Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2003

АНАЛИЗ ТЕКСТА

О.С.БАРАНОВА
г. Полярные Зори


Комплексный анализ текста на материале рассказа М.Булгакова «Стальное горло»

7 класс

Primum non nocere (лат.).
(Прежде всего не навреди.)

Вопросы логического задания, на которые дети должны ответить в конце урока, написаны на доске:
Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма зависит жизнь пациентов?
Почему рассказ называется «Стальное горло»?

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Вокруг тебя – мир...
Запишите это предложение в тетради, подумайте. Мир какой? Полный чего? (Радости, тревог, переживаний, неожиданностей.) Обратите внимание на пунктуацию. Тире заставляет приостановиться, задуматься, многоточие вообще философский знак, нацеливающий на размышление.
Как, по-вашему, можно прочитать это предложение? (В зависимости от смысла, который ты в него вкладываешь, то есть радостно или тревожно.)
Действительно, очень часто мир вокруг нас меняет свои краски, а судьба словно испытывает нас, как и героя рассказа Михаила Афанасьевича Булгакова «Стальное горло».
Его автор – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета. Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии, впоследствии был переведен в Вяземскую городскую больницу. Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача». Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографичен (что это значит?).

II. Беседа по тексту

1. В чем жанровые особенности рассказа?
(Это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.)

2. От чьего лица ведется повествование, когда происходит действие рассказа?
(Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица.)

3. Чтение начала рассказа (первые три абзаца)

Каково настроение доктора в самом начале рассказа и почему? (Он одинокий, нерешительный, сомневающийся, испуганный, потому что ему просто не хватает опыта, он мало что умеет в своей профессии и боится не справиться.)

4. Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? (На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок.) Кто участники этой трагедии? (Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор.)
Кому из них, по-вашему, тяжелее всех? Докажите. (Разные ответы.)

5. Давайте проведем исследовательскую работу: найдите в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажа в начале и в конце повествования.

1-й ряд – девочка Лидка

(«Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх, – ей нечем было дышать... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет». В конце рассказа: «Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась, но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов.
– Все в порядке, – сказал я, – можете больше не приезжать.
– Благодарю вас доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо!
Но Лидка не желала мне ничего говорить».

2-й ряд – ее мать

«Лицо матери было искажено, она беззвучно плакала...», «глаза у нее были как у дикого зверя...», «Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени». В конце рассказа: «Женщина сияла глазами».

3-й ряд – бабка

«Бабка перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок...», «бабка начала молиться на косяк...». В конце рассказа бабка отсутствует.
Что мы увидели благодаря этому заданию? (Всем очень тяжело, все страдали, а закончилось удачно, потому что доктор сделал операцию.)

6. Давайте понаблюдаем за композицией рассказа. Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.)

7. Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал? (Это единственный способ спасти девочку.)
Времени совсем мало, как доктор им распорядился? (Побежал справиться в учебнике, как делаются подобные операции.)
Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего? (Разные ответы: фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; то, что доктор резал наугад, и др.)
А теперь обратим внимание на очень интересный прием, который использует автор. Внутренний монолог героя помогает понять, что на самом деле он испытывает.
Приведите пример из текста.

(«Внутри себя я думал так: “Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку”. А говорил иное:
– Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют».
«“Они отказались, и я спасен”. И только подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил:
– Что вы, с ума сошли? Как это не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?»)

Здесь в рассказе особенно отчетливо звучит «другой голос». Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности? (Он один здесь врач и должен уметь многое.)
Что дает ему силы? (Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку.)
Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?

(«А прием мой все возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек».)
Теперь, когда мы разобрались в прочитанном, пришло время ответить на вопросы логического задания (см. на доску).

(Ребята отмечают, что врачу необходимы не только знания, но и смелость, решительность, хладнокровие, готовность взять ответственность на себя.)

Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам самые сложные вопросы:
– О чем этот рассказ (его тема)? (О трудном случае, об ответственности врача.)
– Микротемы? (Жизнь и здоровье человека, слаженная работа коллег, темнота крестьянства и др.)
– Идея (главная мысль) рассказа? (Победа над собой во имя другого человека.)
– Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи врача? (Помогают понять, что ему пришлось пережить.)
– Какие общечеловеческие проблемы поставлены в этом рассказе? (Сопереживание ближним, ответственность за свои решения.)
– Каков тип текста? (Повествование.)
– Каков стиль речи? (Стиль художественной литературы с тематически обусловленным использованием научных медицинских терминов.)
Читаем последний абзац рассказа: «Крупный снег шел, все застилало, фонарь горел, и дом был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного – спать».
– Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ? (Описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день, он принесет новые заботы.)

III. Задание в конце урока

1. Письменно ответьте на вопрос: «Что нового я узнал о профессии врача?».
2. Сделайте все виды разборов:

I вариант: Она как влетела2, скользя в валенках, и снег еще1 не стаял3 у нее на платке.4
II вариант: Я1 стал читать текст, но ничего не понимал2, слова как-то прыгали3 в глазах.4

Литература

1. Булгаков М. Рассказ «Стальное горло» в книге для ученика «Вокруг тебя – мир...». 7-й класс. М.: ООО «Гендальф», 2000. С. 52–58.

2. Малушкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru