ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев
Продолжение. См. № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 38/2003
8. «Добро» и «зло» открытых
уроков
Обычно при словах «открытый урок»
коллеги морщатся как от зубной боли или устало
пожимают плечами: мол, о чем тут говорить?
Прикажут – проведем, и все дела. Нет – значит,
на этот раз обошлось, одной головной болью
меньше.
А между тем поговорить действительно есть о чем.
Вот только некоторая часть проблем, так или иначе
связанных с предметом нашего разговора.
Для чего нужны открытые уроки? Для кого они
проводятся? Что это такое – открытый урок и
чем он отличается от обычного, вроде как
неоткрытого? Каким быть открытому уроку? Что на
нем показывать? Что и как обсуждать после того,
как действо состоялось?
Пытаясь честно отвечать себе на эти и другие
вопросы, я прибегла к своему любимому методу,
который называю «методом Робинзона Крузо».
Помните то место в романе, где герой Дефо «с
полным беспристрастием» разделяет страницу
своего дневника пополам и записывает: слева –
«зло», справа – «добро»? (Впрочем, мне больше
нравится перевод К.И. Чуковского с его «худо» и
«хорошо».)
Но вначале хочу предоставить слово людям,
которым есть что сказать об этой проблеме.
Г.Г. Граник, академик РАО,
профессор, создатель курса «Русская филология»:
– К открытым урокам я отношусь плохо.
Чтобы хорошо представлять себе работу учителя,
надо видеть рядовой, обычный урок. Открытый урок
таким по определению быть не может. К нему долго и
тщательно готовятся. Это урок-праздник и, как и
любой праздник, требует от очень занятого
учителя дополнительного времени (это при его-то
нагрузке!). Кроме того, когда учитель готовит
такой урок, он, как правило, к нему готовит и
детей, поэтому увидеть объективную картину очень
трудно. Это одна сторона дела. Вторая состоит в
том, что открытый урок при всех его недостатках
все-таки дисциплинирует учителя, заставляет
стремиться к чему-то новому, заставляет расти, а
без роста нет учителя. Открытый урок – это обмен
опытом, на таких уроках учителя всегда чему-то
учатся: вот этот прием, это упражнение, эту форму
работы я возьму и попробую на своих уроках, это у
учителя хорошо получилось, а вот над этим надо
еще подумать….
Итак, перед нами единство
противоположностей. Выход я вижу в том, чтобы
открытых уроков не было слишком много. А те, кто
приходит на урок, должны быть предельно,
сверхдоброжелательны и больше видеть в уроке
хорошего, чем плохого.
И.И. Аркин, известный методист,
автор книг «Уроки литературы в 5–6-х (7-, 8-, 9-, 10-х)
классах»:
– Открытый урок? Это великолепно, это
нужно, и нужно прежде всего самому учителю. Но
только при одном условии: открытый урок – значит,
открытие, праздник творчества, методический
отчет учителя перед коллегами. Иначе он не имеет
смысла. Доводы «против» открытых уроков всем
известны: показуха, бесконечные репетиции,
натаскивание детей на готовые, правильные
ответы. Конечно, открытый урок готовится
тщательнее других, но это должен быть именно
живой, естественный урок. И еще об одном хочу
сказать: мы привыкли после открытого урока либо
ругать учителя, либо, лицемеря, безудержно его
хвалить. А должен быть откровенный разговор о
проблемах урока, о том новом, что учитель решился
вынести на суд своих коллег, своего
методобъединения. Кстати, и само школьное
методобъединение имеет смысл только тогда, когда
оно организуется вокруг учителей, которым есть
что сказать и показать.
Л.И. Федорова, учитель с 20-летним
стажем, г. Мытищи, школа № 5:
– Даю ли я открытые уроки по
собственному желанию? Нет, конечно. Но в принципе
мне это дело нравится. Нравится сам процесс
подготовки. А проводить урок трудно. Не было еще
случая, чтобы я не волновалась. Правда, мои уроки
всегда проходили удачно, но если бы мне хоть раз
сказали, что что-то получилось плохо, я бы больше
никогда не стала давать такие уроки.
Н.К. Каплан, учитель первой
категории той же школы:
– Открытые уроки? А для кого их
проводить? Раньше проводила, и много. Так раньше
система была другая, были разные семинары, для
директоров или по линии распространения
передового педагогического опыта. А теперь
ничего этого нет. Даю открытые уроки для
практикантов. Им нужно учиться. А так нет.
О.А. Мурашова, учитель высшей
категории, г. Королев, гимназия № 18:
– Открытые уроки имеют смысл только в
том случае, если нет заранее распределенных
ролей. К принятым у нас конкурсам и зрелищам типа
«Учитель года» отношусь отрицательно. Концерты
никому не нужны, потому что отнимают много сил и
времени, лучше потратить это время на подготовку
обычных уроков. Конечно, товар нужно показывать
лицом. Простые, рабочие уроки малоинтересны. Если
у меня открытый урок, я никогда не готовлю его
заранее, в смысле не репетирую, но всегда прошу
сообщить, когда ко мне придут, чтобы выбрать
выигрышную тему. Есть, разумеется, учителя,
которые любят проводить открытые уроки, я к ним
не отношусь. А актеры – они есть в любой
профессии.
С.И. Райский,
учитель-экспериментатор, г. Москва, школа № 1695:
– Открытые уроки, по замыслу
методистов, нужны, во-первых, для обмена опытом, а
во-вторых, для аттестации учителя. Я
категорически против открытых уроков в их
нынешнем виде, так как это в 100% случаев чистой
воды показуха. Прежде всего жаль детей, которые
вынуждены мучиться из-за чьих-то амбиций. Вместо
спокойной плановой работы – пионерщина какая-то.
Я был бы за открытые уроки, если бы к ним,
во-первых, относились как к нормальному способу
поучиться друг у друга, а во-вторых, если бы они
посещались двумя-тремя людьми, не больше. Да,
впрочем, и в этом случае у учителя спина мокрая. К
нам в школу, например, постоянно приходят
студенты-иностранцы, причем большими группами, и
их без предупреждения разводят по кабинетам. В
прошлом голу они ко мне попали по ошибке
администрации, так это была катастрофа. Короче
говоря, так, как это делается сейчас, все это ни к
чему.
Теперь, когда у нас есть своеобразный
банк данных под названием «ОУ» («Открытый урок»),
воспользуемся методом любимого героя Дефо,
разделим страницу пополам и получим что-то вроде
следующего (см. таблицу).
«Зло»
Открытый урок – это показуха в чистом
виде, это то, чего никогда не бывает на обычных
уроках. |
«Добро»
Открытый урок – это средство
распространения передового педагогического
опыта, это творческий отчет учителя перед
коллегами. Открытый урок – это открытие. |
Это сильнейший
стресс для учителя, дополнительное нервное
напряжение, плохо сказывающееся на всей его
работе. |
Открытые уроки
позволяют держать себя в форме, дисциплинируют
учителя. А волнение, говорят, полезно для любого
человека. |
Это бессмысленная
трата времени на подготовку различного рода
«театральных спецэффектов»: наглядных пособий,
костюмов, украшения кабинета и т.д. и т.п. |
Открытый урок помогает
состояться учителю как специалисту,
способствует творческому росту и, что греха
таить, прибавлению разряда и зарплаты (рублей так
на сто). |
Вывод: открытый
урок – это каторга, это гражданская казнь в особо
изощренной форме. В общем, О боги, боги, за что вы
наказываете меня? |
Вывод: открытый урок
– это великолепно, это звучит гордо; это
фейерверк творчества; это находки и свершения,
это взлеты (которых, как известно, без падений не
бывает). |
Исследовав предмет с разных
сторон, как того и требует диалектика, мы находим
в открытых уроках и «добро», и «зло». Что
перевесит в каждом конкретном случае, зависит от
многих обстоятельств.
До открытого урока, конечно же, надо
дорасти. Нет смысла требовать проведения
открытых уроков от выпускника педвуза. Пусть
привыкнет к школе и научится поначалу давать
более или менее прилично обычные уроки. А через
год-два можно и попробовать. Хотя бы для того,
чтобы не бояться публики, поскольку показывать
вроде бы еще и нечего. (Я не говорю об исключениях,
о прирожденных талантах.)
Как это ни странно, особенно полезны
открытые уроки именно молодым учителям. Полезны
и не страшны. Можно прибегнуть к самовнушению: «Я
так еще молод, я почти еще ничего не умею, ну,
критикуйте меня, отдавайте на растерзание
проверяющим, что с меня взять?». Пара-тройка
уроков на публику – и опыт мало-мальский
приобретается, а с ним уходит страх и появляется
желание дать еще один урок – урок-праздник,
урок-открытие.
Гораздо труднее в этом смысле опытным
учителям. А во всем виноваты опыт и наши амбиции.
«Если я дам плохой (серый, скучный, вялый) урок,
жизнь в один день кончится» – такие примерно
мысли посещают учителей, проработавших в школе
лет 15–20. На самом деле ничего не кончено, игра
только началась. Именно у опытных учителей мы
учимся всю жизнь, нам нужны их знания, их опыт, их
потрясающие достижения и открытия.
Кстати, большинство публикаций в
рубрике «Я иду на урок» появилось в газете
«Русский язык» после проведения именно открытых
уроков. Без них и рубрики бы не было. К открытому
уроку тщательнее готовишься, продумываешь все до
мелочей, выверяешь все, до последнего слова, по
словарям – не дай бог какой ляп допустить! И все
на пользу дела. Так что не так уж все и плохо. И
«добро» от открытых уроков есть, а не только
«худо». Если у вас есть желание пополнить наш
банк мнений под названием «ОУ» («Открытый урок»),
пишите нам, присылайте свои конспекты открытых
уроков, рассказывайте о своих находках и удачах,
о своих сомнениях и проблемах. От себя добавлю,
что я за открытый урок, если это живой,
естественный диалог учителя с учениками, за
такой урок, на котором дети ошибаются, не боятся
сказать «не так», размышляют «вживую», а не
«понарошку». И я за такой урок, который интересен
и самому учителю, и детям, и коллегам – одним
словом, за высокую классику в самом лучшем
смысле этого слова.
|