ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
М.НИКОЛАЕВ
Грешные люди
Администрация школы пригласила
священника из соседнего храма, чтобы он
побеседовал с детьми о Боге и православии.
– Надо идти в ногу с временем, – сказал
директор Афанасий Степанович. – Все-таки в
православной стране живем... – Помолчал и
задумчиво добавил: – Сам я, впрочем, атеист.
В назначенный день старшеклассников заставили
убрать из коридоров сломанные стулья. Уборщица
тетя Маша шлепнула на пол мокрую плоскую тряпку и
стала так ревностно тереть линолеум, словно
хотела очистить душу от всех греховных пятен.
В учительской собрались преподаватели. Курящие
деликатно приоткрыли окно, полезли за сигаретами
и зажигалками. Остальные расселись вокруг
длинного стола, на котором поблескивала ваза с
негнущимися искусственными цветами. Лица у всех
были или слегка напряженные, или чуть
насмешливые. Оно и понятно, религия – дело
темное. Точнее, светлое. Одним словом, все
чувствовали себя как-то неуверенно. Отважная
биологичка Марья Петровна неожиданно резко
сказала:
– А я вот, например, в Бога не верю! Что
же меня теперь – увольнять?
Возникла неловкая пауза. Кто-то выпустил
короткий нервный смешок. Туманная химичка Ольга
Алексеевна умиротворяюще взмахнула крыльями
светло-серой шали.
– Маша, зачем такие слова? Все будет нормально.
Придет человек, поговорит... о чем надо – и все.
При чем тут увольнение?
– Нет, а если я действительно не верю в Бога? –
настаивала бескомпромиссная биологичка. – С
детства?
– Успокойтесь, Марья Петровна, – выдохнул
вместе со струей табачного дыма математик
Кольцов, – никто вас не собирается насильно
обращать в христианство.
– Тем более что всех, кого можно было, уже
обратили, – отчеканил сухощавый историк. – В 988
году.
– Ну да, еще при Горбачеве, – поддакнула
учительница физкультуры.
Историк удивленно поднял бровь.
Красавица физичка тоже решила поучаствовать в
дискуссии.
– Вообще, пусть батюшка поговорит с нашими
охламонами. Может, кто-нибудь окреститься
захочет. Я бы в первую очередь окрестила Панкова
из девятого! В него, по-моему, уже давно бес
вселился.
Учителя одобрительно загудели. В этом гуле можно
было расслышать имена учеников, которых, по
мнению педагогов, следовало срочно окрестить.
Вошел директор Афанасий Степанович. Лысина,
живот, переутомленные очки. Директор осмотрелся,
подошел к учителю рисования Михал Михалычу.
– Миш, ты ведь верующий, – озабоченно произнес
Афанасий Степанович. – Может, знаешь – нужно ему
дарить цветы или нет?
– Кому, священнику?
– Ну да. А то неудобно как-то с пустыми руками...
Тут вмешалась бойкая англичанка в узких черных
брюках.
– Вы что, Афанасий Степанович! Это только
артистам подносят букеты. Или женщинам.
Директор покряхтел и вытер платком покрасневший
загривок.
– Что же ему презентовать? а, Михал Михалыч?
Учитель рисования пожал плечами.
– Подарите конфеты или книжку какую-нибудь.
– А коньяк? – встрепенулся Афанасий Степанович.
– У меня в сейфе стоит бутылочка...
– Афанасий Степанович! – укоризненно склонила к
плечу голову англичанка.
– А что, разве они не... А, ну да... – директор
вздохнул и опять вытер шею. – Миш, не в службу, а в
дружбу... Сбегай в магазин, купи коробочку конфет.
– Хорошо.
– Только купи дорогие. Сколько тебе дать?
Директор вынул бумажник, захрустел купюрами.
– Заграничных не покупайте, – посоветовала
англичанка. – Лучше «Вечерний звон»... Они это
любят.
В школьной раздевалке косо лежал столб
солнечного света.
Михал Михалыч застегивал пальто и наблюдал за
малышами, обсуждавшими предстоящий визит
священника.
– А чего он с нами делать будет? – спрашивает
ушастенький второклассник Леша, в глазах
которого мечется неподдельная тревога.
– Он будет на нас священной водой брызгать, –
деловито отвечает Ниночка, маленькая барышня с
упрямым, нависающим над глазами лбом. – Я с
бабушкой была в церкви, так там ходит такой
дядька весь в золоте и поет.
– Чего поет? – расширил глаза Лешка.
– Ну, молитвы всякие. А потом такой лохматенькой
штучкой на всех брызгает.
Девочка выпятила живот и стала важно махать
рукой, изображая священника.
– А зачем? – продолжает беспокоиться Леша.
– Чтоб людей черти в аду не изжарили, – объяснила
Ниночка.
Такой ответ почему-то не успокоил Лешу. Мальчик
прислонился к стене и стал обреченно царапать ее
каблуком. Учитель рисования подошел к детям.
– Ниночка, откуда ты все это знаешь? –
поинтересовался педагог.
– Бабушка говорила.
Посмотрев в ее честные серые глаза, Михал Михалыч
глубоко вздохнул и сказал:
– Священник будет говорить с вами о Боге и о вере
в Бога, понятно? А насчет того, кто кого в аду
жарит... Ну, никто, Нина, никто не знает, что с
людьми происходит после смерти.
– Я знаю! – влезает конопатый бедокур Саврасов.
– Душа на небо улетает!
– А плохие люди в ад проваливаются, – поспешно
вставляет Ниночка, большой спец по части
инфернальных дел. – Их там жарят – я на картинке
видела.
– Ага, а потом едят, – логично заключает
Саврасов.
– А вот и нет! – подбоченившись, наступает на
него Ниночка. – Мне бабушка рассказывала...
– Подожди, – перебивает Михал Михалыч, – откуда
у твоей бабушки такие сведения? Разве она была в
аду?
– Она, наверно, сама плохих людей жарила! –
ухмыляется Саврасов.
Девочка мгновенно меняет наставнический тон на
злобный.
– Тебя там тыщу лет будут жарить за то, что ты
глупости говоришь!
Увидев, что теологический диспут переходит в
склоку, Михал Михалыч поспешил вмешаться.
– Ну все, хватит. Придет священник – разберетесь
что к чему. А сейчас идите в класс, нечего тут
шуметь.
– А-а-а, я грешник! Меня жарят! – заорал
Саврасов и, страшно пританцовывая, убежал в
класс.
Михал Михалыч махнул рукой и пошел за конфетами.
Завуч Ирина Владимировна тревожно
посмотрела на часы и поспешила в десятый класс.
При ее появлении ученики вяло грохнули стульями
и встали.
– Садитесь, садитесь, – затрясла окольцованными
пальцами Ирина Владимировна. – Значит, так.
Шестого урока не будет. Примерно через полчаса
приедет священник, и мы все пойдем в актовый зал
на лекцию. Вопросы есть?
– Ирина Владимировна, – спросил Громов, – а всем
нужно идти на лекцию?
– Всем! – отрезала завуч и добавила,
выразительно артикулируя: – А тебе, Саша, в
первую очередь!
– Это почему?
– Потому, что у тебя полностью отсутствует
смирение. Кто сказал учительнице английского
«подавитесь вашей тройкой»?
Лицо Громова стало серым.
– А чего она на меня наезжает все время?
Ирина Владимировна красноречивой пантомимой
дала Громову понять, что этой фразой он лишний
раз доказал правоту ее слов.
– А о чем будет лекция? – испытующе прищурилась
Таня Паукова.
– Не знаю. Не знаю, какие вопросы осветит батюшка,
но...
– Какой Батюшков? – удивился Кира Добрых.
– Священник.
– Батюшков – это фамилия, что ли?
– Батюшков – это поэт. Ты, кстати, готовишься к
экзамену по литературе?
– Готовлюсь. Ирина Владимировна, мне сегодня
домой надо. К экзамену готовиться.
– Вот закончится лекция – пойдешь домой. Я не
понимаю, вы что, маленькие? Почему вас нужно
упрашивать? Посидите, послушаете, что вам батюшка
расскажет... Вы небось и в церкви-то ни разу не
были.
– Что я, бабка, что ли, старая – в церковь ходить?
– нахмурился Громов.
– Ты хуже бабки, – с сердцем сказала завуч. Потом
она послала Громова и Добрых караулить батюшку у
входа. Десятиклассники, покачиваясь, спустились
на первый этаж, вышли на улицу, закурили.
Переговариваясь, они лихо сплевывали на асфальт.
К школе подошел Михал Михалыч с
коробкой конфет под мышкой. Старшеклассники
вежливо вильнули шеями.
– Здрас-с-сьте...
– Здорово, орлы. Священника ждете?
– Ага. Когда он появится, Громыч побежит сказать
директору, а я священника встречу и провожу.
– Что-что?
– Ну, в смысле – провожу к Афанасию Степанычу.
– Ты бы хоть причесался, Добрых. Все-таки
духовную особу встречаешь.
– Священники тоже не стригутся, – заметил
Добрых.
Громов возмутился.
– Ты че, дурак? Они специально макушку выбривают,
когда это... постригаются. Скажите, Михал Михалыч?
Учитель рисования покачал головой.
– Макушку... Эх, Громов, темный ты человек.
– А чего?
– А того. Макушку выбривают католические
священники.
– А этот какой?
– Этот наш, православный.
– А-а-а...
Около двух появился священник –
средних лет мужчина с подстриженной бородой и
небольшими внимательными глазами. Из-под его
драпового пальто виднелась черная юбка рясы.
Рядом со священником шел юноша с развеянными,
неопределенными чертами лица. Впрочем, сразу
было видно, что у этого молодого человека
смирения хоть отбавляй. Он даже не смотрел по
сторонам.
– Давай, – шепнул Добрых и толкнул товарища в
спину. Громов побежал к директору. Приблизившись,
батюшка пристально посмотрел на Добрых и
неуверенно кивнул ему головой.
– Здрасьте! – бодро гаркнул десятиклассник. –
Проходите, пожалуйста.
Батюшка тщательно стряхнул с ботинок снег и
шагнул через порог.
– Мне, наверно, сначала нужно в гардероб? –
спросил он.
– Да-да, я вас провожу.
– Как у вас светло и просторно, – улыбнулся
священник.
– Для вас старались, – сказал Добрых и диковато
осклабился, сообразив, какую ляпнул глупость.
В раздевалке батюшку стерегла уборщица тетя
Маша. Она вынырнула откуда-то из пустоты и
склонилась, прося благословения. Священник
благословил и, кажется, несколько приободрился.
Тут подоспели Афанасий Степаныч и Михал Михалыч.
Последний сопровождал директора для
подстраховки. Все же учитель рисования был
верующим, мог в случае чего помочь.
– Здравствуйте... – начал было директор и замер с
приветливо полуоткрытым ртом. Только сейчас он
сообразил, что не знает, как обращаться к
духовному лицу.
– Здравствуйте, батюшка, – выручил Михал
Михалыч. – Как добрались?
– Благодарю вас, все хорошо. Да и что тут
добираться – два шага пешком пройти. Это мой
помощник, Слава, – священник показал на юношу.
Тот смиренно затряс головой. Директор пожал ему
руку, беспомощно посмотрел на Михал Михалыча –
жать ли руку служителю культа? Потом сделал такой
жест, точно приглашал на сцену народного артиста.
– Ну, прошу вас, б-батюшка.
Положив ладонь на наперсный крест, батюшка пошел
по коридору. Афанасий Степанович указывал, куда
идти, легонько касаясь широкого рукава рясы.
Следом шли Слава и учитель рисования.
Из-за угла выскочил взъерошенный второклассник
Саврасов. Когда он увидел фигуру в черном, его
веснушки стали еще краснее. Саврасов вытаращил
глаза, развернулся и помчался назад с криком:
«Поп! Поп приехал!».
Директор порозовел и слабо улыбнулся.
– Извините, атеистическое воспитание... – И
неожиданно добавил: – Я, правда, сам атеист...
Священник пристально посмотрел на директора.
Расправив рукава рясы, отец Георгий
(так звали батюшку) говорил сидящим в зале детям и
учителям:
– Мы, грешные люди, любим тех, кто нам приятен. Кто
сам нас любит. Господь же любит всех без
исключения. И все мы, верующие и неверующие,
ощущаем его присутствие...
Михал Михалыча поманила завуч и шепотом
попросила пойти в учительскую и помочь открыть
консервы. После лекции предполагалось угощение.
Вернувшись, учитель рисования увидел, что
Афанасий Степанович стоит, прислонившись к двери
актового зала, и удовлетворенно кивает головой.
– Слава Богу, вроде бы ничего... тихо сидят, –
сказал Михал Михалычу атеист Афанасий
Степанович и с облегчением перекрестился.
Март 2000 года
|