Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2003

ИНФОРМАЦИЯ

Е.В.ЛЮБИЧЕВА,
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург,


Заметки о языковом образовании

В обществе всегда существовало ревностное отношение к преподаванию родного языка: можно вспомнить полемику Ф.И.  Буслаева, Я.К.  Грота, К.Д.  Ушинского, Н.И.  Срезневского, А.М.  Пешковского, Л.В.  Щербы, В.А.  Добромыслова и многих  других. И в наше время этот вопрос остается актуальным, так как языковое самосознание является частью культурного самосознания, а слово – это тот механизм в культурно-социальном мире, при помощи которого человек создает свой собственный мир. Сегодня оказалась нарушенной связь слова и вещи (явления), слова и личности. В школьном образовании слово девальвировано, лишено внутренней формы, своей изначальной духовной природы. И если тезис о том, что «слово отражает мир» может звучать как «мир дан нам в слове», то этот мир, заключенный в рамках скудного словарного запаса, выглядит крайне убогим. Подтверждаются слова Вяч. Иванова, который в статье «Наш язык», в частности, писал: «Народная речь портится и теряет свою мощь и свои краски... Обиходный язык становится все расчетливее от бедности, все условнее и суше…... Все труднее становится нам даже только понимать русский язык, поскольку он простирается дальше, за изгородь отведенного для современной “культуры” загона. А оскудение языка – оскудение души народной…».

Анализируя современную языковую ситуацию, учитывая все возрастающий процесс компьютеризации и информатизации общества, интерес к низкопробным видеофильмам и др., невольно начинаешь понимать, что многие беды с речевой культурой как частью культуры языка и культуры вообще происходят оттого, что школьник утрачивает «вкус» к слову, к чтению классической литературы, посредством которой соприкасались с идеалами, учились любить, сострадать, сопереживать, т. е. духовно обогащались. Заметим, что греческое слово philologia означает «любовь к слову, литературе». А вот любви к слову и к подлинному тексту у современного школьника чаще всего не наблюдается.

Каково сегодня состояние языкового и литературного образования? Как разбудить в современных школьниках речевую чуткость, языковую, эстетическую и художественную интуицию? Возможно ли пробудить творческую мысль, воображение и фантазию современного школьника? Как приобщить ребят к искусству слова?

Ответить на эти и многие другие вопросы попытались участники I Всероссийского съезда методистов и учителей-словесников, который проходил 21–23 октября 2003 года на базе Российского государственного педагогического университета им.  А. И.  Герцена в Санкт-Петербурге. Это, безусловно, знаменательное событие, так как состоялась столь представительная встреча учителей-словесников, преподавателей высших учебных заведений, руководителей органов управления образования, а также представителей Министерства образования РФ и Российской академии образования. Нельзя не отметить, что в целях повышения уровня филологического образования много сделано, например: создана целостная теория обучения всем видам речевой деятельности, в технологии обучения на первый план выдвинут коммуникативно-деятельностный подход, определен базовый образовательный стандарт, введен культурологический аспект языка и др. Хочется подчеркнуть: у современных исследователей возрос интерес ко многим утраченным ценностям, разрушающим одностороннее представление о языке. Но несмотря на, казалось бы, постоянное обновление, суть остается прежней: дифференциация программ и учебников осуществляется за счет усложнения лингвистического материала. Способы усвоения этого содержания, как правило, не учитываются. Поэтому большинство существующих программ и учебных пособий в основном направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, но мало влияют на развитие ученика как личности. Нравственно-духовное, эстетическое развитие выступает при этом побочным и факультативным, т. е. собственно человеческие ценности отодвинуты на второй план. Но эмоционально-оценочное отношение к миру через слово не должно являться чем-то дополнительным в языковом образовании, этот компонент должен стать ведущим.

Вторым компонентом является опыт творческой деятельности. Вот почему вызывает опасение Единый государственный экзамен по русскому языку, который, на наш взгляд, может привести к формализации уже заформализованного курса и снизить мотивацию в обучении. Но речь, по словам выдающегося психолингвиста XX века Н. И.  Жинкина, это творческая функция человеческой психики – и, следовательно, речевые способности ребенка есть некий речевой магнетизм, речевая память, ассоциативность, субъективность, метафоричность…...

По-видимому, сегодня необходимо искать механизмы и пути, связанные с развитием у ребенка потребности творить, самовыражаться, искать, ошибаться и вновь искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать, читать и понимать, слушать и думать. Современная методика должна подсказать ребенку путь к овладению словом, который должен стать «путем с сердцем». И тогда мы подарим нашему школьнику, по словам Б.Л.  Пастернака,

...размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru