РАЗВИТИЕ РЕЧИ
М.А. БОГОМОЛОВА,
г. Североморск
Стихотворение в прозе И.Тургенева
«Русский язык»
5 - 6 классы
Интегрированный урок
Судя по моим наблюдениям, к интегрированным
урокам в учительской среде относятся по-разному:
кто-то их бурно приветствует, а кто-то не
одобряет. Для меня интегрированный урок –
возможность вырваться за рамки одной учебной
дисциплины, наглядно, в действии показать, как
все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить
мотивацию изучения своего предмета. В этом году
мы с коллегами подготовили и провели такие
интегрированные уроки: «Интеллектуальный
рыцарский турнир. Англия в Средние века» (история
+ литература + английский язык); «Высокое
искусство перевода» (литература + английский
язык); «Положительное и отрицательное в
математике, русском языке и в жизни» (русский
язык + математика).
Вашему вниманию мне хочется предложить
интегрированный урок русского языка, литературы
и риторики по анализу стихотворения в прозе И.С.
Тургенева «Русский язык». На уроке риторики
изучалась тема «Похвальное слово», в упражнении
318 было предложено прочитать произведение И.С.
Тургенева «Русский язык» и доказать, что по
содержанию данное произведение является
похвальным словом. Мое задание было таким:
выучить это произведение и к следующему уроку
русского языка подготовиться записать его по
памяти.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы урока.
С сегодняшнего урока мы начинаем
обобщающее повторение всего, что
рассматривалось в курсе русского языка в 5–6-х
классах. Изучая грамматические категории,
орфографические правила, выполняя домашние
упражнения, часто ли задумываетесь вы, что для
вас значит русский язык – язык, на котором вы
говорите, думаете, пишете? Этот урок мы посвятим
произведению И.С. Тургенева, которое так и
называется – «Русский язык».
Чтение стихотворения учителем наизусть.
II. Домашнее задание.
Запишите это произведение по памяти.
Постарайтесь, чтобы ваша запись была
каллиграфически красивой и четкой.
III. Определение литературного жанра.
Вы записали произведение
художественной литературы. Попробуем определить
литературный жанр этого произведения. К какому
роду литературы оно относится: к лирике или
эпосу? (Лирика выражает чувства и переживания
поэта; эпос изображает события, людей, их
действия и поступки. В этом произведении
выражены чувства и мысли – значит, это –
лирическое произведение.)
Найдите слова, указывающие на лирического героя,
к какой части речи они относятся? (На
лирического героя указывают притяжательное
местоимение – моей, личное местоимение – мне.)
В чем необычность этого лирического
произведения? (Оно написано не в стихотворной, а
в прозаической форме.)
Действительно, перед нами произведение весьма
необычной жанровой формы – стихотворение в
прозе.
Попытаемся понять всю глубину мыслей и чувств,
выраженных в этом стихотворении. И в этом вам
помогут знания, которые вы получили на уроках
русского языка и риторики.
IV. Определение риторического жанра.
Работа с лексикой.
Задумаемся над риторическим жанром
этого произведения. Можно ли сказать, что данное
произведение И.С. Тургенева является похвальным
словом? Почему?
Фиксация первичных впечатлений учащихся:
И.С. Тургенев – патриот, он любит свою родину.
Автор хвалит русский язык, поэтому это –
похвальное слово.
А не кажется ли вам, что для похвального слова
этот текст слишком грустно начинается?
Закрасьте синим маркером слова, в которых
выражены отрицательные эмоции лирического
героя, а зеленым маркером – слова с
положительной эмоциональной окраской.
Назовите слова, в которых отражены отрицательные
эмоции. Как вы понимаете их значение?
Работа со словарем.
Сомнение – неуверенность в
истинности чего-н., отсутствие твердой веры в
кого-, что-н.
Тягостный – трудный,
обременительный, мучительно неприятный.
Отчаяние – состояние крайней
безнадежности, ощущение безвыходности.
Какие чувства испытывает лирический
герой в начале стихотворения в прозе?
Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями
о судьбе родины.)
Литературно-историческая справка
Это стихотворение в прозе написано И.С.
Тургеневым в 1882 году. Изучая историю России в
старших классах, вы узнаете, что 80-е годы XIX века –
это годы зарождения русского капитализма, годы
активных действий террористов-революционеров,
годы смуты в умах, когда утрачивались прежние
ценности.
V. Работа с текстом.
Подумайте: какой тип речи использован
в этом произведении (описание, повествование,
рассуждение)? Почему? Каково строение
текста-рассуждения? (Тезис, доказательства,
вывод.)
Прочитайте предложение, в котором содержится
тезис высказывания. Охарактеризуйте это
предложение по цели высказывания, эмоциональной
окраске, подчеркните грамматическую основу.
(1-е предложение – повествовательное,
так как в нем содержится утверждение,
грамматическая основа – ты поддержка и
опора. Это предложение восклицательное.
Очевидно, высказанное утверждение не оставляет
автора равнодушным, вызывает у него сильные
чувства.)
Чем осложнено предложение? Как вы
можете объяснить постановку тире в этом
предложении?
(Предложение осложнено обращением и
однородными членами. Тире как бы разделяет
предложение на две части, противопоставляя их:
первая часть синяя, в ней ряд однородных членов с
отрицательной эмоциональной окраской, вторая –
зеленая, в ней однородные сказуемые и однородные
определения – это слова с положительной
окраской.)
Какие качества русского языка
вызывают восхищение лирического героя? Как вы
понимаете значение этих определений-эпитетов?
Работа со словарем:
Великий – превосходящий общий
уровень, обычную меру, значение, выдающийся.
Могучий – мощный, сильный.
Правдивый – 1. Содержащий,
выражающий правду. 2. Любящий говорить правду,
стремящийся к правде.
Свободный – пользующийся свободой
(отсутствием стеснений и ограничений).
На основании каких признаков мы можем
судить, что перед нами похвальное слово русскому
языку?
(Использование личного местоимения ты
по отношению к неодушевленному предмету
(явлению), обращение к языку и однородные
определения, содержащие положительную
эмоциональную окраску, позволяют утверждать, что
перед нами похвальное слово.)
Назовите предложение, в котором
содержатся доказательство, аргументы.
Охарактеризуйте это предложение по цели
высказывания, эмоциональной окраске.
Подчеркните грамматические основы. Объясните
пунктуацию в этом предложении.
(Это предложение по цели
высказывания – вопросительное. Это риторический
вопрос, который заставляет задуматься и читателя
о его отношении к родине и родному языку. Тире
разделяет предложение на две части. В первой
части грамматическая основа – сказуемое не
будь, выраженное глаголом в форме
повелительного наклонения (опять обращение к
языку!), но употребленного в значении условного (если
бы тебя не было). Отрицательная частица не
указывает на то, что это – «доказательство от
противного». Во второй части грамматические
основы не впасть в отчаяние и что
совершается. Эта часть окрашена синим цветом, в
ней передано чувство безысходности,
безнадежности, которое испытывает лирический
герой.)
Прочитайте последнее предложение. Как
оно связано с предыдущим? К какому выводу
приходит лирический герой? Охарактеризуйте
последнее предложение.
(Последнее предложение связано с
предыдущим с помощью союза но, имеющего
противительное значение. Это предложение по цели
высказывания повествовательное, в нем автор
вновь высказывает утверждение. Это предложение
сложное, сложноподчиненное, грамматическая
основа главного предложения – нельзя верить,
придаточного – язык не был дан. Утверждение
мысли в нем выражено путем двойного отрицания.
Этот прием усиливает истинность вывода, к
которому приходит автор.)
Какие чувства выражены в этом
предложении?
(Это предложение по эмоциональной
окраске восклицательное. Оно окрашено зеленым
цветом – это слова верить, великому народу, а
также указательное местоимение таким, в
котором как бы объединены все
определения-эпитеты, относящиеся к русскому
языку. Чувства гордости и восхищения выражают
эти слова.)
VI. Подведение итогов работы.
Как развивалась мысль автора в
произведении? Каким было движение чувств
лирического героя? Была ли работа, проведенная на
уроке, полезна для вас, помогла ли она глубже
понять стихотворение в прозе И.С. Тургенева,
посвященное родному языку?
(Развитие мысли: от
тезиса-утверждения – через мучительные вопросы,
«доказательство от противного» – к
утверждению-выводу, выраженному с помощью
двойного отрицания.
Движение чувств: от сомнения,
отсутствия веры – через отчаяние, ощущение
безвыходности – к убежденности и вере, гордости
и восхищению.)
Выводы: быть патриотом не на
словах, а на деле не всегда просто, ведь вокруг ты
видишь много плохого, много несправедливостей,
кажется, что в другой стране может быть лучше,
поэтому истинная любовь к родине – это
выстраданная любовь, прошедшая все испытания.
Принять и полюбить свою родину помогает наш
русский язык – «этот клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками». В
языке отражается мировосприятие народа. Поэтому
бережное отношение к языку, умелое его
использование – это вклад каждого в развитие
культуры своего народа, его будущего.
VII. Домашнее задание (к уроку риторики,
по выбору).
1. Подготовьте и произнесите
похвальное слово родному языку или нашей родине.
2. Подготовьте и произнесите похвальное слово
И.С. Тургеневу – автору стихотворения в прозе
«Русский язык».
|