Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2003

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Л.Н.РОСЛЯКОВА,
г.Набережные Челны


Работа над отзывом о прочитанной книге в девятом классе

Знакомство с материалом и подготовка к работе

Одна из обязательных творческих работ в девятом классе – отзыв о прочитанной книге. Ребята должны уметь поделиться своими впечатлениями о ней, оценить ее достоинства и недостатки.
Во вступительной беседе уясняем, что впечатление – это след, оставленный в сознании чем-нибудь пережитым, воспринятым, а также мнение, оценка, сложившиеся после знакомства с кем-нибудь или чем-нибудь.
Запишем примеры употребления этого слова в речи: сильное впечатление, находиться под впечатлением чего-нибудь, произвести неизгладимое впечатление.
Впечатления являются итогом наблюдений и зависят от умения вслушиваться, всматриваться, подмечать. Если в устной речи наши отзывы, подкрепленные мимикой и жестами, основываются на одном или нескольких ярких впечатлениях, то сочинение требует анализа наблюдений и систематизации их. Попросим учеников сформулировать задачи, которые нам предстоит решить в процессе подготовки к написанию отзыва.
Для работы над ним мы выбрали вторую главу повести М.Веллера «Приключения майора Звягина». Глава называется «Что такое не везет и как с ним бороться». Предварительное знакомство с содержанием займет около пятидесяти минут, для чего можно использовать урок внеклассного чтения с последующим разбором текста на двух уроках развития речи, а сочинение ученики напишут дома.
М.Веллер рассказывает об опыте врача, вылечившего от невезения хронического неудачника. Постижение этого опыта, так необходимого каждому, будет зависеть от глубины понимания текста, от желания разобраться в нем, поэтому прежде всего определим русло для наших наблюдений.
Вспомним начало главы.
Ленинград, первые годы перестройки. Врач «Скорой помощи» Леонид Борисович Звягин, недавно снявший погоны майора медицинской службы, летним утром возвращается с дежурства домой. Погруженный в «Историю античных войн», он не замечал духоты в автобусе. Вдруг тишину нарушил треск рвущейся материи. Это один из пассажиров наступил на подол выходящей девушке.
А теперь откроем книгу.

Ситуация была, что называется, трагикомическая: сошедшая девушка у дверей автобуса выдергивала разорванный до талии подол платья из-под ноги обмершего мужчины на верхней ступеньке площадки.
– Поднимите же ногу, идиот, – чуть не плача воскликнула она, пунцовая от горя и стыда.
– А? Да, конечно, пожалуйста, – с растерянной готовностью отозвался он, выходя из столбняка, и поднял наконец ногу, неловко поклонившись. Поднимая ногу и одновременно кланяясь, он потерял равновесие и вывалился из автобуса прямо на свою жертву.
Девушка застонала, зажмурясь от ненависти и унижения, одной рукой придерживая раздуваемый подол ниже спины, а другой отпихивая съежившегося от страха человечка, лепечущего извинения.
...Лицо девушки превратилось в маску разъяренной тигрицы. Человечек втянул голову в плечи и закрыл глаза, готовый к справедливой каре и полагаясь на милость судьбы...
Когда он открыл их, на девушке белел медицинский халат, и она утиралась пуховкой, глядя в зеркало, – а перед ним стоял сухощавый резколицый человек и разглядывал его с холодным любопытством.
– Пили? – Звягин потянул носом.
– Н-нет... я просто так, – умоляюще пробормотал человечек, в качестве объяснения разводя руками.
– Просто так? – с интересом переспросил Звягин. – Ну-ну. – И повел девушку к стоянке такси.
Они не успели отойти, как визг тормозов и залп брани возвестили следующее представление. Человечек стоял перед грузовиком, упершись руками в радиатор, а сверху из кабины перекошенный шофер интересовался наличием у него глаз, мозгов, совести и желания жить...
Звягин сощурился. Секунду подумал.
– Простите, – сказал он девушке, – но ведь этим может не кончиться, а? – И двинулся к месту происшествия.
Таксист неодобрительно обозрел странную компанию: заплаканную девушку в явно чужом белом халате и спотыкающегося мужичонку совершенно неопределенного возраста, цвета и размера, опирающегося на невозмутимого, подтянутого человека. «Отставной спортсмен или оперативник? А эти кто?»
– Пьяных не вожу, – на всякий случай уведомил он.
– Это больной, – успокоил Звягин, хлопая дверцей. – Как вас зовут, больной?
– Толя, – пискнул человечек. И – сорвавшимся баском: –Епишко Анатолий.
– А вас? Галя? Куда вас везти, Галя?
В подъезде Звягин взял у нее свой халат.
– Не хотите чашку кофе? – Ее взгляд был лучшим комплиментом.
– А вы меня не интересуете, – сказал Звягин. – Вон тот, в такси, – тот да, интересен.
В такси водитель разорялся из-за прожженного сиденья.
– Я закурил, чтобы успокоиться, – виновато объяснил Епишко. – А искорка отвалилась...
– Чтоб у тебя не то отвалилось, – ярился водитель. – А кто платить будет?
– Я, – отрубил Звягин. – Фонтанка, 55!
Он долго подпихивал вяло сопротивляющегося Епишко вверх по лестнице: «Я тебе жизнь спас, а ты со мной и чаю не выпьешь? Жена на работе, дочка в школе. Что? – я с дежурства. А полосу невезения лучше переждать, не дергаться!..»
В кухне Епишко мгновенно смахнул чашку на пол...
– Я вас предупреждал, – скорбно сказал он, садясь к столу и с треском стукаясь головой об угол настенного шкафчика.
Звягин задумчиво посмотрел.
– Правильно, – сказал он. – Чашки нельзя ставить близко к краю, а шкафчик давно надо перевесить на двадцать сантиметров левее. Возьми, чтоб не волновался, – и налил ему черного чаю в эмалированную кружку.
– Ну, – сказал он тихо и добро, сев рядом, – а теперь расскажи все. Выложи, облегчи душу. Без этого в жизни плохо. Не бойся, я пойму. Я ведь все-таки врач1.
Для введения в текст одного предварительного знакомства с ним недостаточно. Мы вновь возвращаемся к его фрагментам. Не нужно бояться «пассивности» ребят на этом этапе: нельзя научить говорить и писать, не научив слушать.
Одна из распространенных ошибок – замена отзыва пересказом содержания. Подумаем, как предупредить ее. Попросим учеников передать содержание главы одним предложением. (Это рассказ о том, как доктор Звягин помог неудачнику переломить судьбу.)
Нам предстоит понять, как была достигнута эта цель. Значит, следует присмотреться к каждому из героев в отдельности. Чтобы не растерять наши наблюдения и ничего не перепутать, приготовим два листа для черновых записей и озаглавим их.
Лист, посвященный Толе Епишко, назовем «От человека к человеку». А как озаглавить второй лист? Может быть, «Рецепты от невезения»? Не самый удачный вариант. Ведь мы должны не просто найти и переписать «рецепты» доктора Звягина, а выявить особенности его деятельности. Но пренебречь его советами было бы неразумно, поэтому оставим для них место на полях.
Вспоминаем, что бывший офицер является воплощением аккуратности, не терпит расхлябанности и разгильдяйства. Основа его действий – план, первый подарок Толе – блокнот и ручка, первое задание – научиться планировать свой день. Наверное, и у Звягина есть такой блокнот. Или дневник. Это предположение облегчает поиск заглавия. Возникает еще один вариант – «Из дневника доктора Звягина». Пожалуй, тоже не подходит. Ведь нас интересует лишь то, что связано с Толей Епишко. Но мы можем сузить поле зрения: «Назначения для неудачника. Из дневника доктора Звягина».
Черновики озаглавлены. Мы подвели ребят к необходимости составления выборочного конспекта, который поможет пониманию текста, не даст забыть о цели наблюдений и убережет от соблазна пересказа. Конечно, выполнить такой объем работы на одном уроке невозможно. Поручим группе учеников подготовить сообщение о переменах в жизни Толи, которое прозвучит позже. А пока сосредоточим внимание на Звягине.

Что сделал Звягин

Сухощавый, резколицый, подтянутый, невозмутимый... Кажется, автор жалеет краски для описания его внешности. Впрочем, есть дополнение. Судя по поведению Гали, Звягин нравится женщинам. В первой главе одна пожилая дама даже сравнивает его с голливудским киногероем – значит, налицо известные стандарты: высокий рост, стройная фигура, ослепительная улыбка...

Все это не имеет никакого значения для Звягина. От голливудских суперменов его отличает интерес к обычным, ничем не примечательным людям. Он может изменить жизнь человека, на которого давно махнули рукой, открыть перед ним новые горизонты. Лаконизм портретной характеристики зовет к раздумьям о внутренних качествах героя. Одно из них – хорошее знание людей. Что лежит в его основе? Попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте. Вспомним разговор Звягина с Толей в день знакомства.

– Мне во всем не везет. Я уже привык...
– И с чего начинались твои невезения, можешь вспомнить?
Епишко виновато пожал плечами.
– Начались? Хм... Родился до срока...

...Через два часа летопись его жизни развернулась в кошмарный вариант «Тысячи и одной ночи». Неудач, выпавших на его долю, хватило бы сорвать завоевательный поход Тамерлана. Там ломались часы и ноги, разбивались вазы и судьбы, терялись документы, горели провода и буйствовали стихийные бедствия. Аккуратная белая кухня с внимательным Звягиным превратилась в автономный оазис среди рушащихся карточных домиков епишкинского неблагополучия.
– Вашей трагедии хватит на пять комедий, – развеселился Звягин2.

Задумаемся: доктор внушает доверие к себе, умеет слушать, наблюдать, делать выводы. Чувствуется, что не один Толя Епишко открыл ему свою душу. Почему неудачник так заинтересовал его? Ведь в наше время к неудачникам редко относятся с сочувствием, чаще – равнодушно, а иногда – с презрением. Но вначале поговорим о слове неудачник. Давайте уточним его значение синонимами.

Неудачник – это недотепа, растяпа, размазня...
– А В.И. Даль услышал в этом слове скрытый трагизм. Неудача в его понимании – это неуспех, несчастье; неудачник – человек, которому в жизни не посчастливилось, который за что ни возьмется, ничего ему не удается.
Но вернемся к героям. Как же относится к неудачникам Звягин?
– Он не скрывает своей иронии. Да и стоит ли жалеть людей, покорно принимающих удары судьбы?
– А как быть с мнением жены Звягина? «Вечно ты кого-нибудь жалеешь»3, – говорит она мужу, узнав о Толе Епишко.
«Плевать мне на него!.. Мне просто интересно, что и как тут можно сделать»4, – отвечает ей муж.

А сам совершенно бескорыстно берется вылечить от невезения незнакомого человека. Разве это не выражение сочувствия?
– Звягин не любит красивых и бесполезных слов. Он предпочитает не утешать, а помогать. Его сочувствие активное, деятельное.
– Доктор начинает лечение с установления диагноза, то есть с определения болезни. Как он решает эту задачу?
– Он выдвигает предположение, что невезение преследует тех, кто хочет больше, чем может, кто не умеет учитывать все жизненные обстоятельства, кто не готов к худшему и принимает мелочи близко к сердцу.
По мнению доктора, больной Епишко не безнадежен: «Невезение – это судьба. Судьба – это характер и обстоятельства. Характер можно изменить, а обстоятельства – создать»5.
– Это только предварительный диагноз. Чтобы установить окончательный, нужно провести тщательное обследование больного, то есть собрать информацию о его недуге и наметить план дальнейших действий. Доктор начинает обследование с визита к пациенту. Подтвердят ли новые наблюдения предварительный диагноз?

Утром Звягин вырос в дверях несчастного Епишко.
– Дрыхнешь? – грубо спросил он вместо приветствия. – А это что на тебе за обломовский халат?!
– Так суббота же, – пролепетал ошеломленный Епишко, стыдливо запахивая засаленную хламиду.
– Позвольте, – решительно сказал Звягин, содрал с него, преодолевая сопротивление, халат и запихал его в помойное ведро.
– Соседское! – взвизгнул Епишко, бросаясь к ведру и путаясь в длинных сатиновых трусах.
В ободранной берлоге, пока Епишко, прыгая на одной ноге, влезал в брюки и путался в рукавах свитера, Звягин снял со стола чайник, полил на стул, тщательно вытер подозрительным полотенцем и уселся, скрестив вытянутые ноги.
– Свински живешь, хозяин, – был результат осмотра.
– У меня была депрессия, – обиженно пояснил Епишко.
– Так ведь депрессия, а не паралич, – справедливо возразил Звягин. – Пол-то вымыть можно. Вот и тряпка, – брезгливо ткнул в епишкинский свитер.
– Слушайте, мне сержант не нужен! – от обиды Епишко осмелел.
– Я был майором, – успокоил Звягин. – Медицинской службы.
И погнал хозяина готовить завтрак.
– Стаканы перемыть, – приказал он, взглянув на свет. – За такое в повторный кухонный наряд гонят. А это что – чай?.. Это моча дохлого поросенка. Чай заваривают из расчета чайная ложка на стакан. Учитывая сортность, можно больше6.
– Пожалуй, доктор ошибся. Тот, кто живет в «берлоге» и носит засаленную хламиду, давно ничего не хочет от жизни, он смирился с тем, что есть.

«Лентяй. Бездельник. Неряха»7, – обобщает свои наблюдения Звягин (можно ли дополнить ими цепочку синонимов к слову неудачник?) и делает первое назначение. Как мы обозначим его в черновиках?
– «Немного трудотерапии!»8
Затем намечаются конкретные цели: отнести белье в прачечную и сделать ремонт в «берлоге». Кто будет заниматься ремонтом? Да уж конечно не Толя, который не может съесть тарелку каши, не обляпавшись. Звягин доверил ему вымыть окно, и тот незамедлительно выдавил стекло, порезав руку. (Удлиним нашу цепочку синонимов словом неумеха.)
Как ведет себя в этой ситуации доктор?
– Демонстративно не замечает «страданий» подопечного: «У тебя пластырь есть? А бинта тоже нет? А йод? Ну хоть анальгин-то есть? У меня от твоих подвигов уже башка потрескивает»9.
Толя же упрямо отворачивается от того, что причиной многих несчастий является бездумность, безалаберность, а не злая воля судьбы. На что может рассчитывать человек, не имеющий даже домашней аптечки? Доктор использует ситуацию, чтобы подтолкнуть его к этой мысли.

Тем временем «берлога» преображалась: «...обои клеились, двери красились, барахло выкидывалось, изнемогающая от любопытства соседка звала есть оладьи и томно блестела глазами. Мельтешащий Епишко с завистью следил за скупыми движениями Звягина»10.
– Вам не хочется задать вопрос по поводу этой сцены? (Иногда учителю и ученикам полезно поменяться местами.)

Откуда у Звягина столько свободного времени, чтобы заниматься чужими проблемами?
– У врача «Скорой помощи» десять суточных дежурств в месяц.

Непонятно, кому доктор прописал трудотерапию – себе или Епишко?
– Разумеется, ремонт делает Звягин. Толя в основном наблюдает. Но в процессе наблюдения может возникнуть желание подражать. А вдруг с этого желания начнется новая полоса в его жизни?
– Почему Толя не укажет на дверь человеку, бесцеремонно вторгшемуся в его жилище?
– А вы думаете, легко сказать «нет» тому, кто привык к бесконечным поражениям?

С каждой встречей Звягин открывает в своем пациенте что-то новое. Эти открытия подсказывают путь к исцелению. Своими мыслями доктор делится с женой.

– Понимаешь, он словно провоцирует все мыслимые и немыслимые происшествия обрушиваться ему на голову. Некоторым ведь втайне нравится быть страдальцами. Они от этого получают удовлетворение, раз не могут получать удовлетворения от другого.
– Ну что же ты тут можешь изменить, Леня?..
– Дать ему понюхать удачи. Ощутить ее вкус. И отучить его жалеть себя и растравлять свои горести11.

– Оказывается, в неудачнике живет еще и эгоистическое, иждивенческое начало, которое блокирует путь к переменам. Доктор прописывает своему больному новое лекарство, он хочет дать ему ощутить вкус удачи, иными словами, создать для него новые обстоятельства.
Лечение продолжается. Убедившись, что Епишко не собирается ремонтировать свой холодильник, ссылаясь на отсутствие средств, Звягин относит в скупку его старенький телевизор. Вырученных денег хватает и на ремонт, и на дешевый спортивный костюм, и на гантели. Отныне Толе предстоит начинать день с пробежки и зарядки. Он противится этому, но безрезультатно. Почему же ему не удалось отстоять свою свободу?
– Со Звягиным бесполезно спорить, он человек настойчивый.
– Бывший офицер привык к тому, что его приказы не обсуждаются.
– У него командная интонация, отрезающая путь к отступлению.
– А как создается командная интонация? Проанализируем небольшой отрывок из повести. Вспомним, какое напутствие дает Звягин Толе, вручая ему блокнот и ручку: «Вставать в семь ноль-ноль. И в течение получаса подробно записывать, что и когда надо сделать. Каждому делу отводить на двадцать минут больше нужного: иметь в запасе десять минут до начала и десять – после конца»12.
– Звягин знакомит с правилами, организующими жизнь, поэтому в его речи много глаголов неопределенной формы, которые передают сменяющие друг друга команды, направленные на сохранение порядка.
– Но не на одних командах держится речь Звягина. Вслушайтесь в его рассуждения о везении и невезении.

На удачу надо плевать – тогда она придет сама. И быть к ней готовым: недостойному она не поможет – он не сумеет ею воспользоваться, удержать. Ее надо добиваться, но на нее нельзя рассчитывать: везет тому, кто сам себя везет. Когда человек может и без удачи, своим горбом и разумом добиться цели – при любых обстоятельствах! – вот тогда удача сама идет ему навстречу13.

– Доктор дает ценную информацию, он учит, растолковывает, объясняет, убеждает, то есть лечит словом.
А помните, как он говорит? («Звягин рубил воздух ладонью, вбивая в Епишко тезисы, как патроны в обойму»14.) Постарайтесь воспроизвести его интонацию, прочитав отрывок, записанный на доске.

Неудачи бессильны против того, кто твердо гнет свою линию. Раз не везет, два, сто, – но не бесконечно. И когда человек обретает умение и мужество держаться вопреки любому невезению – вот тогда он в порядке; и с первой крохой удачи – а эти крохи выпадают всем! – он попрет, как танк15.

– Служивший там, «где прыгают с парашютом»16, Звягин не может смириться с гибелью людей в мирное время. Он видит, что плывущий по течению Толя Епишко теряет последние силы, и передает ему часть своей энергии, проводником которой становятся глаголы неопределенной формы, побуждающие к сопротивлению, к преодолению сложившихся обстоятельств.
Толю нельзя оставлять без присмотра, но Звягин не может находиться рядом с ним ежедневно, и тогда он прибегает к испытанному средству: составляет для него список книг, укрепляющих дух. Среди них – «Мартин Иден» и «Морской волк» Джека Лондона, «Овод» Э.Войнич, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Момент истины» В.Богомолова, «Одиссея капитана Блада» Р.Сабатини и другие.
А потом Звягин заставит Толю учиться играть в шахматы. На вопрос, зачем это нужно, ответит: «Дисциплинировать мышление. Уметь сосредотачиваться. Искать варианты и не зевать. Защищаться и добиваться победы. Игра древних владык, – а уж они понимали толк в судьбе...»17.
И Толя вынужден подчиниться. Через неделю, проработав пол-учебника для начинающих шахматистов, он «неким чудом»18 сумел свести партию с доктором вничью. «Прогресс, – обронил Звягин. – Когда сумеешь выиграть, сделаю тебе один подарок. Не угадывай, не представишь»19.
Знал бы заинтригованный Епишко, что этим подарком будет прыжок с парашютной вышки!
А Звягин обдумывает новое назначение – цикла антибиотиков духу. Сидя ночью на кухне, он сочиняет аутотренинг для неудачника: «Человек ведь может убедить себя в чем угодно, так надо убеждать в хорошем, а не в плохом»20.

Но не слишком ли сильное лекарство выбрал он? Ученики должны ответить на этот вопрос, ознакомившись с содержанием аутотренинга, размноженные экземпляры которого лежат перед ними.

«Я железный.
Я все могу.
Я всегда добиваюсь своего.
Трудностей для меня не существует.
Я смеюсь над невезением.
Жизнь принадлежит победителям.
Сделать или сдохнуть.
Я добиваюсь своего любой ценой.
Я иду по жизни, как танк.
Я обаятелен, силен, находчив, весел.
Я гну судьбу в бараний рог.
Удача всегда со мной.
Жизнь – это борьба, и я непобедимый борец.
Я ничего не боюсь.
Я победитель, и жизнь принадлежит мне!
Я уверен в себе.
Я непобедим»21.

– Не прибавится ли ко всем Толиным бедам мания величия?
– Разве может заболеть манией величия тот, кто страдает комплексом неполноценности? А у Толи Епишко «сильнейший, застарелый комплекс неполноценности»22. Это окончательный диагноз Звягина.
– Какие положения аутотренинга кажутся вам опасными и почему?
– «Я добиваюсь своего любой ценой, я иду по жизни, как танк». Если постоянно внушать это себе, то можно оправдать любой свой поступок, даже преступление.
– Так не лучше ли отказаться от этих утверждений, чтобы не рисковать?
– Звягин не рискует. Толя Епишко не способен на преступление. Ему и двигаться-то лень.
– У Толи есть и более надежная защита от соблазнов. Мы забыли о его положительных качествах. Вспомните, как он легко конфузится, краснеет, смущается. «Парень впечатлительный»23, – сказал о нем Звягин. Впечатлительный – значит чуткий, отзывчивый. Кроме того, Толю отличает редкая незлобливость: при всех своих несчастьях он никому не завидует, не копит обид, не мстит. Однако не видит в себе ничего хорошего, не верит в свои силы.

Из этого и исходит Звягин, не сомневающийся в порядочности человека, который, по его замыслу, должен ощутить вкус удачи, то есть прикоснуться к чуду.
Как же выполняется это назначение?
Попробуем набросать вступление к рассказу о чудесах в жизни неудачника.

...Что-то странное стало твориться с невезучим Толей Епишко. На работе ему дали премию, а дома во время уборки из-под дивана вылетел пожухлый лотерейный билет, который выиграл электрофон «Аккорд-стерео» за девяносто рублей. «Впервые в жизни, – ошарашенно прошептал Епишко. – Ур-ра!..»24
На эти деньги купили светло-серый пиджак, брюки и голубую сорочку...
– Теперь дадим объяснение случившемуся, стараясь не выйти за рамки одного предложения.
– Толя никогда не узнает, что его премия стоила Звягину двухчасового уламывания начальства и что счастливый билет тот купил в сберкассе, продав свои часы.
– А через несколько дней наткнувшийся на грязную машину Епишко решил самостоятельно постирать испачканную обновку. Зашедший к нему Звягин увидел на спинке стула «вспученный пиджак в мерзостных разводах»25.
Что бы вы сказали его владельцу, оказавшись на месте доктора?
– Как тебя угораздило, растяпа?
– Что ты наделал, придурок?
– Сколько же таких оскорблений слышал Толя за свою жизнь... Звягин оказался единственным человеком, удержавшимся от упреков. В отличие от нас, он увидел в произошедшем и положительную сторону: Епишко лишь наткнулся на машину, а мог бы и попасть под нее.

– У меня вчера на выезде человек поскользнулся и влетел головой в витрину – вот это да. А таких запачканных – полная химчистка. Почему туда не сдал?
– Там долго...
– А срочная? Встань-ка: мышцы окрепли, спина распрямилась, все в порядке, да ты посмотри на себя в зеркало: у тебя же глаза другие стали! Мужчине жалеть тряпку, тьфу!26

Поступок Звягина вызывает единодушное восхищение.
– Вовремя похвалить человека – это тоже лекарство.
– Доктор – по-настоящему добрый человек.
– А некоторым кажется злым, гордым, самовлюбленным. Об этом говорится в других главах.
– На самом деле он остро чувствует чужую боль, но скрывает это. Не случайно описание его внешности несет отпечаток недоговоренности, тайны.
– Но чем же заменить испорченный пиджак? Послушаем, как собираются решить эту проблему наши герои.

В «Мужской одежде» Звягин высмотрел серый костюм-тройку. Епишко сглотнул слюну.
– Бери. Рекомендую. Самое то.
Епишко удивился:
– Откуда деньги-то?
– А? – удивился Звягин. – А почему не заработаешь?
– Как?..
– Так же, как все... Ну, нет, так нет. Пошли.
Он оставил Епишко в глубокой задумчивости: почему одни зарабатывают деньги, а другие нет? И можно ли перейти из одной категории в другую27?

– Разговор в магазине основан на рассуждениях Звягина, которые остаются за пределами повествования. Наблюдая за хроническим неудачником, он приходит к выводу, что отказ от решения собственных проблем обусловлен не только трусостью и непрактичностью, но и неумением анализировать свои поступки. Как преодолеть инертность того, кто гасит едва вспыхнувшую мечту напоминанием о ее неосуществимости?
Пока Толя утешает себя мыслью о том, что на новый костюм нет денег, Звягин готовит ему еще одну встречу с чудом, о которой нам предстоит рассказать. Поскольку это трудно сделать без опоры на текст, вспомним о способах оформления цитат.
– Однажды Толя получил телеграмму от своего старого приятеля, собиравшегося приехать в Ленинград. Ее принесла милая девица, которая с ходу подвернула на ступеньке ногу. Толя оказал первую помощь (аптечка давно была!) и на всякий случай дал валерьянки – успокоиться. «Говорливая почтальонша развеселилась, затарахтела: учится заочно, работает в отделе кадров, телеграммы утром разносит для приработка, на почте люди нужны, у них многие прирабатывают, даже мужчины, студенты, вот он (Епишко) утром дома – так что тоже может, приходите к нам, ха-ха, спасибо, ох, вы не поможете мне дойти?..»28
Толя довел девушку до почты, «набрался духу для разговора с заведующей и написал заявление»29. Теперь он не сомневался, что серый костюм скоро перейдет в его собственность.

Доктор, организовавший всю эту акцию с телеграммой, девицей и заведующей, мог бы прямо в магазине намекнуть на возможность дополнительного заработка. Но, поступив таким образом, он укрепил бы уверенность своего пациента в том, что его ведут по жизни, где сам он ничего не значит. Неожиданная удача (встреча с девушкой-почтальоном) воспринимается иначе, чем чужой совет. Ситуация требует решительных действий, и Толя проявляет инициативу.
«Прирабатываю»30, – небрежно ответит он на вопрос Звягина, почему его никогда не бывает дома утром, если он работает вечерами.

Не пора ли пустить его в свободное плавание? Но доктор опасается, что после исполнения мечты Толя захандрит, не зная, чего добиваться дальше, и готовит ему новое испытание. Подумаем, как отразить его в наших записях.
В последнее воскресенье сентября они отправились в лес за грибами. Епишко сразу же заблудился и отчаянно заорал. Преодолевая страх, он все-таки сумел выйти к дороге и, не обнаружив доктора на автобусной остановке, нашел в себе силы снова вернуться в лес. А доктор в старом масккомбинезоне находился в это время неподалеку.
Итак, Звягин создает для своего пациента обстоятельства, побуждающие к поиску выхода из экстремальной ситуации (это и есть последнее назначение), и бывший неудачник выдерживает проверку на прочность.
Подведем итоги. Отмечая признаки неуспешности человека, мы чаще всего отворачиваемся от последствий комплекса неполноценности, вызванного насмешками окружающих. Мы не хотим видеть, как много людей, остро нуждающихся в добром слове или ободряющей улыбке, страдает от равнодушия и презрения. Страх перед новыми неудачами лишает их радости жизни и формирует психологию жертвы. Но этот страх не всесилен. Этапы борьбы с ним прослеживаются в назначениях доктора Звягина. Восстановим их по нашим черновикам.
– Звягин начинает с наведения порядка в быту и делах, приучает своего подопечного к постоянной тренировке ума и тела, заставляет читать книги, укрепляющие дух, сочиняет аутотренинг, медленно, но верно разрушающий представление Толи Епишко о собственной беспомощности, а самое главное – верит в него.
Как много способов, помогающих переломить судьбу и начать новую жизнь.
В заключение соберем рецепты от невезения, которые удалось записать по ходу работы.
– Жалей маму, а не себя.
– Не делай проблем.
– Не зацикливайся на неудачах.
– Делай все не в последний момент, а сразу, как только можно.
– Везет тому, кто сам себя везет.
– Неудачи бессильны против того, кто твердо гнет свою линию.

«Рецепты» доктора Звягина – это советы тем, кто оказался в сложной ситуации, своего рода «скорая помощь» попавшим в беду. Оставить эти советы в черновиках – значит пропустить их мимо ушей. Найдем для них место в записной книжке. Нет записной книжки? Тогда подарите себе блокнот.

Что происходило с Толей Епишко

На следующем уроке мы должны уяснить, какие внутренние изменения происходят в Толе Епишко под воздействием доктора Звягина. Вернемся к эпизоду их встречи. Автор приближает нас к своему герою медленно, постепенно. Сначала мы видим мужчину на верхней ступеньке автобуса, затем лепечущего извинения человечка, затем мужичонку «совершенно неопределенного возраста, цвета и размера»31.
Чувство неприязни к нему растет с каждым шагом. Суффиксы существительных человечек и мужичонка подчеркивают пренебрежение, которое не считают нужным скрывать. Чем объясняется такое отношение окружающих?
– Епишко производит впечатление жалкого труса: он съеживается, втягивает голову в плечи, закрывает глаза, как будто его собираются бить.
– Да и кому может понравиться неловкий человечек с писклявым голоском и семенящей походкой?
– Люди доверяют первому впечатлению, а Толя считает себя несчастнейшим из смертных: женитьба не состоялась, из института исключили, с работы выгнали, отсюда унылый вид. Да и в будущем никакого просвета. Работу по специальности заменила должность пожарника в театре.
– Толя безропотно сдает позиции, оправдывая свою пассивность кознями судьбы. Единственным его развлечением становится телевизор, единственным наслаждением – сон. Погружаясь в духовную спячку, он не замечает, что опускается все ниже и ниже.
Первостепенная задача Звягина – вывести его из этого состояния. Но как? Может быть, назвать вещи своими именами, хорошенько отругать, даже оскорбить ради пользы дела? Именно с этого и начинает доктор: «Свински живешь, хозяин... Эх, занавесочки... Эх, скатерочка... Это что, наволочка? А по виду не скажешь...»32.
Однако этот путь оказывается тупиковым. Вытирая слезы бессильного негодования, тихий Толя ощущает желание ударить незваного гостя. Сопротивляясь навязанному режиму, он притворяется больным, но доктор быстро разоблачает «скудоумного симулянта»33 и заставляет его бегать по утрам, что вызывает еще одну вспышку протеста. (– Я под машину попаду, – мстительно сказал Епишко.
– Похоронят, – равнодушно отозвался Звягин34.)
Неужели смыслом жизни несчастного человечка станет бездумное исполнение чужих приказов?
Но Звягин догадывается, что главным препятствием к переменам является не Толина лень, а страх, рожденный комплексом неполноценности. Удастся ли нейтрализовать этот страх словом? И доктор, не жалея сил и времени, убеждает пациента в том, что «человек может и без удачи, своим горбом и разумом добиться цели...
В дальние дали несло бледнеющего Епишко напором чужой страсти. Но страшно было оторваться от привычного причала»35.
Толя стремится отыскать уязвимое место в рассуждениях Звягина:

– Но ведь бывают случайности, когда рушится все?
– У настоящего человека – практически нет! Цезарь в лодчонке нарвался на весь вражеский флот – приказал править к флагманскому кораблю и объявил всех своими пленниками! Верить в себя! Верить. И делать все возможное – тогда невозможное получится само!»36
Увы, страх «оторваться от привычного причала» оказывается сильнее самых пылких слов.
Не забудем, что до встречи со Звягиным Толя уже пытался спорить с судьбой. «Он покупал летний костюм, делал прическу в мужском салоне, собирал всю свою волю к жизни – и садился на окрашенную скамейку, сверху его поливала поливальная машина, а ключи от дома проваливались в решетку люка»37. Чем объяснить этот поток неудач?
– Толя хотел обмануть судьбу, но ему это не удалось. Нельзя стать другим, не меняя в себе ничего, кроме внешности.
– Звягин избирает новую тактику борьбы с неудачами – тактику малых побед, которая приводит к долгожданным переменам. В чем же секрет успеха? Для ответа на этот вопрос придется собрать информацию о достижениях Толи Епишко и отразить ее в черновиках.
Инициатива переходит к ученикам, поработавшим над этим вопросом дома.
– О результатах Толиных усилий можно судить по наблюдениям Звягина. «Уже научился злиться, следить за собой, мечтать, кажется, начинает»38, – отмечает первые успехи доктор.

– Толя больше не пытается обманывать Звягина. Этот шаг обозначен сочетанием двух одинаковых слов в коротком предложении: «Епишко честно читал Лондона, сидя в честно убранной комнате»39.
Напоминание о следующей победе находим в ответе Толи на предложение Звягина заняться шахматами. «З-зачем мне шахматы?.. Я гантелями занимаюсь!» – гордо добавил он, надувая грудь и топыря плечики»40. Значит, и встает вовремя, и по утрам бегает. В интонации Толи, отличавшейся прежде тоской и унынием, появляется новый оттенок – гордость человека, преодолевшего препятствие.
Следующую победу Толя одержал через неделю, когда свел партию со Звягиным вничью. И вот наступил день, когда Епишко объявил ему мат. Победитель сиял от торжества и, конфузясь, утешал проигравшего. А потом он получит первую в своей жизни премию и ликующе сообщит об этом доктору по телефону.
– Он не просто сообщает, а кричит.
– Уточним по тексту:

– Леонид Борисович! – ликующе заорала трубка.
– Что орешь на всю станцию? – спросил Звягин.
– Мне дали премию!!
– Государственную?
– И благодарность в приказе! К годовщине театра! И десять рублей!
– Ну и нормально, – сказал Звягин. – Так и должно быть. Поздравляю, Толя41.

Премия – это результат общественного признания трудовых заслуг. Как поведать об этом событии тому, кто долгое время был мишенью для критики? Всплеск чувств передают шесть восклицательных знаков на крохотном пространстве текста.
Свидетельством перемен могут стать и новые привычки. Жарким летним днем Толя, «ляпаясь кашей»42, рассказывает Звягину о своей жизни, а в начале осени ест в парке мороженое, «изгибаясь вопросительным знаком, чтобы не закапать брюки»43. Он перестал быть равнодушным к своей одежде, и это тоже прогресс, как сказал бы Звягин.

А на очереди новая победа. Узнав, что доктор собирается одарить его парашютным прыжком, Толя мелко задрожал от страха и запаниковал, но уже шепотом. Существенное дополнение: ведь раньше он и не пытался справиться со своими эмоциями. Звягин прерывает эти переживания, неожиданно сильно столкнув его вниз.
Преодоление страха сопровождается новыми ощущениями. Состояние Толи, ужинавшего в тот день у Звягиных, передается единственным словом: «Счастливый Епишко сидел за белой скатертью...»44. Никакой другой подарок не мог бы оставить столько радостных воспоминаний, убеждавших в существовании выхода из заколдованного круга неудач.
«Сейчас дело сдвинулось, он на взлете»45, – определяет уровень достигнутого Звягин.
Но через две недели он увидит прежнего Толю Епишко, человечка с кислой физиономией, не замечающего беспорядка в своем жилище. «Веник! Швабру! Совок!»46 – скомандует гость и вместе с мусором выудит из-под дивана счастливый лотерейный билет. О такой удаче Толя и не мечтал. Охватившая его радость запечатлелась в ликующем «ура».
А еще через несколько дней Толя будет горевать о безнадежно испорченной обновке. «Мужчине жалеть тряпку, тьфу!»47 – услышит он от доктора, который никогда не бросает слов на ветер. Короткая фраза пронизана уверенностью в том, что прежний тщедушный мужичонка превратился в мужчину, способного решить любые проблемы.
Неожиданная удача подсказывает выход из создавшегося положения, и Толя начинает действовать самостоятельно. Договорившись с заведующей почтой, он получает возможность заработать на костюм. Новые заботы благотворно сказываются на его настроении. Каждое утро он, посвистывая, носится по лестницам и лифтам, забыв о прежних неприятностях.
А вот как оценивает происходящее автор:

Нет, Епишко еще не выглядел суперменом, но уже не выглядел пугалом. Не выделялся из толпы: человек как человек, самый средний. И даже если он ступал из автобуса в лужу, или ронял деньги у кассы, или попадал без зонтика под неожиданный дождь – это не выглядело уже комедией из немого кино, равно как и трагедией измученного издевкой судьбы человека: ну чего не бывает, какая ерунда48.

Трижды повторенное в этом отрывке слово человек имеет прямое отношение к нашему герою, который уже не слышит насмешек в свой адрес и не выглядит «человечком» в глазах окружающих. Внутренние усилия привели к ощутимым внешним переменам.
В жизни Толи наступает еще одно радостное событие: он становится костюмовладельцем. Этого слова нет в словаре, но мы легко понимаем его значение, оно (благодаря сопоставлению со словом домовладелец) и иронично, и торжественно: позволяет увидеть расстояние, отделяющее героя от прошлого. Вместе с осуществлением мечты приходит чувство уверенности в себе. Толя уже не опасается превратностей судьбы: даже если его ограбят прямо в подъезде, он сумеет возместить потерю, а если уволят с почты, найдет другой приработок.
И вот наступает пора решающего испытания. Заблудившись в лесу, Толя начинает метаться, нервно вскрикивая, затем по старой привычке решает положиться на судьбу и ждать, пока его найдут. Но ведь могут и не найти. Значит, надо выбираться самому. Напрягая память, он уточняет направление и достает компас, пользоваться которым его научил, конечно же, Звягин. Но его нет рядом, и Толя начинает подбадривать себя сам, вспоминая о Пржевальском и Колумбе. Ему становится легче, и через полчаса он выходит к шоссе. С кем поделиться радостью? Только с самим собой: «Молодец... Умница, мальчик. Вышел, не запаниковал, сумел! Сам, ни на кого не надеясь»49.
Автобусная остановка совсем рядом, но Звягина там нет. Неужели снова возвращаться в лес? Или уехать, бросив человека в беде? Как непросто отдать приказ самому себе. Но у Толи есть некоторый опыт, и, потоптавшись, он мчится назад. Чтобы не заблудиться, делает ножом засечки на деревьях и, срывая голос, зовет Звягина, который находится метрах в сорока от него, оценивая действия по своему спасению: «Суетится он, как таракан на горящем корабле! Пишет по лесу зигзаги, пыхтит и на компас смотрит, засечки режет. Но ведь – вышел! И вновь полез – меня искать, не бросил!»50.
Что и говорить, впечатляющая победа. Однако писатель находит для этого поступка другое слово: «Помучив Епишко до сумерек (дабы увеличить размеры подвига51, Звягин выламывается из кустов навстречу ликующему Епишко.
Со словом подвиг мы уже встречались в начале главы. «...У меня от твоих подвигов уже башка потрескивает»52, – говорил Звягин Толе во время ремонта. Как меняется звучание этого слова в конце?
– Исчезает иронический оттенок, неуместный при описании мужественного человека. Новое качество Толи подчеркивают и запоминающиеся детали, и интонация. Раньше кровь на щеке вызвала бы у него приступ страха, а сейчас воспринимается как досадное недоразумение, пустяк. «Сучком поцарапался. Хорошо, что не в глаз»53, – весело говорит он. «Его триумф не могло омрачить ничто»54, – добавляет писатель.

Текст высвечивает слова, которые определяют вехи внутреннего роста героя: победа – подвиг – триумф. Верно ли мы понимаем их значение? Проверим себя по словарю Ожегова.

Победа – это успех в битве, войне, полное поражение противника, а также успех в борьбе за что-либо, осуществление, достижение чего-либо в результате борьбы, преодоления чего-нибудь.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Триумф – блистательный успех, торжество, доставленное удачей, победой.
А теперь откроем словарь Даля.

Победитьпобеждать – осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании.
Сколько энергии в этих глаголах... Победа, в отличие от удачи, не приходит сама собой, за нее нужно бороться. Доктор Звягин стремится к тому, чтобы неудачник ощутил себя победителем, испытал радость, восторг, торжество, ликование, преображающие человека до неузнаваемости.
Результаты совместных усилий отражают сравнения. Если в начале главы Толя напоминает нахохлившегося мокрого воробья, то в конце ее мы видим человека, отрывающегося от безрадостного существования, переживающего состояние взлета: «За спиной Епишко вырастали крылья, и он пробовал их на прочность»55. Маленькие победы привели к большим переменам.
Но не ошиблись ли мы в выборе определения? Обратимся к размышлениям известного ученого Г.Померанца: «Во всякой внешней победе заложен рок. За всякую победу надо платить. Только внутренние победы бесконечно плодотворны: над страхом, над желанием первенствовать, богатеть, мстить. И побеждать. Ибо внешняя победа, до основания изничтожающая то, что нам кажется совершенным злом, тут же становится новым злом, и хороши только те скромные победы, которые восстанавливают естественное равновесие...»56.
– Веллер тоже пишет о скромных внутренних победах, но скромными они кажутся со стороны, а на самом деле требуют огромного напряжения сил: ведь труднее всего судить самого себя и бороться с самим собой, поэтому определение «маленькие» (победы) нуждается в замене.
– А чем внутренние победы отличаются от внешних?
– Внешние победы связаны с одолением кого-то, а внутренние – с одолением себя.
– Внутренние победы освобождают человека от накопленного зла, делают его лучше. А тот, кто стремится к внешним победам, копит в себе зло, потому что не думает, как его поступки отразятся на других людях.
– Внутренние победы, являющиеся итогом борьбы человека со своими недостатками, не приносят ему громкой славы, но они закаляют его, делают сильнее, вырабатывают в нем готовность к спасению других. Толя Епишко доказал эту готовность на деле, заслужив право называться другом Звягина.

Друзья продолжают встречаться. Толя получает новые гантельные комплексы и списки литературы, искренне веря, что у Звягина легкая рука, а тот думает о более сложных задачах: «Я только помог тебе переломить невезение. А дальше ты и сам можешь»57.
Что же будет дальше? Толя не утруждает себя таким вопросом, его не тревожит, что он слишком отстал от своих сверстников, что у него нет ни достойной работы, ни семьи, ни жилья. И доктор устремляется на поиски нового стимула.
А по ноябрьскому морозцу Епишко без приглашения явился к нему в гости с букетом роз, чтобы поделиться грандиозной радостью: ему предложили работу по специальности.
«Перед театром столкнулся со старым приятелем, заговорили о жизни, – и всплыла должность техника в их проектном институте. Образование незаконченное высшее у него есть, перед начальством приятель обещал все уладить. Видимо, придется заочно кончать институт. Зарплата для начала не шибко большая, но главное – зацепиться»58.
Звягина вроде бы и не удивляет такая удача:

– Нет чтоб самому работу искать – ждешь, пока она сама тебя найдет! Везение везением – но вези себя и сам!
– Да я уж начал подыскивать, – оправдывался Епишко. – Я ж понимаю – не всю жизнь в пожарных...59»

По мнению Наполеона Хилла, удачливые люди используют формы будущего времени, говоря о целях, которые только собираются осуществить, а неудачники рассказывают о своих прошлых поражениях и разочарованиях. Подтверждает ли эту мысль история Толи Епишко?
В первой части главы мы видим человека, привыкшего жить воспоминаниями о своих неудачах и не ждущего от будущего ничего, кроме новых несчастий, поэтому в его речи наряду с глаголами прошедшего времени встречаются такие выражения, как «деньги потеряю»60, «на новой работе что-нибудь выкину»61, «под машину попаду»62.
Во второй части главы появляются формы будущего времени, отражающие цели: «куплю»63, «заработаю»64, «придется заочно кончать институт»65.

Сопоставление глагольных групп концентрирует внимание на открытии доктора Звягина, доказавшего, что из безвольного неудачника-паникера за каких-то полгода может вырасти человек, который «сам себя везет». Разве это не победа исследователя?
А его четырнадцатилетней дочери непонятно, почему отец не расскажет своему приятелю, как долго искал для него работу, как «находил его однокашников, звонил по квартирам, уламывал в институте»66. Да и зачем отцу нужен этот непутевый Епишко?
«Стоит ли вкалывать, спасая человеков, падающих, разбивающихся и тому подобное, чтобы они были несчастными неудачниками?»67 – слышит она в ответ.
– Почему «человеков», а не людей? До сих пор речь Звягина была безупречна.
– Он дает понять, что для него нет людей, недостойных внимания, нет «человечков». Необычная форма существительного подчеркивает главный жизненный принцип доктора, отличающийся от новомодных суперменов.
– Звягина можно назвать героем.
– Ему бы это не понравилось, он не тщеславен.
– Героем называют человека, выдающегося своей храбростью, доблестью, совершающего подвиги. Но достоинства Звягина не ограничиваются только этими качествами.
В русском языке есть глагол подвигнуть – побудить к чему-нибудь (обычно благородному, возвышенному). По характеру своей деятельности Звягин – подвижник, то есть человек, героически принявший на себя тяжелый труд ради высокой цели. А что может быть выше спасения людей?
Однако его подвижнический труд лишен внешних признаков успеха. «Открытий не совершил, миллионов не нажил, карьеры не сделал. С точки зрения юных прагматиков ... я должен казаться неудачником»68, – полушутя говорит он.

– Представления людей о счастье и несчастье, о везении и невезении неодинаковы. Конечно, при желании Звягин мог бы без особого труда сделать какую угодно карьеру, но для него гораздо важнее жить в согласии с самим собой, не изменяя своим принципам, жить так, чтобы было интересно, и лечить людей. Далеко не каждый из преуспевших в своем деле может позволить себе роскошь жить интересно. Звягин не считает себя неудачником, пораженцем. Он убежден, что существует единственный доступный для всех способ стать счастливым – сделать счастливым другого человека – и стремится к этому.
А к открытиям его приводит сама жизнь. История Толи Епишко не единственное тому подтверждение. Просто доктор не привык выставлять свои достижения напоказ.
После знакомства с героями Веллера многие наши проблемы кажутся надуманными. Мы убеждаемся, что неудачи выбивают из колеи лишь неумех, бездельников и трусов. А если из нашей жизни ушла радость, если нас не покидает чувство неуверенности, страха, надо создать новые обстоятельства, нацелить себя на цепочку внутренних побед, поверить в преодолимость препятствий и начать отработку приемов самовнушения, самоприказа, самоодобрения. Все это в нашей власти. Энергия созидания, переданная нам силой писательского таланта, не может исчезнуть бесследно.

Заключение

Подготовка к сочинению окончена. Мы собрали и систематизировали материал для написания отзыва. Остается перечитать черновики, сосредоточиться на наиболее интересных фрагментах и поделиться своими впечатлениями. Лучше всего сделать это в форме письма к другу.
Мой прошлогодний девятый «Д» не отличался особым прилежанием, и наивно было бы ждать, что после уроков ребята побегут разыскивать повесть Веллера. Но они взяли у меня текст и с помощью родителей размножили его.
«Суперский рассказ!» – читаю в одной из работ. А вот отрывок из другой: «Среди нас много таких, как Толя, мы просто боимся признаться в этом. А таких, как Звягин, я не встречала».
В этих строчках и боль одиночества, и надежда на встречу с кем-то добрым и сильным, и безмолвный упрек нам, взрослым, находящим множество причин, чтобы не возиться с «человечками», и забывшим о том, что глаголы учить и лечить неразрывно связаны с глаголом спасать. Напоминание об этом – еще один урок доктора Звягина.


1 Михаил Веллер. Приключения майора Звягина. СПб.: Объединенный капитал, 1997. С. 41–42. Далее цитируется по этому изданию.
2 С. 42–43.
3, 4 С. 46.
5 С. 46–47.
6 С. 46–47.
7, 8 С. 47.
9, 10 С. 48.
11 С. 49.
12 С. 50.
13 -15 С. 52.
16 С. 26.
17-19 С. 53.

20 С. 56–57.
21, 22 С. 56.
23 С. 53.
24 С. 57.
25, 26 С. 58.
27 С. 58–59.
28, 29 С. 59.
30 С. 59.
31 С. 41.
32 С. 46–47.
33, 34 С. 51.
35, 36 С. 52.
37 С. 45.
38 - 40 С. 53.

41 С. 54.
42 С. 44.
43, 44 С. 55.
45 С. 56.
46 С. 57.
47 С. 58.
48 С. 60.
49 С. 61.
50, 51 С. 62.
52 С. 48.
53, 54 С. 63.
55 С. 64.
56 Померанц Г. Записки гадкого утенка // Знамя. 1993. № 8. С. 163.

57 С. 63.
58, 59 С. 64.
60, 61 С. 45.
62 С. 51.
63, 64 С. 60.
65-67 С. 64.
68 С. 91–92.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru