Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2003

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

М.А. БОГОМОЛОВА,
г. Североморск


Стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык»

5 - 6 классы

Интегрированный урок

Судя по моим наблюдениям, к интегрированным урокам в учительской среде относятся по-разному: кто-то их бурно приветствует, а кто-то не одобряет. Для меня интегрированный урок – возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. В этом году мы с коллегами подготовили и провели такие интегрированные уроки: «Интеллектуальный рыцарский турнир. Англия в Средние века» (история + литература + английский язык); «Высокое искусство перевода» (литература + английский язык); «Положительное и отрицательное в математике, русском языке и в жизни» (русский язык + математика).
Вашему вниманию мне хочется предложить интегрированный урок русского языка, литературы и риторики по анализу стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». На уроке риторики изучалась тема «Похвальное слово», в упражнении 318 было предложено прочитать произведение И.С.   Тургенева «Русский язык» и доказать, что по содержанию данное произведение является похвальным словом. Мое задание было таким: выучить это произведение и к следующему уроку русского языка подготовиться записать его по памяти.

ХОД УРОКА

I. Объявление темы урока.

С сегодняшнего урока мы начинаем обобщающее повторение всего, что рассматривалось в курсе русского языка в 5–6-х классах. Изучая грамматические категории, орфографические правила, выполняя домашние упражнения, часто ли задумываетесь вы, что для вас значит русский язык – язык, на котором вы говорите, думаете, пишете? Этот урок мы посвятим произведению И.С. Тургенева, которое так и называется – «Русский язык».
Чтение стихотворения учителем наизусть.

II. Домашнее задание.

Запишите это произведение по памяти. Постарайтесь, чтобы ваша запись была каллиграфически красивой и четкой.

III. Определение литературного жанра.

Вы записали произведение художественной литературы. Попробуем определить литературный жанр этого произведения. К какому роду литературы оно относится: к лирике или эпосу? (Лирика выражает чувства и переживания поэта; эпос изображает события, людей, их действия и поступки. В этом произведении выражены чувства и мысли – значит, это – лирическое произведение.)
Найдите слова, указывающие на лирического героя, к какой части речи они относятся? (На лирического героя указывают притяжательное местоимение – моей, личное местоимение – мне.)
В чем необычность этого лирического произведения? (Оно написано не в стихотворной, а в прозаической форме.)
Действительно, перед нами произведение весьма необычной жанровой формы – стихотворение в прозе.
Попытаемся понять всю глубину мыслей и чувств, выраженных в этом стихотворении. И в этом вам помогут знания, которые вы получили на уроках русского языка и риторики.

IV. Определение риторического жанра. Работа с лексикой.

Задумаемся над риторическим жанром этого произведения. Можно ли сказать, что данное произведение И.С. Тургенева является похвальным словом? Почему?
Фиксация первичных впечатлений учащихся:
И.С. Тургенев – патриот, он любит свою родину. Автор хвалит русский язык, поэтому это – похвальное слово.
А не кажется ли вам, что для похвального слова этот текст слишком грустно начинается?
Закрасьте синим маркером слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым маркером – слова с положительной эмоциональной окраской.
Назовите слова, в которых отражены отрицательные эмоции. Как вы понимаете их значение?

Работа со словарем.

Сомнение – неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твердой веры в кого-, что-н.

Тягостный – трудный, обременительный, мучительно неприятный.

Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности.

Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения в прозе?

Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе родины.)

Литературно-историческая справка

Это стихотворение в прозе написано И.С. Тургеневым в 1882 году. Изучая историю России в старших классах, вы узнаете, что 80-е годы XIX века – это годы зарождения русского капитализма, годы активных действий террористов-революционеров, годы смуты в умах, когда утрачивались прежние ценности.

V. Работа с текстом.

Подумайте: какой тип речи использован в этом произведении (описание, повествование, рассуждение)? Почему? Каково строение текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)
Прочитайте предложение, в котором содержится тезис высказывания. Охарактеризуйте это предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, подчеркните грамматическую основу.

(1-е предложение – повествовательное, так как в нем содержится утверждение, грамматическая основа – ты поддержка и опора. Это предложение восклицательное. Очевидно, высказанное утверждение не оставляет автора равнодушным, вызывает у него сильные чувства.)

Чем осложнено предложение? Как вы можете объяснить постановку тире в этом предложении?

(Предложение осложнено обращением и однородными членами. Тире как бы разделяет предложение на две части, противопоставляя их: первая часть синяя, в ней ряд однородных членов с отрицательной эмоциональной окраской, вторая – зеленая, в ней однородные сказуемые и однородные определения – это слова с положительной окраской.)

Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих определений-эпитетов?

Работа со словарем:

Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

Могучий – мощный, сильный.

Правдивый – 1. Содержащий, выражающий правду. 2. Любящий говорить правду, стремящийся к правде.

Свободный – пользующийся свободой (отсутствием стеснений и ограничений).

На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами похвальное слово русскому языку?

(Использование личного местоимения ты по отношению к неодушевленному предмету (явлению), обращение к языку и однородные определения, содержащие положительную эмоциональную окраску, позволяют утверждать, что перед нами похвальное слово.)

Назовите предложение, в котором содержатся доказательство, аргументы. Охарактеризуйте это предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске. Подчеркните грамматические основы. Объясните пунктуацию в этом предложении.

(Это предложение по цели высказывания – вопросительное. Это риторический вопрос, который заставляет задуматься и читателя о его отношении к родине и родному языку. Тире разделяет предложение на две части. В первой части грамматическая основа – сказуемое не будь, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения (опять обращение к языку!), но употребленного в значении условного (если бы тебя не было). Отрицательная частица не указывает на то, что это – «доказательство от противного». Во второй части грамматические основы не впасть в отчаяние и что совершается. Эта часть окрашена синим цветом, в ней передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой.)

Прочитайте последнее предложение. Как оно связано с предыдущим? К какому выводу приходит лирический герой? Охарактеризуйте последнее предложение.

(Последнее предложение связано с предыдущим с помощью союза но, имеющего противительное значение. Это предложение по цели высказывания повествовательное, в нем автор вновь высказывает утверждение. Это предложение сложное, сложноподчиненное, грамматическая основа главного предложения – нельзя верить, придаточного – язык не был дан. Утверждение мысли в нем выражено путем двойного отрицания. Этот прием усиливает истинность вывода, к которому приходит автор.)

Какие чувства выражены в этом предложении?

(Это предложение по эмоциональной окраске восклицательное. Оно окрашено зеленым цветом – это слова верить, великому народу, а также указательное местоимение таким, в котором как бы объединены все определения-эпитеты, относящиеся к русскому языку. Чувства гордости и восхищения выражают эти слова.)

VI. Подведение итогов работы.

Как развивалась мысль автора в произведении? Каким было движение чувств лирического героя? Была ли работа, проведенная на уроке, полезна для вас, помогла ли она глубже понять стихотворение в прозе И.С. Тургенева, посвященное родному языку?

(Развитие мысли: от тезиса-утверждения – через мучительные вопросы, «доказательство от противного» – к утверждению-выводу, выраженному с помощью двойного отрицания.

Движение чувств: от сомнения, отсутствия веры – через отчаяние, ощущение безвыходности – к убежденности и вере, гордости и восхищению.)

Выводы: быть патриотом не на словах, а на деле не всегда просто, ведь вокруг ты видишь много плохого, много несправедливостей, кажется, что в другой стране может быть лучше, поэтому истинная любовь к родине – это выстраданная любовь, прошедшая все испытания. Принять и полюбить свою родину помогает наш русский язык – «этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». В языке отражается мировосприятие народа. Поэтому бережное отношение к языку, умелое его использование – это вклад каждого в развитие культуры своего народа, его будущего.

VII. Домашнее задание (к уроку риторики, по выбору).

1. Подготовьте и произнесите похвальное слово родному языку или нашей родине.
2. Подготовьте и произнесите похвальное слово И.С. Тургеневу – автору стихотворения в прозе «Русский язык».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru