ИНФОРМАЦИЯ
Е.В.ЛЮБИЧЕВА,
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург,
Заметки о языковом образовании
В обществе всегда существовало ревностное отношение к
преподаванию родного языка: можно вспомнить полемику Ф.И. Буслаева,
Я.К. Грота, К.Д. Ушинского, Н.И. Срезневского, А.М. Пешковского,
Л.В. Щербы, В.А. Добромыслова и многих других. И в наше время этот
вопрос остается актуальным, так как языковое самосознание является
частью культурного самосознания, а слово – это тот механизм в
культурно-социальном мире, при помощи которого человек создает свой
собственный мир. Сегодня оказалась нарушенной связь слова и вещи
(явления), слова и личности. В школьном образовании слово
девальвировано, лишено внутренней формы, своей изначальной духовной
природы. И если тезис о том, что «слово отражает мир» может звучать как
«мир дан нам в слове», то этот мир, заключенный в рамках скудного
словарного запаса, выглядит крайне убогим. Подтверждаются слова Вяч.
Иванова, который в статье «Наш язык», в частности, писал: «Народная речь
портится и теряет свою мощь и свои краски... Обиходный язык становится
все расчетливее от бедности, все условнее и суше…... Все труднее
становится нам даже только понимать русский язык, поскольку он
простирается дальше, за изгородь отведенного для современной “культуры”
загона. А оскудение языка – оскудение души народной…».
Анализируя современную языковую ситуацию, учитывая
все возрастающий процесс компьютеризации и информатизации общества,
интерес к низкопробным видеофильмам и др., невольно начинаешь понимать,
что многие беды с речевой культурой как частью культуры языка и культуры
вообще происходят оттого, что школьник утрачивает «вкус» к слову, к
чтению классической литературы, посредством которой соприкасались с
идеалами, учились любить, сострадать, сопереживать, т. е. духовно
обогащались. Заметим, что греческое слово philologia означает «любовь к
слову, литературе». А вот любви к слову и к подлинному тексту у
современного школьника чаще всего не наблюдается.
Каково сегодня состояние языкового и литературного
образования? Как разбудить в современных школьниках речевую чуткость,
языковую, эстетическую и художественную интуицию? Возможно ли пробудить
творческую мысль, воображение и фантазию современного школьника? Как
приобщить ребят к искусству слова?
Ответить на эти и многие другие вопросы попытались
участники I Всероссийского съезда методистов и учителей-словесников,
который проходил 21–23 октября 2003 года на базе Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в
Санкт-Петербурге. Это, безусловно, знаменательное событие, так как
состоялась столь представительная встреча учителей-словесников,
преподавателей высших учебных заведений, руководителей органов
управления образования, а также представителей Министерства образования
РФ и Российской академии образования. Нельзя не отметить, что в целях
повышения уровня филологического образования много сделано, например:
создана целостная теория обучения всем видам речевой деятельности, в
технологии обучения на первый план выдвинут
коммуникативно-деятельностный подход, определен базовый образовательный
стандарт, введен культурологический аспект языка и др. Хочется
подчеркнуть: у современных исследователей возрос интерес ко многим
утраченным ценностям, разрушающим одностороннее представление о языке.
Но несмотря на, казалось бы, постоянное обновление, суть остается
прежней: дифференциация программ и учебников осуществляется за счет
усложнения лингвистического материала. Способы усвоения этого
содержания, как правило, не учитываются. Поэтому большинство
существующих программ и учебных пособий в основном направлены на
совершенствование знаний, умений и навыков, но мало влияют на развитие
ученика как личности. Нравственно-духовное, эстетическое развитие
выступает при этом побочным и факультативным, т. е. собственно
человеческие ценности отодвинуты на второй план. Но
эмоционально-оценочное отношение к миру через слово не должно являться
чем-то дополнительным в языковом образовании, этот компонент должен
стать ведущим.
Вторым компонентом является опыт творческой
деятельности. Вот почему вызывает опасение Единый государственный
экзамен по русскому языку, который, на наш взгляд, может привести к
формализации уже заформализованного курса и снизить мотивацию в
обучении. Но речь, по словам выдающегося психолингвиста XX века Н. И. Жинкина,
это творческая функция человеческой психики – и, следовательно, речевые
способности ребенка есть некий речевой магнетизм, речевая память,
ассоциативность, субъективность, метафоричность…...
По-видимому, сегодня необходимо искать механизмы и
пути, связанные с развитием у ребенка потребности творить,
самовыражаться, искать, ошибаться и вновь искать ту единственную,
неповторимо своеобразную манеру говорить и писать, читать и понимать,
слушать и думать. Современная методика должна подсказать ребенку путь
к овладению словом, который должен стать «путем с сердцем». И тогда мы
подарим нашему школьнику, по словам Б.Л. Пастернака,
...размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
|