Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2003

ИНФОРМАЦИЯ

Е.С. АНТОНОВА
г. Москва


Традиции возвращаются

Участники I съезда: Е.С. Антонова (г.Москва), И.Р. Калмыкова (г. Ярославль), Н.Д. Тамарченко (г.Москва)

Участники I съезда:
Е.С. Антонова (г.Москва), И.Р. Калмыкова (г. Ярославль), Н.Д. Тамарченко (г.Москва)

Встречи с учеными, методистами, опытными учителями для педагога бесценны. Большим событием становится для школьной общественности марафон, проводимый ежегодно газетой «Первое сентября», таким событием, казалось, должен был стать и I Всероссийский съезд методистов и учителей-словесников в Санкт-Петербурге, прошедший с 21 по 23 октября с.г.

Хочется напомнить, что сто лет назад, в 1903 году, в Петербурге был созван съезд преподавателей русского языка военно-учебных заведений. Через тринадцать лет попытка учителей собраться была повторена: с 27 декабря 1916 года по 4 января 1917 года в Петрограде прошел I Всероссийский съезд преподавателей русского языка и словесности. Подробное изучение материалов съезда 1916 г. (это была солидная часть моей кандидатской диссертации) и участие в заседаниях нынешнего съезда заставляет меня невольно сравнивать эти два исторических события. Трудно переоценить значение решений, которые были приняты на том далеком от нас форуме педагогической общественности: все продуктивные идеи ученых-лингвистов и учителей-словесников были положены в основу новых школьных программ, безусловно, продвинувших советскую уже школу по пути совершенствования процесса обучения. В связи с этими сравнениями у меня возникли соответствующие ожидания и одновременно вопросы.

Почему опять I Всероссийский? Мы отказываемся от своего прогрессивного наследия? Мы возвращаемся к традициям или снова предпочитаем «отрясать прах с наших ног»? Конечно, социокультурная ситуация изменилась до неузнаваемости, но проблемы, стоявшие перед учителями начала ХХ века, как это ни удивительно, остались актуальными и по сей день: чему учить, как учить и, наконец, как поднять престиж (и моральный, и материальный) школьного преподавателя русского языка и литературы?

Состав обоих съездов выглядел весьма представительным: все наиболее известные ученые-лингвисты, словесники и методисты – А.Алферов, В.Голубков, Н.Кульман, М.Рыбникова, П.Сакулин, Д.Ушаков, Ф.Фортунатов, А.Шахматов, Л.Щерба и др. – принимали активное участие в выработке решений в начале ХХ века, и в начале ХХI века на заседаниях мы услышали и увидели многих ведущих ученых-методистов, авторов действующих программ и учебников по русскому языку и литературе – Г.Беленького, Л.Вербицкую, Г.Ионина, А.Княжицкого, А.Кутузова, С.Львову, В.Маранцмана, Т.Рамзаеву, Л.Рыбченкову, Н.Тамарченко и др. Уже по неполному перечислению именитых делегатов можно определить и первое отличие: в начале прошлого века больше обсуждалось обучение русскому языку, в начале нынешнего – литературе. И здесь сразу же хочется отметить самую важную, пожалуй, особенность современной школьной ситуации – сближение учебных предметов русского языка и литературы. Если в начале ХХ века школьная словесность была на необычайной высоте и ей не хватало лингвистического обеспечения, то к началу ХХI века мы пожинаем горькие плоды отказа от словесности в пользу школьного предмета «литература», который трагическим образом был отделен от своего «тела» – языка. Соотношение двух дисциплин – «русский язык» и «литература» – проблема, которая на нынешнем съезде разделила участников на два лагеря, но не была разрешена.

Учителя, которым давали «свободный микрофон» на пленарных заседаниях и предоставляли слово в секциях, говорили о необходимости сближения, интеграции русского языка и литературы. Без этого воссоединения предмет «русский язык» превращается в собрание правил и трудоемких формальных разборов, которые в реальной жизни нигде и никогда не пригодятся, а уроки литературы выхолащиваются рассуждениями с чужого голоса учителя и школьников о программном произведении, которое дети не читали, потому что никто их этому не учит. Изучать родную литературу можно только опираясь на язык – это стало очевидным учителям и ученым, практикующим в школе. Это позволило бы нашему народу (да-да, народу, потому что в школе проживает свою жизнь все население нашей страны, сначала в качестве учеников, а потом в качестве родителей или школьных учителей) развивать ту самую духовность. Это позволило бы решить и не менее важные организационные вопросы школьного преподавания словесности, которая бессмысленным образом разделена на ряд изолированных друг от друга предметов – «русский язык», «литературу», дополнительно вводимые, но с неопределенным содержанием «риторику» и «словесность», – сократить нагрузку на детский (и взрослый, между прочим) организм.… Школьные и вузовские преподаватели убедительно обосновывали необходимость воссоединения разлученных предметов, демонстрировали издания – инновационные методики – как результат творческих поисков. Высказывалось мнение: пересмотреть содержание названных дисциплин, разработать смежную дисциплину, условно называемую «анализом текста».

У одного из зданий Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена. г.Санкт-Петербург

У одного из зданий Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена. г.Санкт-Петербург

Не случайно больше всего времени на пленарных и секционных заседаниях заняло обсуждение проблем Единого государственного экзамена. Удивительная особенность наших руководителей – ставить телегу впереди лошади! Форма контроля знаний, умений и навыков – далеко не главный компонент в методической системе обучения. Мы еще не определились с целями, содержанием образования, принципами и методами – а все эти проблемы были заявлены для обсуждения съездом, – но уже внедрили форму контроля в виде тестов, к которым никогда прежде не готовили учеников! Неудивительно, что учителя проявляли гипертрофированный интерес к тому, как будут оценивать их труд: здесь уж не до содержания образования, здесь один путь – натаскивать. Форма, поставленная во главу угла, и содержание деятельности делает формальным.

Отвлекаясь от съезда, хочется, кстати, сказать, что последние исследования сотрудников Психологического института РАО выявили две главные причины низкой успеваемости наших учеников: отсутствие мотивации к учению и неумение читать. Школьные учебники совершенно не учитывают психофизиологических особенностей ребенка. И составители программ, и, к сожалению, большинство учителей до сих пор ориентируются на программу и учебные материалы, но не на растущую личность, ради которой, собственно, все эти документы и создаются. Коллектив лаборатории Психологического института РАО под руководством академика Г.Г. Граник разрабатывает единую серию учебников нового поколения с 1-го по 11-й класс. Они учат пониманию текстов, в них соединяются курсы русского языка и литературы. Однако этот учебный комплекс доступен лишь московским школам, являющимся экспериментальными площадками. Здесь уместно, на мой взгляд, сказать о странностях информирования учителей: складывается впечатление, что образовательные ведомства не заинтересованы в сборе и распространении передового опыта. Подтверждает это также полное отсутствие информации о созыве данного съезда.

Возвращаясь к работе съезда, я с трудом пытаюсь выделить некие четкие содержательные линии обсуждения заявленных проблем. Иногда звучали справедливые высказывания о необходимости принять важные решения: снижение нагрузки учителя-словесника, предоставление ему большей самостоятельности в выборе учебных материалов, отмена ЕГЭ до принятия документов о модернизации содержания литературного и языкового образования. Высказывалось здравое мнение о том, что делегаты призваны объявить государству и обществу о проблемах школьных словесников и поэтому необходимо разделить все вопросы по трем основным направлениям: политическому, экономическому и методическому, а для этого разделиться и выработать юридически грамотные адресные резолюции. Но слова эти тонули в лавине следующих друг за другом предложений более частного характера. Слова, слова, слова…

Пушкинский Дом. г. Санкт-Петербург

Пушкинский Дом. г. Санкт-Петербург

Собственно говоря, участники съезда воспроизводили известную в нашей современной общественной жизни ситуацию – полное отсутствие коммуникации, т.е. беседы с целью взаимопонимания и взаимодействия. А ведь именно этому мы, словесники, должны научить наших школьников. Демонстрируя умение говорить только о своем и неумение слушать чужое, иное, другое, участники съезда – от высоких чиновников до самых простых ученых и учителей, – сами того не сознавая, выявили актуальность новых подходов к обучению русскому языку и литературе в единстве, в основу которых положено представление речевой деятельности. Воистину: врачу, исцелися сам!

Проблемы речевой деятельности составляют сегодня содержание многих смежных наук: современного русского языка, лингвистики текста, лингвопрагматики, литературоведения, герменевтики, семиотики, теории коммуникации. И, конечно же, пришло время ввести новый учебный предмет для школы, цель которого – вырастить человека, умело ориентирующегося в любой языковой ситуации, способного импровизировать в соответствии с быстро меняющимися условиями. Этого требует современная жизнь, и школа должна соответствовать этим требованиям.

Если своими руководящими инструкциями мы заставляем учителя формально обучать школьников, то тем самым мы и создаем условия для чудовищных печатных изданий типа решебников, вариантов сочинений или «краткого пересказа программных классических произведений». Поэтому принять резолюцию о запрете таких изданий, как это было предложено делегатам съезда, – значит продемонстрировать полную свою несостоятельность и глупость: школьная практика рождает спрос. Изменятся содержание обучения и формы его контроля – эта продукция исчезнет за ненадобностью. А сейчас она необходима как воздух: современный школьник задыхается от перегрузок. Простите нас, ребята, мы учились в такой же школе, нас никто не научил ориентироваться в ситуации, импровизировать в соответствии с быстро меняющимися условиями! Мы даже не научились доводить дело до какого-нибудь конца: резолюции съезда так и не были утверждены. Кто-то избрал какой-то координационный совет, который доработает какие-то предложения...… Неопределенные местоимения точно передают состояние большинства участников съезда.

Теперь я понимаю, почему спустя почти сто лет после I Всероссийского съезда учителей-словесников проходил опять I Всероссийский съезд методистов и учителей-словесников. А вы поняли?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru