответ
бывает: «Нет, невозможно, ведь чт всегда
без мягкого знака – почта, мачта, почти, прочти...».
И только потом кто-нибудь догадывается: «В
повелительном наклонении – прячьте, плачьте...
Как будто против правил, но ведь это глагол!».
Всего шипящих букв, как известно, 4, глагольных
форм, которые могут оканчиваться на шипящую с
мягким знаком, – 3: 2-е лицо ед. ч. наст. или буд.
времени; ед. ч. повелительного наклонения;
неопределенная форма глагола. А на все ли шипящие
(разумеется, с мягким знаком!) могут оканчиваться
глаголы? Небольшая исследовательская работа на
уроке покажет: не востребована буква щ
(если не считать то ли неологизм, то ли
просторечное слово в поэме В.В. Маяковского:
«Тащь в хату пианино, граммофон с часами!»).
Только в повелительном наклонении глагола может
оказаться жь; по две формы обслуживают
две оставшиеся буквы ш и ч: одна –
повелительное и изъявительное наклонения,
другая – повелительное наклонение и инфинитив.
Нарисовали табличку, записали примеры – чем не
упражнение?
Правила поведения
Если ваши ученики читали веселую
книжку Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»,
может быть, они припомнят, что диктовали ее герою
на вступительном экзамене в гимназии. Цитирую по
памяти, было примерно такое: «Купишь поросенка за
грош, посадишь его в рожь, и будет он хорош». Для
проверки это предложение сложновато – недаром
же герой от волнения и страха пропустил мягкий
знак в своей фамилии, а для веселой тренировки –
в самый раз. Придумаем и свои предложения,
например, такое:
Станешь печь – калач не прячь,
Хоть горяч – отрежь и ешь.
|